М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ. I. Интеллектуальная разминка 1. Первоначальным было определение философии как … · учения о мудрости; · любви к мудрости; · формы теоретического мировоззрения; · учения о сверхсущем. 2. Кто первым ввел в оборот слово «философия»? 3. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места человека в нем, программу действий. 4. Тип мировоззрения, присущий ранним ступеням развития человеческого общества. 5. Система общетеоретических взглядов человека на мир как целостность и место в нем человека. 6. Кому принадлежит понимание философии как «науки о первых причинах и основаниях бытия»? 7. Мировоззрение с точки зрения эмоционально-образного восприятия действительности. 8. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. 9. Способ объяснения и понимания мира. 10.Мировоззрение, основой которого выступает вера в сверхъестественное. 11. Главный аргумент в религии и мифологии. 12. Чем в этом плане отличается философия? 13. Наука объясняет мир с помощью ________. 14. Единицей философского языка выступает _________. 15. Философское направление, объясняющее мир из одного начала. 16. Материализм есть философское направление, которое первичным полагает ________. 17.Философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множественность форм бытия, философских взглядов, интересов. 18. Раздел философии, изучающий бытие во всем его многообразии. 19. Гносеология это философское учение о ________ . 20. Идеализм есть направление в философии, исходящее из первичности _____ . 21. Философское учение о природе ценностей. 22. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. 23. Учение о наиболее общих законах развития мира и основанный на этом учении универсальный способ познания. 24. Философские учения, отрицающие возможность познания человеком сущности мира, относятся к _______ . 25. Основным вопросом философии Ф. Энгельс называет вопрос об _______.
II. Задачи, упражнения, комментарии. 1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «… Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий». «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». «Философия – наука о науке вообще». «Философия учит нас все отыскивать в «Я». Впервые через «Я» входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу». · Поразмыслите над этими высказываниями различных философов и выделите поле философских проблем, специфику философии. · Какие философские позиции (направления) обозначены в приведенных суждениях? В чем их принципиальное различие? · Каково предназначение философии? Назовите ее функции.
2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…» А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
· Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии? · Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии? · Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа? · Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
3. «Научные понятия не являются раскрытием реальности». Это лишь, «синонимы соответствующего набора операций». «Понятие есть интеллектуальный инструмент решения проблем», - утверждает представитель инструментализма.
«Категории мышления – не пособие человека, а выражение закономерности и природы, и человека». Они – «суть ступеньки выделения, то есть познания мира».
· Научные и философские понятия – одно и то же? · В чем сущность философских категорий? · К каким философским направлениям принадлежат авторы приведенных суждений?
4. Что имел в виду Ф. Энгельс, говоря, что понятие, прямо не совпадает с действительностью? 5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».
III. Заполните таблицы. 1. Структура философского знания
2. Эволюция философского мировоззрения
1. Космоцентризм 2. Теоцентризм 3. Антропоцентризм 4. Антропокосмизм
3. Основные философские направления и их представители Соотнесите следующие направления, понятия (субстанции) и имена по принципу, указанному в таблице: атом, идея, сознание человека, мировой дух, природа, материя, ощущения; Кант, Платон, Беркли, Демокрит, Маркс, Фейербах, Гегель.
IV. Тематика творческих заданий. 1. Мировоззрение и исторические судьбы человека и общества. 2. Философия – наука или мировоззрение? 3. Философия – «как самосознание исторически определенной эпохи». 4. Отношение человека к миру (Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» называет природу мастерской, а человека в ней – работником. Русские философы-космисты рассматривают Вселенную как Дом, куда вселен человек (Н. Ф. Федоров), Сад (Н. Г. Холодный), а человека как садовника мира (К. Э. Циолковский), который с любовью его взращивает. 5. «Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ).
V. Тесты. 1. Впервые понятие «философ», согласно традиции употребил … А) Пифагор; Б) Гегель; В) Аристотель; Г) Кант.
2. Глубинная потребность человека в признании абсолютов, в безоговорочном принятии неких истин, есть … А) Разум; Б) Вера; В) Интуиция; Г) Восприятие.
3. Философская категория это - … А) Обозначение чего-либо; Б) Форма «чистого разума»; В) Понятие, отражающее связь любого типа; Г) Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
4. Философия первоначально возникла … А) В Греции; Б) В России; В) На Древнем Востоке; Г) На американском континенте.
5. Суждение: «Философия это духовная квинтэссенция времени» принадлежит … А) Гегелю; Б) К. Марксу; В) Канту; Г) Фейербаху.
6. Характерной чертой философских проблем является … А) Обыденность; Б) Разрешимость; В) Всеобщность; Г) Эмпирическая подтвержденность.
7. Онтология изучает … А) Проблемы сознания; Б) Религиозные проблемы; В. Формы и законы мышления; Г) Проблемы бытия.
8. Соотнесите: Философская дисциплина Основное ее понятие А) Онтология; 1) Красота; Б) Гносеология; 2) Добро; В) Этика; 3) Истина; Г) Эстетика 4) Бытие.
9. Понятие «категория» получает философский статус у …. А) Сократа; Б) Аристотеля; В) Гегеля; Г) Хайдеггера.
10. Представителем материалистической философии является … А) Платон; Б) Демокрит; В) Беркли; Г) Гегель.
Дополнительная литература 1. Библер В. В. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу / В.В Библер. // Вопросы философии, 1995, № 1. 2. Вальяно М. В. Основы философской культуры: учебник / М. В. Вальяно – М., 1999. 3. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. 4. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин – М., 1993. 5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. М., 1992. 6. Марсель Г. Трагическая мудрость философии / Г. Марсель. – М., 1995. 7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей /Н.В.Мотрошилова. – М., 1991. 8. Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991. 9. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования / К. П. Шуртаков. – Казань, 1989. 10. Хайдеггер М. Что такое философия? / М. Хайдеггер. // Вопросы философии. – 1993, № 8. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |