М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ВТОРАЯОсновные проблемы философии ХХ-ХХI вековТема. ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ I. Интеллектуальная разминка 1. Бытие в философском понимании есть _________. 2. Впервые понятие «бытие» вводит в оборот _______. 3. «Бытие есть атомы, небытие - пустота». Назовите автора суждения. 4. Открытие «идеального» бытия принадлежит древнегреческому философу _______. 5. Какому направлению в философии свойственна характеристика бытия как телесного, вещественного? 6. Предельное основание, к которому как к самодостаточному сводят все конечные проявления сущего. 7. Учение о бытии, о сущем _______. 8. Объяснение мира из одного основания, субстанции. 9. «Мыслю, следовательно, существую». Автором данного суждения является ________. 10. Современное направление в философии, трактующее бытие как Я – бытие. 11. Назовите субстанции, которые вы знаете. 12. Концепция бытия, в основе которой лежит суждение: «Существовать – значит быть воспринимаемым». 13. Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил ______. 14. С точки зрения какой философской концепции Бог и только Бог есть подлинное бытие? 15. Объяснение мира как многосубстанциального целого. 16. Назовите его представителей. 17. Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность? 18. Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания. 19. К ней из перечисленных относятся: солнечная система, переживание, вкус, звезды, реки, леса, мысли. 20. Субъективная реальность есть не что иное, как _______. 21. Из перечисленных к ней относятся: материя, душа, тело, дух _______. 22. Двумя видами идеального бытия выступают _______. 23. Атрибутами материи являются ______. 24. Движение есть _____. 25. Основными характеристиками человеческого бытия являются _______.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. «Бытие есть, небытия вовсе нету» (Парменид). «Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель).
· Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии? · Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы? · Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»?
2. Специфику русского мировоззрения С. Л. Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление … существуют только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма».
· Сравните эту точку зрения с известными западноевропейскими взглядами на бытие (Античность, Средневековье, Новое время) · Установите тип онтологии. · Выделите отличительные особенности, достоинства.
3. «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (В. И. Вернадский).
· Что такое человеческое бытие и каковы его специфические характеристики? · Как онтологически ориентировано суждение русского ученого? · Каковыми, на ваш взгляд, должны быть стратегические установки человечества, стремящегося сохранить себя и мир, в котором ему предстоит жить?
4. «Покой есть частный случай движения» (Кирхгоф).
· Как вы это понимаете? · Приведите примеры. · Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия?
5. Прокомментируйте высказывание Г. Галилея: «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованиям не изменила ни на йоту свои законы».
III. Заполните таблицы 1. Типы онтологий
2. Виды и формы бытия
3. Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)
IV. Тематика творческих заданий 1. Картина мира и синергетика как новое мировидение. 2. Нравственное измерение Бытия. 3. Быть или казаться – альтернативность личного существования. 4. Социальное пространство и время. 5. Теория социального хаоса и современный социум России.
V. Тесты 1. Онтологические размышления являлись преобладающими в философии … А) Античности; Б) Средневековья; В) Возрождения; Г) Нового времени.
2. Соотнесите: Философ Философское направление А) Гегель; 1) Материализм; Б) Энгельс; 2) Объективный идеализм; В) Хайдеггер; 3) Дуализм; Г) Декарт . 4) Субъективный идеализм.
3. Завершите определение: Философская категория, обозначающая объективную реальность в аспекте единства всех сторон, называется …
4. От метафизики, а вместе с ней от идеи Абсолютного Бытия отказалась эпоха … А) Средневековья; Б) Античности; В) Возрождения; Г) Нового времени.
5. Размышляя о субъективной реальности, философия оперирует понятиями … А) Материя; Б) Дух; В) Движение; Г) Воля.
6. Первую научную классификацию форм движения материи дает … А) Г. Лейбниц; Б) Ф. Энгельс; В) Гегель; Г) П. Рикер.
7. Коренным свойством материи не является … А) Движение; Б) Пространство; В) Самоорганизация; Г) Мышление.
8. Впишите пропущенное слово: «________ есть философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия, его невыразимость в абстрактных категориях».
9. Дуализм следует принципу ………. А) Первичности материи; Б) Первичности идеального; В) Тождества мышления и бытия; Г) Мышления и протяженности как независимых субстанций.
10. «Бытие к смерти есть страх». Это суждение (назовите автора) указывает на страх как «основную настроенность» человеческого бытия. А) А. Камю; Б) М. Хайдеггер; В) К. Ясперс; Г) Н.А. Бердяев.
Дополнительная литература 1. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1996. 2. Бляхер Л. Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России / Л. Е. Бляхер. – М., 1997. 3. Виноградов В. Г. Социальная организация пространства: философско-социологический анализ / В. Г. Виноградов. – 1988. 4. Карпенко М. А. Вселенная разумная / М. А. Карпенко. – М., 1992. 5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П., Синергетика как новое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопросы философии. 1992. № 12. 6. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. – М., 1993. 7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. – М., 1986. 8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. // Философские науки. 1989. № 3. 9. Чанышев А. Н. Философия небытия / А Н. Чанышев. //АУМ. – Нью-Йорк. 1990. № 4. 10. Чанышев А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев. // Вопросы философии. 1990. № 10. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |