М.Ф. Пахомкина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ П >

ссылка на XPOHOC

М.Ф. Пахомкина

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

I. Интеллектуальная разминка

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой.

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.

6. Сомнение в достоверности добытых знаний.

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.

8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.

9. Способ теоретического освоения действительности.

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.

15. Отображение мира в духовных образах.

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.

17. Виды духовно-познавательной деятельности.

18. Знание, соответствующее какому-то  моменту действительности.

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.

20. Способность к рациональному мышлению называется _______.

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей.

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.

23. Наука о законах и формах мышления.

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.

 

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту».

·        Что такое язык?

·        Действительно ли философия написана на языке математики?

·        Почему у Галилея сложилось такое мнение?

·        Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.

 

2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

·        Каков смысл этого суждения?

·        Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление?

·        Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.

 

3. «Во всем послушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них разрушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать» (Гете).

·        Что значит «явленья обездушить»?

·        Что такое «одушевляющая связь»?

·        Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?

 

4. «Истина не дается нравственно ущербному человеку», - писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В. Киреевский.

·        С какой особенностью русской философии связано это суждение?

·        Согласны ли Вы с ним?

·        Разве безнравственные люди не познают мир?

·        Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?

·        Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».

 

5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».

 

III. Заполните таблицы

1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

     
     

Гносеологическая установка

Сущность

Авторы и эпоха

    1. Скептицизм

    2. Агностицизм

    3. Гносеологический оптимизм

   4. Критицизм

 

2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами

Гносеологическая позиция Представители Суть спора Сила Слабость
аргументов

    1. Эмпиризм

    2. Рационализм

    3. Иррационализм

 

3. Основные характерные черты истины

Основные черты истины Содержание
характеристик
Примеры

    1. Объективность – субъективность

    2. Абсолютность – относительность

    3. Всеобщность - конкретность

   

 

IV. Тематика творческих заданий

1. Что значит знать?

2. Искажение истины и ее социальная опасность.

3. Вера как конструктивный компонент человеческого познания.

4. Многообразие универсальных критериев истинности знания.

5. Знание и понимание.

 

V. Тесты

1. Раздел философии, основной категорией которого выступает «истина»…

А) Онтология;

Б) Гносеология;

В) Эстетика;

Г) Аксиология.

 

2. «Гносеологический поворот» в философии связан с именами …

А) Ф. Бэкона;

Б) Ф. Аквинского;

В) Д. Локка;

Г) Б. Спинозы.

 

3. Соотнесите:

Автор                                              Его гносеологическая позиция

А) Д. Локк;                                                1) Мистическая интуиция;

Б) Р. Декарт;                                   2) Эмпиризм;

В) Н. Кузанский;                                      3) Рационализм;

Г) Ф. Бэкон.                                    4) Сенсуализм

 

4. Практика это - …

А) Чувственное восприятие мира;

Б) Только материально-практическая деятельность людей;

В) Логическое обоснование действительности;

Г) Целеполагающая, чувственно-предметная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности.

 

5. Классическим определением истины является …

А) Истина это – полезность, эффективность знания;

Б) Истина это – соответствие знания действительности;

В) Истина это – свойство самосогласованности знаний;

Г) Истина это  - соглашение.

 

6. Наука как способ духовного освоения мира человеком возникает в

 эпоху …

А) Античности;

Б) Средних веков;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

 

7. Впишите ключевое слово:

«_____ есть философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание в его специальных характеристиках».

 

8. Направление в теории познания, основным источником познания считающее данные органов чувств, это - …

А) Эмпиризм;

Б) Рационализм;

В) Сенсуализм;

Г) Мистика.

 

9. На эмпирическом уровне научного познания используются такие методы, как …

А) Наблюдение;

Б) Идеализация;

В) Сравнение;

Г) Формализация.

 

10. Универсальный (философский) метод познания это – …

А) Описание;

Б) Наблюдение;

В) Синтез;

Г) Диалектика.

 

Дополнительная литература

1. Айдинян В. Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В. Ф. Айдинян. – Л., 1991.

2. Андрюшенко М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. – Иркутск, 1990.

3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

4. Знание за пределами науки. – М., 1990.

5. Касавин И. Т. Познание  в мире традиций / И. Т. Касавин. – М., 1990.

6. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы / М. С. Козлова. //Вопросы философии. 1991. № 2.

7. Кураев А. О вере и знании без антиномий / А. Кураев. //Вопросы философии. 1992. № 7

8. Петрушенко В. Л., Щербатова Г. Н. Вера в духовном мире личности /

    В. Л., Петрушенко, Г. Н. Щербатова. – Львов. 1989.

9. Микешина Л. А. Вера, знание, понимание / Л. А. Микешина // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. – М., 1989.

10. Познание в социальном контексте. – М., 1993.

11. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1987.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская национальная философия (философский проект). 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС