> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > СЛОВО О СЛОВЕ  > 
ссылка на XPOHOC

Наталья ДАНИЛОВА

2003 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

О критике и литературе как о “совестном служении”

Идеологическая злоба дня всегда давала и дает основание для провозглашения тех или иных общих принципов литературной критики: она придает критику уверенность в своей сопричастности к истории страны, к духовной и национальной общности и силу в “жизнеутверждающей” борьбе за культуру.

Либеральная критика упорно отстаивает мнение, что критика - это нечто иное, нежели вынесение верных суждений во имя “истинных” принципов. На мой взгляд, худшее из прегрешений либеральной критики - не идеологичность, а ее замалчивание; это преступное умолчание - убаюкивающий самообман.

Большинство критиков пишет о глубинной связи между изучаемым произведением, писателем и его временем; так почему же утрачивается эта связь применительно к их собственному творчеству? В рассуждениях любой критики непременно проявляется и суждение о себе самой. Познание другого происходит в “со-рождении” на свет вместе с ним, утверждал еще греческий философ Анаксимандр. Конечно, критику нельзя рассматривать лишь как некую совокупность оценок, она по своей сути есть серьезная мыслительная деятельность, глубоко укорененная в историческом (проживаемом именно в его время!) и субъективном (переживаемом только в его душе!) существовании человека. Каждый воспринимает свою деятельность по-разному. Но должен быть в душе некий Абсолют, стремление к которому придает свет истинности в любой деятельности, тем более в критике, которая участвует в созидании “мыслительного пространства” наших дней.

Абсолют находит воплощение в идеале - как высшем идейном и эстетическом совершенстве, который становится конечной степенью стремлений. Идейное и эстетическое - два начала критики, которые должны быть нераздельны, но их гармония нарушалась критиками всегда - перекос шел в ту или иную сторону.

Если девиз критики - “Искусство для искусства”, она анализирует произведения только в соответствии с неким совершенным по художественной форме образцом. Тогда критика становится эстетской, но лишенной идеи.

Критика будет идейной, если она ищет воплощения Абсолюта в идее, в замысле художественного произведения.

Такая “идейная” критика, пренебрегающая эстетическими моментами литературного творчества, для литературы таит не меньше опасности, чем критика эстетская. Марксистская критика в советский период объявляла совершенными призведения, правильные с точки зрения идеологии, и с её помощью бездарные толстенные опусы объявлялись чуть ли не классикой, авторы их награждались сталинскими и другими премиями и т.п.

Не следует путать такую “идейную” критику с идеальной критикой, как в XIX и нач. XX века именовали критику, признающую в своем миросозерцании первоосновой - дух, Бога (Ап.Григорьев, В.В.Розанов и др.). Св.Тихон Задонский учил “прозревать во внешних событиях вечные истины”. Не есть ли это сегодня подлинная задача идеальной критики? Прозревать в слове знак и воплощение истины.

Для одних Царство Божие по-прежнему - в материальном изобилии, для других - в духовном богатстве. И вчера, и сегодня каждый человек внутренне решал и решает этот вопрос для себя лично, а государство и общество - за всех и для всех.

Напомним, что идеология - учение об идеях (гр.), система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, морали, искусстве, религии).

Сейчас говорят об отсутствии идеологии, значит сейчас напрочь отсутствует общественное сознание и его формы? Нонсенс.

Марксизм утверждал, что идеология определяется в конечном счете условиями материальной жизни общества, является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникши, в свою очередь активно воздействует на развитие общества. Далее читаем учебник марксизма-ленинизма: “В классовом обществе идеология всегда является классовой. Господствующая идеология выражает и защищает интересы господствующего в данной обществе класса”.

Так ли сильно что-то изменилось в умах “в решении основного вопроса философии” после крушения практики марксизма в России? По-прежнему первоосновой, сущностью всех вещей и явлений большинство (и господствующее, и униженное) признает материальное начало.

Историк русской философии Зеньковский говорил, что русское миросозерцание традиционно прежде всего морально. Марксисты же загнали этику в дальний угол. Для ярого русофоба и ненавистника России К.Маркса главное - “материя”, т.е. онтология, и “исторический материализм”, т.е. социология. Совершенно нерусская тематика.

Отстаивание приоритета “духовного” над материальным как было уделом меньшинства, идеалистов (в их числе и лучших писателей и критиков), так и осталось. Но только усилиями этого меньшинства можно в сознании народа изменить “определяющее” начало жизни - материальное (вдолбленное в наши мозги марксистской идеологией, и долбежка эта продолжается ныне в массмедиа!) - на духовное.

Общепризнанно, что писатель говорит о предметах и явлениях действительности, существующих вне языка. Есть такое емкое определение литературы: “Мир существует, писатель пишет”. У критика иной предмет для познания - не “мир”, а слово другого.

Критику называют “словом о слове”. Поэтому одной из задач профессиональной критики является выработка своего стиля - языка, по своей семантике, логичности “системно связанного” с изучаемым произведением - каждый писатель требует определенного языка описания. Тогда удается “свежо” и “адекватно” творческому замыслу расскрыть его “тайну”. А ключ к познанию чужого слова не только в расшифровке смыслов произведения, но и в “реконструкции” правил и условий их создания. В литературе смысл и предлагает себя, и ускользает, за этой игрой смыслов, их уклончивостью скрывается великая особенность словесности вопрошать мир, но при этом не давать готовые ответы - догматика чужда художеству. Да и чистых вопросов нет, они рассыпаны, рассеяны по всему произведения в образах, деталях описаний, в метафорах и т.д. Собрать их воедино в систему смыслов и при этом не нарушить магию художества - трудная задача. Может быть, поэтому писатели всегда сетуют на критиков: на непонимание сути их творений, на грубое критическое “насилие” над тонким духовным “естеством” искусства. Сознание слова не как инструмента или украшения, а как знака истины сближает и роднит критика и писателя.

Редко кому удается в исхоженном исследователями художественном тексте открыть нечто “скрытое” от глаз въедливых критиков, “глубинное”, “тайное”, до сих пор чудом незамеченное. Тогда критик как ремесленник начинает “раскапывать” не внутреннее пространство произведения, а внешнее, углубляясь в аналогии и т.п.

Аналитическая критика главным образом ищет “источники”, изучаемое произведение всякий раз соотносится с чем-то иным, стоящим за литературой. Таким “стоящим за” может быть другое, более раннее произведение, то или иное обстоятельство биографии автора, либо “страсть”, которую писатель реально испытывает в жизни и “выражает” в своем творчестве. Здесь важно не столько то, с чем соотносится произведение, сколько сама природа соотношения; во всякой объективной критике она одна и та же - соотношение носит характер аналогии, а это предполагает уверенность, что писать - значит лишь воспроизводить, копировать, чем-либо вдохновляться и т.п. Как только перестает быть видна аналогия, самый суровый критик-рационалист с доверчивым почтением склоняется перед “таинством” творчества. Парадокс заключается в том, что сходства с образцом объясняются в духе строжайшего позитивизма, а различия - в духе магии.

Но ведь столь же успешно можно утверждать и другое, - что литературное творчество начинается именно там, где оно подвергает изменению свой предмет (или то, от чего оно отправляется). Поэтическое воображение не формирует, а деформирует образы (В.В.Розанов убедительно доказал это в своих статьях о Гоголе).

Например, описание страсти не всегда проистекает из страсти, пережитой в действительности, часто отрицание реально пережитого не менее важно. Реальные движущие мотивы творчества: желание, страсть, неудовлетворенность и т.д. - могут порождать противоположные им душевные представления, и, как результат этой инверсии, явиться в произведении художественной фантазией, компенсирующей отвергаемую действительность. Соотношение творчества и действительности вовсе не обязательно состоит в сходстве. По глубинной своей сути словесность “нереалистична”.

Литература “удваивает” действительность, при этом не сливаясь с ней; вытягивает ее из тьмы неназванного, заставляет ее дышать и обретать смысл в ином - художественном измерении. Писатель вызывает к жизни целые миры. Внушающая сила слова заставляет нас грезить этими запредельными мирами. В этом - особое могущество логоса.

Отказ от постановки вопроса о сущности литературы означает, что существо это предполагается извечным или, природным - одним словом, что литература есть нечто само собой разумеющееся.

Но что же такое литература? Зачем писатели пишут? Разве Шолохов писал из тех же побуждений, что и Лермонтов?

Не задаваться такими вопросами - значит уже ответить на них... т.е. принять традиционную точку зрения обыденного здравого смысла, согласно которой писатель пишет просто-напросто ради самовыражения, а существо литературы состоит в передаче чувств и страстей (т.зр. и любительской критики).

Подтверждением выше сказанного могут служить слова поэта и критика Рильке: “У каждого художника должен быть первоэлемент своего искуства, понимаемый и технически (совокупность приемов, позволяющих художнику выразить свой мир), и идейно (великая идея, которой он поклоняется и которую жаждет увидеть осуществленной в жизни)... Художник творит в трех мирах: вечная природа, страдающая и мстящая, когда насилие человека над нею переходит предел; человеческое общество, к которому относится и толпа, и бомонд, и индивидуй-созерцатель; собственная душа, Я художника. Эти три мира объединяет одно - культура”.

Современная национальная литературная критика служит логосу, в котором испокон века заключено духовное первоначало; ощущает себя причастной к традициям русской “идеальной” критики; всецело располагается в нынешнем идеологическом контексте.

Идеологическая борьба, увы, по-прежнему присутствует в общественной жизни наряду с борьбой политической и экономической. Кто и как с нами (русским народом) ныне борется, мы все хорошо знаем - либералы своими “реформами”. Вопрос в другом: какая идея поможет нам (русскому народу) выстоять в этой борьбе? - Русская, национальная идея, которая выражена во всех формах общественного сознания. Задача современной русской критики - в отстаивании этой творческой идеи.

В чем же сущность этой идеи?

“Русская идея есть идея сердца, - писал русский философ Иван Ильин. - Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающее свое видение воле для действия, мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию”.

Если отнести эти слова к национальной критике, то она призвана блюсти и поддерживать этот дух любовной созерцательности и предметной свободы в русской литературе.

Вспомним И.Ильина: “У русского художества свои заветы и традиции, свой национальный творческий акт; нет русского искусства без сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и совестного служения. А если будет все это, то будет и впредь художественное искусство в России, со своим живым и глубоким содержанием и ритмом”. Эти слова в высшей степени значимы и для нашей критики.

Содержание:

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев