|
Игорь Рассоха
Апология софистов
Релятивизм как онтологическая система
Раздел I.
СОЦИОЛОГИЯ СОФИСТОВ
1. 1. ИМЯ СОФИСТОВ.
«Слово “софист” – производное от греч. “софия” – “мудрость”. Кто же такие
софисты? На сей счет недоумевали еще древние авторы, например, Аристид: “Не
называет ли Геродот софистом Солона (1. 29) и также Пифагора (4. 95)? Не
называет ли Андротион софистами известных “семь мудрецов”, а также Сократа,
этого весьма славного мужа? Затем Исократ называет софистами лиц, занимавшихся
словесными состязаниями – диалектиков, как они сами, пожалуй, назвали бы себя...
Кажется, что Платон почти всегда порицает софиста и именно он-то, по-видимому, в
особенности и придал этому имени порицательное значение. Причиной же этого, как
и многих других особенностей языка Платона, было то, что он слишком презирал
своих современников. Впрочем, кажется, что этим же названием он пользовался
также, чтобы выразить свое полнейшее благоговение. По крайней мере, по его
учению, мудрее всех Бог, который обладает всей полнотой истины, и вот его-то он
называет в одном месте (Кратил 403 е) “совершенным софистом” (Аристид 46)» [9,
с. 4].
Нельзя также забывать, что в истории древней – и не только древней – философии
слово “софист” являлось часто просто выражением презрительного отношения к
какой-либо личности. Так, софистами называли своих не имеющих отношения к
софистике политических противников Александр Македонский, Эпикур и др [10, с.
13]. Платона и Аристотеля другие враждебные авторы также охотно называли
софистами. Сам Христос не избежал этой участи со стороны римского сатирика
Лукиана [8, с. 13].
С другой стороны, и намного позже слово софист было просто синонимом слова
"философ". “Сопатр просто называет книгу Диогена Лаэрция "жизнеописаниями
философов"... У Евстафия также кратко: "Жизнеописания софистов", где под словом
"софист", как это и вообще часто в греческой литературе, понимается просто
"мудрец" или "практический мудрец". В конце наиболее полных рукописей стоит
более точно: "Лаэрция Диогена сводка жизнеописаний философов и их учений в 10
книгах"” [15, с. 5].
Итак, с одной стороны. Бог – “совершенный софист”, с другой, “софист” – бранное
слово. Как сие совместить? Думается, тут дело в том, что слово “софист” как
ругательство употреблялось древними греками именно с презрительно-ироническим
оттенком, вроде того, как сейчас кого-нибудь можно назвать “мудрецом”, и в
контексте все правильно поймут, что выдающиеся умственные способности у данного
субъекта (даже при его претензии на наличие таковых) выделяются как раз в
отрицательном смысле. Другая аналогия – употребление сейчас в русском языке
слова “экстрасенс”. С одной стороны, наличие действительно выдающихся в этом
плане людей многими не отрицается. С другой же, когда говорят: “Много развелось
сейчас всяких экстрасенсов”, имеют в виду именно людей, чьи претензии очевидно
не соответствуют их реальным возможностям. Еще более близкая аналогия –
выражение “ученые мужи”, которое теперь употребляется практически исключительно
в ироническом смысле. Далее слово “софист” в его ироническом смысле, как кличка,
не будет нас интересовать совсем.
В истории философии имя “софисты” закрепилось за совершенно конкретной группой
лиц, чья деятельность протекала в Древней Греции, преимущественно в Афинах, во
второй половине V–IV вв. до н. э. Деятельность основателей софистики Протагора и
Горгия проходила как раз в эпоху наивысшего расцвета Афин, ставших “мировым
городом”, центром античного “мира-экономики” (Бродель), и знаменовавшей собой
вообще наивысший расцвет древнегреческой культуры. Они были современниками
Перикла, Фидия, Софокла, Фукидида, Ксенофонта, Сократа, Платона, Еврипида,
Аристофана... Они олицетворяли собой новый тип учености, новую систему
образования. Именно ими закладываются первые начала обучения риторике и логике
рассуждения. Социальная сущность софистов в том и состоит, что они сделали
профессией платное преподавание мудрости, т. е. умения хорошо мыслить и хорошо
говорить. Т. е., иначе говоря, софисты – это первые в мировой истории платные
учителя мудрости, точнее, самые знаменитые из них. Хотя о них всех дошло
сведений до убогости мало, часто одно только имя и одна-две цитаты, и ни одного
крупного текста.
Особо выделяют “старших” софистов, которые и есть софисты “в самом узком
смысле”. Это – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Фразимах и др.
“Младшие” софисты менее известны (Евтидем и др.) и менее значительны. Г. Ф. В.
Гегель подчеркивал: “Образованием мы именно называем применяемое в
действительности понятие, поскольку оно выступает не чисто в своей
абстрактности, а в единстве с многообразным содержанием всякого представления...
Это образование сделалось целью преподавания, и поэтому тогда существовало
множество учителей софистики. Следует даже сказать, что софисты были учителями
Греции, и лишь благодаря им образование вообще получило там существование” [11,
с. 7].
Потребность же в принципиально новой системе образования, опирающейся на иную
систему ценностей, к началу “Золотого века Перикла” действительно вызрела в
Афинах и ряде других передовых полисов Греции. Выразителями такой общественной
потребности (подготовившими во многом общественное мнение к восприятию
“новшества”), были, в частности, великие древнегреческие драматурги – такие как
Софокл, Эсхил и Еврипид, близость которых к движению софистики неоднократно
отмечалась различными исследователями [См., например: 12, с. 30–31]. Так,
Еврипид, будучи современником и единомышленником первых софистов, открыто
восставал в своих трагедиях против гомеровских богов, он увлекался естественными
законами природы, не требующими божественного вмешательства. Но, однако, уже его
великий предшественник Софокл часто рисует в неприглядном свете олимпийских
богов. Развенчивая в своих трагедиях олимпийских героев, выставляя перед
афинскими зрителями напоказ их эгоизм, непомерное самолюбие, заносчивость,
кичливость родом и происхождением, горделивое самохвальство физической силой,
наконец, – упрямство, против которого бессильны все доводы и убеждения разума
(Аякс, Филоктет, Менелай, Агамемнон), Софокл тем самым ясно указывал зрителям,
что эти типы, на которых веками воспитывались греки, для афинского
демократического общества – гибкого, сугубо рыночного, основанного на равенстве
всех граждан перед законом и на демократических процедурах принятия решений –
уже неудобны. Теперь решающим фактором экономического преуспеяния стала личная
предприимчивость, а политической карьеры – умение убеждать своих сограждан в
суде или народном собрании, т. е. прежде всего ораторское искусство. Время
исключительного физического развития в духе спартанцев прошло, теперь требуется
еще и несравненно в большей степени развитие ума [12, с. 20–21]. Пробил час
софистов.
Древнегреческой софистикой закладываются первые начала обучения риторике и
логике рассуждения. Социальная сущность софистики – профессия, состоящая в
платном преподавании мудрости. В настоящее время уже достаточно утвердилась
оценка софистов как представителей древнегреческого Просвещения – движения, в
различные периоды истории выступающего с требованием освобождения от традиции,
превратившейся в предрассудок и суеверие. Его программа – свобода в религии и
морали, политике и науке, искусстве и культуре, провозглашаемая от имени разума.
Именно вторая половина V в. до н. э. создает условия для выдвижения основной
идеи Просвещения: “Наш Разум в каждом из нас есть Бог” (Еврипид, фр. 1018) [13,
с. 110–113]. Иными словами, софисты – это древнегреческие педагоги-просветители.
Вернуться к оглавлению
Рассоха И.Н. Апология софистов. Релятивизм как онтологическая система.
Харьков. 2007.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.
Здесь читайте:
Игорь Рассоха (авторская
страница).
Софисты
(словарная статья).
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Русская
национальная философия в трудах ее создателей
(сборник произведений).
"Философская культура" №1.
"Философская культура" №2.
"Философская культура" №3.
|