> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ >
ссылка на XPOHOC

А.И. Спиридович

1914 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Webalta

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

А.И. Спиридович

Революционное движение в России

Выпуск 1-й

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия

{1}

I.

«Группа Освобождения» Труда». Благоевская группа. Марксистские кружки самообразования. Кружковщина. Агитация. Рост организаций. Первый съезд. Образование Российской Социал-Демократической Рабочей Партии. Партийный Манифест.

Неудачи, постигшие революционные организации в период 70-х и в начале 80-х годов в деле совершения государственного и социального переворота, побудили некоторых старых революционеров обратится к изучению причин этих неудач и заставили их искать новых и более верных путей, сил и средств к достижению намеченной цели.

Внимательной разработкой этого вопроса занялась и группа «чернопередельцев», эмигрировавших заграницу в начале 1880 года во главе с Плехановым. Разбираясь в неудачах революционной работы в России, с одной стороны, и видя большой успех заграницей социал-демократического движения, с другой, чернопередельцы стали изучать теорию и практику этого последнего и вскоре сами перешли в ряды социал-демократии.

Сделавшись социал-демократами, они находили уже несостоятельными как самую теорию русского народничества, так и обоснованную на ней революционную работу и приходили к выводу, что единственной силой, которая может добиться в России политического и социального переворота, является быстро нарождающиеся {2} под влиянием развивающейся промышленности рабочий класс, организованный и действующий согласно принципов международной социал-демократии.

Решив идти по этому новому для России революционному пути, бывшие чернопередельцы Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич, В. Игнатов и Л. Дейч, образовали в 1883 году в Швейцарии «Группу Освобождения Труда», которая поставила себе целью пропаганду социал-демократических идей в России, и в этих видах приступила к изданию ряда сочинений под общим названием: «Библиотека современного социализма» (До официального выступления группы, вошедшими затем в нее членами, были изданы под фирмой «Социально-Революционной Библиотеки»: К. Маркс и Ф. Энгельс — "Манифест Коммунистической партии" (1882 г.); К. Маркс — Наемный Труд и Капитал (1883 г.).).

Задача изданий группы по заявлению ее руководителей сводилась:

«1) К распространенно идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса и оригинальных сочинений, имеющих в виду читателей различных степеней подготовки».

«2) К критике господствующих в среде наших революционеров учении и разработки важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России».

В том же году группа издала первую социал-демократическую книжку — «Социализм и политическая борьба» — Плеханова; в которой автор, исходя из принципов научного социализма, дал критику «народнической» и «народовольческой» — программ. Он опровергнул взгляды народников на несовместимость борьбы политической с борьбой за социализм; доказал ошибочность взгляда народовольцев на то, что добившись {3} захвата политической власти, они могут произвести социальную революцию, хотя бы массы и не были к тому подготовлены; изложил теорию совместимости борьбы политической с борьбою за социализм и наметил современные задачи русских социалистов.

«Единственной нефантастической задачей русских социалистов, - писал Плеханов, - может быт теперь только завоевание свободных учреждений, с одной стороны и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии в России — с другой, Они должны выставить требование демократической конституции, которая дала бы рабочим, путем всеобщего избирательного права, возможность участия в политической жизни страны»...

«Таким образом, борьба за политическую свободу, с одной стороны, и подготовка рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли, с другой — такова, по нашему мнению, «постановка партийных задач», единственно возможная в настоящее время»...

«Современное положение буржуазных обществ и влияние международных отношений на социальное развитие каждой цивилизованной страны дают право надеяться, что социальное освобождение русского рабочего класса, последует очень скоро за падением абсолютизма»...
Нужно только чтобы русские революционеры, в свою очередь, не «слишком поздно» начали дело подготовки рабочего класса, дело, теперь уже ставшее вполне современным и насущным»

(«Социализм и политическая борьба». Г. Плеханов.).

В следующем году группа издала «Развитие научного социализма» —Энгельса и вторую брошюру Плеханова «Наши разногласия»,—в которой автор обстоятельно разобрал вопросы о капитализме и общин в {4} России. Народники искренно верили и доказывали другим, что устои русской экономической жизни столь самобытны, что развитие капитализма в России вообще невозможно—ему помешает наличности в России «крестьянской общины», которая поможет России перейти к социализму непосредственно, минуя стадию «капитализма».

Этот взгляд народников на роль капитализма и общины в России и раскритиковал Плеханов в своей брошюре; он опровергнул их утверждения о том, что капитализм не будет иметь будущего в России; и доказывал, что не только ближайшее будущее, но и настоящее принадлежит у нас капитализму; относительно же общины утверждал, что она не может помешать росту капитализма, ибо сама в себе несет разложение под влиянием этого последнего...
В итоге своей критики народничества автор высказал следующие положения:
«1) Коммунистическая революция рабочего класса ни коим образом не может вырасти из того мещанско-крестьянского социализма, проповедниками которого являются в настоящее время почти все наши революционеры».

«2) По внутреннему характеру своей организации, сельская община прежде всего стремится уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития».
«3) При переходе к этим последним, ей предстоит не активная, а пассивная роль; она не в состоянии двинуть Россию на путь коммунизма; она может только менее сопротивляться такому движение, чем мелкое подворное землевладение.
«4) Инициативу коммунистического движения может взять на себя лишь рабочий класс наших промышленных центров,
«5) Класс, освобождение которого может быть {5} достигнуто только путем его собственных сознательных усилий».
«Раз понявши эти простые истины, русские социалисты из привилегированной среды оставят всякие помыслы о захвате власти, предоставляя его нашей рабочей социалистической партии будущего. Их усилия направятся тогда лишь к созданию такой партии и к устранению всех условий; неблагоприятных для ее роста и развития» («Наши разногласия» Плеханов.).
Вслед затем появились: «Программа социал-демократической группы Освобождения Труда» и брошюра Аксельрода — «Рабочее Движение и социал-демократия» с приложением статьи: «Об издании рабочей библиотеки».

Так начала свою пропагандистскую деятельность Группа Ocвoбoждeния Труда среди интеллигенции и рабочих, но встречена была в этой работе враждебно и успеха почти не имела. Все симпатии революционной интеллигенции были еще на стороне «Народной Воли» и ее «героев», хотя та организация уже и была разбита правительством, и хотя нецелесообразность и бесполезность для революционного дела ее тактики была доказана самою жизнью — русское самодержавие оставалось непоколебимым, несмотря даже на ужасную, мученическую кончину Царя-Освободителя. Мешали молодым социал-демократам и другие независящие от них обстоятельства.

В 1884 году был арестован с транспортом нелегальной литературы Дейч, заведывавший всем делом водворения ее в России. С его арестом порвалась главнейшая связь с Россией. Группа была как бы изолирована от России и поневоле должна была обратить все свои усилия на пропаганду среди проживавшей за границей русской молодежи, в рядах которой и стала вербовать себе сторонников, которые по {6} возвращении в Россию могли бы выступить там уже в роли самостоятельных пропагандистов и агитаторов.

+ + +

В 1885 году группа издала «Проект программы русских социал-демократов», в котором формулировала следующие положения.

«Русские социал-демократы, подобно социал-демократам других стран, стремятся к полному освобождению труда от гнета капитала. Такое освобождение может быт достигнуто путем перехода в общественную собственность всех средств и предметов производства, перехода, который повлечет за собою: А) устранение современного товарного производства (т. е. купли и продажи продуктов на рынке) и Б) замену его новой системой общественного производства по заранее составленному плану...»

Эта коммунистическая революция вызовет коренные изменения общественных и международных отношений; она будет носить международный характер, и успех ее требует международной солидарности рабочих.

«Но так как освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих, т. к. интересы труда в общем диаметрально противоположны интересам эксплуататоров, и т. к. поэтому высшие классы всегда будут препятствовать указанному переустройству общественных. отношений, то неизбежным предварительным его условием является захват рабочим классом политической власти в каждой из соответствующих стран. Только это временное господство рабочего класса может парализовать усилия контрреволюционеров и положит конец существованию классов и их борьбе».

Эта политическая задача вносит разнообразие в программы социал-демократов разных стран, ввиду того, что общественные условия их различны.

В России система натурального хозяйства уступает {7} ныне место товарному производству; общественные формы крестьянского землевладения разлагаются; община, связывая своих членов, крестьян, только со своими интересами, препятствует их политическому и умственному развитию.

Крестьянство не поддерживает революционного движения, а поэтому и интеллигенция, не встречая в нем поддержки, бессильна что либо сделать.

И дело было бы совсем безнадежно, если бы развитие капитализма и разложение общины не вело к нарождению нового для России класса — промышленного пролетариата.

«В лице этого класса народ наш впервые попадает в экономические условия, общие всем цивилизованным народам, а потому только через посредство этого класса он может принять участие в передовых стремлениях цивилизованного человечества. На этом основании русские социал-демократы считают первой и главнейшей своей обязанностью образование революционной рабочей партии».

Но развитию партии мешает самодержавие, а потому низвержение его есть первая политическая задача для рабочих кружков, которые являются зачатками партии.

«Главным средством политической борьбы рабочих кружков против абсолютизма русские социал-демократы считают агитацию в среде рабочего класса и дальнейшее распространение в ней социалистических идей и революционных организаций. Тесно связанные между собою в одно стройное целое, организации эти, не довольствуясь частными столкновениями с правительством, не замедлят перейти в удобный момент, к общему на него нападению, причем не остановятся и перед так называемыми террористическими действиями, если это окажется нужным в интересах борьбы».

Цель борьбы с абсолютизмом — завоевание демократической конституции. Ближайшие же экономические {8} требования партии следующие: пересмотр условий выкупа земли и наделения ею крестьян, право выхода из общины, установление прогрессивного налога, законодательная регулировка отношений рабочих с работодателями, организация инспекции с представительством от рабочих, государственная помощь производительным ассоциациям всех отраслей труда.

Изложенные требования одинаково благоприятны как промышленным рабочим, так и крестьянам, а потому, добиваясь их, рабочая партия сблизится с крестьянством. Появление среди него агитаторов—социал-демократов изменит судьбу общины, так как, благодаря их пропаганде и агитации, создастся сила, которая положит конец капитализму. «Такою силою явится рабочая партия и увлеченная беднейшая часть крестьянства» (Проект программы русских социал-демократов 1885 года; Куклин: «Итоги Революционного Движения в России за 40 лет».).

Таково содержание этой первой предложенной русской интеллигенции программы социал-демократии.

Осенью 1888 года группа положила основание «Русскому Социал-Демократическому Союзу» и под этой фирмой начала издавать ряд брошюр и литературно-политическое обозрение «Социал-Демократ» (Было издано четыре книги: № 1 — 1888 г. ; № 2 и 3 — 1890 г. и № 4 — 1892 года.), «в котором развивались взгляды социал-демократии на разные вопросы общественной жизни, освещались с ее же точки зрения события в России, давались очерки о рабочем движении на западе. В них же В. Засулич в ряде статей дала, по отзыву Рязанова, «лучшую критику террора, которая только имеется в нашей социал-демократической литературе» (Рязанов: «Группа Освобождения Труда».).

В 1889 году группа считает успех социал-демократии в России настолько обеспеченным, что {9} посылает Плеханова делегатом на международный социалистический конгресс в Париж, и тот в своей речи заявляет конгрессу:

«Задача нашей революционной интеллигенции сводится, по мнению русских социал-демократов, к следующему: она должна усвоить взгляды современного научного социализма, распространить их в рабочей среде и с помощью рабочих взять твердыню самодержавия. Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может». *)

{10} Независимо от Группы Освобождения Труда, в 1884 году в Петербурге болгарином Благоевым был сорганизован первый в России социал-демократический кружок, состоявший из 15—16 студентов и студенток, 2 инженер-архитекторов, 1 журналиста и 2 нелегальных чернопередельцев.

Выработав программу, в которой, по словам социал-демократа же Лядова, чувствуется «полное политическое невежество и отсутствие знакомства с требованиями западноевропейской социал-демократии», кружок с 1885 года начал вести пропаганду среди учащейся молодежи и рабочих, завязал сношения через Благоева с Группой Освобождения Труда, принял ее программу и начал издавать журнал «Рабочий» (Орган партии русских социал-демократов). Во 2-м номере этого журнала было помещено письмо Плеханова к Петербургским рабочим кружкам, озаглавленное «Современные задачи русских рабочих», в котором Плеханов призывает рабочих бороться ради освобождения от экономической эксплуатации во имя политической свободы и доказывает, что эти две цели они должны преследовать одновременно, и что могут они их достичь только силою.
А так как сила рабочих зависит, по его мнению, от трех условий — сознательности, сплоченности и от тактики, то он и призывает рабочих:

«1) развивать сознательность в среде (ваших) товарищей,
2) организовать и сплачивать их силы и
3) направлять эти силы на завоевание тех политических прав, которые дали бы (вам) возможность добиться некоторых экономических реформ уже в {11} «настоящее время, а главное, облегчить бы (вам вашу) «окончательную победу в будущем».

В том же году Благоев был арестован и выслан из России, в Январе 1886 года были арестованы главнейшие деятели кружка и взята их типография, а в 87 году были арестованы и высланы из Петербурга и прочие уцелевшие от первых провалов члены организации, после чего кружок и кончил свое существование.

Но начатое Благоевской организацией и «Группой Освобождения Труда» социал-демократическое движение не прекратилось. Вновь возникают, проваливаются и снова сорганизовываются кружки в С. Петербурге. Медленно, но настойчиво проникает пропаганда марксистских идей в разные пункты России, разносимая или возвращавшеюся из за границы распропагандированною молодежью и высылавшимися из Петербурга социал-демократами; или путем социал-демократической литературы.

К концу 80 годов, помимо Петербурга; марксистские кружки существовали уже в Москве, Kиеве, Казани, Ростове на Дону, Самаре, Саратове, Туле, Минске, Вильне, Харкове, Екатеринославе, Одессе и некоторых других городах.

Эти кружки, состоявшие преимущественно из интеллигентной молодежи и поднадзорных, изучали политическую экономию, экономическую историю России и занимались разбором и критикой народнических теорий, развивая в противовес им идеи научного социализма и социал-демократии.

Желание усвоить новую отрасль познаний выдвигало задачу расширить умственный кругозор вообще и приобрести серьезные сведения по Истории Запада и России. Труды Маркса, Энгельса, Каутского, Либкнехта; Бебеля, Лафарга; Геда — сделались модными книгами у тех, кто владел иностранными языками; русские {12} исследования Эрисмана, Янжула, Погожева — служили подспорьем для изучения русской фабричной и заводской промышленности.

Шла горячая работа по самообразованию, но только по самообразованию тенденциозному: социал-демократическому. Вырабатывался тип развитого, с большим запасом односторонних научных знаний интеллигента социал-демократа. Попутно интеллигенты пытались уже и заводить знакомства с отдельными более развитыми рабочими с целью ведения в их среде пропаганды.

Так, в Kиeве в 1888 году, приехавший из Минска еврей, доктор Абрамович, поступив слесарем в железнодорожные мастерские, сорганизовал сообща с одним ссыльным до 30 рабочих и тем положил начало социал-демократическому движению в названном городе. **)

Народнические кружки встретили враждебно новое течение, и между ними и новаторами-марксистами началась идейная борьба, нашедшая свое выражение в горячих спорах на вечеринках, сходках и собраниях (особенно в Петербурге), а также и на страницах легальной прессы.
Постигший некоторые губернии России в 1891 - 92 году голод дал новый толчок начавшемуся социал-демократическому движению и обострил борьбу социал-демократии с народниками. Под влиянием условий, создавшихся, благодаря голоду, среди народнической интеллигенции и началось как бы новое движение «в народ». Одна часть народников развивала взгляд о необходимости помочь голодающему крестьянству, сделать его грамотным и затем начать его революционизировать, другая же стояла за то, чтобы, воспользовавшись голодом, поднять крестьянство на восстание в целях государственного переворота.

{13} Марксисты не соглашались ни с одним из этих взглядов и считали их ошибочными.
«Филантропия вещь хорошая, говорили они своим противникам, но только в том случае, если она действительно помогает страждущему, а не является одним самоутешением, успокоением собственной совести... Идите в народ, делайтесь учителями, фельдшерами, докторами, агрономами, но не облекайте свою службу ореолом геройства, мученичества, подвижничества. Крестьянские массы только тогда сознательно пойдут на революцию, когда они ясно увидят связь между государственным строем и своим экономическим положением. Идите и выясняйте эту связь и вы приблизите момент революции; одними призывами к восстанию вы ничего не сделаете.

«Мы — говорили марксисты — не идем сейчас к крестьянству потому, что у нас в настоящее время еще слишком мало сил, и мы хотим употребить их как можно производительнее. Поэтому мы посвящаем всю нашу энергию городскому пролетариату, который по своим условиям является более восприимчивой почвой для наших идей и который несомненно должен явится авангардом революции». И молодые социал-демократы с удвоенной энергией принялись за революционную работу.

Усилилась пропаганда среди интеллигенции, особенно среди учащейся молодежи, стали образовываться группы для переводов с немецкого языка необходимой литературы; устраивались библиотеки книг тенденциозного содержания, распространялась попадавшая из-за границы нелегальная литература, сочинялись брошюры, пригодные для обращения среди рабочих.
Занимавшиеся до сих пор почти исключительно самообразованием марксисты бросились теперь выискивать подходящих для них, смышленых фабрично-заводских и ремесленных рабочих, группировали их {14} в кружки и занимались с ними с целью выработки из них «сознательных» социал-демократов.

Сочинения Маркса и Энгельса, создаваемая интеллигентскими кружками рукописная литература, отмеченные выше легальные издания по экономике России, разные издания «Группы Освобождения Труда», корреспонденции Иоллоса в «Русских Ведомостях» о Западно-Европейском рабочем движении — служили материалами при пропаганде; тенденциозная беллетристика; «Углекопы» Золя. «Один в поле не воин» Шпилгагена, «Через сто лет» — Беллами и другие служили подспорьем для выработки у рабочих классового самосознания и социалистических взглядов.

Распропагандированные рабочие первых кружков, или так называемые «передовые рабочие», подбирали по заводам и фабрикам подходящих рабочих и образовывали из них кружки второй степени и начинали пропаганду среди них. Так перешли марксисты от самообразования к пропаганде среди рабочих, и стала пропаганда та распространятся по фабрикам и заводам больших промышленных центров, а из них проникала уже и в менее значительные, провинциальные пункты.
Этот период работы социал-демократов известен под именем «кружковщины» и продолжался он в среднем лишь до 1894 года. То был период подготовительной работы социал-демократии, период выработки пропагандистов и агитаторов, период когда социал-демократия еще оставалась в стороне от рабочего движения и влиять на него не могла, она лишь готовилась к тому, чтобы начать руководит им.

Увлечение кружковщиной продолжалось недолго. В то время, как молодые социал-демократы довольно энергично занимались самообразованием и {15} выработкой социал-демократов из отдельных городских рабочих — русское рабочее движение приняло беспокойные формы.
Неурожай 1891-92 годов, подорвав благосостояние крестьян, тем самым лишил временно рынок главного его покупателя, а это повело к осложнениям в фабричной промышленности.
Начались увольнения рабочих с фабрик и понижения расценок, что вызвало рабочие беспорядки, которые, возникнув в 1892 году в Юзовке и Лодзи, произошли в следующем году в С. Петербурге, Харькове, Ростове на Дону, а в 1894 году охватили почти все крупные промышленные центры России.
Это возникшее стихийно, обусловленное исключительно экономическим кризисом страны, рабочее движение обратило на рабочий класс внимание общественных кругов. Капитализм, его развитие и значение для России, делаются предметом изучения легальной печати. Впервые появляются крупные легальные труды марксистов, доказывающие, что для рабочего движения правильный путь развития — путь, совершаемый под флагом марксизма, иными словами, что русское рабочее движение должно стать социал-демократическим движением.
И как раньше русская, так называемая передовая интеллигенция, и революционная молодежь сильно увлекались «народничеством», так теперь они стали заполнять ряды марксистов.
Перед марксистами же, занимавшимися «кружковщиной» и видевшими проявления происходившего без всякого их участия рабочего движения, стал вопрос— правильно ли такое положение дел, правильна ли позиция, которую они занимают. Ответ получался отрицательный — нет неправильно, а это порождало новый вопрос: что же им надо делать, как им подойти к рабочему движению, как овладеть им и направить его согласно видам социал-демократии.
{16} И социал-демократы разных пунктов ответили на эти вопросы тем, что пошли в массу рабочих и присоединились к их борьбе с хозяевами; они пристроились к рабочему движению, присосались к нему.
Они начали вмешиваться в недоразумения рабочих с хозяевами, стали направлять их действия, руководить их поведением при столкновениях с хозяевами, и таким образом от пропаганды в кружках перешли к агитации среди масс рабочих на почве их повседневных нужд и требований.
Эта новая тактика получила свое теоретическое обоснование в брошюре «Об агитации», появившейся в рукописи в 1894 году в Вильне (Брошюра «Об агитации» была отпечатана за границей в 1896 г. с предисловием Аксельрода.), которая была составлена на основании опыта революционной работы социал-демократов евреев, работавших в Вильне и в Москве.
Основная идея брошюры заключается в том, что политические задачи рабочего движения пролетариат может понять лишь в процессе экономической борьбы, почему прежде всего и необходимо вести именно борьбу экономическую.
«Достижение политической власти, говорилось в ней, является главной задачей борющегося пролетариата. Но стать перед лицом рабочего класса эта задача может лишь тогда, когда экономическая борьба выставит перед ним явную невозможность добиться улучшения своей участи при данных политических условиях. Только тогда стремления пролетариата столкнутся лицом к лицу с данными политическими формами, когда поток рабочего движения встретится с политической силой, только тогда настанет момент перехода классовой борьбы в фазис борьбы сознательно политической...
{17} «Задачей социал-демократов является постоянная агитация среди фабричных рабочих на почве существующих мелких нужд и требований. Вызванная такой агитацией борьба приучит рабочих отстаивать свои интересы, поднимет их мужество, даст им уверенность в своих силах, сознание необходимости единения и в конце концов поставит перед ними более важные вопросы, требующие разрешения».
«Подготовленный таким образом к более серьезной борьбе, рабочий класс приступит к решению своих насущных вопросов, и агитация на почве этих вопросов должна иметь целью выработку классового самосознания; классовая борьба в этом более сознательном виде создаст почву для политической агитации, целью которой будет изменение существующих политических условий в пользу рабочего класса».
Брошюра «Об агитации» имела большой успех в кружках. Правда, с точки зрения революционной социал-демократии она отдаляла несколько момент политической борьбы, — ибо ставила на первую очередь борьбу экономическую, но в этой то борьбе она звала социал-демократию быть руководителем все более и более развивающегося рабочего движения. Уже начавшаяся и до появления этой брошюры агитация по некоторым пунктам, как, например, Вильна, Москва, начала применятся затем в Петербурге, Киеве и по другим пунктам движения. Велась она и устно и путем прокламаций, которые стали появляться с 1894 года и имели большой успех среди рабочих, так как касались их будничных дел; их ближайших насущных интересов.

Выдающаяся по своим размерам (более 30.000 забастовщиков) стачка ткачей и прядильников в 1896 году в Петербурге, стачка, во время которой социал-демократы выпустили до 25 видов разных прокламаций, и {18} на которые правительство отозвалось «Правительственным Сообщением», в котором констатировало наличность социал-демократов в России и их подстрекательскую роль в стачке, еще более уверила рабочих и их руководителей в целесообразности «агитации» и имела следствием то, что новую тактику признали почти все действующие в России социал-демократические кружки. Однако, перейдя к «агитации», кружки не отказались совершенно от «пропаганды», они продолжали заниматься ею, но лишь как делом второстепенным, подсобным; и только в пунктах с неразвитой промышленностью, где не было почвы для агитации, «кружковщина» продолжала существовать, как единственная форма социал-демократического движения.
Оживление революционной деятельности социал-демократов и изменение тактики повело к увеличению числа кружков, к образованию из них более сложных организаций, к нарождению нелегальной периодической прессы.

В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», который в следующем году выпустил за своею подписью ряд агитационных листков.
В том же 1895 году в Иваново-Вознесенске образовался «Иваново-Вознесенский Рабочий Союз», устроивший кассу и библиотеку со значительным количеством легальных и нелегальных изданий.
В 1896 году Московские группы объединились в «Московский Рабочий Союз», который владел и библиотекой, и общей для Москвы кассой.
В 1897 году в Петербурге возникли еще две самостоятельные организации: «Рабочая Мысль», поставившая себе задачей удовлетворение запросов широких слоев рабочих, сумевшая хорошо оборудовать свою {19} техническую часть, и издавшая 16 номеров газеты того же названия (1 и 2 номера «Рабочей Мысли» изданы на мимиографе в Октябре и Декабре 1897 года; №№ 3-11 печатались заграницей; №№ 12-15 в Poccии и № 16, последний, вышедший в Декабре 1902 года, вновь заграницей. ), и группа «Рабочее Знамя», издавшая в последующие годы три номера газеты того же наименования (Группа «Рабочее Знамя» образовалась из нескольких членов Петербургской группы «Социалист» и Белостокской «Группы Рабочих Революционеров», отделившейся от Бунда. В Мае 1898 г. группа выпустила № 1 «Рабочего Знамени», после чего ее типография, находившаяся в Белостоке, была арестована и следующие номера № 2-1900 г. и № 3-1901 г. были отпечатаны за границей.).
В том же 1897 году Киевские социал-демократы объединились в Киевский Союз Борьбы за Освобождение Рабочего класса, который продолжал издание газеты «Вперед» («Вперед» — № 1 помечен 8 Декабря 1896 года, вышел же он лишь 6 Января 1897 г., всего вышло 9 номеров, из них последний в 1900 году.) и выделил, кроме того, самостоятельную литературную группу «Рабочая Газета», издававшую газету того же названия (2 номера); и там же независимо от Союза образовался Рабочий Комитет.
В Екатеринославе образовался местный Союз Борьбы за Освобождение Рабочего Класса; в Николаеве возник Южно-Русский Рабочий союз, издавший затем гектографированный журнал «Наше Дело» (2 номера); все же работавшие по городам Северо-Западного и Привислянского края еврейские Социал-демократические группы объединились в 1897 году в сильную хорошо законспирированную организацию — «Всеобщей Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд», во главе которого стал «Центральный Комитет», и официальным органом которого был принят «Рабочий Голос».
Такой быстрый организационный рост социал-демократических организаций и увеличение числа их к 1897 году повели к объединению их в партию.
{20} Уже в 1894 году у Московских социал-демократов возникла мысль об объединении работавших по всей России социал-демократических кружков в партию и об устройстве в этих целях съезда, а в 1896 году эта мысль явилась и у Петербуржцев, где «Группа 4-го Листка» завязала по этому поводу сношения с Вильной, Киевом и Москвой и даже предлагала будущей партии свою типографию, однако аресты помешали осуществлению этих планов.
В конце того же 1896 года Виленская группа начала переговоры о съезде с Петербургской и Киевской организациями, после чего были отправлены два делегата в Швейцарию для переговоров по этому вопросу с заграничным Союзом Русских Социал-Демократов, и летом 1897 года, в Цюрихе, представителями названных организаций был выработан проект объединения их в одну партию.
Независимо от последнего предприятия, Киевская группа «Рабочее Дело», войдя в сношения с Петербургской, Виленской, Московской и Иваново-Вознесенской организациями, пыталась собрать съезд в Киеве в 1897 году, но так как на съезде в назначенное время прибыли лишь представители от Петербурга и Москвы, то было решено считать съезд не состоявшимся и собраться лишь на частное совещание.
Совещание обсудило вопрос о созыве съезда и получило заняться организацией последнего Киевской группе «Рабочая Газета» (бывшее «Рабочее Дело»), которая горячо принялась за дело и сделала предложение участвовать в съезде Петербургскому Союзу (фракции «стариков»), Киевскому и Московскому Союзам, Екатеринославской Группе, Литовской социал-демократической партии, Бунду, Заграничному Союзу Русских Социал-Демократов и Харьковской организации, из каковых организаций все, кроме двух последних, изъявили согласие на съезд.
{21} Работавшим в то время организациям в Иваново-Вознесенске, Одессе, Николаеве и Белостоке — («Рабочее Знамя»), а также Польской Социалистической Партии приглашения не были посланы; первым трем по причине их нерешительности, «Рабочему Знамени» потому, что ее считали тяготевшей к социалистам-революционерам и Польской Партии, — ввиду выставленных ею неприемлемых условий.
Съезд собрался в Минске 1 Марта 1898 года, каковой день был избран сознательно дабы подчеркнуть связь с деятельностью «Народной Воли», и продолжался 3 дня. В нем участвовали 9 делегатов: по одному от Петербурга, Киева, Москвы и Екатеринослава, 2 от Бунда и 2 от «Киевской Газеты».
Съезд выработал Организационный Устав или такие называемые решения, заключающиеся в следующем.
«1) Организации «Союзов Борьбы за Освобождение Рабочего Класса», группа «Рабочей Газеты» и «Всеобщего Еврейского Рабочего Союза в Литве, Польше и России» сливаются в единую организацию, под названием «Российской Социал-Демократической Рабочей Партии», причем «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве Польше и России» входит в партию, как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата».
«2) Исполнительным органом партии является Центральный Комитет, избранный съездом партии, которому он и отдает отчет в своей деятельности».
« 3) На обязанности Центрального Комитета лежат:
а) Забота о планомерной деятельности партии (распределение сил и средств, выставление и проведение однообразных требований и проч.); Центральный Комитет руководствуется при этом общими указаниями, даваемыми съездами партии.
б) Создание и доставка местным комитетам литературы.
{22} в) Организация таких предприятий, которые имеют общее для всей России значение (празднование 1-го Мая, издание листков по поводу выдающихся событий, помощь стачечникам и проч.»).
Затем следуют пункты о полномочиях комитета в крайних, не допускающих отсрочки случаях, о его праве пополнять свой состав новыми членами (в случае арестов) и о средствах центральной кассы партии.
7-й пункт предоставляет местным комитетам широкую самостоятельность по отношению к Центральному. Комитету.
8-й пункт уполномочивает Центральный Комитет вступать в сношения с другими революционными организациями, поскольку это не нарушает принципов программы партии и приемов ее тактики и признает за каждою национальностью право самоопределения.
9-й пункт объявляет «съезд представителей местных комитетов» высшим органом партии и устанавливает способ созыва очередных и экстренных съездов.
10-й — «Союз Русских Социал-Демократов» заграницей является частью партии и ее заграничным представителем.
11-й — Официальным органом партии является «Рабочая Газета».
Постановив составить и распространить манифест и поручив выполнение этого дела выбранному Центральному Комитету, участники съезда разъехались, но вскоре все, за исключением двух, были арестованы. Арестована была и редакция партийного органа и самая типография и много членов местных организаций.
Оставшиеся на свободе двое участников съезда, однако озаботились составлением манифеста, который вместе с «решениями» съезда был отпечатан в типографии Бунда и распространен среди уцелевших социал-демократов.
{23} Содержание манифеста, автором которого явился Струве, таково:
В 1848 году в Западной Европе произошла революция, во время которой впервые на историческую сцену выступил современный рабочий класс. Сыграв тогда роль орудия в руках буржуазии он через 10-15 лет снова появился, но уже как «вполне зрелый боец за свое конечное освобождение».
В России в то время классовой борьбы еще заметно не было, но она уже существовала. Русский фабричный рабочий уже вел против своих эксплуататоров борьбу, размеры которой росли по мере развития капитализма. Велась эта борьба в духе социал-демократическом. Силу и значение рабочего движения показывают стачки последних лет, кои вынудили правительство издать закон 2 июля 1897 г. о продолжительности рабочего времени. Но уступками правительство не успокоит рабочих, ибо «везде рабочий класс становится тем требовательнее, чем больше ему дают». Ему необходимы все средства, коими Западно-Европейский пролетариат улучшает свое положение и вместе с тем борется за свое конечное освобождение, за социализм.
Ему нужна политическая свобода. «Она — основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение». Политическую свободу русский пролетариат может завоевать себе только сам и он свергнет самодержавие, чтобы затем уже с большей энергией продолжат борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма.
Указав затем, что первые шаги русского рабочего движения были лишены единства, и что, сознавая необходимость единения, перечисленные выше группы устроили съезд и приняли указанные выше решения, манифест заканчивался следующими словами:
{24} «Местные группы, соединяясь в партию, сознают всю важность этого шага и все значение вытекающей из него ответственности. Им они окончательно закрепляют переход русского революционного движения в новую эпоху сознательной классовой борьбы. Как движение и направление социалистическое, Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия продолжает дело и традиции всего предшествующего революционного движения в России; ставя главнейшею из ближайших задач партии в ее целом завоевание политической свободы, социал-демократия идет к цели, ясно намеченной еще славными деятелями старой «Народной Воли». Но средства и пути, которые выбирает социал-демократия, иные. Выбор их определяется тем, что она сознательно хочет быть и остаться классовым движением организованных рабочих масс. Она твердо убеждена, что «освобождение рабочего класса может быть только его собственным делом», и будет неуклонно сообразовать все свои действия с этим основным началом международной социал-демократии. Да здравствует русская, да здравствует международная социал-демократия».

Появление манифеста было единственным практическим результатом I съезда, и значение его было весьма велико, потому что манифест заявлял об образовании единой Партии и тем самым давал моральную связь разбросанным по разным городам социал-демократическим организациям. Значение созданной манифестом связи усугублялось тем обстоятельством, что фактического объединения групп и организаций I съезд не достиг, этому помешали отчасти аресты, отчасти внутренняя рознь и идейный раскол в организациях (Полный текст манифеста смотри в приложении Ι-м.).

Примечания редактора электронной публикации:

*) Дальнейшая хроника «Группы Освобождения Труда» такова: В 1895 году, за границей, по инициативе группы, возник «Союз Русских Социал-Демократов», деятельность которого главным образом заключалась в издании социал-демократической литературы. С 1896 по 99 год Coюз выпустил 6 номеров журнала «Работник» и 10 номеров «Листка Работника», редакция которых лежала на «Группе Освобождения Труда». В Ноябре 1898 года состоялся съезд Союза Русских Социал-Демократов, на котором «Группа Освобождения Труда» отказалась от редактирования изданий Союза, с большинством которого она не сходилась в оценке очередных задач революционного дела в России, после чего в Союзе было постановлено «Листок Работника» превратить в журнал «Рабочее Дело», который по Февраль 1902 года был издан в числе 12 номеров, и кроме того издано было 8 номеров «Листка Рабочего Дела. В Апреле 1900 года состоялся второй съезд Союза, на котором произошел раскол: Группа Освобождения Труда и часть других, примыкавших к ней членов Союза оставили съезд и в Maе 1900 года образовали «Революционную Организацию Социал-Демократ», большинство же членов осталось в Союзе.
В Июне 1901 года, по инициативе образовавшейся в том же году группы «Борьба» состоялась конференция Союза, «Революционной Организации Социал-Демократ» и вновь народившегося заграничного отдела «Искры и Зари» которая выработала проэкт соглашения названных групп и для обсуждения его постановила созвать съезд, который и состоялся в Октябре 1901 года. Соглашения однако достигнуто не было. Расходясь принципиально с «Союзом»,—представители «Искры», «Зари», и революционной организации «Социал-Демократ» покинули съезд и объединились в «Заграничную Лигу Русской Социал-Демократии», а инициаторы предыдущей конференции выступили как особая издательская группа «Борьба». После этого Лига издавала под своей фирмой брошюры и гектографированный бюллетень (по 1902 г. вышло 3 номера) с краткими известиями из России, а Союз с Ноября 1902 года стал издавать журнал «Красное Знамя» — вышло 3 номера, из них последний в Январе 1903 года. В Августе 1903 года согласно постановлению второго съезда партии «Союз» и «Борьба» прекратили свое существование, группа же «Освобождения Труда» (как и «Искра) заявила о прекращении своего самостоятельного существования, после чего единственной заграничной организацией партии была объявлена «Заграничная Лига русской революционной Социал-Демократии».)

**) ЕВРЕИ В РУССКОМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ:

Сватиков Сергей Григорьевич (1880-1942), историк и общественно-политический деятель.

Говоря о землевольцах, нельзя пропустить имя Зака.
Лев Маркович Зак родился в 1852 г.. один из видных работников русского и еврейского рабочего движения, был арестован в начале 1879 г. за участие в землевольческом кружке, работавшем на Волге и южном Урале, был административно сослан в Енисейск, по дороге, в июле 1879 г., пытался бежать (со Смецкой), но вскоре был пойман, переведен за это в Якутскую область. Но и здесь, из Верхоянска, он повторил свою попытку и снова неудачно, перенеся массу лишений.
Вернувшись в Россию только в 1886 г., он принял самое энергичное участие в пропаганде среди еврейского пролетариата г. Минска, причем. несомненно, действовал уже в духе социал-демократии. Весной 1888 г. он снова был арестован в Минске и сослан в Якутскую область, откуда вернулся уже в 1896 г. По возвращении из вторичной ссылки он с г-жой Гурвич приступил к "Капиталу" Маркса, но умер в 1897 г. по окончания работы. Перевод вышел в свет в 1899 г. под редакцией И. Струве.
Осенью 1879 г. были арестованы в Петербурге студент И. Гурвич с сестрою. Гурвич был землевольцем. а затем примкнул к черноперелелцам. В 1880 г. он был сослан административно в Сибирь на 5 лет. Летом 1885 г. он вернулся из Сибири и поселился в Минске. Здесь он принял видное участие в пропаганде социализма среди рабочих, параллельно с группой Хургина (народовольческой).
В 1887-1888 гг. группа И. Гурвича, его сестры и жены (Евгении и Елены), доктора Абрамовича и других приняла вполне выработанную социал-демократическую программу. В связи с арестами по делу Геллиса в Одессе весной и летом 1879 г. были арестованы Дукан, Клугер, Лион и др.
Относительно Лиона Курицын, известный предатель 1878-1879 гг., сообщил на основании тюремных разговоров заключенных, что он стоял во главе "неизвестной" партии рабочих, был знаком с революционными деятелями, принимал, по-видимому, участие в революционных делах. Лион был сослан административно в Восточную Сибирь. Здесь в 1882 г. он участвовал в безуспешной попытке бежать северным путем (вместе с Заком и другими). В 1878 г. были арестованы в Киеве студенты, братья Львовы: Аарон и Наум.
Оба они были высланы в северные губернии и оба бежали в 1879 г. из ссылки. Аарон Львов бежал из Пинеги. Наум Львов умер в 1889 г. в Париже. Третий брат, Соломон Львов, отбывал воинскую повинность в Симферополе, причем состоял в сношениях с тамошним кружком революционеров. Предатель Курицын, со слов Н. Левченки. сообщил об этом: Соломон Львов, сосланный административно в Олонецкую губернию, бежал оттуда и, по сведениям Департамента полиции, проживал в 1887 г. в Париже.
В числе арестованных осенью 1878 г. и заключенных в Петропавловскую крепость лиц. участвовавших в т.н. "бунте" 5 февраля 1879 г., был Вайнштейн. При избиении, которым сопровождалось усмирение шума и беспорядка в камерах Трубецкого бастиона, смотритель Богородский кричал ему: "погоди, жидок, я тебя научу как бунтовать". Судьба Вайнштейна была, по-видимому, решена в единственном порядке: в числе подсудимых 1879-1880 гг. мы его имени не находим.
В связи с покушением на Котляревского, в Киеве был арестован юный Исаак Гольденберг, брат известного впоследствии Григория. Хотя виновность его в деле Котляревского выяснилась вполне, однако за связи с киевскими радикалами его в мае 1879 г. выслали (в 1878 г. по ходатайству отца оставили в Киеве); вместе с ним выслана была и сестра Софья. Когда же обнаружилось участие Гр. Гольденберга в террористических делах 1879 г., тогда престарелые родители его и вся семья претерпели тягчайшие репрессии.
По делу об убийстве в Москве Рейнштейна был заподозрен Владимир (он же Вольф) Серпияский, родом из Царства Польского, Арестованный затем, он в начале 1880 г. (вместе с А. Франжоли и др.) бежал из Солвычегодска. В мае 1880 г. обнаружилось его участие в печатании и распространении революционных прокламаций на еврейском языке, обращенных к еврейским рабочим. Серпинский. еще до открытия этого обстоятельства, с английским паспортом переехал границу и жил в Баварии и Швейцарии.
Вернулся затем в Россию, в качестве нелегального, он был арестован в феврале 1881 г. в одном местечке Ковенской губернии и административно сослан в Восточную Сибирь. В 1878 г. (вместе с В. Серошевским) за участие в варшавских социалистических кружках был арестован Станислав Лянда, еврей 24 лет, бывший студент Варшавского ветеринарного института. Участвуя в волнениях заключенных в цитадели (по поводу убийства часовым заключенного Бейста), Лянда защищался от жандармов железным обломком (в 3 фунта).
За это он был приговорен к 12 голам каторжных работ, но генерал-губернатор заменил их ссылкой в отдаленнейшие места Сибири. В связи с польским социалистическим движением должен был в 1878 г. бежать за границу Соломон (Нафталь-Шлиома) Мендельсон, 23 лет. С осени 1879 г. он издавал в Женеве с Варыньским и Дикштеином польскую социалистическую газету "Коуупозе", работал в Галиции.
Здесь он судился в 1880 г. (с Варыньским) по процессу "краковских социалистов", потом он был арестован в Пруссии и был осужден на 18 месяцев тюрьмы за ввоз из Швейцарии социалистической литературы. Здесь к нему применили оригинальный способ выдачи в руки русских властей: его "выслали" как иностранца за границу, в Россию, довезли 11 января 1884 г. до таможенного пункта Грдзинск, но слишком поздно уведомили пограничную стражу, и Мендельсон успел скрыться.
Эта неудача фиктивной "высылки порочных и тягостных иностранцев" поставила на очередь вопрос о формальной выдаче из Пруссии в Россию политических преступников. Вскоре после этою был заключен договор России с Пруссией соответствующего содержания.

 

Вернуться к оглавлению

Электронная версия книги воспроизводится с сайта http://ldn-knigi.narod.ru/

OCR Nina & Leon Dotan ldnleon@yandex.ru

{00} - № страниц, наши примечания - текстом меньше, курсивом.


Здесь читайте:

Спиридович Александр Иванович (биографические материалы).

Благоев, Димитрий (1859 - 1924), болгарин, российский революционер.

Спиридович А.И. «Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 г.г.» Всеславянское Издательство, Нью-Йорк. 1-3 книги. 1960, 1962 гг.

Шифртелеграмма начальника Киевского охранного отделения А.И.Спиридовича директору департамента полиции А.А. Лопухину о задержании Г.А. Гершуни, 14 мая 1903 г.

Письмо заведующего наружным наблюдением департамента полиции Е.П.Медникова начальнику киевского охранного отделения А.И.Спиридовичу о расследовании убийства В.К. Плеве, 4 августа 1904 г.

Протокол допроса полковника А.И. Спиридовича, 3 сентября 1911 года

Выписка из показаний полковника А.И. Спиридовича от 7-10 октября 1911 года

Письмо полковника А.И.Спиридовича сенатору М.И. Трусевичу от 18 октября 1911 г.

Выписка из показаний полковника А.И. Спиридовича, 4 ноября 1911 г.

Письмо сенатора М.И. Трусевича полковнику А.И. Спиридовичу, 9 декабря 1911 г.

Письмо полковника А.И. Спиридовича сенатору М.И. Трусевичу, 21 декабря 1911 г.

Рапорт А.И. Спиридовича в первый департамент Государственного совета, 13 апреля 1912 г.

Из журнала № 13 первого департамента Государственного совета о назначении предварительного следствия по делу П.Г. Курлова, М.Н. Веригина, А.Н. Спиридовича и Н.Н. Кулябко, 11 мая 1912 г.

Протокол осмотре письма А.И. Спиридовича к жене Н.Н. Кулябко и записной книжки, 23 августа 1912 г.

Протокол допроса обвиняемого А.И. Спиридовича, 9 октября 1912 г.

Протокол допроса обвиняемого А.И. Спиридовича, 11 октября 1912 г.

Протокол предъявления материалов следствия А.И. Спиридовичу, 21 ноября 1912 г

Постановление ЧСК о возбуждении дополнительного предварительного следствия по делу П.Г. Курлова, М.Н. Веригина, А.И. Спиридовича и Н.Н. Кулябко, 27 апреля 1917 г.

Из стенограммы допроса А.И. Спиридовича, 28 апреля 1917 г.

О постановлении Временного правительства о возбуждении следствия по обвинению П.Г. Курлова, М.Н. Веригина, А.И. Спиридовича, Н.Н. Кулябко, 30 мая 1917 г.

Постановление ЧСК о возбуждении предварительного следствия по обвинению П.Г. Курлова, М.Н. Веригина, А.И. Спиридовича, Н.Н. Кулябко, 31 мая 1917 г.

Протокол допроса А.И. Спиридовича, 5 сентября 1917 г.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС