Митрополит Нестор, Анисимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Митрополит Нестор, Анисимов

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Митрополит Нестор (Анисимов)

Моя Камчатка

Митрополит Нестор в 1911 году

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА

Комментарии

1. Епископ Варсонофий (Курганов, 1839 - 8.1.1904) - сын священника Пензенской епархии. После окончания Пензенских духовных училища и семинарии (1856) и рукоположения во иерея (26.10.1857) служил около 10 лет в родном селе (до смерти жены). По окончании Казанской духовной академии (1870) оставлен при ней помощником инспектора. Удостоен степени кандидата (1872 ) и магистра (1873) богословия. Законоучитель Казанского учительского института (1876). Возведен в сан протоиерея (30.4.1887). Ректор Орловской духовной семинарии (3.2.1889). По­стрижен в монахи (27.2.1889), возведен в сан архиманд­рита (2.3.1889). Ректор Казанской духовной семинарии (25.2.1891). Хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии (21.6.1892). Епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, настоятель вятского Успенского монастыря (10.12.1894). Почетный член Казанской духовной академии (1903). Внес крупное пожертвование для учреждения стипендии имени Высоко­преосвященного Никанора (Бровковича), архиепископа Херсонского и Одесского (бывшего ректора Казанской духовной академии). По мысли жертвователя, на процен­ты с этого капитала должен был содержаться "один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами". Епископ Варсонофий скончал­ся в Вятке от воспаления легких.

2. Митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик, 28.8.1906 - 16.4.1965).

3. Архимандрит (позже епископ) Андрей (князь Ухтомский, 26.12.1872 - 4.9.1937) - родился в с. Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Окончив 5 классов гимназии, поступил (1887) в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого был принят в Московскую духовную академию (1891). Определен учителем русского языка в 1-й класс Казанского духовного училища (9.11.1895). По­стрижен в монахи (2.12.1895), рукоположен в иеромонаха (6.12.1895). Инспектор Александровской миссионерской семинарии (1897), наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита (1899). Хиротонисан (4.10.1907) во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии (был первым Казанским викарием по делам миссионерства). С 25.6.1911 - епископ Сухумский, а с 22.12.1913 - епископ Уфимский и Мензелинский. Духовником еписко­па Андрея был Владыка Антоний (Храповицкий). Играл видную роль в "революционном Синоде". Участвовал в созванном в Омске (1918) Сибирском Поместном Соборе, где был избран в созданное на Соборе Временное Высшее Церковное Управление, руководил духовенством III армии адмирала А.В. Колчака. Арестован большевиками в Новониколаевске (февраль 1920), но через десять месяцев выпущен, после особого заявления, в котором Владыка "раскаивался в прежних нападках на советскую власть за ее декрет об отделении Церкви от государства"; направлен в Уфу "под надзор верующих".

В программе созданного там Уфимского братства, в частности, говорилось: "... Чрез церковное единение славянства идти к единению Вселенской Церкви и будущему VIII Вселенскому Собору". В 1921 г. назначен епископом Томским, но к месту служения не поехал. Арестован в феврале 1922 г. "за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы"; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения (!). В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело Владыки "за недостатком улик". В 1922-1928 гг. явно и тайно поставил* ряд архиереев. В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад). 28.8.1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Свя­тителя Николая епископ Андрей принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении (13/26.4.1926). Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кзыл-Орду. Вновь арестован (4.10.1928) и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отси­дел в одиночной камере три года (до 7.10.1931). После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвен­ном общении со старообрядцами. Новый арест и новая ссылка, на этот раз в Алма-Ату (с 1.4,1932). Характерно, что в письмах этого периода Владыка Андрей рекомендовал своим ученикам посещать собрания евангелистов, когда там читалось и толковалось Священное Писание. Это, по его мнению, должно было способствовать укреплению веры, а также помочь осознать непреходящее значение Библии. 19.9.1932 г. епископ Андрей получил Святые Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия. В письме, написанном 23.5.1933 г. предсовнаркому В. Молотову, он призывал главу правительства дать возможность собрать Собор, целью которого будет "нравственное оправдание социализма". Сведения о даль­нейшей судьбе Владыки противоречивы. По одним данным, он после возвращения в Москву из среднеазиатской ссылки некоторое время жил там в старообрядческой архиепископии, а затем был выслан в Архангельскую область, где и завершил свой жизненный путь в 1944 г. По другим, более достоверным, данным, в 1934 г. он был приговорен к трем годам тюремного заключения, которое отбыл в Ярославской тюрьме. Там же вновь приговорен (27.3.1937) к лишению свободы, а 4.9.1937 расстрелян.

* Рукоположил.

4. Равноапостольный Николай, архиепископ Японский - родился 13.8.1836 в бедной семье диакона Димитрия Касаткина в с. Березовка Смоленской епархии. Блестяще окончив Санкт-Петербургскую духовную академию (1860), он принял монашеский постриг и отправился миссионером в Японию. Был настоятелем православной церкви при русском консульстве в Хакодате. В 1868 г. зародилась Японская Православная Церковь, а в 1870 г. отец Николай назначается начальником Российской духовной миссии в Японии. Возведен в сан епископа Японского (1880), заложил в японской столице собор во имя Воскресения Христова (1884). На пожертвование Николая II, сделанное им, когда он был еще наследником престола, основал в Токио духовную семинарию (1897). "Епископ Николай, - пишет списатель его жития, - сделал для японцев то же самое, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для славян: он создал для них христианский язык и стремился поднять их до понимания евангельского и богослужебного языка".

Накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. "встревоженные возможностью войны со своими единоверцами, православные японцы обратились к своему епископу. Он ответил им, что они по присяге обязаны исполнять свой воинский долг, но воевать - совсем не значит ненавидеть неприятеля, это значит - защищать свое Отечество. Патриотизм завещал нам Сам Спаситель, скорбевший об участи Иерусалима". Никто в России не понял японского святителя так хорошо, как император Николай II. По окончании войны царь писал ему: "Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание и посреди вражды бранной удержать мир веры и любви в созданной вашими трудами Церкви..." ("Православная жизнь". Джорданвилль, 1982. № 2).

Возведен в сан архиепископа 24.3.1906. Скончался 3.2.1912. Прославлен Русской Православной Церковью 10.4.1970.

5. Евсевий (Никольский, 1861-1922), архиепископ (позже митрополит) Владивостокский и Камчатский - родился в Тульской губернии в семье священника. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен во иеромонаха. Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1896- 1897). Епископ (1899), а позже архиепископ (1906) Вла­дивостокский и Камчатский (с 1916 г. - Владивостокский и Приморский). За годы своего епископства построил на Дальнем Востоке более 100 церквей, участник Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий. Временно управлявший Московской Патриаршей областью (1920-1922). Скончался в Москве в январе 1922 г.

6. Димитрий (Самбикин, 1839-1908), архиепископ Казанский и Свияжский. Образование получил в Воронежской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии (1865). Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии, рукополо­жен во иерея (1866). С 1872 г. - ректор Тамбовской духовной семинарии. Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской духовной семинарии (с 1881). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1866). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1887). Епископ Подольский (1890). Епископ (с 1898 - архиепископ) Тверской и Кашинский (1896). Архиепископ Казанский и Свияжский (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, оставил после себя множество научных трудов.

7. Иннокентий (Солодчин, 1842 - 23.10.1919), епископ Приамурский и Благовещенский - родился в семье свя­щенника Рязанской губернии. После окончания Томских духовных училища и семинарии, а также Санкт-Петербургской духовной академии (1863) поступил в Алтайскую духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведен в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (с 31.8.1898). Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенско­го (9.2.1899). На покое (с 1900) проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

8. Владимир (Благоразумов, 3-4.1845-1914), епископ Приамурский и Благовещенский, - сын диакона Пензенской епархии. После окончания Пензенской духовной семинарии рукоположен во иерея и назначен священником в уездный город Городище (1866). После смерти жены поступил (1878) в Казанскую духовную академию. Принял монаше­ство (1888), назначен преподавателем в Волынскую духовную семинарию. Редактировал "Почаевский листок". Преподавал Священное Писание в Кишиневской духовной семинарии (1891). Возведен в сан архимандрита (1897), старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Епископ Сарапульский, первый викарий Вятской епархии (1901 -1902). Епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии (1902-1906). Епископ Приамурский и Благовещенский (1906-1909). С 1909 г. - на покое. Магистр богословия, автор научных работ.

9. Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский, - родился 26.8.1797 г. в с. Ангинском Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова. Осиротев в раннем возрасте и сам научившись грамоте, он семи лет читал Апостола за литургией. Был принят на казенный счет в Иркутскую духовную семина­рию, ректор которой, обнаружив в нем душевное и внешнее сходство с Владыкой Вениамином (Багрянским), бывшим в 1789-1814 гг. епископом Иркутским и Нерчинским, дал ему новую фамилию - Вениаминов. В 1817 г. Иоанн Вениаминов (так звали Владыку в миру) женился, был рукоположен в сан диакона и определен учителем 1-го класса приходского училища. В 1823г. епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил из Святейшего Синода указ послать священника в колонию Российско-Американской кампании на остров Уналашку. Им стал будущий святи­тель. Он проповедовал среди местных алеутов и креолов слово Божие, обучил их плотничьему, столярному, слесар­ному и кузнечному делу, построил с их помощью храм. Перевел на алеутско-лисьевский язык Катехизис и Евангелие от Матфея, составил букварь с полным переводом важнейших молитв. За труды его наградили наперсным крестом и в виде повышения перевели на остров Ситху (1834). После смерти жены (1839) пострижен на Троицком подворье святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским (1840), а в конце того же года (15.12) был хиротонисан в Казанском соборе во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского (с 1850 - архиепископ). Вскоре к его епархии была присоединена Якутская область (1852), куда он переселился на постоянное жительство. В 1862 г. архиепископ Иннокентий переселился в Благовещенск, откуда, продвигаясь по Амуру, совершал богослужения в селах. В 1868 г. был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским. Святитель учредил миссионерское общество и превратил Московский Покровский монастырь в миссионерский. 31 марта 1879 г. в Великую Пятницу Владыка Иннокентий отошел ко Господу. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977 г.

10. Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 - 2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский - старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа; его называли "сибирским столпом Православия", "апостолом Алтая". Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. После окончания Тобольской духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание "Невский", поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861-1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868-1869). На­чальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 - епископ Томский и Барнаульский (с 1906 - архиепископ), с 1908 - архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода (1912), почетный член Санкт-Петербургской ду­ховной академии (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Свя­тителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (август 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губернии. В 1956 г. останки святителя (по свидетельству очевидцев - нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры.

11. Маргпиниан (Муратовский, 1820 - 5.7.1898), епи­скоп Камчатский, Курильский и Благовещенский, - родился в семье причетника Казанской епархии. По окончании Казанской духовной семинарии (1842) определен учителем в Свияжское духовное училище. Пострижен в монашество (13.6,1845), рукоположен во иеродиакона (5.8.1945) и иеромонаха (3.3.1846). Смотритель Свияжского духовного училища (1853), настоятель Свияжской Макарьевской пустыни (с. 25.7.1856), настоятель Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита (с 19.7.1861). Хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии (9.2.1869). Назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским (17.10.1877). В том же году заложил первый в епархии храм во имя святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. Епископ Таврический и Симферопольский (11.5.1885; с 14.5.1896 - архиепископ). Уволен на покой (19.1.1897). Скончался в Симферополе.

12. Алексий (Дородницын, 22.11.1859 -1919), архиепископ Владимирский и Суздальский, - родился в с. Успенское Славяносербского уезда, Екатерин ославской епархии, в семье дьячка. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1885) со степенью кандидата богословия. Учитель Херсонского ду­ховного училища (1886), боролся против распространения штундизма в Херсоне (с июня 1890), магистр богословия (1891, за сочинение "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого"). Помощник строителя Бахмутского духовного училища (1892), епархиальный миссионер Екатеринославской епархии (1894), преподаватель обличительного богословия Черниговской духовной семинарии. Пострижен в монахи (1902), посвящен во иеромонаха. Инспектор Ставро­польской духовной семинарии (1902), ректор Литовской духовной семинарии (1903). Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (30.5.1904). Епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (1905) и одновременно ректор Казанской духовной академии, доктор церковной истории (март 1910). Епископ Саратовский и Царицынский (январь 1912), архиепископ Владимирский и Суздальский (июль 1914 - весна 1917). В 1918 уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу, настроенную против митрополита Киевского Владимира, за что был запрещен в служении. Пытался захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию. Скончался примиренный с Матерью-Церковью.

13. Никанор (Каменский, 1848-1910), архиепископ Казанский и Свияжский - окончил Казанскую духовную академию. Епископ Чебоксарский, викарий Казанской епар­хии (1891 -1896); епископ Смоленский и Дорогобужский (1896-1899); Орловский и Севский (1899-1902); Екате­ринбургский и Ирбитский (1902-1903); Гродненский и Брестский (1903-1905); архиепископ Варшавский и Привислинский (1905-1908); Казанский и Свияжский (1908-1910). Автор трудов: "Изображение Мессии в Псалтири", "Экзегетико-критическое исследование месси­анских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида", "Объяснение послания Апостола Пав­ла" и др.

14. Сергий (Тихомиров, 1863 или 1871-11.8.1945), митрополит Японский - уроженец Новгородской епархии. Учился в Санкт-Петербургской Духовной академии (1892- 1896). Пострижен в монахи (1895), рукоположен во иеромонаха. Инспектор Санкт-Петербургской Духовной семинарии (1896), архимандрит (1899), ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Петербургской Духовной академии (1905). Хиротонисан во епископа Ям-бургского, викария Санкт-Петербургской епархии (6.11.1905). Епископ Киотоский и помощник начальника Русской духов­ной миссии в Японии (21.3.1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (19.5.1912). Архиепископ (1921), митрополит (1931). С 4.9.1940 на покое.

15. Павел (Ивановский, 1874-1919), епископ Никольск-Уссурийский - родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую духовную семинарию (1895), пострижен в монахи (1896) и посвящен во иеромонаха. Назначен миссионером в Забайкальскую епархию, причислен ко Владивостокскому архиерейскому дому (1900), окончил Восточный институт во Владивостоке (1904). Возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской миссии в Сеуле. Перевел на корейский язык богословские книги. Хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивосток­ской епархии (24.6.1916). Вместе с Нестором, епископом Камчатским и Петропавловским, в числе 39 архиереев Русской Православной Церкви подписал в Москве 5.4.1918 г. "Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского". Епископ Вяземский, вика­рий Смоленской епархии (1918). Скончался от сыпного тифа по дороге в Новочеркасск, где и погребен. Составил акафист святым Апостолам Петру и Павлу.

16. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгород­ский (память 4 сентября и 10 декабря), - уроженец Полтавской губернии, родился 8.9.1705 г. в знатной мало­российской семье. Воспитанник Киевской духовной акаде­мии, во время учения в которой принял монашеский постриг, а затем там же преподавал. Определен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря под Лубнами (1737), а позже (1744), будучи посвящен в архимандрита, переведен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Хирото­нисан во епископа Белгородского (2.6.1748). Вел истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Скончался во время объезда епархии 10.12.1754 г. Совершавшиеся на его могиле чудеса послужили основанием к местному почита­нию святителя, а затем и к общероссийскому прославлению его 4.9.1911 г., совершившемуся в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Констан­тина Константиновича. На докладе обер-прокурора Святей­шего Синода император Николай II написал 10.12.1910 г.: "Благодатным предстательством святителя Иоасафа да ук­репляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием". Вскоре после прославления свя­тителя Государь с Государыней приезжали поклониться его святым мощам.

17. Антоний (Банковский, 3.8.1846-2.11.1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствую­щий член Святейшего Синода, - сын сельского священника Тамбовской губернии. После окончания Казанской духов­ной академии (1870) - профессор, магистр богословия, с 1874 г. - редактор "Православного собеседника". В 1883 г. пострижен в монахи, возведен в сан архимандрита, в 1885 г. - инспектор Санкт-Петербургской духовной ака­демии, в 1887 г. - ректор, хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1892 г. получил самостоятельную Финляндскую кафедру. В 1895 г. утвержден в степени доктора церковной истории, избран почетным членом Казанской, Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий. В 1898 г. возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Автор множества духовных сочинений.

18. Сергей Михайлович Лукьянов (1855-?) - обер-прокурор Святейшего Синода (5/18.2.1909-2/15.5.1911), тайный советник, сенатор. Родился в Москве. Окончил Военно-медицинскую академию. Работал при клинике профессора С. П. Боткина в лабораториях профессоров Гольтца и Гоппе-Зейлера (Страсбург), в Лейпциге и Геттингене. Доктор медицины (1883). Приват-доцент по кафедре общей патологии. Экстраординарный профессор Варшавского университета (1886). Директор Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге (1894). Совещательный член Медицинского совета Министерства внутренних дел (1897). Преподаватель кафедры судебной медицины Учи­лища правоведения (1898). Член Комиссии по вопросу о реформе средней общеобразовательной школы (1900). Товарищ министра народного просвещения (1902-1905). Член Государственного совета (с 1904).

19. А.Н. Харузин - в 1900-х гг. статский советник, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В 1910-х гг. - гофмейстер, тайный советник, сенатор.

20. Александр Александрович Мосолов (1854 -1939) - генерал-лейтенант лейб-гвардии конного полка, в 1900- 1917 гг. - начальник Канцелярии Министерства император­ского двора и уделов. С января 1917 г. - чрезвычайный посланник и полномочный министр в Бухаресте. Будучи в числе тех, кто принадлежал к ближайшему окружению императора Николая II, участвовал в попытках спасти царскую семью в 1918 г., был одним из организаторов Общероссийского монархического съезда в баварском горо­де Рейхенгале в мае 1921 г. С 1933 г. жил в Болгарии, где написал свои записки "При дворе последнего императора" (СПб., 1992).

21. С. В. Рухлов (1853-1918) - начал службу в Министерстве внутренних дел, статс-секретарь Государственного совета (1903-1905), товарищ главноуправляющего торговым мореплаванием и портами, министр путей сообщения (1909-1915). Член Государственного совета (с 1905), тайный советник.

22. Никандр (Молчанов, 1.4.1852-5.6.1910), архиепископ Литовский и Виленский, - родился в семье диакона Московской епархии. После окончания Московской ду­ховной академии (1878) преподавал греческий язык в Тамбовской духовной семинарии. Магистр богословия (1884). Пострижен в монахи (18.7.1885), рукоположен во иеродиакона (20.7.1885) и иеромонаха (21.7.1885). Назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведе­нием в сан архимандрита (30.8.1885). Хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии (10.2.1891). Ректор Санкт-Петербургской духовной академии (19.12.1893). Епископ Симбирский и Сызранский (23.8.1895), архиепископ Литовский и Виленский (23.4.1904). Назначен в Святейший Синод для присутствия (1909).

23. Г.Д. Шервашидзе (1.847-?) - князь, генерал-адъ­ютант, Тифлисский губернатор (1888-1898), обер-гоф-мейстер, состоял при вдовствующей Императрице Марии Феодоровне (с 1898).

24. Владимир Карлович Саблер (Десятовский - с 1914 г. - взял фамилию жены; 1845 или 1847-1929) - сын штаб-лекаря и дворянки Тульской губернии. После окон­чания юридического факультета Московского университета был привлечен К. П. Победоносцевым к службе по духовному ведомству в качестве юрисконсульта. Оставил службу в Святейшем Синоде (6.5.1905) из-за разногласий с Победо­носцевым - противником восстановления Патриаршества. Назначен членом Государственного совета. Действитель­ный тайный советник, сенатор, обер-прокурор Святейшего Синода (2.5.1911-1913). Человек обновленческого духа, весьма пристрастный в характеристиках. Г. И. Шавельский, протопресвитер военно-морского духовенства, тем не менее говорил о нем: "В. К. Саблер был оригинальнейшим обер-прокурором. Он всегда был другом архиереев... Но он был другом и всего духовного и особенно монашеского чина. Его приемная всегда была переполнена монахами и мона­хинями, игуменами и игумениями, архимандритами и про­тоиереями. Ревность к делу у В. К. не оставляла желать большего. Он был занят каждый день, очень часто прини­мал посетителей после 12 часов ночи, все время, казалось, дышал церковностью". В имении Саблеров, в 15 верстах от Каширы, была создана женская богословская семина­рия, рассчитанная на 500 девочек, с 6-летним курсом обучения; выпускницам предоставлялось право преподава­ния Закона Божия в общеобразовательных школах. После революции В. К. Саблер был репрессирован в апреле 1918 г., его под усиленным конвоем доставили в Москву из-под Новочеркасска, где он был арестован. Из Ч К его вскоре выпустили "за отсутствием состава преступления". Про­живая в начале 1920-х гг. в Москве на Поварской, он влачил жалкое существование. Саблер прекрасно знал святителя Тихона, ценил его чрезвычайно высоко, но считал, что политика Церкви должна быть более гибкая, более лояльная в отношении "внешних" и в связи с этим большие надежды возлагал на митрополита Сергия (Страгородского).В конце жизни, будучи уже древним старцем, он был сослан в Тверь, где, обреченный на медленную муку, он голодал, ютясь в церковной сторожке.

25. Князь Иоанн Константинович (23.06.1886- 5.7.1918) - сын Великого князя Константина Константиновича (см. прим. 26) и Великой княгини Елисаветы Маврикиевны (1865-1927). Женат на княгине Елене Петровне (1884-1962), дочери Короля Сербии Петра I (см. прим. 27). Флигель-адъютант, штаб-ротмистр лейб-гвардии конного полка. Отличался редкостным духовно-религиозным настроем и сострадательностью к несчастным и обездоленным, чуткостью и простотой. Проводя очень много времени в молитве, он был особенно близок к Великой княгине Елисавете Феодоровне, с которой многие часы провел в религиозно-нравственных беседах. С ней же был и убит под Алапаевском.

26. Великий князь Константин Константинович ( 1858-1915) - генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии по гвардейской пехоте и по Оренбургскому казачьему войску, присутствующий правительствующего Сената, президент Императорской Российской Академии Наук (с 1889), поэт (стихи подписывал инициалами К.Р.). Командир лейб-гвардии Преображенского полка (1891-1900), главный начальник военно-учебных заведений (1900-1910), гене­рал-инспектор военно-учебных заведений (с 1910).

27. Петр I Карагеоргиевич - Король Сербии (1903- 1918), Король Югославии (1918-1921).

28. Николай I Петрович (1841-1921) - князь Черногорский Негош (1860-1910). Король Черногорский (1910- 1918).

29. Яков Николаевич Ростовцев - граф, действительный статский советник, гофмаршал, заведующий канцелярией и личный секретарь Императрицы Александры Феодоровны, управляющий делами августейших детей. Член Вер­ховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, член Комитета помощи русским военнопленным.

30. Архиепископ Арсений (Жадановский, 6.3.1874- 27.9.1937), - родился в Харьковской губернии в семье священника. Окончил харьковские духовные училище и семинарию (1894), надзиратель-репетитор в Харьковском духовном училище, преподаватель Осиновской церковно-приходской школы. Пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии (1899), иеромо­нах (1902). Учился в Московской духовной академии (1899-1903). Казначей (1903), апотом наместник (1904) Чудова монастыря, архимандрит. Открыл при обители Московский отдел Камчатского миссионерского братства (1911), публикуя материалы о его деятельности в издавав­шемся им журнале "Голос Церкви" (1912-1917). Духовно окормлял сестер Серафимо-Знаменского скита (1910-1924), основанного его духовной дочерью схиигуменией Фамарью (Марджанишвили, 1.4.1869-10.4.1936). Хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии (8.6.1914). В 1918-1919 гг. проживал в Серафимо-Зна-менском скиту вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским, 7.4.1883-после 1937). Выехал в Серпухов (1920). С 1923 г. епархией не управлял, жил в московских обителях, а затем в Серафимо-Понетаевском и Серафиме-Дивеевском монастырях, после закрытия которых (1927) поселился под Москвой. Митро­политом Сергием (Страгородским) возведен в сан архи­епископа. Однако Владыка Арсений назначения не принял, в общественных богослужениях участия не принимал. В 1927 г. переехал в Арзамас. Арестован в 1931 г. Находился в концлагере "Медрога". Отпевал схиигумению Фамарь (1936). Арестован в 1937 г. Расстрелян в поселке Бутово под Москвой.

31. Иннокентий (Ястребов, 16.7.1867-22.5.1928), ар­хиепископ Астраханский, - после окончания Казанской Духовной академии (1892) преподавал в ней. Пострижен в монахи (7.6.1902), рукоположен в иеродиакона (8.6.1902) и иеромонаха (9.6.1902), возведен в сан архимандрита (1905). За сочинение "Миссионер Высокопреосвяшеннейший Влади­мир, архиепископ Казанский и Свияжский", исследование по истории развития миссионерства в России, получил степень магистра богословия. Хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевского (26.6.1906). Ректор Киев­ской духовной академии. Епископ Полоцкий и Витебский (11.7.1914). Постоянно присутствующий в Святейшем Синоде (10.1.1915), председатель миссионерского совета при Святейшем Синоде (14.1.1915). Управлял на правах настоятеля Донским монастырем в Москве. Епископ Полоцкий и Ви­тебский (сентябрь 1917-19.3.1918, сентябрь 1918-1922). С 1920 г. - архиепископ. Архиепископ Ставропольский (1926), архиепископ Астраханский (1927). Погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.

32. Игумения Руфина (Кокорева, 27.6.1872-15.8.1937) -родилась в Перми в семье крупного промышленника А.Т. Кокорева. Послушница Успенского женского мона­стыря в Перми (с июля 1880). После двух лет, проведен­ных в московских монастырях, она вновь возвращается на Урал - в Верхотурский Покровский монастырь, где работает в иконописной мастерской и управляет монастырским хором, а позже исполняет должность благочинной. В 1911 г. инокиня Ольга была пострижена с именем Руфи-ны, возведена в сан игумений и направлена в г. Чердынь Пермской губернии восстанавливать Иоанно-Богословский монастырь, упраздненный при Екатерине II. Постепенно обитель обустраивалась. С началом войны в ней был создан приют для сирот воинов, погибших на фронте. Высочайшей покровительницей его стала Великая княжна Татиана Николаевна. Летом 1917 г. матушка побывала в Москве в Марфо-Мариинской обители у Великой княгини Елисаветы Феодоровны. В годы революции и гражданской войны матушка Руфина как могла пыталась защитить сестер и обитель от поругания и разорения. Но вынуждена была оставить Чердынь вместе с отступавшими "белыми". Во Владивостоке она пыталась устроить обитель во имя Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". В нача­ле июня 1923 г. матушка прибыла в Харбин. Здесь ею был основан Владимирский монастырь после сотворенного Гос­подом чуда (26.8.1925): моментально в руках игумений Руфины обновилась потемневшая Владимирская икона Божией Матери. 26.4.1926, там же чудесно обновился образ Господа Бога Саваофа. От новоявленных чудотвор­ных икон творились дивные чудеса и подавались исцеле­ния. С 1927 г. обитель постепенно переводится в Шанхай, где сестры нашли себе духовную поддержку у святителя Иоанна (Максимовича). Скончалась матушка Руфина в день Успения Пресвятой Богородицы в 1937 г.

33. Епископ Филарет (Никольский, 6.3-1858- 1921) - сын дьячка Костромской епархии. После окончания Кос­тромской духовной семинарии (1880) определен надзирате­лем в Костромском духовном училище. Рукоположен во иерея (11.10.1881). Овдовев, поступил в Санкт-Петербург­скую духовную академию (1887-1891). Пострижен в монахи (25.9.1888). Инспектор Тифлисской духовной семинарии (1891), ректор Казанской духовной семинарии в сане архимандрита (1892). Ректор Тульской духовной семинарии (1895). Хиротонисан во епископа Глазовского, викария Вятской епархии (30.1.1904). Епископ Вятский и Слобод­ской (27.11.1904), епископ Астраханский и Енотаевский (20.3.1914). 25.5.1916 г. уволен на покой. В 1918-1920 гг. временно управлял Костромской епархией. С 1920 г. епи­скоп Самарский.

34. Даниил (Шерстенников, 1.2.1932), епископ Охотский, викарий Владивостокский (с 1928), - хиротонисан во епископа Читинского, викария Забайкальской епархии (1920), в 1927-1928 гг. управлял Киренским викариатством Иркутской епархии.

35. Правильно: архимандрит Иосафат (Хотунцевский) - впоследствии епископ Кексгольмский, викарий Новгород­ской епархии (1758-1759).

36. Святитель Иннокентий Иркутский (память 26 ноября и 9 февраля) - родился в Чернигове в дворянской семье Кульчицких в 1680 г. Окончил училище при Киевском Братском монастыре (1706), принял постриг в Киево-Пе-черской Лавре; впоследствии профессор славяно-греко-латин­ской Академии в Москве, обер-иеромонах Флота, наместник Александро-Невской Лавры. Хиротонисан во епископа Переяславского (1721) и поставлен во главе Китайской духовной миссии, однако правительство Китая отказалось ее принять. Поселившись до окончания дела в Селенгинске (Забайкалье), святитель терпел жестокую нужду, так как выплата жалования была ему прекращена. В поисках пропитания участники миссии открыли иконописную шко­лу, занимались рыболовством и даже просили милостыню. Сам святитель, выучив за это время бурятский язык, создал монгольскую школу, и многие буряты приняли тогда христианство. В 1722 г. назначен епископом Иркут­ским, став, таким образом, первым архиереем новой епар­хии. Он умножил число церквей, создал русскую школу для будущего священства, просвещал светом Христовой Истины язычников - тунгусов, якутов, бурят. Жил свя­титель в Иркутском Вознесенском монастыре, проводя ночи в изучении святоотеческих творений и составлении проповедей. Скончался 26 ноября 1731 г. Чудеса на его могиле и по его молитвам привели к почитанию святителя Иннокентия в Сибири наравне со Святителем Николаем. Причислен к лику святых в 1804 г.

37. Святитель Софроний Иркутский - в миру Сте­фан Кристалевский (25.12.1703-30.3.1771), уроженец м. Березани Переяславского уезда Полтавской губернии. По окончании Переяславской духовной семинарии поступил послушником в Красногорский монастырь (Полтавской губернии). В течение 11 лет управлял Александре-Невской Лаврой, при которой устроил Троице-Сергиеву пустынь (позже в ней, как известно, подвизался святитель Игнатий (Брянчанинов). Назначен на Иркутскую епископскую кафед­ру (23.2.1753). Хиротонисан 20.3.1754 г. Ревностно благо­устраивал епархию, учредил Сибирскую миссию, открыл духовную семинарию. Отличался святостью жизни. После смерти тело святителя находилось в соборе непогребенным шесть месяцев и 10 дней. Нетленность мощей впоследствии подтверждалась неоднократно. Память святителя Софрония как угодника Божия благоговейно-молитвенно почи­талась жителями Иркутска, причем сразу же после его смерти. "18 апреля 1917 года в Богоявленском соборе Иркутска от неизвестной причины произошел пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Обгоревшие кости святителя освидетельствова­ны особой, избранной пастыре-мирянским собранием комис­сией. [...] Верующие чада церкви объединились в Союз православных христиан, имеющий целью ограждать не­прикосновенность святынь Православия, и в частности останки святителя Софрония, от бесчестия и поругания со стороны врагов Церкви" ("Церковные ведомости". 1918. № 19-20). Священный Собор Православной Российской Церкви 5/18.4.1918 г. причислил святителя Софрония к лику святых угодников Божиих, определив совершать его память 30 марта - в день блаженной его кончины.

38. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Си­бирский (память 10 июня), - родился в Нежине в дворян­ской семье Максимовичей. Образование получил в Киевской академии, по окончании которой остался в ней профессо­ром. Постриг принял в Киево-Печерской Лавре и назначен проповедником. Святитель Феодосии, архиепископ Чер­ниговский, назначил его архимандритом Елецкого мона­стыря в Чернигове, которым до этого управлял сам (1695). После смерти блаженного Феодосия был хиротонисан в Москве (10.1.1697) во епископа Черниговского. Управлял кафедрой 15 лет, основав первую в России Духовную семинарию (Черниговский коллегиум). В марте 1712 г. по царскому указу архиепископ Иоанн был назначен на Сибир­скую кафедру в Тобольск с возведением в сан митрополита. Он оказался единственным епископом на громадных про­сторах Сибири. Неустанная служба, пламенная проповедь слова Божия, дела милосердия - все это снискало ему горячую любовь паствы. 10 июня 1715г., совершив послед­нюю свою литургию, святитель пригласил к себе на трапе­зу местное духовенство, бедноту и сам им прислуживал. Затем, запершись в келлии, предался молитве и скончался на коленях перед образом Богородицы. Среди творений святителя Иоанна особо выделяются сочинения "Илиотропион, или как согласовать волю свою с волей Божией" и "Царский путь Креста". Причислен к лику святых 10 июня 1916 г. Святые мощи его до 1920 г. открыто почивали в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божией.

39. Павел (Конюшевич, 1705-1770), митрополит Сибирский и Тобольский, - родился в Галиции, учился в Киевской духовной академии, где впоследствии препода­вал. Пострижен в монахи в 1735 г., проповедовал в Московской духовной академии (1741), был настоятелем Юрьева монастыря (с 1744). С 1758 г. - митрополит Сибирский и Тобольский. В 1768 г. уволен на покой с пребыванием в Киево-Печерской Лавре. Поводом к тому послужила подача им вместе с Владыкой Арсением (Мацеевичем) протеста против секуляризации монастырских имений.

40. Имеются в виду епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские: 1873- 1877 гг. - Владыка Павел (По­пов); 1877-1885 гг. - Владыка Мартиниан (Муратовский, 1820-5.7.1898); 1885-1892 гг. - Владыка Гурий (Буртасовский, 1845-1907); 1892-1898 гг. - Владыка Макарий (Дарский, f7.9.1897).

41. Епископ Палладий (Добронравов, 18.11.1865 -1922) - родился в семье коллежского советника Могилевской губер­нии. Окончил Московские духовные семинарию (1887) и академию (1891). Пострижен в монахи (1888), рукополо­жен во иеромонаха (15.4.1890). Был смотрителем Коломен­ского и Звенигородского духовных училищ (2.10.1891). Преподавал в духовных семинариях: Вологодской (1892), Могилевской (1894), Тульской (1896). Возведен в сан архимандрита (1897). Назначен наблюдателем миссионер­ских курсов Казанской духовной академии, а потом ректо­ром Литовской духовной семинарии (1899). Синодальный ризничий (1901). Хиротонисан во епископа Вольского (6.12.1903). Епископ Пермский и Соликамский (28.11.1908), Саратовский и Царицынский (30.7.1914), Сарапульский и Елабужский (1918). В 1919 г. уволен на покой. Жил в Москве, будучи настоятелем Новоспасского монастыря.

42. Ордена Святителя Николая в Российской Империи никогда не было. Известен Орден Святителя Николая Чудотворца, учрежденный генералом П.Н. Врангелем на Юге России, девизом которого стали слова: "Верой спа­сется Россия". Кроме того, примерно через 10 лет после окончания Первой мировой войны, уже в эмиграции, был учрежден орден под таким же названием. Вручался он от имени "Великого Государя Всероссийского" Кирилла (то есть Великого князя Кирилла Владимировича), в том числе и участникам мировой войны. Разумеется, Владыку Нестора не память подвела: признаться, что среди царских орденов он носит "белогвардейскую награду" (а он действительно носил ее открыто), даже в воспоминаниях, не предназна­чавшихся для печати, было тогда небезопасно.

43. Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в Южно-Уссурийском крае располагался на левом берегу реки Уссури, в 19 верстах от станции Шемановка. Идею создания монастыря высказал еще святитель Иннокентий (Вениаминов). Однако учрежден он был лишь в 1894 г. Первым настоятелем и строителем обители был игумен Алексий (в миру артиллерийский офицер Осколков). В кратком описании монастыря сказано: "Все виды мона­стырского хозяйства поставлены образцово и по новейшим приемам, так что монастырь является культурным цент­ром, из которого распространяются сельскохозяйственные знания среди местного крестьянства. При монастыре - школа для крестьянских детей, 2 странноприимницы и больница с аптекой. Кроме того, при монастыре учреждено Уссурийское братство Пресвятыя Богородицы для защиты в епархии веры, нравственности и установлении Право­славной Церкви".

44. Иркутский Вознесенско-Иннокенти веский мужской монастырь первого класса располагался на левом берегу Ангары верстах в 5-6 от Иркутска. Монастырь был основан в 1669-1672 гг. старцем Герасимом.

45. Гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" написан композитором Д. Бортнянским на слова М. Хераскова. Как правило, он исполнялся во время церковных церемо­ний, когда в них участвовали войска.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.

Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.

Караулов А. К. , Коростелев В. В.  Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)

Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС