> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > О СПОСОБАХ ИЗБАВЛЕНИЯ ЕВРОПЫ... >
ссылка на XPOHOC

Михал Сокольницкий

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Михал Сокольницкий

О способах избавления Европы

от влияния России, а благодаря этому — и от влияния Англии

Генерал Михал Сокольницкий.

Обзор экономического положения, которое может обернуть себе на пользу только великий законодатель Польши и которое предоставляет в его распоряжение уникальнейшую возможность.

Обзор предваряется обобщением фактов и последующих выводов, которые представлены в настоящих записках

Если благодаря приведенным здесь новым данным вкупе с фактами уже известными мне удалось доказать, что при любой системе, которую хочет применить Великий Наполеон, чтобы вывести Континент из-под английского влияния, прочность этой системы нельзя гарантировать до тех пор, пока Россия будет доминировать на Севере и пока ее безмерная спесь будет питать ее претензии на манипулирование монархиями и их подчинение себе;

если налицо физическая и нравственная, политическая и экономическая несовместимость между двумя империями — Великой и Российской, не позволяющая им сосуществовать из-за несхожести принципов Просвещения, положенных в основу их режимов, что является, с учетом других факторов, постоянным источником кровавых распрей, в результате которых дело может закончиться уничтожением одной из противоборствующих сторон;

если, с другой стороны, само географическое положение России не позволяет воспринимать ее побежденной до тех пор, пока она не будет окончательно разоружена и не будет поставлена в положение, когда она не сможет вооружиться вновь;

если, наконец, я имел честь показать достаточно ясно, что:

а)         пользуясь подходящим моментом и обращая к выгоде все преимущества, которые предоставляет нынешняя конъюнктура, есть возможность объединиться именно сейчас, используя подходящий момент и принимая во внимание, что следует спешить и что случай очень хорош, а обстоятельства складываются как нельзя лучше;

б)         самое надежное и, осмелюсь сказать, уникальное средство для того, чтобы успешно осуществить задуманное, — это всеобщее стихийное восстание в Польше, которое в сложившейся обстановке может охватить всю страну в таких масштабах, что не потребуется даже вмешательство Великой Армии, задействованной в сражениях, так как появится возможность создать ей в помощь еще одну армию — численностью до 300 тысяч человек;

в)         эти действия мотивированы:

•          единой волей всех жителей страны;

•          предпринятыми загодя мерами для их вооружения;

•          дислокацией сил в соответствии с характером местности;

•          подбором агентов, которых можно задействовать в любой момент;

•          расчетом на использование местных ресурсов;

•          взятием в свои руки военной инициативы;

г)         срочно необходимо воспользоваться нетерпением народа встать на сторону своего Освободителя, сведя таким образом на нет любые нежелательные эффекты, которые могли бы проявиться вследствие либо заблуждений, либо лукавых предложений, либо усталости и истощения подготовленных тайком ресурсов (когда страна процветает, брать в расчет мельчайшие нюансы нет нужды, но мы имеем дело с прямо противоположной ситуацией, которая может стать провозвестником глубочайшего кризиса, способного произвести столь мощное потрясение, что неглубокому уму не дано будет ни оценить его результаты, ни предсказать последствия);

д)         препятствие в виде русских недостаточно преодолеть, их самих надо обуздать и при этом немедленно устранять все барьеры, которые они способны воздвигнуть в будущем на пути укрепления Континентальной Системы (достичь этого можно, только выдворив их из Балтики и Черного моря и возведя на их границах преграду, которую они не смогут преодолеть);

е)         не может быть более прочной и устрашающей русских преграды, чем воссозданное Королевство Польское, и что даже этот барьер будет недостаточным, если Польша не будет ограждена естественными границами;

ж)        невозможно сделать этот барьер непреодолимым, не укрепив его с помощью цепи федеративных государств, призванных служить аванпостами на границе с Россией, государств, отдающих себе отчет в том, что безопасность Польши, Великой Империи и Континентальной Системы является условием их существования;

з)         эта уникальная мера направлена на уничтожение английской островной системы, ее колониальной монополии и ее морского владычества;

и) возрожденная на этой основе Польша не только послужит укреплению Континентальной Системы, но и сможет предоставить в распоряжение Великого Императора громадную военную силу, которая будет служить самоотверженно и преданно везде, куда ее соизволит направить его воля;

к) возрожденная на этой основе Польша с помощью кредитов и подобающего режима правления предоставляла бы, с одной стороны, императорскому и королевскому флоту, а с другой — французской промышленности и экономике неиссякаемые ресурсы;

л) достигнув Черного моря и будучи в силах влиять, благодаря своему положению и своему моральному превосходству, на все народности, которые населяют его побережье, Польша имела бы выход в Закавказье и могла бы нести туда прогрессивные идеи Гения, который парит над миром и призван управлять его судьбами.

Из всего этого вытекает, что для того, чтобы отвечать высокому предназначению и быть во всех отношениях (политическом, военном и торговом) полезной самой себе, Франции, Великой Империи и Континентальной Системе, Польша должна быть организована следующим образом:

•          ее правительство должно быть сильным и стабильным;

•          ее режим должен опираться на прочные основы;

•          управление ею должно быть устроено по возможности просто и единообразно, чтобы не подвергать рискам ее ресурсы.

Чтобы получить эти три результата наверняка (без потрясений, путаницы, помех, упреков в нарушении чьих-то прав, словом, со всеобщего согласия), необходимо с самого начала прийти к:

1. Искоренению закоренелых пороков, которых в Польше больше, чем где бы то ни было. Во все времена они были источником интриг и произвола, первопричиной слабости правительства. Особо хочу обратить внимание на явление, известное как магнатизм. Магнатами я называю не просто людей богатых, имеющих большие доходы, а владельцев огромных поместий, хозяйничающих в своих необъятных владениях. Везде, а у нас особенно, владеть землями означает распоряжаться людьми, которые на них живут и которые добывают на этих землях средства к существованию. Эти люди находятся в полном подчинении у помещика, потому что он по своему усмотрению распоряжается землей, которая их кормит. Легко предположить, что тот, кто будет иметь под своим началом от 2 до 3 тысяч человек, кто сможет выставить значительное количество преданных ему вооруженных и экипированных людей, будет обладать тревожными для правительства преимуществами. Такой магнат всегда найдет средство, чтобы повлиять на общественное мнение и воспрепятствовать воле суверена, едва только ему покажется, что его амбициям или частным интересам что-то угрожает.

При любой конституции такой порядок рождает заговорщиков и ведет страну к упадку. За примерами далеко ходить не надо. Подобные злоупотребления имели место и во Франции. Известно, что без заговора герцогов Орлеанских 175) Луи XVI не погиб бы на эшафоте, Робеспьер 176) и Марат 177) не могли бы править государством, а на долю последнего (государства) не выпали бы испытания, ввергшие его в траур, в котором оно неотвратимо погибло бы, если бы Провидение не ниспослало ему своего спасителя.

Правда, нельзя не признать и того, что польские магнаты несколько раз спасали свое государство. Но происходило это лишь в тех случаях, когда они сами были в опасности вместе с ним. Магнаты еще могут помочь польскому государству подняться, если удастся найти средства, чтобы заинтересовать их в этом. И все же во все времена, и этого нужно опасаться в будущем, их амбиции сеяли раздор, ввергали государство в междоусобицы, которые полностью дезорганизовывали его внутреннюю систему и вели к ее гибели. Необходимо навсегда устранить причину этих распрей, чтобы государство и его правительство не становились более игрушкой в руках магнатов, а судьба нации не зависела от их страстей и влияния. Справедливости ради следует сказать, что именно от этого будет зависеть успех всех других начинаний, которые мудрости Законодателя Польши вздумается уготовить для совершенствования своего Режима и своей Администрации. Я бы осмелился предложить для этого несколько мер, которые без каких-либо ненужных потрясений могут сразу привести к конечному результату.

2. Главный пункт, который заслуживает того, чтобы остановить на нем внимание Правительства, это, как я уже отмечал, — введение Кодекса Наполеона. К несчастью, в Польше этого Кодекса Мудрости будут избегать, если он не будет модифицирован в соответствии с местными обычаями, особенно если его не приспособить к уровню просвещенности тех людей, которые призваны воспользоваться его благами. На пути его внедрения обязательно будут возводиться преграды, а сам он будет извращаться, если поручить его модификацию мелким служащим, которые не соответствуют уровню просвещенной филантропии. Они обычно бездействуют до тех пор, пока не оказываются учтенными их личные интересы. Мало от них толку и тогда, когда они проявляют инициативу, поскольку уровень их собственного воспитания и образования не позволяет им понять не только букву, но и дух Кодекса. Практика показывает, что неумение или нежелание вникать в суть нововведений почти всегда ведет к непринятию самых неотложных и спасительных мер. Но замечено также, что во многих случаях достаточно проявить лишь немного хитрости, как тут же приживаются институты, которые на первый взгляд кажутся нежизнеспособными. В нашем конкретном случае было бы важно, на мой взгляд, создать Ревизионный Комитет в составе небольшого числа людей, прозорливость, гражданское мужество и добропорядочность которых не вызывали бы сомнения и которые в силу этого пользовались бы всеобщим доверием. Особенно важно, чтобы работа Комитета была организована таким образом, чтобы он исподволь готовил общественное мнение для восприятия мер, которые будут предлагаться. В этом деле ничто не может помочь лучше, чем открытый конкурс для лучших умов страны и заграницы, которые будут приглашены предлагать плоды своих раздумий. Письменные соображения и просто замечания этих людей будут публиковаться по мере того, как они будут признаваться достойными широкого распространения. Каждый в таком случае будет спешить высказать свое мнение и будет рад тому, что оно заслуживает внимания. В итоге родится масса идей, полезных не только для Комитета, озабоченного адаптацией законов, но и для многих людей, которые будут иметь время для подробного ознакомления с темой обсуждения, мнениями участвующих в дебатах сторон, что, безусловно, облегчит принятие новых законов.

Третий радикальный изъян, или, так сказать, грех, лежащий в основе других пороков, которые во все времена способствовали упадку Польши и служили неиссякаемым источником ее бед, — постоянная нехватка и органическая нестабильность финансов. Устранение этого изъяна является, возможно, самым важным условием возрождения страны. Этот момент заслуживает того, чтобы на него обратил свой взор Мудрый Законодатель, поскольку как раз здесь следует искать решение, призванное обеспечить искомый результат.

Действительно, если даже небольшое государство, чтобы не быть в тягость самому себе, своим соседям и союзникам, должно иметь финансовую систему, удовлетворяющую его потребностям, тем более не может обойтись без такой системы такое аграрное и милитаризованное государство, как Польша, вынужденное проводить время в каждодневных заботах о получении субсидий для того, чтобы выжить.

Призванная играть на Севере главную роль в политическом и торговом отношении, стараясь быть полезной себе, Франции, Великой Империи и Континентальной Системе, Польша не сможет (особенно после войны, которая истощит все ресурсы частных владений) самостоятельно привести в порядок свои финансы таким образом, чтобы государство больше не зависело от непредсказуемых обстоятельств. Ведь привести в порядок собственные финансы Польша должна с первого дня своего существования в качестве суверенного государства для обеспечения его насущных потребностей. Причины морального и материального порядка диктуют ей необходимость мобилизации значительных финансовых ресурсов для осуществления обширнейших проектов, предложенных ее Законодателем, с целью побудить ее безотлагательно взяться за осуществление всех мероприятий, призванных как можно быстрее повести ее к цели, намеченной для нее Человеком ее Судьбы. Выполнению всех его предначертаний будет подчинена ее политическая независимость, без которой немыслимо сохранение системы, забота о безопасности которой ей будет доверена. Именно это уникальное обстоятельство служит источником надежды на то, что в один прекрасный момент для Польши вновь откроется иссякший было источник ее великолепия и процветания, источник, добродетель которого будет тем более благодатной, что продукты его прогрессирующего изобилия вернутся в то чрево, из которого они расточались.

Ах! Что станет с Польшей, если ей, стоящей на краю бездны, будет позволено лишь измерять тревожным взглядом ее глубину, не имея при этом власти и возможности заполнить ее? Как в таком случае она сможет выполнить свои обязательства? Особенно принимая в расчет то, что:

1.         Большая армия, которую она будет обязана содержать, не сможет существовать без выплаты жалованья, без обмундирования и арсеналов, без складов и плацдармов, без дорог для транспортов и других путей сообщения, без заведений для обучения и воспитания, лечения- и размещения личного состава.

2.         Монарх, который будет гарантом и хранителем судеб нации, должен обладать твердостью, влиянием и необходимой мощью для того, чтобы заставить уважать волю повелителя Империй, одним из главных полномочных представителей которого он будет являться.

3.         Для того чтобы запечатлеть уважение, согласно закону и высшей справедливости, а также поддержать жизнеспособность и достоинство всех социальных институтов, без которых Польша ни под каким предлогом не сможет соответствовать ожиданиям своего великого Законодателя, она должна иметь постоянные доходы, возможность гарантированного взимания налогов, непоколебимое внутреннее единство и абсолютное доверие своего Покровителя.

4.         Открытая для вторжений в силу своего географического положения и своей судьбы, Польша в любой момент может быть востребована для оказания экстраординарных услуг. Поэтому польская казна должна держать в резерве достаточные сбережения для того, чтобы в случае крайней нужды не прибегать, как это случалось не раз в прошлом, к разорительным заимствованиям или к субсидиям, обременительным как для частных лиц, так и для государства.

5.         Наряду с резервным фондом для непредвиденных случаев, молодая независимая Польша должна будет иметь фонды для покрытия текущих расходов, которые продиктует ей ее мудрая и дальновидная экономическая политика. Имеются в виду расходы, связанные с поддержанием в надлежащем порядке дорог и мостов, а также всех уголков, которые запечатлелись в сознании народа в связи с когда-то имевшими там место памятными  историческими  событиями.   Необходимо  также  предусмотреть расходы на поддержание внутреннего порядка, последовательное совершенствование режима управления, создание условий для продвижения сельскохозяйственных продуктов на внешние рынки. Меры для этого надо будет принимать безотлагательно.

Мало собрать плоды, которые может дать земля. Недостаточно будет и улучшений, которые помогут сделать ее одной из самых плодородных. Обязательно нужно принять меры к тому, чтобы собранные плоды не пропали, государство вследствие этого не лишилось всех ресурсов, а частные лица — средств, позволяющих им в случае необходимости прийти государству на помощь. Если уж на то пошло, имеет смысл время от времени хотя бы частично прикрывать доступ к некоторым источникам общественного процветания. Во всяком случае, это выглядит предпочтительней, чем, неосознанно проявив ничем не оправданную скаредность, оставить эти источники на откуп обстоятельствам и испытанию временем.

Словом, крайняя нехватка общественного богатства способна свести на нет все финансовые ухищрения. Стесненная в средствах Администрация будет вынуждена прибегать к разорительным и зачастую пагубным для нее уловкам. Поставленная в такое положение, она не сможет выполнить свои обязательства. Нехватка денег заставит ее отказаться от целесообразных действий, принудит согласиться на освобождение частных лиц от налогов и увольнение их со службы. Ибо известно, что первым следствием скудости доходов частных лиц бывает предъявляемое ими требование льгот и привилегий для себя. Даже если предположить, что обеспечение фискального иммунитета для внутренней навигации и расширение торговых отношений как единственного источника благосостояния налогоплательщиков будут выдвинуты в качестве первоочередных задач, все равно до той поры, пока шаги в этом направлении дадут реальный результат и будет создана приемлемая для страны финансовая основа, пройдет немало времени, в течение которого государственный бюджет будет испытывать жесточайший дефицит, особенно если политика формирования его доходной части станет ориентироваться исключительно на применение повышенных ставок поземельного налога для частных хозяйств. Истощенные кровавой войной, они к этому совершенно не готовы. Такая мера способна привести разве что к подрыву морального духа поляков, которые, усомнившись в справедливости принесенных жертв и выпавших на их долю лишений, могут свернуть сельскохозяйственные работы, что, вместо развития торговли, будет содействовать ее стагнации и упадку. Нет задачи важнее, чем срочно заживить раны смельчаков, которые, не щадя своих сил, боролись за свободу Отечества. Надо утешить вдов и сирот, которым их павшие мужья и отцы не смогли завещать ничего, кроме примера своей гражданской и воинской доблести. В условиях, когда поляки будут больше всего нуждаться в поддержке, какие бы совершенные указы ни издавало правительство, какое бы желание оказать ему поддержку ни демонстрировало население, адаптировать на территории страны в силу сложившихся обстоятельств можно будет только временные правила. Эти обстоятельства воспрепятствуют введению любой постоянной системы. Сама идея кадастра, который в Польше более необходим, чем где бы то ни было, наверняка не будет поддержана, прежде чем закончится предварительная работа, с помощью которой можно будет подготовить почву для нововведений.

Из этих наблюдений следует, что для того, чтобы в надлежащем объеме обеспечить Польшу средствами, необходимыми ей для полного соответствия всем требованиям великого Законодателя, надо, чтобы эта страна могла не только сохранить, но и расширить владения Короны. Следует позаботиться в первую очередь о том, чтобы она превратила их в краеугольный камень величественного здания своей политической экономии, позаботилась о благополучии всех предприятий, которые призваны обеспечить процветание общества, равно как и преимущества, которые неизбежно вытекают из этого для торговли и промышленности Франции. Несмотря на постыдный раздел, который был учинен этим владениям, их оставшиеся площади все еще значительны, с учетом того, что хищные правители Польши, экспроприировав земли тех, кто пользуется чужими богатствами, объединили под своей короной большую часть старосте178), которые вплоть до эпохи Конституционного Сейма 1791 года, призванного навести в этом деле порядок, были объектом бесстыдного сговора, неиссякаемым источником интриг и криминальных стычек и разбирательств. Кажется, нигде, кроме Польши, не было прежде института более уважаемого, вселяющего оптимизм старым заслуженным воинам, чем староства. Похоже, что этот институт существовал еще во времена, предшествовавшие царствованию Пястов179). Однако после угасания династии Ягеллонов180) трудно теперь найти другой такой институт, который был бы объектом столь скандальных злоупотреблений. По своему происхождению староства были имениями ветеранов и квалифицировались как panis bene merentium 181).

Староство, или ветеранство (veteranie), означает владение ветерана, точно так же как Цезарство, Королевство, Царство, Герцогство означают владения соответственно императора, короля, герцога. Эти владения различались по своей величине и значению. Они были предназначены либо для вознаграждения за доблестную службу, либо за поступки, свидетельствовавшие об особой преданности старых воинов, как, например, в случае с Чарнецким 182 ) /W/, либо становились вотчиной ветеранов, поседевших под ружьем. Некоторые из владельцев таких имений председательствовали в судах на своих территориях. Эти земельные наделы служили для содержания войск, военных школ и военных арсеналов.

Есть масса оснований предполагать, что все свои имения представители первого поколения польской знати получили в результате участия в более или менее значимых военных кампаниях. Своим богатством они обязаны щедрости своих суверенов или предводителей нации, которые даровали поместья персонально каждому отличившемуся, обязывая одариваемого выставлять при необходимости ополчение, численность которого должна была соизмеряться с величиной имущественной уступки. Можно смело утверждать, что все представители польской знати были рыцарями или солдатами /X/ не только по рождению, но и по призванию, причем в прямом смысле этого слова, так как на военную службу призывались персонально все без исключения граждане.

 

W/

Очевидно, что из всех воинов, которые когда-либо прославляли Польшу, не было ни одного, кого она вознаградила бы с такой справедливостью и с такой щедростью, как Чарнецкого. Он получил земли в Тикотине 183) как за свою воинскую доблесть и гражданское мужество, так и за неоспоримые заслуги в борьбе против русских и шведов.

В то же время в каком диссонансе с этой заслуженной наградой находится вознаграждение, полученное Браницким 184) — грабителем, не имевшим себе равных, который если что и дал родине за все у нее похищенное, то разве только шкалу для измерения глубины пороков, на которые способен трус. Своим вознаграждением он обязан разгулу и распутству, своим званием — измене. Благодаря преступлению он получил Белоцерковское староство, приносящее его владельцу более чем миллионную ренту. Глядя на все это, впору воскликнуть: о времена, о нравы!

 

X/

Чтобы отличить знатного воина, его называли «товарищем», что означало «компаньон», «брат по оружию», «камарад». А солдата-ополченца называли «шереговым» (czeregowy) или линейным военнослужащим, .проходящим службу «в рядах» (в составе полка). Если я употребляю слово «солдат», то только потому, что не нахожу более подходящего определения. Уместно отметить, что это слово происходит от слова «жалованьи» (solde) и означает «человек на жалованьи». Оно стало известно в Польше только после того, как государство начало приглашать на службу наемников из числа иностранцев. Военнослужащих-поляков обычно отличали (и соответственно обращались к ним и называли их), ориентируясь на чины, форму или оружие.

 

Знатные воины всегда добивались чести сражаться в первой шеренге, тогда как ополчение находилось во второй линии. Соперничество между знатью носило всеобщий характер, их служба оценивалась по справедливости, вознаграждение получали только самые достойные. Простота нравов помогала поддерживать этот институт, который делал нацию непобедимой. Но с некоторых пор гранды сочли удобным заменять себя наемными лейтенантами. При этом они не посчитали зазорным сохранить за собой то, что они когда-то завоевали потом и кровью. Более того, они направили максимум усилий на то, чтобы превратить свои владения в наследуемые вотчины.  Пользуясь численным большинством в ассамблеях,  а также своим влиянием на избираемого монарха, они сделали все для того, чтобы получить право на пожизненную инвеституру сначала для себя (по праву долгосрочного договора, предоставляющего на неопределенное время ипотеку на имущество, либо под предлогом содержания государственного ополчения), а потом и для своих потомков, объявив себя сюзеренами.

Таковы корни магнатизма, или польской олигархии. Представляется справедливым и важным вернуть этот изначально кристально чистый ручей в первородное русло, постыдное переполнение которого прервало его магистральное течение. Причем сделать это надо так, чтобы не иссяк сам источник, то есть ни в коем случае не посягая на природу героических добродетелей, из которых он черпает силы. Именно эти добродетели с самого начала служили основой всеобщего патриотизма и воинской доблести, которые стали польским национальным достоянием, не подвластным ни влиянию времени, ни объединенным усилиям угнетателей.

Эпохе Наполеона предначертано искоренить все злоупотребления и преступления, поддержать все добродетельные порывы. Одного слова Героя будет достаточно для того, чтобы рассеять чары и установить порядок.

Староства, возвращенные к своим первоистокам, могли бы быть поставлены на службу армии, ввиду необходимости сохранения традиции вознаграждения воинов за выдающуюся службу земельными наделами, часть которых могла бы оставаться в пожизненном владении. Важно сохранить единственный находящийся в распоряжении государства источник обеспечения преемственности поощрения за доблестную службу. Представляется целесообразным, наряду с вознаграждением за выдающиеся деяния, предусмотреть также вознаграждение за отдельные заслуги. С пониманием будет встречено в обществе, например, учреждение института военного Ордена, пенсий уходящим в отставку воинам, отделений для инвалидов, госпиталей, школ и т. п. Или почему бы, как это практикуется в Швеции, не учредить партию для поддержки действующей армии? В самой своей основе такой институт имеет что-то возвышенное и утешительное для людей. Он как нельзя лучше подходит для воспитания у солдат патриотизма и полностью отвечает характеру народа-агрария, народа-воина. С этой точки зрения в Польше, значение которой для Франции превосходит значение Швеции, эта мера будет иметь гораздо больший эффект.

Остается только подыскать простой способ управления этими владениями. Среди них, наверно, нетрудно будет найти для примера такое, где наилучшим образом удастся согласовать преимущества администрирования и свободного хозяйствования. В любом случае временных злоупотреблений или же злоупотреблений, являющихся следствием несовершенства управления, надо бояться меньше, чем злоупотреблений, вызванных пожизненным отчуждением, поскольку первые всегда можно пресечь, тогда как вторые в атмосфере обмана и интриг, причиняющих ущерб достоинству государства, подрывают авторитет его правительства, создавая для него унизительные ситуации. /Y/

 

Y/

История всех народов полна примеров военных мятежей, вызванных вычетами из жалованья или задержками его выплаты. А сколько из-за этого было проиграно сражений?! Сколько государств было разграблено или опрокинуто из-за их недостаточной платежеспособности?! Римляне, больше чем кто бы то ни было, возмущались и гневались в связи с невыплаченным им жалованьем. Правда, их гнев искупался чужой кровью в покоренных странах. Сам Рим трепетал перед своими детьми. Польша тоже несколько раз становилась ареной кровавых распрей, вызванных острой нехваткой финансовых средств и слабостью правительства. В этом нашли свое проявление первые симптомы упадка. Эпохе Наполеона суждено быть свидетелем возрождения под его эгидой тех строгих принципов, которыми когда-то руководствовались поляки. Кстати, прекрасный пример благородной щедрости и великодушия подала целая дивизия после завершения последней кампании. Ее пожертвования были встречены с воодушевлением, и вся армия решила последовать этому примеру — случай уникальный в мировой истории. Правда, сам я в то время болел и не могу лично засвидетельствовать, чем все это завершилось.

 

Количество этих владений могло бы быть увеличено за счет секуляризации церковной земельной собственности, которая, если верить географам и публицистам, занимала перед разделом Польши две трети ее территории. В любом случае эта собственность очень значительна, а потому ее отчуждение, которого требуют не только интересы государства, правительства, социального порядка и прогресса образования, но и само религиозное чувство, ни в коем случае нельзя откладывать, тем более что подобная мера не встретит в Польше никакой оппозиции. Секуляризацию здесь осуществить гораздо проще, чем в любой другой католической стране.

Как только удастся таким образом увеличить возможности правительства и полностью удовлетворить запросы армии, будет, наверное, целесообразным и полезным действовать по точно такой же схеме при установлении фискального и цивильного порядка, относя пожизненные владения в зависимости от их профиля к различным отраслям общественного сектора. При этом управление ими следовало бы возложить на отдельную администрацию. Тем самым гарантировалась бы стабильность общественной службы и неукоснительно пунктуальное ее исполнение, а государство было бы избавлено от бремени слишком сложного управления, чреватого существенными неудобствами, которые то и дело нужно устранять. В данном случае было бы достаточно отладить механизм контроля, предусматривающий регламентированные правительством регулярные ревизии, в результате которых в отчетах каждого владения была бы отражена доля, остающаяся в полном его распоряжении.

Помимо названных положительных моментов, исключительно важных с точки зрения преимуществ, предоставляемых стабильными финансами и фиксированной государственной службой, из вышеизложенного следуют выводы еще более важные, а именно: принятие этих мер позволило бы учредить и содержать все социальные институты, предписанные Кодексом Наполеона, что обеспечило бы быстрое распространение плодов цивилизации среди крепостных, которых следовало бы наделить реальным имуществом в виде земли, которой они пока что владеют фиктивно, обрабатывая чужие владения.

Было бы разумным сделать так, чтобы размер и стоимость владений, выделяемых крепостным, регулировались с помощью отлаженной кадастровой системы. Этому примеру, без сомнения, в скором времени последовали бы и крупные землевладельцы. Этот пример, помимо всего прочего, расширяя сферу просвещения, умножая силы государства и его доходы, мог бы стать еще более значимым благодаря мере, которую уникальное стечение обстоятельств выносит на мудрый суд Великого Наполеона. Только он способен использовать эту меру во благо. Но эта тема находится вне моей компетенции. Она слишком важна, чтобы ее исследованием занимался подчиненный ум. Мне достаточно только обозначить ее. Эта тема имеет отношение к образованию федеративных государств на границе с Польшей.

Если бы в грандиозные замыслы великого Законодателя входило извлечение выгоды для Континентальной Системы из соперничества крупных землевладельцев Польши (для гарантированного обеспечения ее дальнейшей участи), можно было бы попробовать достичь поставленной цели, поманив самых покорных из этих землевладельцев возможностью установления ими суверенитета над одним из вышеназванных герцогств в обмен на их вотчинные земли, уравняв при этом их цену с ценой последних. Покорность, которую недавно продемонстрировал молодой князь Радзивилл, является достаточным основанием для того, чтобы считать успех подобного предприятия более чем вероятным. Но первое из всех герцогств — Ливонское — едва ли можно рассматривать как равноценный эквивалент всех его, хоть и огромных, но разбросанных по всем провинциям Польши владений, неудовлетворительное управление которыми не обеспечивает покрытие и четверти их настоящей стоимости.

Рассматривая перспективы подобной сделки, невольно поражаешься значимостью ее возможных результатов. Так, с одной стороны, не ослабив ресурсы Польши, а, напротив, даже увеличив их, Великий Император имел бы неограниченное поле для демонстрации щедрости и великодушия по отношению к тем, кто того заслуживает. Одновременно перед Польшей открылся бы простор как для выполнения трех задач, предначертанных ей судьбой, так и для окончательного решения в намеченные сроки ее участи.

Так новый век Гераклитов 185) после многих метаморфоз подготовил бы возвращение благословенного времени Сатурна и Реи 186).

Примечания:

175      Орлеанские — герцоги, французский аристократический род. Орлеанским герцогством владел младший сын короля.

176      Робеспьер Максимильен Мари Изидор де (1758-1794) — деятель Французской революции, был арестован в 1794 г. и гильотирован.

177      Марат Жан Поль (1743-1793) — деятель Французской революции, ученый, был избран в Конвент. Вместе с Робеспьером возглавлял якобинцев. Убит Шарлоттой Корде.

178      Староствы — имения в Речи Посполитой, которые давались королем во временное пользование за заслуги по службе.

179      Пясты — династия королей Польши (X —XIV вв.). (См. в ХРОНОСе статью Таблица I. Польша. Пясты. )

180      Ягеллоны — династия великих князей литовских (1377 — 1572) и королей польских (1386—1572). (См. в ХРОНОСе статью Ягеллоны)

181      «Panis bene merentium» — «хлеб оказывает большие услуги» (лат.).

182      Чарнецкий Стефан (1599 — 1665) — гетман польный коронный.

183      Тикотин (Ciechocin) — автор ведет речь о деревне в Плоцкой губернии.

184      ...полученное Браницким... — видимо, речь идет о Браницком Франтишеке Ксаверии (1730—1819), великом коронном гетмане.

185      ...век Гераклитов... — автор метафорично определяет изменчивость бытия, ссылаясь на имя.древнегреческого философа-материалиста Г. Эфесского (VI в. До н. э.) и его диалектику как учение о круговороте вещественных стихий — огня, воздуха, воды, земли.

186      ...времени Сатурна и Реи... — вновь автор обращается к метафорам, таким образом стремясь подчеркнуть важность переживаемого поляками времени. Сатурн (Кронос) и Рея — боги в древнегреческой мифологии, родители Зевса и других олимпийских богов.

 

Документ печатается по книге: Михал Соколовский. "Исполнено по высочайшему повелению..."
Рапорт, поданный Наполеону начальником его контрразведки, польским генералом Михалом Сокольницким, с рекомендациями "о способах избавления Европы от влияния России..." Минск, Белорусский государственный университет. 2003.


Здесь читайте:

Сокольницкий (Sokolnicki) Михал, Мишель (1760-1816), дивизионный генерал польской армии.

Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица).

Участники наполеоновских войн (указатель имен)

Литература по наполеоновским войнам (список литературы).

Глинка С.Н. Из записок о 1812 годе. Очерки Бородинского сражения.

Исторические лица Польши (биографический указатель). 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС