М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века. I. Интеллектуальная разминка 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________. 2. Истоками русской философской мысли являются _________. 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________. 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________. 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________. 7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______. 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____. 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____. 10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________. 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______. 12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________. 13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________. 14. Впервые его сформулировал _________. 15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________. 16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи. 17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории. 18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________. 19. Книга В.С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______. 20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах. 21. Назовите его представителей. 22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____. 23. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева. 24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______. 25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. «Оригинальность ______ связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Н. А. Бердяев) и искренне вообразили себя представителями ________ любомудрия, необходимого для спасения разлагающегося Запада» (Д.И. Писарев).
«______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).
«Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».
· Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв. · Назовите их представителей. · Какое место во всемирной истории отводится в них России? · Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.
2. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, но не богоангелом ... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого». · Кому принадлежат эти размышления? · Какая разница между человекобогом и богочеловеком? · Почему идея богочеловека и богочеловечества так занимала русских религиозных мыслителей ХIХ-ХХ вв.? Какой смысл они в нее вкладывали?
3. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности. · В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность? · Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода». · Актуальна ли проблема соборности сегодня?
4. По мнению В. С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир. · Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода? · Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним? · Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры.
5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве: «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».
III. Заполните таблицы 1. Основные этапы развития русской философии
2. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.
3. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.
IV. Тематика творческих заданий 1. Любомудрие древних русичей. 2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» (Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни. 3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского. 4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам произведений русских мыслителей). 5. Метафизика сердца и философия любви в России.
V. Тесты 1. Первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему был … А) Хомяков А. С.; Б) Ломоносов М. В.; В) Соловьев В. С.; Г) Радищев А. Н.
2. Найдите соответствие: Философское течение Его представитель А) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.; Б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.; В) Почвенничество; 3) Герцен А. И.; Г) Космизм; 4) Хомяков А. С.; Д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М.
3. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает … А) Единство природы; Б) Единство человека, природы и общества; В) Учение о сущности Единого; Г) Единство Бога со всем миром.
4. Соотнесите: Философ Основное понятие его философии А) Чернышевский Н. Г.; 1) Добро; Б) Соловьев В. С.; 2) Красота; В) Бердяев Н. А.; 3) Ноосфера; Г) Вернадский В. И. 4) Творчество.
5. Перу А. И. Герцена принадлежат …. А) «Чтения о богочеловечестве»; Б) «Письма об изучении природы»; В) Философические письма; Г) «Судьба России».
6. Русский ученый-мыслитель, создавший молекулярно-корпускулярную теорию строения вещества, это - … А) Флоренский П. А.; Б) Ломоносов М. В.; В) Циолковский К. Э.; Г) Менделеев Д. И.
7. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были …. А) Системность; Б) Строгость логических построений; В) Онтологизм; Г) Нравственное содержание.
8. Впервые мессианские идеи об особой роли России во всемирной истории прозвучали в размышлениях … А) Нила Сорского; Б) Филофея; В) Илариона; Г) А. Курбского.
9. Найдите соответствие между: Философская концепция Ее автор А) Концепция «общего дела»; 1) Соловьев В. С.; Б) Концепция «всеединства»; 2) Федоров Н. Ф.; В) Концепция ноосферы; 3) Холодный Н. Г.; Г) Концепция антропокосмизма. 4) Вернадский В. И.
10. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был … А) Соловьев В. С.; Б) Бердяев Н. А.; В) Шестов Л. И.; Г) Розанов В. В.
Дополнительная литература 1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990. 2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990. 3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIII-XX веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994. 4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1. 5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989. 6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998. 7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991. 8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991. 9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М., 2001. 10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М., 1996. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |