

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА
ПОСЛЕ ПОМЕСТНОГО СОБОРА
В конце февраля 1917 года беспроволочный
телеграф ежедневно передавал из Петербурга
важные новости и тревожные известия о
неспокойствии на войне, на наших фронтах; о
нежелании воевать наших воинских частей, о
революционном настроении в столице и
других городах, об отречении от престола
Государя Николая II, об организации
Государственной Думой Временного правительства
и, наконец, о созыве 15 августа 1917 года
Всероссийского Поместного Собора в Москве.
На выборных началах участвовали не только
епархиальные архиереи, но и по епархиям
выборное духовенство и миряне в
соответствующих пропорциях. Участвовали в
Соборе все епархиальные епископы (немногим
более 100 человек); вместе же с выборными
членами и мирянами, участниками Собора,
было около 770 человек.
Временное правительство не смогло
удержать управления государственным
кораблем, и в конце октября оно было сметено.
В этот период Церковный Всероссийский
Собор, продолжая реформу Православной
Всероссийской Церкви, отделенной от
государства, при строго церковном и
соборном соблюдении канонических
установлении, на общем пленарном
заседании всех членов постановил после
ряда прений подавляющим числом голосов
всего Собора восстановить Патриаршество в
Русской Православной Церкви, бывшее 200 лет
тому назад на Руси, но уничтоженное
императором Петром I.
Патриархом Тихоном Владыка Евсевий был
назначен митрополитом Крутицким. Скончался
он в 1922 г. Могила его в Ново-Девичьем
монастыре. Всякий раз я с благоговением
посещаю ее, благодарю доброго авву, молюсь о
его упокоении: "Архиерейство его да
помянет Господь Бог во Царствии Своем".
Я как епископ Камчатский и
Петропавловский представительствовал на
Соборе, имея поручение от Камчатского
Собора духовенства и мирян. В том же Соборе
участвовал, имея голос от мирян, камчадал П.
Новограбленный.
В 1918 году осенью мы возвращались на
Камчатку в свою епархию, но поскольку
прямой путь через Сибирь до Владивостока
был нарушен сибирскими междоусобицами, то
мне пришлось ехать на Камчатку окружным
путем: через Киев, Одессу, Крым,
Константинополь, Александрию, Египет,
Суэцкий канал, Порт-Саид, Гонконг, Шанхай...
В Константинополе я растерялся, так как у
меня было только несколько бумажных
керенок, нигде не признаваемых. В Турции над
моими керенками менялы только посмеялись.
Но мне улыбнулось неожиданное счастье. Я
случайно узнал, что в Константинополе находился
в то время господин Беклемишев - главный
представитель Российского Добровольного
флота. Я обратился к нему с просьбой взять
меня на пароход "Томск", отплывавший
вскоре на Камчатку, в счет моей уплаты по
прибытии. На что он категорически возразил:
- Вы, Ваше Преосвященство, всегда, будучи
на Камчатке, без отказа исполняли любые
просьбы Добровольного флота и весьма
много пользы приносили нам во время зимних
поездок по Камчатской области, а посему мы
вам отведем каюту на "Томске" и не
считайте себя нашим должником.
Я от глубины души поблагодарил Господа и
человека, оказавшего мне содействие в
непредвиденном путешествии домой на
Камчатку. "Томск" плыл 84 дня с
небольшими остановками в попутных портах,
но с большой задержкой из-за отчаянного,
страшного, длительного шторма в Индийском
океане.
Все же я, благодарный всем и за все,
добрался до Петропавловска-Камчатского,
где исполнил все епархиальные дела, много
служил, и на следующем пароходе, прибывшем в
Петропавловск, имел возможность пройти по
Восточному побережью Берингова моря,
посетив камчатские селения, где так
радостно меня встречала моя паства. Я
крестил давно приготовленных к принятию
Православия дорогих моих детей природы,
оказал посильную помощь походной аптекой
больным и отправился в обратный путь. Увы!
Наш пароход не пустили в Петропавловск, так
как там происходило восстание.
Так больше мне и не пришлось вернуться на
мою любимую, дорогую Камчатку. Но сердце мое
осталось там, среди любимых мною камчадалов.
И молитва моя неугасима за всю Камчатскую
землю со всеми ее туземцами.
Я отправился через Японию в Харбин (Маньчжурию),
где некоторое время служил и управлял
Камчатским миссионерским подворьем и Домом
трудолюбия и милосердия. Впоследствии
Святейшим Патриархом Алексием и Священным
Патриаршим Синодом я был назначен
епархиальным архиереем Харбинским и
Маньчжурским, с возведением в сан
митрополита, и Экзархом по Восточной Азии
(27 июля 1946 г.).
Молитвенно и смиренно благодарю Тебя,
Господи, даровавшего моей скудости
пронести ниспосланные Тобою три креста
послушания моего: пастырского, иноческого и
миссионерского в предопределенный Тобою
период времени в Камчатском крае. Слава
Богу за все!
При всех недостатках и немощах моих я,
укрепляемый верою и любовью, по совести
исполнял вверенное мне служение во имя
Господа Иисуса Христа. И моим бывшим
духовным чадам оставляю то же завещание
апостольское, какое было мной положено в
основу моей проповеди: "Живите достойно
благовествования Христова, чтобы мне,
приду ли и увижу ли вас, или не приду,
слышать о вас, что вы стоите в одном, духе,
подвизаясь единодушно за веру Евангельскую"
(Флп. 1, 27). "И чему вы научились, что
приняли и слышали и видели во мне, то
исполняйте, - и Бог мира будет с вами" (Флп.
4, 9).
Аминь.
Вернуться к
оглавлению
Далее читайте:
Нестор
(Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.
Епископ Нестор.
Расстрел
Московского Кремля (документ).
Караулов
А. К., Коростелев В. В.
Арест экзарха // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.
Караулов А. К. , Коростелев
В. В. Поборник церковного
единения (к 40-летию со дня блаженной
кончины митрополита Нестора)
Караулов
А. К., Коростелев В. В. Экзарх
Восточной Азии // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|