SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ >  
ссылка на XPOHOC

Андрей Тесля

2006 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Webalta

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Андрей Тесля

История политических и правовых учений

Методическое пособие по изучению курса

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Введение

Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений (2 часа)

1. Предмет истории политических и правовых учений. Место дисциплины в комплексе юридических дисциплин.

2. Понятия политико-правового воззрения, учения, доктрины и теории. Связь мировоззренческой основы, теоретического содержания политико-правового учения и его программных положений.

3. Методологические основы истории политических и правовых учений. «Генетическая» и «археологическая» установки исторического исследования. Герменевтика как базовая методологическая установка: проблемы прочтения, «герменевтический круг», «автор и читатель». Критерии оценки политико-правовых учений.

4. Периодизация истории политических и правовых учений: ее проблемы и известная условность данной процедуры. Периодизация как технический прием и как схематическое раскрытие сущности исторического процесса.

5. Основные этапы становления истории политических и правовых учений как самостоятельной дисциплины.

 

Раздел 1. Зарубежные политические и правовые учения до начала XX века

Тема 2. Политические и правовые учения Древнего Востока (2 часа)

1. Ранние формы политико-правового мышления как элементы религиозного и мифологического способов осмысления мира.

2. Формирование первых политико-правовых учений как систематизированных построений идеологического обоснования власти. Политические и правовые воззрения и учения Египта, Вавилона, Ассирии и Персии.

3. Первые политические доктрины. Древний Китай и формирование китайской политической и юридической культуры. Три основных доктрины: 1) конфуцианство, 2) даосизм, 3) легизм. Политическая и правовая идеология императорского Китая – период оформления (династия Хань) и классическая форма (династии Тан и Мин).

4. Специфика политико-правовых воззрений и учений Древней Индии. Брахманизм. Буддизм. Индуизм. Международное влияние буддизма – китайский буддизм (чань-буддизм), японский буддизм (дзэн-буддизм) и опыт буддийской государственности (буддийское государство в Тибете, XIV – XX вв.).

Тема 3. Политические и правовые учения Древней Греции (2 часа)

1. Прото-греческий период: минойская и микенская цивилизации. Формы общественной жизни и вероятные идеологические концепции государственной власти: близость общественных условий и мировосприятия культурам Востока.

2. Архаическая Греция. Политико-правовые представления в материале греческой мифологии и в творчестве эпических поэтов: Гомера и Гесиода. Образы царской власти на материале «Илиады»: власть греческих басилевсов (Агамнемнон, Ахиллес, Приам) и Олимпийский пантеон (Зевс и система его отношений с иными богами как отражение – по необходимости неточное – отношений земных властителей). Гесиод и его поэзия мелкого землевладельца с его нуждами, интересами и идеалами («Труды и дни» и «Теогония»).

3. Классическая Греция. Лирика Архилоха, суждения об обществе и государстве в творчестве первых греческих философов: милетская школа, Гераклит Эфесский. Софистика (Протагор, Горгий, Фрасимах). Политическая доктрина греческих политиков, риторов и историков (Перикл, Демосфен, Исократ, Фукидид).

4. Платон. Исторические истоки его доктрины (Гераклит, пифагорейство, Сократ, исторический опыт Эллады – противостояние Афин и Спарты). Учение о государстве (диалог «Государство»); качества, каковыми надлежит обладать политику (диалог «Политик»). Идеальное государство по Платону – историческая трансформация образа (диалоги «Государство» и «Законы», доктринальный и сравнительный анализ).

5. Аристотель («Никомахова этика», «Политика»). Учение о формах правления. Роль имущественного неравенства и имущественных интересах в политической жизни полиса. Учение о собственности и о рабстве, историческое оправдание рабства.

6. Полибий – завершение классической традиции. Учение о формах государства и их судьбах (теория «круговорота»). Идеальное государство как соединение лучших элементов всех форм.

Тема 4. Политические и правовые учения эпохи эллинизма и Римской Империи (2 часа)

1. Перемены в политической и общественной жизни в эллинистическую эпоху: крушение полисной системы и становление универсальных монархий. Эллинистическая монархия как прообраз Римской Империи. Новые формы государственных объединений: Ахейский союз как опыт античной федерации.

2. Политическая и правовая идеология Республики. Катон Старший и Сципион Эмилиан: сохранение древних традиций и влияние современного эллинизма в рамках аристократической республики.

3. Политическая и правовая мысль эпохи кризиса Республики и Принципата. Цицерон, его концепция государства и идея союза «всех честных людей» («Республика», «Законы», «Об обязанностях»). Политико-правовая доктрина Цицерона и его политическая деятельность (Письма). Оформление идеологии принципата – Август («Анкирский монумент»). Отражение новых политико-правовых реалий в «Письмах» Плиния Младшего и его Панегирике Траяну. Сенатская оппозиция и ее отражение в произведениях Тацита. Принципат Антонинов и завершение классического образа принцепса.

4. Кризис римской государственности и становление домината. Приобретение Римской Империей восточных монархических черт. Диоклетиан и противоречия его попытки примирить понятие «цезаря» как государственного служения и как монархии в попытке разделения верховной власти между августами и цезарями. Кризис Империи – углубляющееся разделение между западной и восточной частями государства. Попытки возрождения римских традиций – Аммиан Марцеллин («История»).

5. Римское юридическое образование. Профессионализация юридического знания: обращение последнего из достояния аристократии в специальное знание (карьера Цицерона как демонстрация данной перемены). Возникновение специальных юридических школ (антиохийской, бейрутской и т. д.) и становление классической системы юридического образования (Юлий Павел, «Институции» Гая). Corpus Juris Civilis Юстиниана и завершение римской юридической традиции.

Тема 5. Политико-правовая доктрина западного христианства (4 часа)

1. Кризис античной культуры: внутренние основания (исчерпание потенциала «культурных форм», завершение логики развития «латинского Рима», кризис западной части империи с одновременным развитием новых культурных форм и относительным экономическим преуспеванием восточного региона античной культуры, в рамках которого в III – VI вв. складывается феномен византийской культуры) и внешние проявления (варварские нашествия, политическое разделение империи на Восточную и Западную). Формирование новой культуры из элементов античной и варварской – «новый синтез», завершающийся к IX в. складыванием Средневекового Запада и феодального общества как ключевой черты данного культурного типа, оказывающей влияние на формы средневековой культуры и по своему распадению (XII – XIII вв.).

2. Христианство как базовая система координат складывающейся культуры. Два источника христианства (восточно-средиземноморские и вавилонские корни, с одной стороны, и эллинистическая культура, с другой), определяющие его характер. Христианство как явление античного мира. Трансформация христианства в рамках Римской Империи – от восточной иудейской секты до одной из эллинизированных «религий спасения» (наряду с митраизмом и манихейством), а затем и в государственную религию империи. Политические воззрения в раннем христианстве (апокрифы, апокалипсисы и апологетика).

3. Учение бл. Аврелия Августина о «двух Градах». Заимствование понятия «республики» у Цицерона и отказ от признания античных государств ему соответствующими. Град земной и Град Божий – два плана исторического и правового существования человека: взаимодействие и противоречия между Градами. Назначение политической и правовой деятельности в Граде земном. Этическое назначение государства и вопрос о «свободе совести» – допустимость государственного вмешательства в вероисповедные вопросы. Павел Орозий и смягчение противопоставления «двух Градов».

4. Становление католической политической доктрины. Письмо папы Геласия и формирование доктрины «двух мечей» («двух властей»), притязания на первенство духовной власти. Теократический идеал (Геласий, Григорий Великий).

5. Варварские государства и идеологическое оформление власти: в противоречии между старыми формами власти вождей и античными образами власти цезарей. Концепция помазания и получения государями сакральной власти через посредство церкви и в то же время через вхождение государя в состав клира: власть светская опирается и получает свою силу через власть духовную, но в свою очередь становится частью последней и имеет право участвовать в осуществлении последней.

6. «Спор об инвеституре» как следствие напряжения, заложенного в предшествующем идеологическом оформление папской и государственной власти. Клюнийское монашество и Григорий VII. Формы обоснования папских и императорских притязаний.

7. Возрождение римского права в итальянских и французских университетах. Болонский университет: глоссаторы, пост-глоссаторы и трасформация античной правовой традиции в рамках средневекового общества.

Тема 6. Византия как альтернативный вариант развития античных традиций (2 часа)

1. Феномен Византии: синтез римской власти, греческой культуры и азиатских традиций. Византия и традиции русской культуры.

2. Византийская модель власти. «Царь» как чужой, трансцендентный «гражданскому миру», власть как вмешательство потустороннего – литургический статус царя и мистические переживания, связанные с сакральностью его особы.

3. Трансформации византийской формы легитимации власти: Юстиниан (Corpus Juris Civilis), Прокопий Кессарийски («Война с готами», «Тайная история»), Лев Диакон («История»), Михаил Пселл («Хроника»), Константин Порфирородный.

4. Иконоборчество и окончательное обретение византийского образа царской власти как хранителя мира божеского и человеческого, «предстоятеля».

Тема 7. Политико-правовые учения эпохи Ренессанса (2 часа)

1. Место Ренессанса в истории культуры. Многообразие концепций Ренессанса (как начала капиталистической культуры Нового Времени, завершения средневековья, переходного этапа, в котором реально наличествуют в качестве равноправных обе первыми названные тенденции).

2. Макиавелли и Гвичардини как высшие проявления политической и правовой мысли эпохи Возрождения. «Государь» Макиавелли: его исторический контекст, политические цели автора. Соотношение политики и морали. «Размышления над первой декадой Тита Ливия» как текст, параллельный «Государю».

3. Утопические учения эпохи Возрождения: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томазо Кампанеллы и «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона. Античная традиция (Платон) и историческая новизна данных сочинений.

Тема 8. Реформация и становление современной европейской культуры (2 часа)

1. Состояние Германии и католического мира в целом перед началом Реформации. Обмирщение церкви, сословно-феодальный характер политической идеологии католичества. Предшественники Реформации: Я. Гус, Дж. Савонаролла, Эразм Роттердамский.

2. Учение Мартина Лютера о «свободе христианина» как основоположение современной доктрины свободы совести. Фактическое превращение церкви в государственный институт, вследствие замыкания ее организации в национально-политических пределах. Т. Мюнцер и раскол среди реформаторов.

3. Жан Кальвин и его интерпретация христианского наследия («Наставление христианского воина»). Вопрос о допустимости сопротивления правителю и пределах такового. Проект христианского государства и попытка осуществления «демократической теократии» в Женеве.

4. Контрреформация и обновление католической доктрины. Политико-правовые идеи католичества Нового Времени, его понимание соотношения между церковью и государством, политика конкордатов. Иезуиты: вопросы политически и морально допустимого, «иезуитская мораль». Образ иезуитов в истории («Письма провинциала» Б. Паскаля).

Тема 9. Раннее Новое Время: естественное право и договорные теории (2 часа)

1. Перемены в социально-экономической и социально-культурной структуре европейских обществ в XVI – XVII вв. Становление национальных государств и потребность в новом идеологическом обосновании власти, утрачивающей постепенно сакральный статус и авторитет традиции.

2. Политические учения времен Английской буржуазной революции: протестантские течения и попытки модифицировать обоснование абсолютной королевской власти (Яков I, Карл I). Крайние направления: левеллеры, индепендеты, диггеры.

3. Учения Гуго Гроция и Томаса Гоббса. Трактат «О праве войны и мира» Гуго Гроция как попытка ввести единообразное регулирование международных отношений, фундамент современного международного публичного и частного права. Стремление к миру и к введению политических процессов в юридические рамки как базовая тенденция Гроция и Гоббса. «Левиафан» Гоббса – стремление к миру и порядку как фундаментальная тенденция данного сочинения.

4. Учения Б. Спинозы и Г. Э. Лейбница о естественном праве. Утверждение фундаментальных прав человека, не могущих быть отчужденными даже и его волением. Связь права и нравственности – понимание права как части моральных требований, обретших государственную санкцию.

Тема 10. Политико-правовые теории эпохи Просвещения, Американской и Великой Французской революции (2 часа)

1. Философия эпохи Просвещения как расширение рационализма Нового Времени, его обращение преимущественно на социальные вопросы. Неисторизм мышления эпохи Просвещения. Понятия «разума», «разумности» и «естественности».

2. Политические и правовые учения времен Американской революции. Политическая философия Т. Джеферсона: «Декларация независимости» и принципы президентского правления. «Федералист» А. Гамильтона и Дж. Мэдисона. Политико-правовые воззрения Т. Пейна.

3. Французская революция: ее политико-правовые доктринальные основания как сочетание учений об обществе и праве Ш. Монтесье и Ж.-Ж. Руссо. Обретение концепцией естественных прав легального выражения («Декларация прав и свобод человека и гражданина»). Учение о разделении властей и стремление к непосредственной демократии. Диктатура и «демократический проект» - консульство и империя Наполеона Бонапарта.

4. Становление консервативной традиции. Э. Берк и его понимание права и государства как основывающихся на традиции, подчиняющееся же выводам «абстрактного разума» регулирование данных отношений должно быть ограничено. Понимание Э. Берком представительной демократии и функций депутата. Ж. де Местер, Р. де Шатобриан, Л. де Бональд, А. де Токвиль – традиция консервативного политического мышления во Франции как реакция на проекты времен Французской революции.

Тема 11. Немецкая классическая философия. Марксизм (4 часа)

1. «Просвещение» в Германии, его историческое своеобразие. Становление немецкой классической философии. И. Кант – учение о праве как области морального сознания. Проект «вечного мира». Подлинное право как частное право, пределы государственной власти.

2. И. Г. Фихте и его концепция «замкнутого торгового государства»: экономическая автаркия и возрождение идеологического проекта тоталитарного государства в стремлении утверждения демократических идеалов. Идеи Фихте как фиксация противоречий между современных ему политическими и экономическими, социальными стремлениями демократии.

3. Г. В. Ф. Гегель – историческая эволюция политических и правовых воззрений. «Конституция Германии» и фиксация проблем перехода феодальных государств к государству национального типа. Становление гегелевской диалектики и трансформация его понимания государства в контексте всемирной истории («Феноменология духа», «Лекции по философии истории»). Историческая сущность государства, его назначение («Философия права»); понятие «гражданского общества» как центрального при анализе политики и права Нового Времени. Противоречия или «диалектические узлы» политико-правового учения Гегеля.

4. Предшественники марксизма: германская классическая философия, младогельянство (Л. Фейербах Б. Бауэр, М. Штирнер, Й. Штраус). Социалистические учения Франции и Англии (Г. Бабеф, граф де Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Прудон).

5. Марксистское учение о праве и государстве. Основные силы исторического процесса – производственные отношения как основа общественных. Понятие классов и классовой борьбы. Государство как институт утверждения социального и экономического господства экономически преобладающего класса (эксплуататоров), а право – как фиксация государственных велений, формальное выражение воли господствующего класса. Учение о типах государства. Понятие «идеологии» и феномен «ложного сознания». Понятие «революции» и концепция революционных переходных этапов в истории общества. Марксистский прогноз социального развития – учение об отмирании государства и права как следствия становления (в результате пролетарской революции) бесклассового общества.

6. Исторические судьбы марксизма. Его влияние на последующие западные политико-правовые учения (М. Вебер, Р. Арон, Г. Лукач, Франкфуртская школа), историческая ограниченность и методологическая перспективность марксизма.

 

Раздел 2. Отечественные политические и правовые учения

Тема 12. Политические и правовые учения в России X – XVII веков (2 часа)

1. Общая характеристика восточных славян в период становления государственности. Древнерусское государство (Киевская Русь) – его социальный строй и духовная культура.

2. Принятие христианства (в его восточной, «православной» трактовке) как кардинальный факт русской истории. Восприятие христианских ценностей восточно-славянской культурой. «Слово о законе и благодати» Иллариона.

3. Понятие о высшей власти на Руси: трансформация от власти князя – предводителя дружины, через князя – удельного хозяина, к царю, воспринимающего функции и обоснование своей власти от византийской традиции. Учение о «Москве – Третьем Риме»: послание старца Филофея Василию III.

4. «Переписка» Ивана Грозного с кн. Андреем Курбским: самосознание царской власти и представления старого княжеского боярства о своих функциях и правах в государстве. Пересветов: восточные образы верховной власти и «Магмет-салтан» как идеал правителя. Доктрина царской власти в России XVII века (Уложение 1649 г., «Чин венчания на царство»).

Тема 13. Политические и правовые учения в России XVIII – XIX веков: просвещение и либерализм на русской почве (2 часа)

1. Абсолютная монархия: от Петра I до Екатерины II. Феофан Прокопович как теоретик абсолютной монархии. Связь учения Феофана Прокоповича с протестантскими политическими учениями его времени, Т. Гоббсом и Пуффендорфом. Предисловие к «Артикулу воинскому» и к «Морскому уставу» как декларации Петра I о смысле и назначении императорской власти.

2. «Заговор верховников» 1730 г. и его идеологические и доктринальные истоки. Кн. Д. М. Голицын и его кружок. Столкновение проекта олигархии высшего дворянства с политическими чаяниями среднего и низшего дворянства как демонстрация социальной и идеологической опоры императорской власти Петровской монархии. В. Н. Татищев и его записка о реформе государственного правления.

3. «Наказ» Екатерины II: первое в русской истории последовательное формулирование политической и правовой доктрины, исходящее от государственной власти и ориентированной на общественное взаимодействие. Источники «Наказа»: Ш. Л. де Монтеське, Ч. Беккариа. Учения «Наказа» о высшей и «посредствующих» властях, о гражданском и уголовном праве, о суде и наказаниях. «Записки» Екатерины II как самоанализ ее политического опыта и пути к монархической власти.

4. Распространение в России либеральных учений – первоначально при содействии и по инициативе государственной власти, затем преодолевая все большее сопротивление с ее стороны. А. Новиков, Д. Фонвизин, А. Радищев. «Дворянский либерализм» и консервативная реакция – кн. Щербатов, А. Болотов. «Салонная» оппозиция и декабристы.

5. Социалистические и радикально-демократические учения в России: М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев и др. Западничество и славянофильство как порождения сочетания либеральной идеологии с немецкой классической философией и «историческим возрождением» первой половины века. Дальнейшая радикализация: западники склоняютяс либо к последовательному либерализму, либо к радикально-демократическим учениям, славянофилы постепенно переходят на почву поддержки существующего государственного устройства, одновременно полагая нужным глубинное реформирование последнего (Н. Страхов, И. Аксаков). Государственная идеология «официального народничества» - гр. Уваров и кружок Московского университета (А. Шевырев, М. Погодин), колебания правительства в 60-е – 70-е гг. XIX века и возврат к триаде с начала 80-х гг. XIX века: правая реакция (гр. Д. Толстой, К. Победоносцев).

Тема 14. Политическая и правовая мысль России на рубеже веков: новые концепции и опыты анализа политической и правовой ситуации в конце XIX – начале XX в. (2 часа)

1. Философско-правовые учения в России в конце XIX – нач. XX века. Политико-правовая доктрина Б. Чичерина – «русское прочтение» Гегеля. Ю. Гамбаров – трактовка права как системы защиты интересов и возложения обязанностей; примат общественных интересов и обладание каждым правом только под условием исполнения сопутствующих ему обязанностей. Л. Петражицкий и его «психологическая» теория права; «волевая» природа права по воззрениям Н. Коркунова.
2. Учение о праве Вл. Соловьева, «право есть минимум морали». Моральное назначение государства – теократический идеал («Россия и Вселенская Церковь»), эсхатологические ожидания – общность настроения и представления о социально-должном с социалистическими и радикально-демократическими учениями конца XIX – нач. XX века..
3. Революционные течения 60-х – 80-х гг. XIX века: между «мирным обновлением» и террором. Оформление народничества – П. Лавров, П. Ткачев, Н. Михайловский. Возникновение и развитие русского марксизма: Г. Плеханов («Наши разногласия», «Социализм и политическая борьба»). Легальный марксизм: М. Туган-Барановский, П. Струве.
4. Лондонский съезд 1903 г.: разделение русского марксизма на три основных фракции: легальных марксистов, «меньшевиков» (Ю. Мартов, П. Аксельрод, В. Засулич, А. Потресов) и «большевиков». Организационные разногласия и их теоретический фундамент. Идеологическое становление «большевизма» в работах В. И. Ленина: «Что делать?», «Империализм как высшая стадия развития капитализма», «Государство и революция». Изменения частных установок и вопрос о неизменности общей интенции. Спор о марксистском теоретическом наследии. Ленинское учение о диктатуре пролетариата и революционном государстве. Учения о праве Е. Пашуканиса и П. Стучки – первые опыты теоретического анализа права советского государства.

Заключение

Тема 15. Политические и правовые учения XX века: юридическая мысль в меняющемся мире (2 часа)

1. Первая мировая война и крушение «европейского мира». Распространение лево- и право-радикальных идеологий. Фашизм и нацизм – сходства и отличительные черты. Истоки нацизма: граф Гобино, С. Чемберлен. «Героическое сознание»: Р. Вагнер, Ф. Ницше. Политическая и правовая доктрина нацизма («Майн кампф» А. Гитлера, «Миф XX века» А. Розенберга). Критика современных режимов как псевдо-демократических. Идея и образ «Вождя»: подчинение, солидарность, социальная ответственность. Нация как высшая ценность и фундамент государства и права, являющихся ее выражениями и хранителями.
2. Либеральные концепции государства и права: утверждение ценностей усредненной демократической культуры, толерантность, право как инструмент достижения социальных целей. Трактовка государства как инструмента реализации целей и интересов всего общества, а не его отдельных страт, классов и т. п. Идея «государства всеобщего благосостояния», «социального государства»: компромисс как высшая политическая ценность, лозунг отказа от политики как «игры сил», «игры воль» и тем более «войны на уничтожение» - цель политики как согласование интересов, только если компромисс не угрожает самому существованию обществу. Примат т. н. «гуманитарных» ценностей, утверждение «общечеловеческого» характера последних. Ханна Аренд и анализ тоталитарного общества.
3. Консервативные и нео-консервативные политические и правовые учения XX века – нео-либерализм: Л. фон Мизес («Социализм»), Ф. фон Хайек («Дорога к рабству»); возврат к культуре и государству, ориентированному на личностное и состязательное начало: Й. Хейзинга («homo ludens»), Х. Ортега-и-Гассет («Восстание масс», «Бесхребетная Испания»).
4. «Неомарксисзм». Попытка нового прочтения марксизма через призму последующего развития философского и научного знания. Историчность самого марксизма и его ограниченный характер (Г. Лукач). Диагностика современного кризиса («Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, «Одномерный человек» Г. Маркузе) и альтернативные пути выхода из него (В. Беньямин, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас). Экзистенциальное прочтение марксизма (Ж.-П. Сартр, Альтюссер, А. Камю) и понимание современного общества как общества подавления и абсурда – тотальность негации государства и права.
5. Современное состояние политических и правовых доктрин. Ослабление идеологического обоснования существующего государственного и политического строя, все большее восприятие и оправдание последних на уровне элементарной данности. Обращение теорий, приемлющих существующее положение вещей, в технический инструментарий юридического и политического знания.

 

К оглавлению


Здесь читайте:

Тесля А.А. Древний Восток. Учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран.

Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии VI – XII вв.: Хрестоматия. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии XIII – XV вв.: Хрестоматия / Сост., ред. и вст. ст. А.А. Тесля. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС