> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > О СПОСОБАХ ИЗБАВЛЕНИЯ ЕВРОПЫ... >
ссылка на XPOHOC

Михал Сокольницкий

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Михал Сокольницкий

О способах избавления Европы

от влияния России, а благодаря этому — и от влияния Англии

Генерал Михал Сокольницкий.

Обзор торговых отношений с Польшей, которые представляли бы громадную, все возрастающую выгоду для Франции, способствуя поддержанию ее прямых и доверительных отношений с другими нациями

Укрепление Великой Империи и безопасности Европы положительно повлияет на систему границ, которую я описал в предыдущей статье под углом зрения усиления военной мощи Польши (с целью сделать ее восприимчивой к далеко идущим планам высшего гения, который поднимет ее из небытия). С еще большей настойчивостью это диктуется коммерческими отношениями, которые изъявила бы желание развивать Великая Нация.

Не надо долго размышлять, чтобы уразуметь, насколько важно для Франции получать из первых рук, не испытывая конкуренции, без выплаты транзитных пошлин и комиссионных сборов, почти все плоды земли польской в обмен на продукцию французской промышленности. Я не буду обращаться к статистике и называть все продукты, которыми природа так щедро наделила Польшу. Все они достаточно известны, а потому подобное перечисление было бы излишним и скучным, ничего в принципе не проясняя. Достаточно будет всего лишь нескольких данных общего характера, чтобы сделать вывод о пользе тех, осмелюсь сказать, неизмеримых выгод и преимуществ, которые могут вытекать из всего этого для мощной французской промышленности, по-отечески пекущейся о нуждах своего отечества. На что именно она может рассчитывать, в общем-то хорошо известно. Это такие спонтанно включаемые в промышленный оборот плоды земли, как строевой и мачтовый леса. Это и товары, прошедшие первичную обработку, к которым можно отнести продукты питания и фураж. Это также такие продукты, полученные из имеющегося в изобилии сырья, как смола, поташ, спирты, пенька, полотно, кожи, солонина, жиры, меха и т. п. Все это можно купить во внутренних районах Польши по бросовым ценам. Это объясняется тем, что:

•          такие товары наличествуют там в изобилии;

•          нет достаточного количества потребителей этих товаров, в силу чего последние становятся в тягость производителям;

•          экспорт таких товаров сопряжен с непомерными расходами из-за отсутствия путей сообщения и выходов на внешние рынки;

•          такие товары облагаются непомерными пошлинами, вследствие чего розничные торговцы подвергаются разорительному гнету.

Известно, что сопредельные державы, контролирующие устья польских рек, как могли, сдерживали польскую торговлю, прибегая к таким варварским способам давления, как жесточайшее угнетение в сочетании с откровенным мошенничеством, которое было столь же унизительным, сколь и коварным. Право провоза товаров они, в частности, предоставляли в обмен на беспрекословное соблюдение договоров, практикуя при этом изощренную монополию, нарушающую элементарные права людей. Данциг был почти единственным рынком для всех польских областей. Этот город исхитрился заполучить право контроля за всеми товарами, которые завозились в него и покидали его стены. Помимо всего прочего, негоцианты устанавливали по своему усмотрению цену не только товаров, но и денег. Все доходы, таким образом, аккумулировались в руках жителей Данцига, а польские собственники получали в обмен на свои обильные урожаи лишь немногочисленные предметы роскоши. Порты Риги, Мемеля и Кенигсберга 131) практиковали такие же правила торговли лесом, который привозили туда, часто не получая никакой выгоды, а иногда даже себе в убыток, владельцы обширных лесных угодий Литвы. Примечательно, что самые зрелые и.самые товарные из всех лесов земли — леса Полесья, которым Свинский первый открыл путь на рынки 132) (а неудавшийся канал из Мухавца 133) не подхватил эту эстафету), все еще сохнут и гниют на корню в топких болотах.

Предпринимались попытки открыть выход в Черное море через Днепр, Бох и Днестр, откуда по примеру древних сарматов, снабжавших в свое время зерном Афины, можно было бы поставлять лес в марсельские порты в обмен на продукцию, которую, в свою очередь, можно было бы туда доставлять по Роне и Лангедокскому каналу 134). Ах! Если бы французские дипломаты времен Луи XV 135) и Луи XVI 136) не направляли свои таланты на интриги, если бы они прониклись сознанием тех преимуществ, которые бы проистекали из всего вышеизложенного для французской коммерции, тогда, конечно же, благодаря влиянию, которое они имели в Константинополе, можно было бы легко заручиться поддержкой турков и поляков, чтобы оттеснить русских, их общих врагов, к берегам Волги, которая является их естественным рубежом и где они должны окончательно успокоиться.

Но времена беззакония наконец-то миновали, и теперь все свидетельствует о том, что панорама мира скоро изменится. А ведь какое важное значение имело бы для промышленности Великой Нации, эксплуатации природных ресурсов Польши, а также для интересов правительства-покровителя, если бы постоянные французские фактории обосновались, с одной стороны, в Штеттине 137), Данциге, Эльбинге, Кенигсберге, Мемеле, Либаве, Виндаве 138), Риге и Нарве, а с другой — в Херсоне, Очакове и Одессе и если бы Санкт-Петербург напрямую подчинялся приказам великого монарха, а со стороны Босфора доступ на эти территории был бы открыт исключительно для французских судов. Как бы было хорошо, если бы с общего согласия, объединив усилия и подчинив свои планы единой системе под покровительством великого монарха, французские капиталисты пришли бы во внутренние районы Польши, чтобы основать там обрабатывающие предприятия, поставляющие свою продукцию на экспорт; если бы они организовали свои склады и хранилища вдоль рек, речушек и каналов для сбора там даров земли с прилегающих территорий или же с территорий, находящихся в пределах очерченного круга, обеспечивающего легкий и необременительный с точки зрения расходов доступ к этим плодам с тем, чтобы на следующем этапе доставлять их в близлежащие фактории в подходящее для этого время; если бы другие французские компании учредили посреди лесов лесоперерабатывающие предприятия для того, чтобы сделать экспорт этих материалов возможно более легким и необременительным с точки зрения расходов; если бы третьи компании занялись углублением портов, рытьем каналов, расширением русл рек с целью сделать их судоходными, а также прокладкой дорог, ведущих к местам складирования плодов этой земли; если бы их затраты были компенсированы либо через передачу им прав на взимание дорожных сборов, либо через разрешение заниматься коммерческой деятельностью в пределах факторий; если бы четвертые компании занялись строительством и модернизацией заводов для переработки растительного и животного сырья или же сырья, уже претерпевшего первичную обработку, а потому еще более ценного и готового для использования в промышленности, — как, повторяю, все это было бы хорошо и полезно.

В таком случае в скором времени все стали бы очевидцами возрождения и процветания этой страны. Открывая, с одной стороны, неистощимые источники сырья для французской промышленности, с другой, она являла бы собой огромный рынок сбыта для изделий аграрного и промышленного секторов Франции. Французские вина получили бы в Польше распространение тем более широкое, что уже сегодня большая часть поляков предпочитают их венгерским винам, и нет сомнения в том, что в скором времени французская продукция стала бы пользоваться эксклюзивным спросом. Не надо думать, что вложенные капиталы были бы потеряны для Франции. Способствуя процветанию поляков, они за считанные годы удвоились бы для французов, чтобы затем приносить кредиторам все возрастающий доход. Нет никакого сомнения в том, что наряду с несколькими немецкими капиталистами, живущими в Польше или бывающими там наездами, которые с удовольствием присоединились бы к французским промышленникам, поспособствовать последним при таком либеральном режиме поспешили бы также многие польские землевладельцы и финансисты. Они бы содействовали французским капиталистам всеми доступными им способами, лишь бы только их лояльность была по достоинству оценена и стала основой всех предприятий такого рода и лишь бы только иностранные капиталисты не изъявили желания, следуя колониальной традиции и практике, присвоить себе исключительно все права. Доверие является нервом коммерции и самой надежной основой всех приобретенных благодаря ей состояний. Можно не сомневаться в том, что доверие станет непременным атрибутом отношений сторон, когда оно будет гарантировано самым величественным и безупречным, опытным и умелым, либеральным и могущественным Законодателем, защищающим интересы двух наций.

Не надо думать, что эти капиталы должны быть такими огромными, что моего беглого обзора недостаточно, чтобы очертить сферу их применения. Из всех предприятий те, что должны будут заняться гидрологическими работами, являются единственными, требующими солидного авансирования и больших капитальных вложений. От них, и только от них, пришлось бы слишком долго дожидаться отдачи в виде прибыли. Но справедливо и то, что именно с них надо начинать, потому что получение прибыли другими предприятиями зависит прежде всего от того, с каким качеством будут выполнены гидрологические работы. Следует отметить, что при их осуществлении самыми затратными являются те виды деятельности, которые связаны с преодолением различного рода трудностей местного значения, предопределенных характером ландшафта. В Польше, где почва лишь слегка приподнята над уровнем моря и где на большей части территории не встречаются скальные грунты, таких чрезмерных расходов удалось бы легко избежать. В этой стране реки медленно текут по равнинам, на своем пути они то и дело вливаются в пруды и озера с берегами, часто обрамленными болотами, что не препятствует рытью траншей, сооружению дамб и мостов, обустройству временных путей сообщения, но которым можно легко осуществлять перемещение грузов волоком. Рытье траншей и прокладку каналов в этой стране можно осуществить самым экономным способом. Как я уже указывал в другом месте /Р/, лучше всего для этой цели подойдет комбинированная система работ, которые правительство было бы в состоянии произвести, задействовав военных саперов или с помощью инженеров-строителей. Можно было бы (ввиду особенностей местных почв) осуществлять гидрологические работы так, чтобы грунт, добытый при расчистке водных путей, тут же употреблялся для строительства шоссе или больших многоуровневых дорог, а также для сооружения временных линий обороны и укрепления лагерей, превратив некоторые из них в неприступные. На этих работах, здраво рассуждая, можно было бы занять даже тех, кто был бы предназначен для их защиты.

Ценно и то, что в тех местах имеется огромное количество качественной древесины, которую можно использовать вместо каменной кладки как сваи при строительстве шоссе, производя облицовочные работы, делая различные соединения встык, и т. п. Речь идет о дубе и ольхе, которые долго хранились во влажных местах и благодаря этому увеличили свои прочностные характеристики. /Q/

С помощью этих материалов сооружены шлюзы Бромбергского канала, который посредством Нотеца 139) и Варты соединяет Вислу и Одер. С использованием дерева сооружено также большинство шлюзов Потсдамского канала, который с помощью Шпрее (Spree) соединяет Одер и Эльбу (Elbe).

Два этих произведения философа и искусника Сан-Суси 140), как и все, что он замыслил и свершил во славу Великой Империи Наполеона, име-ют, по крайней мере, ту заслугу, что они загодя подготовили магистральный водный путь, который с помощью канала, проложенного от Эльбы до Рейна, в скором времени позволит установить прямое сообщение между Ла-Маншем и Понтом Эвксинским 141).

 

P/

В недавно переизданной мной брошюре я привел смету таких гидрологических работ в зимнее время. Эту смету я составил, уменьшив сроки строительства и расходы до одной десятой от того, что требовалось бы при обычных условиях производства подобного рода работ. Данная методика была опробована также одним известным саксонским инженером. Она получила одобрение таких авторитетов в области фортификационного искусства Франции, как господа Прони и Фоссомброни. Благосклонно ее приняли и в Имперском институте, если судить по докладу, сделанному господами Деламбром 142) и Лакруа. Суть методики — в быстром волочении на санях блоков замороженной земли. Размеры блоков можно планировать по своему усмотрению, присоединяя к ним перед тем, как ударят морозы, любую массу грунта или, наоборот, дробя их на части.

 

Q/

Консервацию этих пород деревьев можно обеспечить также с помощью недорогих химических препаратов. О них я упоминал в своей небольшой статье, опубликованной на итальянском языке восемь лет назад. Там шла речь о предприятии некоего Карбонофора, который развил теорию, основанную на довольно-таки замысловатом принципе господина Лебона 143), что, в свою очередь, сослужило добрую службу для многих предпринимателей, занятых дистилляцией древесного уксуса. Эту статью я собираюсь переиздать.

 

Какой простор открывается для еще более грандиозных замыслов и планов еще одного философа и искусника — де Сент-Клу! 144) Наступит момент, когда, еще шире распространив свое влияние и увеличив, благодаря своему гению, собственные завоевания, Искупитель и Законодатель Европы сможет наконец предаться созерцанию счастья, которое станет плодом деяний его славы и филантропии. И тогда он в полной мере воспользуется плодами благодеяний, привнесенных его щедрой рукой. И распространятся высокие начатки, и он сможет обеспечить своему августейшему роду высочайшее наслаждение, которое по своей изысканности и совершенству далеко превзойдет все то, что знала до сих пор история. Потому что и Александры, и Фридрихи, и даже Карлы оставляли вожжи в неумелых руках, в результате чего родовые троны после их ухода, как правило, начинали качаться.

Известно, что любые свершения во благо общества подвергаются испытанию временем. Рукотворным произведениям уготована незавидная судьба. Сменяется несколько поколений — и они приходят в упадок под напором варваров. Поистине жалкий вид будут иметь на фоне нетленных произведений Наполеона памятники гордыни, несущие в себе лишь смутные воспоминания о Сезостриях 145) (Sesostris), фараонах, Птолемеях 146), Константинах 147) и др.

Нетленными произведениями на польской земле навсегда были бы сцементированы священные узы, которые соединяют две в равной степени доблестные и законопослушные нации, которые до сих пор не смогла согнуть никакая внешняя сила и которые не сможет больше разъединить рука другого Александра, каким бы тяжелым ни был меч, нацеленный на рассечение этих уз.

Таким образом, стоит только заменить английские гинеи, этот первейший источник разложения правительственных кабинетов и совращения народов, наполеондорами, как тут же будет восстановлен социальный порядок, поставленный гинеями с ног на голову. Ах! Если бы я имел талант и остроумие Тацита 148), с каким восторгом воспел бы я зарю этого благословенного века, чье наследие отойдет отпрыскам Династии Великого Человека, нескончаемая череда которых проходит перед моим мысленным взором. Но я, увы, не чувствую себя способным укротить Пегаса 149). О триумфе такого рода мне нельзя даже помышлять.

Мое предназначение будет выполнено и окажется достойным того, чтобы потомки оценили мои деяния по достоинству и справедливости, лишь в том случае, если я всем сердцем останусь до конца верным делу великого героя, посвятив ему свою военную карьеру и положив все свои силы на усмирение разбушевавшегося русского зверя. Зачем мне моя жизнь, если я не смогу в отместку за свою поруганную родину отдать ее в проломе Кремлевской стены? Мои амбиции были бы вполне удовлетворены, если бы мне была оказана честь принять участие в осуществлении высокого предначертания, которое уготовил Законодатель с целью обеспечить грядущее процветание Польши. Я бы с радостью согласился на любую деятельность под его эгидой. Пусть это будет даже пост руководителя гидрологических работ, лишь бы приказ о моем назначении был продиктован его высочайшей мудростью.

А пока что я ограничусь синоптическим наброском нескольких, на мой взгляд, самых важных направлений, на которых эти работы можно было бы осуществлять. Свой обзор я сопровожу краткой и весьма приблизительной сметой с указанием последующих действий и требуемого для их реального воплощения времени. Размышления на этот счет я постарался тесно увязать с тем, что осталось у меня в памяти от содержания записок, поданных мной моему правительству и одобренных им в 1792 году. Напомню, что прежний обзор был у меня конфискован вместе с архивом, о чем я уже давал знать в настоящих записках в одной из сносок, а также на странице 64 150).

Начну с обзора путей сообщения. Одну из важнейших коммуникаций, а именно ту, что прокладывалась бы от Балтики до Черного моря (от Штеттина и Риги до Херсона и Одессы), было бы чрезвычайно просто осуществить через Польшу. И этот путь был бы гораздо более легким и выгодным, чем тот, что существует сегодня. Сделать это можно следующим образом. С одной стороны, осуществляется соединение с Вислой посредством Неры, Пилицы, Бзуры и Варты. А с другой стороны, посредством Сана эта самая Висла соединяется с Днестром. Можно, наконец, посредством Липы 151), Стрыпы и Збруча соединить воды Буга с водами Днестра, а затем посредством Стыри, Горыни и Случи — с водами Боха. Впоследствии с помощью обводного канала, которой концентрически прорезал бы обширные полесские болота (это единственное средство оздоровить и окультурить край, а оздоровление и окультуривание — суть задачи, которые в равной степени диктуются соображениями гуманизма и выгоды), можно было бы заставить ответвиться Стырь, Горынь и Случь с помощью Стохода, Турьи и источников Припяти в сторону Буга. С помощью же Уборти, Ужа, Ирши, Тетерева, Ирпеня, Роси и Тясмина 152) эти реки можно было бы заставить нести свои воды в Днепр выше Крылова, то есть порогов. Таким образом были бы достигнуты результаты, которые невозможно объять разумом с первого взгляда, ввиду чрезвычайных выгод, которые предоставлял бы этот способ соединения Буга и Днепра для агрономических, индустриальных и коммерческих операций. Из расположенных в этих местах неприступных лагерей выступали бы армии, всегда готовые отбросить и обратить агрессора в бегство. Здесь им также можно было бы дислоцироваться в полной безопасности в том случае, если бы они были вынуждены уступить территории под напором превосходящих сил неприятеля. Завоевать эту обширную, до сих пор необитаемую провинцию представляется делом несложным. Даже на фоне блестящих побед, одержанных ранее, это завоевание «смотрелось» бы весьма достойно, а потому, конечно же, стоит подумать над его осуществлением. /R/

 

R/

О том, как оздоровить эту провинцию, я докладывал в памятной записке, представленной мной в Имперский институт десять лет назад. В ней шла речь об очистительных водоемах. С тех пор я непрерывно предлагаю опубликовать эту записку.

 

Знаменитые пороги Днепра являются непроходимыми с точки зрения навигации исключительно из-за недосмотра предыдущих правительств, которые никогда не предпринимали попыток устранить это препятствие. Днепровские пороги служат к тому же причиной ужасных наводнений, которые ниже по течению опустошают все левое побережье, покрывая культивируемые поля песком. Кроме того, этот природный барьер на Днепре способствует поднятию вод Припяти, которая, несмотря на то, что в нее впадает огромное количество быстрых речек, сама течет с величавой, можно сказать, небрежностью, делающей ее воды похожими на застойные, тинистые и топкие поверхности прудов. Правда, Екатерина II, возжелавшая во что бы то ни стало сойти за северную Семирамиду 153), но на самом деле бывшая всего лишь северной Цирцеей 154), пыталась с большой помпой устроить в порогах проход. То ли это ей самой пришло на ум, то ли с чьей-то подсказки, но она одобрила проект отвода вод верховий этой реки с помощью обводного канала и нескольких шлюзов. Однако эти прекраснодушные порывы (как и все, что она, подыгрывая темноте и невежеству, пыталась осуществить для того, чтобы позабавить публику или обогатить придворных щелкоперов-летописцев) тут же испарялись, как только речь заходила о практическом воплощении.

А ведь убрать этот барьер в виде порогов — задача не такая уж сложная. Однако браться за это дело надо, что называется, издалека, причем в прямом смысле этого слова. А именно: сначала следует отвести через искусственный рукав воды Сулы. Этот рукав образовывал бы проход в поясе укреплений самого великолепного лагеря, какой только можно вообразить. Этот лагерь можно разбить и укрепить перед капитальным мостом, которому сами пороги, открытые с помощью шлюза для прохода судов, служили бы опорой. (На них можно было бы «посадить» несущие конструкции арок моста.) Эта затея имела бы еще больший шанс на успех и обеспечила бы еще большую выгоду, если бы через Удай с помощью канала удалось соединить Сулу с Десной.

Однако, строго придерживаясь принципа, который я сам себе «прописал», а именно: рассматривать возможности этой реки только в узких рамках ее пользы для Польши, я ограничусь лишь тем, что укажу другой способ прокладки Большого обводного канала, о котором шла речь выше. Этот способ заключается в следующем. Посредством обводного канала и с помощью Ирпеня отводился бы выше Киева рукав этой великой реки, который достигал бы Белой Церкви и с помощью Роси и Тясмина нес бы часть своих вод в эту же самую реку ниже порогов — в Крылове. А другую часть своих вод Большой обводной канал доставлял бы в другие каналы, которые служили бы для питания Боха, о чем я скажу ниже.

Чем примечателен Бох? Эта река являет собой бурный поток до слияния с Кадесной и Висом. Но поток этот — полезный и благотворный, а отнюдь не опустошающий, каковыми являются большинство потоков, низвергающихся с высоких гор. Его ложе «сжато» мягкими меловыми утесами. Высокие, крутые и «наступающие» друг на друга, они служат антаблементом (основанием) для покоящегося на них очень толстого и жирного слоя иловых отложений — настоящего гумуса. Плодородие последнего столь же колоссально, сколь и неистощимо. Только из-за одного этого слоя данный район стоил бы целого царства, если бы, конечно, была обеспечена навигация по рекам, позволяющая получить туда доступ. Препятствия для навигации, как я уже отмечал, непреодолимыми не являются. Он (Бох) почти никогда не выходит из берегов, и его можно переходить вброд большую часть года. Достаточно добавить в Бох воды из обводного канала, о котором говорилось выше, а осуществить это можно то ли при помощи Ирпеня, Уйвы и Постолова 155) (le Postolow), то ли посредством Соба и Роси, то ли, наконец, благодаря Вису и Язлику 156), чтобы соединить его с Днестром, то ли посредством Мурашки и Рова, то ли выше — посредством Волка и Смотрича.

Таким образом, с помощью нескольких построенных с умом шлюзов и плотин, применив несколько новых средств, о которых я размышлял, обдумывая планы гидрологических работ /S/, из самих преград, которые до сих пор казались непреодолимыми, удалось бы извлечь немало выгод. И я не устаю повторять с полным на то основанием и убежденностью: навигация по этой реке была бы столь же выгодна для Франции, как и, по меньшей мере, навигация по реке Ла-Плата 157). Я даже осмеливаюсь утверждать, что богатства, которые она предоставит французской промышленности и коммерции, намного превзойдут все то, что могут принести перуанские рудники, потому что, поощряя владельцев и акционеров в Польше, Франция получит эти богатства почти без инвестиций и риска и будет пользоваться ими беспрепятственно, тогда как промышленная эксплуатация перуанских рудников возможна только в результате нескончаемой войны, шансы в которой всегда неясны. К тому же в последнем случае все сопряжено с людскими и финансовыми потерями, в результате чего вложения редко когда удается вернуть целиком, не говоря уже о получении прибыли.

S/

Действительно, когда я размышлял на эту столь же важную, сколь и непростую тему, у меня родилась идея гидравлического тромба для осушения болотных вод с помощью пустот, образованных за счет быстрого течения потоков воды более низкой, чем поверхность территории, предназначенной для осушения. Этот поток должен огибать данную территорию, которая в целом будет являть собой полое тело, к которому следует подвести трубы. Через них-то и станет осуществляться отсос вод и осушение заболоченных территорий. На сей счет я адресовал письмо господину сенатору Фоссомброни 158) и по его предложению опубликовал данный проект.

 

Впрочем, предложенные мною планы и связанные с ними работы (и я отдаю себе в этом отчет) представляют на первый взгляд трудности, способные заставить задуматься инженеров-строителей и отступить капиталистов. Но перед ними никогда не отступит эпоха Наполеона, которой не пристало выслушивать упреки в скромности замыслов и предприятий своего вдохновителя. По воле Императора были преодолены самые неприступные барьеры, самые высокие преграды были опрокинуты, самые грандиозные чудеса совершены. Замыслы еще более впечатляющие, чем проект, описанный выше, получили свое частичное завершение. А что касается фондов на освоение, то их можно было бы сформировать за счет долей нынешней Одесской, очаковской и херсонской компании. Эта доля была бы предоставлена с большой охотой ввиду выгоды, которую данный проект представляет для указанной компании. Большую же часть расходов с не меньшей охотой взяли бы на себя крупные землевладельцы, обитающие по берегам этих поистине золотоносных водных артерий. Высочайшие урожаи на этих землях были для них до сих пор бесполезными из-за отсутствия коммуникаций. Сегодня у них имеется только один ресурс для утилизации баснословных урожаев — скармливать зерно бесчисленным стадам. Эти лендлорды ждут не дождутся, когда к ним придут зарубежные купцы, чтобы выкупить урожай хотя бы по смехотворной цене. А некоторые из этих еще менее предприимчивых хозяев занимаются производством мясных продуктов, извлекая из местного сырья только малую толику полезных веществ, а остальное выбрасывая на свалку.

А ведь можно сделать так, чтобы зафрахтованные где только можно на территории Великой Империи суда прибывали сюда от океанского побережья и Рейна, от устья Роны и пляжей Ла-Манша, от Пиренеев и подножия Альп. Можно сделать так, чтобы они несли в своих трюмах все великолепие французской индустрии, в том числе знаменитый руанский ситец, эльбефское сукно (les Elbeufs), тонкое сукно (les Sedans) и другие товары. Среди них можно назвать вышитое шелком, золотом и серебром полотно, которым славится Лион, с помпой демонстрируя его вблизи первого в мире трона. Или удивительной чистоты стекло, тонко отшлифованные булаты, непревзойденные часовые механизмы и пружины, совершенное оружие, соблазнительный фарфор и другие изделия, которые Сан-Гобен, Крезо, Льеж, Мулен, Женева, Версаль, Севр и множество других европейских индустриальных центров производят с несравненными изяществом и вкусом из бронзы. Сюда можно причислить также посуду, бижутерию, резные вещицы из дерева и другие предметы моды, фантазии и роскоши. Эта флотилия, повторяю, проложив новые пути и совершая навигацию через земли Германии и Польши, где она походя реализовала бы часть своего богатого груза, прибыла бы в порты Черного моря, чтобы без всякой конкуренции, совершенно, беспрепятственно обменять избыток своего великолепного товара на богатства Леванта. Причем сделать это ей удалось бы с гораздо более высокой прибылью, чем та, которую можно получить на торгах в Средиземноморье, ввиду того, что обитатели азиатской части Черноморского побережья, поддержанные Великой Империей и лишенные страха перед лицом своих недавних угнетателей, перестали бы бояться беззаконного притеснения турков, разбоев и грабежей своих соседей-угнетателей русских. Они вышли бы на рынок с огромным желанием предложить по своей доброй воле все то, что Индия имеет самого притягательного в наших глазах. А в обмен получили бы элегантные изделия европейских фабрик, чтобы нести их дальше — в предгорья Кавказа и азиатские степи, избегая зависти турков и алчности русских. И тогда, с помощью Большого Наполеоновского канала, все вина из внутренних провинций Франции спустились бы вниз по Рейну, где по пути к ним присоединились бы вина его знаменитых берегов, а также вина мозельские, которые не переносят «усталости» и морской качки. Путешествуя вместе, без тряски и перегрузки, они достигли бы границ Европы, чтобы утолить своей амброзией жажду тысяч страждущих глоток, пересохших от чрезмерного поглощения соленой икры, которая, в свою очередь, пошла бы услаждать нёбо бретонца. А стерлядь заменила бы выловленную у берегов Бретани сельдь, засоленную в Харлеме 159). В качестве транспортных средств можно было бы, кстати, использовать и суда, построенные в полесских лесах. Они вполне могли бы первыми прибыть во Францию и выгрузить там все что ни на есть самого ценного из польских продуктов, в том числе мед, воск, сало, пурпурную краску, пеньку, лен, кожи, меха, копчености и т. п., а также бесчисленное множество полуфабрикатов, которые дали бы новую жизнь французским фабрикам. Французские краснодеревщики нашли бы в польских лесах древесину, которой можно во всех отношениях заменить не только желтое и красное дерево, но и другие экзотические породы деревьев. /Т/

Таким образом, вся эта необработанная или прошедшая лишь первичную обработку продукция шла бы сама собой из Польши, чтобы руками французских умельцев быть приспособленной к местным вкусам, приобретя всевозможные формы и модификации, которые диктуются изысканностью и элегантностью метрополии искусств. Все стало бы общим у двух наций — привычки, традиции, светскость. И Польша, сохраняя свою политическую независимость, стала бы таким образом младшей сестрой Великой Нации, которая с этих пор играла бы роль метрополии цивилизованного мира. /U/

 

Т/

Свидетельством тому — паркет главного зала Королевского дворца в Варшаве, где король Станислав, как всегда, когда он что-нибудь строил (в том числе — другие апартаменты Дворца, а также Библиотеку Лазенки 160) и пр.), для придания элегантности интерьерам широко применял местную древесину, заготовленную в литовских лесах. Это дерево так хорошо имитирует заморские породы, что не только англичане, но и самые знаменитые европейские умельцы-краснодеревщики были очарованы их прекрасным видом.

 

U/

Для того чтобы понять, насколько важны эти торговые отношения, сошлюсь на замечания, сделанные по этому поводу в статье - «Заметки по поводу Черноморской коммерции»-, опубликованные в одном из номеров газеты «Journal des Debats». Там говорится, что богатые и разнообразные дары польской земли долгое время экспортировались только через Балтийское море. Однако в последние годы существования Польши как независимого государства поляки, уставшие от непомерных таможенных сборов, которыми облагает их прусское правительство, начали убеждаться, что пути, ведущие через черноморские порты, — гораздо более выгодный маршрут для их товаров. Прежнее французское правительство, которое было наслышано о плодородии южных польских земель и о значении всего того, что там производилось для французского флота и французской торговли, готовилось к тому, чтобы поощрить поляков в их попытках проложить новые торговые пути через Черное море... Эти земли — почти половина территории Польши. В этой части страны протекают три большие реки: Днепр, Бох и Днестр, протяженность которых на этих территориях намного превосходит протяженность таких рек, как Неман и Висла — единственных больших торговых путей, дающих выход в Балтийское море. Районы, которые пересекают в своем течении Днепр, Бох и Днестр, несмотря на свою необжитостъ и запущенность, можно назвать землей обетованной: там есть все для безбедной жизни. В подтверждение этого, достаточно сослаться на Украину, которая смогла обеспечить продовольствием всю русскую армию во время войны с турками.

Много там, в частности, и зрелого строевого леса. В этом можно убедиться, ознакомившись с отчетами корабельных мастеров из Тулона, которые были специально откомандированы в те места для заготовки мачт. Понадобилось от 18 до 20 месяцев, чтобы переправить мачты из этих мест во Францию через Ригу, тогда как мачты, отправленные через Херсон, прибыли в Тулон спустя всего 3 месяца.

Украинская солонина ни в чем не уступает ирландской, а низкая цена местной говядины в сочетании с дешевой молдавской и крымской солью позволяет, как показывает опыт, поставлять украинскую солонину в Аккерман 161) и в Херсон по цене, вдвое уступающей ирландской.

Пеньку для парусов и канатов, конский волос, шерстяные ткани, белое и серое полотно, а также оберточные ткани, шкуру и дубленую кожу можно найти в этой стране в изобилии. Селитра, деготь, жир, конопляное и льняное масла, мед, животные масла, сало, хмель, смолы, пшеничная водка там тоже имеются в достатке. А воск в Украине такой дешевый, что австрийские торговцы доставляют его из этой провинции наземным транспортом до самой Галиции, откуда переправляют, опять же посуху, через Молдавию и Австрию до самого Триеста, где продают этот товар с большой для себя выгодой, несмотря на неудобства, связанные с перевалкой огромных его партий исключительно по земле.

Великолепен и украинский табак. В 1757 году во Франции проводились испытания, которые показали, что табак из Украины почти ни в чем не уступает табаку из Вирджинии. Поташи, которые уже в течение длительного времени вывозятся из Польши через порты Данцига, Кенигсберга и Эльбинг, — тоже украинские продукты. Нетрудно подсчитать, какую выгоду можно было бы получить, переориентировав такие огромные товарные потоки с Балтики на Черное море. Эти богатые своими природными ресурсами места практически не освоены. Они лишены мануфактур, и французская коммерция благодаря Черному морю получила бы возможность завозить туда полотно, шелка, скобяной товар, вина, ароматические масла, ликеры, сахар, кофе, пряности, лекарства, благовония, румяна и другие товары. Попытки наладить коммерческие отношения до революции уже показали, какое огромное значение имеет такая торговля для Франции, особенно для ее средиземноморских департаментов.

На судах под французским флагом можно было бы отправлять в эту страну и левантийские товары. В настоящее время такой коммерцией занимаются только евреи и армяне через Молдавию. На этой многотрудной и небезопасной дороге несчастных подстерегает множество неожиданностей.

Вывоз товаров из этих мест через Черное море мог бы стать для Франции даже более значимым, чем вывоз, который англичанам и голландцам обеспечивает Балтика. Увеличился бы, благодаря новым путям, и импорт. По своим объемам он бы вскоре превзошел импорт, осуществляемый через Данциг, Кенигсберг и Ригу, потому что три реки — Днепр, Бох и Днестр — позволяют проникнуть гораздо глубже внутрь страны, чем Неман и Висла. Благодаря Мухавецкому каналу, соединяющему Вислу с Припятью, а также каналу Огинского, который после реконструкции мог бы соединить Днепр с Неманом, черноморская торговля увлекла бы Польшу, добавив свои преимущества к тем, которые эта страна уже имеет, торгуя через балтийские порты.

Важно и то, что французы не найдут в лице народов этой страны ожесточенных конкурентов, наподобие тех, которых они постоянно находят в других уголках континента. Кстати, Франция, благодаря особым отношениям с Польшей, принадлежащим ей капиталам, значению своих средиземноморских портов и собственному морскому могуществу, явля¬ется самой подходящей нацией для осуществления подобной торговли.

Кроме перечисленных товаров, Украина обладает и другими, не менее ценными продуктами. Я имею в виду пурпурную краску, более известную как польская кошениль162). Этот продукт в настоящее время продается только туркам и армянам, которые применяют его для покраски сафьяна, полотна, волокон и конских хвостов.

 

А в это время, переплыв Босфор и отсалютовав сералям 163), суда большего водоизмещения доставляли бы прямо в Одессу марочные вина и спирты Лангедока 164), а также рафинированные масла, маслины, изысканные кушанья Марселя, Жьена, Ливорно. На обратном же пути они увозили бы из Одессы не только самое качественное зерно Европы, но и другую продукцию украинских земель. И речь идет не только о спарже и арбузах. Грешно было бы не воспользоваться сполна дарами этой земли, где посреди полей растут растения, похожие на кактусы, где мед течет рекой, где вполне можно было бы получать индиго и другие колониальные товары, которые английская монополия превратила в свой эксклюзив. Таким образом, вполне можно было бы если не подорвать полностью, то хотя бы разделить с Англией ее монополию. После чего эта страна уже не диктовала бы свои условия Континенту ни на Севере, ни на Юге, поскольку ей уже нельзя было бы найти освоенные пути для того, чтобы в одиночку заваливать редкими товарами Европу и накладывать, таким образом, на нее свою контрибуцию.

Обозревая навигационные возможности южных провинций Польши, я не забыл и Литву. Очень уже привлекательными выглядят перспективы ее коммуникаций с Черным морем. Осуществить эту связь уже помогают канал Огинского, а также Березинский канал 165) между Неманом и Припятью с одной стороны и между Днепром и Двиной — с другой. Привлекают внимание и коммуникации с Вислой через Пруссию с помощью Прегели 166) и т. д. Эти пути можно было бы разнообразить с большой выгодой, причем тем более заметной, что затраты на их прокладку были бы самыми скромными, поскольку в этой стране (об этом можно смело говорить) не требуется делать выемку и отсыпку грунтов и почти не нужно возводить сложные инженерные сооружения, за исключением разве что дамб и мостов.

Можно, например, соединить Неман с Березиной, а Березину — с Вислой и таким образом получить выход в Двину и в Днепр. Вилию с помощью Свята 167) можно было бы соединить прямо от Ковно с Динабургом 168). А далее — через Мережу, Щару и Неман — направить воды прямо из Вилии в канал Огинского. Затем, благодаря Шое и Леаа 169), эти воды прямо от Ковно текли бы в Митаву 170). Таким образом, Нарев сослужил бы добрую службу и стал бы еще одним важным водным путем между Вислой и Неманом. Нарев же с помощью озер и запруд можно легко соединить с Прегелью. А Прегеля, в свою очередь, с помощью Пасарии 171) и Двесы 172) позволит открыть прямой водный путь от Торна до Кенигсберга.

Освоение Полесья могло бы завершиться после прокладки окружного канала — точно такого, как я предложил на южной границе этой провинции. Он мог бы доставлять воды из Мухавца, Ясельды, Случи, Орессы, с одной стороны, в Березину', а с другой — в Неман и Буг. Таким образом можно было бы в общих чертах завершить сооружение системы внутреннего судоходства в Польше, которую в таком случае легко было бы пересекать в любом направлении и вывозить из нее огромное количество продуктов до сих пор либо неизвестных, либо недоступных из-за отсутствия транспортных коммуникаций.

Согласно моему плану, который я представил в свое время правительству моей страны и который был рассмотрен и одобрен им 173), эту систему можно было построить даже с теми ограниченными ресурсами, которые в свое время имела Польша. На осуществление этого плана предполагалось направлять 5 миллионов польских флоринов ежегодно в течение 10 лет. Все работы должны были завершиться самое большее через 25 — 30 лет. Начиная с 10-го года реализации данного проекта пошла бы прямая отдача. Что такое 50 миллионов, разложенных на 30 лет, если по истечении этого срока можно было бы получать более 100 миллионов чистой прибыли ежегодно?

Я могу доказать, что с авансом, который не превысит требуемые 50 миллионов (то есть с 36 — 40 миллионами французских франков) и будет вложен в сжатые сроки при условии, что кредиторы удовлетворятся в течение 10 лет десятью процентами годовых на вложенный капитал и в дальнейшем через каждые 5 лет не будут требовать повышения годовой ставки больше чем на 5% до полного окончания всех строительных работ (ставка к тому времени поднимется до 25% годовых), так вот в этом случае я берусь доказать, что через 25 — 30 лет вложенный капитал начнет каждый год удваиваться вплоть до истечения срока договоров займа, которые (договора), можно будет по желанию кредиторов продлевать. Даже французское правительство, осуществляя высочайшую поддержку этого проекта, могло бы иметь в нем свою освобожденную от налогов долю, не уступая ее предпринимателям.

На этом замечании я останавливаюсь. Одного его достаточно, для того чтобы подтвердить те большие преимущества, которые обеспечит для Франции эксклюзивная торговля с Польшей. Права на такую торговлю она получила бы с легкостью и поддерживала бы стабильные коммерческие связи, поскольку делала бы это без нанесения ущерба для Польши, богатства которой она разрабатывала бы в сотрудничестве с ее обитателями, пользуясь при этом прямой поддержкой патерналистского правительства, которое само находило бы в этом массу политико-экономических преимуществ.

Позволю себе также заметить, что в случае, если этот проект будет одобрен, ничто не помешает распространить коммерцию за пределы двух великих рек — Двины и Днепра, которые служат естественными пределами Польши. Там, по другую сторону границы, водных путей еще больше. Леса в тех местах еще более недоступны, а их ресурсы еще более не разработаны, чем в Литве. А поэтому они представляют еще больший коммерческий интерес для тех, кто захочет вложить там свои капиталы. Особое внимание притягивает к себе Санкт-Петербург — самый первый и самый значительный перевалочный пункт на берегу Балтийского моря. Используя истоки Волги, Полы, Ильменское озеро и Волхов, либо с помощью двух последних и Ловати, можно проложить прямой водный путь от Ладоги до Днепра и Двины. А также — от Двины до Невы с помощью Эвеста, озера Пеипус, Нарвы и Луги. Окрестности этого города, в том числе все рукава Невы с того места, где она берет начало в Ладожском озере, становясь точкой раздела между тремя державами (Россией, Швецией и ленными герцогствами Польши), стали бы в масштабах Севера тем, чем является Константинополь или Смирна 174) в масштабах Леванта. Ах! Почему этот красивый и большой город (если он действительно предназначен для того, чтобы способствовать продолжению формирования краеугольного камня великой Континентальной Системы по направлению к полюсу), хотя бы для его сохранения, не переименовать и не передать потомкам под именем не основателя, а гения-хранителя, который позаботится о его судьбе, дав ему Свободу и посеяв на невских берегах семена Чести? В короткое время это сделало бы город гораздо более процветающим, и он наверстал бы все упущенное за прежние десятилетия, которые были отмечены испорченностью, развратом и преступлениями. Все зло насаждалось, конечно же, двором. Именно он оказывал покровительство распространителям этой заразы, обеспечивая их своим покровительством, наделяя состояниями и делясь могуществом.

Этот город обязан своим рождением кнуту, который вырвал его из варварства. Его образованность и воспитание — результат использования кровавых розог террора. Он вырос под знаком гордыни и высокомерия, поддерживаемый исключительно пороком. Злой рок довлеет над ним. В любой момент он может провалиться в преисподнюю под напором позора и бесчестья, если только прежде его не смоют вместе с отсыпанными берегами Невы ее воды. Но этот город еще имеет шанс. Он еще может надеяться на то, что однажды превратится в Трою Севера. Если, конечно, у него хватит мудрости, чтобы избежать своей печальной судьбы.

Примечания:

131      Кенигсберг — современный российский город Калининград.

132      ...которым Огинский первый открыл путь на рынки... — речь идет о политическом деятеле Речи Посполитой, гетмане Великого княжества Литовского Михале Казимире О., который на свои средства в 1765 г. начал строительство 54-километрового канала, соединившего р. Ясельду и р. Щару.

133      ...не удавшийся канал из Мухавца... — речь идет о канале, строительство которого было начато в 1775 г. (Мухавецкий, Королевский), чтобы соединить р. Мухавец и р. Пину. С 1864 г. стал называться Днепровско-Бугским.

134      Лангедокский канал — скорее всего, речь идет о Южном канале, сооруженном в XVII в. на юге Франции. Он соединяет порт Бордо на Атлантическом океане с портом Сет на Средиземном море. Длина — 241 км.

135      Луи XV — французский король Людовик XV (1715—1774) из династии Бурбонов. Был женат на дочери Станислава Лещинского Марии и способствовал его восстановлению на престоле короля Речи Посполитой. (см. в ХРОНОСе статью Людовик XV)

136      Луи XVI — французский король Людовик XVI (1774—1792). По решению Конвента осужден на гильотирование. (см. в ХРОНОСе статью Людовик XVI)

137      Щтеттин - современный польский город Щецин.

138      Виндава — современный латвийский город Вентспилс.

139      Нотец — река на западе Польши, правый приток Варты. Соединена с р. Вислой и р. Одрой Быдгощским каналом (построен в 1772 г.).

140      Два этих произведения философа и искусника Сан-Суси... — имеется в виду Фридрих II (1712-1786) — прусский король с 1740 г., который в юности находился под влиянием философии французского Просвещения и в дальнейшем поддерживал отношения с Вольтером и другими французскими просветителями. Построил дворец Сан-Суси в Потсдаме.

141      Понт Эвксинский — древнегреческое название Черного моря.

142      Деламбр (Delambre) Жан Батист Жозеф (1749—1822) — французский математик, астроном, метролог.

143      Лебон (Lebon) Жозеф (1765-1795) — после сложения сана священника примкнул к якобинцам, в июле 1793 г. был избран в Конвент, был его комиссаром, сторонник Робеспьера. Арестован во времена переворота 27 июля 1794 г. И гильотирован.

144      де Сент-Клу — так образно автор называет Наполеона.

145      Сезострии — видимо, так автор называет императоров Древнего Рима.

146      Птолемеи — царская династия, правившая в IV —I вв. до н. э. в эллинистическом Египте.

147      Константины — автор подразумевает под этим собирательным именем династию византийских императоров.

148      Тацит — древнеримский писатель и историк (I —II вв. н. э.)

149      Пегас — в древнегреческой мифологии крылатый конь, который доставлял Зевсу громы и молнии. Ударом копыта выбил источник, вода из которого дарует вдохновение поэтам.

150      Автор указывает номер страницы своей рукописи. Как уже отмечалось, он не раз в своих записках 1812 г. ссылается на ранее изготовленный им анализ «спасения Польши», а в первую очередь на рукопись 1797 г. — «великий политический мемориал», предназначенный для французского правительства.

151      На современной карте Украины равноценно могут быть восприняты в контексте рассуждения автора реки Гнилая Липа и Золотая Липа.

152      Автор в очередной раз демонстрирует глубокие познания в географии Польши, Украины, Прибалтики, Беларуси, России, будучи в особенности дотошным там, где речь идет о гидронимах.

153      Семирамида — царица Ассирии (IX в. до н. э.). С ее именем связывают одно из «семи чудес света» — «висячие сады Семирамиды».

154      Цирцея — в античной мифологии волшебница, обратившая в свиней спутников Одиссея и обольстившая его самого. В переносном смысле — коварная обольстительница.

155      Постолов — к сожалению, на карте не удалось найти реку со схожим названием. Может быть, это р. Раставица.

156      ...благодаря Вису и Язлику... — в первом случае речь идет о р. Большая Высь, а вот название второй реки (Язлик — Яшлик) на карте не просматривается.

157      Ла-Плата — залив в Атлантическом океане у юго-восточного побережья Южной Америки, низовье р. Параны.

158      Можно предположить, что М. Сокольницкий имеет в виду свои предложения, которые с 1811 г. были опубликованы в Париже под названием «Notice historique sur un canal de dessechement, execute en Rologne en 1780» («Исторические записки об ирригационном канале, выполненном в Польше в 1780»).

159      Харлем — город в Нидерландах близ Амстердама, характерен сетью каналов и пристанью на канале Спарне.

160      Лазёнки — дворцово-парковый ансамбль в Варшаве, бывшая резиденция польских королей XVIII в.

161      Аккерман — современный украинский город Белгород-Днестровский (Одесская обл.).

162      Кошениль — насекомые, которые используются для получения красной краски — кармина. Во времена М. С. в Европе была известна польская кошениль, культивируемая в основном на корнях земляники.

163      ...отсалютовав сералям... — столь образно автор определяет возможность мореплавания без преград мимо Стамбула с его резиденциями турецких султанов («сераль» — в переводе с персидского означает дворец, иногда сералью называли гарем — женскую часть дворца).

164      Лангедок — историческая область и экономический район на юге Франции, главный центр виноградарства и виноделия страны.

165      Березинский канал — автор подчеркивает, что реализации его идеи «уже помогают» действующие каналы. Именно к 1810 г. Россия завершила строительство и реконструкцию Березинского канала, который связал р. Березину с р. Зап. Двиной. Общая длина этой водной системы 169 км.

166      Прегеля — р. Преголя, на которой стоит современный Калининград (бывший Кенигсберг).

167      Свят — так автор называет р. Швянтойи — правый приток Вилии.

168      Динабург — современный латвийский город Даугавпилс.

169      ...благодаря Шое и Леаа... — накладывая рассуждения автора на карту, более всего вероятно, что он имел в виду реки с современными названиями Шушве и Левуа. Правда, если довериться карте, похоже, что от Каунаса до Елгавы удобнее доплыть по рекам Невежис и той же Левуа, а затем по рекам Муша и Мемеле. Но все-таки следует довериться генералу.

170      Митава — современный латвийский город Елгава.

171      Пасария — скорее всего, это река Писа (правый приток Нарева).

172      Двеса — видимо, это река Дрвенца.

173      Вновь автор ссылается на свои «мемориалы», в данном случае на первый из их вариантов, адресованных польскому правительству.

174      Смирна — древнегреческое название г. Измира (Турция).

Документ печатается по книге: Михал Соколовский. "Исполнено по высочайшему повелению..."
Рапорт, поданный Наполеону начальником его контрразведки, польским генералом Михалом Сокольницким, с рекомендациями "о способах избавления Европы от влияния России..." Минск, Белорусский государственный университет. 2003.


Здесь читайте:

Сокольницкий (Sokolnicki) Михал, Мишель (1760-1816), дивизионный генерал польской армии.

Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица).

Участники наполеоновских войн (указатель имен)

Литература по наполеоновским войнам (список литературы).

Глинка С.Н. Из записок о 1812 годе. Очерки Бородинского сражения.

Исторические лица Польши (биографический указатель). 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС