SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 1  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2 томах

Документы и материалы

Том 1

Положение о поселковом управлении 87)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. К ведомству поселкового управления, в пределах власти, указанных в сем Положении, относится попечение о благоустройстве и благосостоянии сельских населенных мест, как то: местечек, сел, деревень и тому подобных поселений, не подведомственных городскому общественному управлению.
2. Поселковое управление возлагается на земельные, волостные и поселковые общества и на сельские союзы.
3. Поселковое управление возлагается на земельные общества в тех сельских населенных местах, в которых состав жителей совпадает вполне, или не менее как в девяти десятых частей, с составом членов местного земельного общества, если притом общественные потребности сельского населенного места настолько несложны, что могут быть удовлетворяемы на средства земельного общества и при посредстве земельных общественных учреждений.
4. В случаях возложения обязанностей поселкового управления на земельные общества, к ведению земельных общественных учреждений относятся, сверх дел, указанных в Положении о крестьянском землевладении, нижеследующие дела и предметы:
1) к ведению земельного схода: а) запрещение и разрешение открытия в пределах селения частных питейных заведений с раздробительной продажей крепких напитков; б) устройство и содержание ночных караулов; в) устройство и содержание пожарных обозов; г) устройство и содержание, в пределах селения, дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей и переправ; д) рассмотрение строительного плана селения; е) выдача пособий из общественных средств на устройство и содержание правительственных, церковных, земских и частных учебных заведений, больниц, богадален, приютов и тому подобных общеполезных и благотворительных заведений, существующих или учреждаемых в пределах селения, либо в ближайшем от него расстоянии, и ж) возбуждение ходатайств по делам о благоустройстве и благосостоянии селения, а равно представление заключений по сим предметам, вследствие запросов правительственных и общественных учреждений, и
2) к ведению земельного старосты: а) исполнение поручений участкового комиссара и земских учреждений по делам, касаю-щимся благоустройства и благосостояния селения, и б) распоряжения по подаче помощи в чрезвычайных случаях, как, например, при пожарах, наводнениях, повальных болезнях и других общественных бедствиях.
5. Поселковое управление возлагается на волостные общества в тех волостях, в состав которых входит только одно сельское населенное место, причем в таких случаях на подлежащие волостные учреждения, по исполняемым ими обязанностям поселкового уп-равления, распространяется, в соответственных отношениях, действие правил, изложенных в разделе втором сего Положения.
6. Поселковое управление возлагается на поселковые общества, учреждаемые на основаниях, изложенных в разделе втором сего Положения, в тех случаях:
1) когда, вследствие значительных размеров и торгово-про-мышленного развития сельского населенного места, наличности в нем значительного количества пришлого населения, либо по другим местным условиям, попечение о его благоустройстве и благосостоянии не может быть оставлено на обязанности местного земельного или волостного общества, и
2) когда в данном населенном месте не имеется ни земельного, ни волостного общества, а, между тем, общественные потребности благоустройства и благосостояния настолько развиты, что не могут быть удовлетворяемы путем добровольного соглашения жителей населенного места, но требуют особого о них попечения.
7. Сельские союзы образуются из поселковых обществ и из тех земельных обществ, на которые возложены обязанности поселкового управления, а также из частных владельцев, на условиях взаимного их между собою соглашения, по правилам, изложенным в разделе третьем сего Положения.
8. Дела об учреждении и упразднении поселковых обществ, об установлении и изменении их границ и о введении в них общест-венного управления, а также об учреждении и упразднении сельских союзов разрешаются уездным советом на основании представлений и заключений участковых комиссаров.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О ПОСЕЛКОВЫХ ОБЩЕСТВАХ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О СОСТАВЕ ПОСЕЛКОВЫХ ОБЩЕСТВ

9. Поселковое общество состоит из лиц и учреждений, владеющих недвижимыми имуществами, либо содержащих торговые, промышленные или ремесленные заведения в черте усадебной оседлости сельского населенного места.
10. В поселках, образовавшихся на арендованных землях, в состав поселкового общества входят также лица и учреждения, арендующие, в черте усадебной оседлости поселка, земельные участки на обычных в поселке условиях арендования таких участков для заселения.
11. Черта усадебной оседлости сельского населенного места определяется пространством земли, занятым в каждом сельском населенном месте усадебными постройками с прилегающими к ним дворами, огородами, садами, коноплянниками, гумнами, улицами, площадями и тому подобными принадлежностями усадебных поселений.
12. В случае спора, черта усадебной оседлости сельского населенного места устанавливается уездным советом.
13. Владельцы прилегающих к поселку хуторов, усадеб и тому подобных односелий могут быть, по взаимному соглашению их с поселковым обществом, включаемы в состав последнего, причем пространство их владений, включаемое в пределы общества, определяется условиями указанного соглашения.
14. Ведение списка членов поселкового общества (ст. 9, 10 и 13) и внесение в этот список отметок о всех изменениях, происходящих в составе членов общества, возлагаются на поселкового старосту.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБ ОБЩИХ ПРАВИЛАХ ПОСЕЛКОВЫХ ОБЩЕСТВ

15. Поселковое общество имеет право приобретать и отчуждать как движимые, так и недвижимые имущества, распоряжаться своими имуществами и капиталами, принимать пожертвования, вступать в договоры и обязательства, а также искать и отвечать на суде через своих поверенных.
16. Поселковое общество имеет право избирать указанных в сем Положении должностных лиц и возлагать на них поручения по общественным делам.
17. По делам, отнесенным к ведомству поселкового управления, согласно правилам сего Положения, поселковое общество имеет право устанавливать обязательные для всех членов общества денежные сборы и натуральные повинности.
Примечание. Правила о поселковых сметах и раскладках при сем приложены.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О ПОСЕЛКОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Отделение I
О поселковом сходе и поселковом собрании

18. Поселковый сход состоит из всех членов поселкового общества (ст. 9, 10 и 13), владеющих лично не менее одного года, в пределах общества:
а) усадебными местами с жилыми постройками, либо
б) иного рода недвижимыми имуществами, а также торговыми, промышленными или ремесленными заведениями, обложенными земскими сборами в сумме не менее двух рублей в год.
19. Лица женского пола, а также учреждения участвуют в поселковом сходе через уполномоченных, а лица, не достигшие общего гражданского совершеннолетия (т.е. 21 года) – через опекунов и попечителей.
20. Каждый член общества, имеющий право лично участвовать в сходе, может передать свое право голоса на сходе какому-либо из своих совершеннолетних родственников мужского пола, или управляющему своим имением, либо другому члену общества, с тем условием, чтобы ни один из членов общества не имел более двух голосов: одного – за себя, а другого – по уполномочию.
21. О передаче голоса на сходе должно быть заявлено поселковому старосте, который отмечает о сем в списке членов общества.
22. Не имеют права участвовать в сходе, ни лично, ни через уполномоченных, ни в качестве уполномоченных:
1) иностранные подданные;
2) монашествующие;
3) чины общей полиции;
4) подвергшиеся, по судебными приговорам, за преступные де-яния, лишению или ограничению прав состояния, либо исключению из службы, а равно те, которые, быв под судом за преступные деяния, влекущие за собою означенные наказания, освобождены от них за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления, а равно и те, следствия или дела о коих по указанного рода обвинениям прекращены за силою Манифеста;
5) присужденные к наказаниям за корыстные преступления, а равно отрешенные от должности, в течение трех лет со дня приведения приговоров в исполнение;
6) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, означенных в пунктах 4 и 5 сей (22) статьи;
7) объявленные несостоятельными должниками;
8) лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежали, и
9) состоящие под гласным надзором полиции.
23. В тех поселковых обществах, в которых число членов общества, имеющих право участвовать в поселковом сходе, согласно статьям 18-22 сего Положения, превышает 150 лиц, поселковый сход обязательно заменяется поселковым собранием, состоящим из поселковых гласных, избираемых по правилам, указанным в нижеследующих (24-28) статьях сего Положения.
24. Поселковые гласные избираются, на трехлетний срок, поселковым избирательным сходом, в состав которого, на правах выборщиков, входят все лица, имеющие право участвовать в поселковом сходе, согласно статьям 18-22 сего Положения.

Примечание. В многолюдных поселковых обществах, в которых собрание общего поселкового избирательного схода представляется затруднительным, допускается, с разрешения уездного совета, разделение общего схода на частные сходы, состоящие из выборщиков, принадлежащих к различным частям поселка.

25. Общее число поселковых гласных определяется уездным советом, на каждый избирательный срок в каждом поселке, по следующему расчету: в поселковых обществах с числом выборщиков не свыше 324 полагается 30 гласных; затем на каждые 25 выборщиков свыше 300 и до 800 добавляется по одному гласному, а от 800 и свыше еще по одному гласному на каждые 50 выборщиков, пока общее число гласных не достигнет 60, свыше которого число гласных не увеличивается.

Примечание. В случаях разделения общего избирательного схода на частные сходы, общее число подлежащих избранию поселковых гласных разверстывается между частными сходами соразмерно числу выборщиков, имеющих право участвовать на этих сходах.

26. Поселковые гласные избираются из числа выборщиков, за исключением тех из них, которые участвовали в избирательном сходе по уполномочию, данному на основании статьи 20 сего Положения.
27. Избрание поселковых гласных производится посредством закрытой баллотировки, причем избранными считаются те баллотировавшиеся, которые из общего числа подлежащих избранию гласных получили наибольшее по порядку число голосов, а прочие баллотировавшиеся зачисляются к ним кандидатами, в порядке полученного ими числа голосов.
28. О результатах выборов поселковых гласных составляется за подписью поселкового старосты и всех присутствовавших выборщиков особый протокол.
29. Жалобы на неправильное производство выборов приносятся в двухнедельный срок участковому комиссару, который, при наличности таких жалоб или усмотренных им самим нарушений при производстве выборов, вносит дело со своим заключением в уездный совет, не позже как через месяц по производстве выборов.
30. Поселковые гласные теряют, до истечения срока своих полномочий, право на участие в поселковом собрании:
1) утратой имущественного ценза, определенного в статье 18 сего Положения,
2) наступлением обстоятельств, лишающих права участия в поселковом сходе (ст. 22), и
3) неприсутствованием в собрании в течение года.
31. Гласных, выбывших из состава поселкового собрания, за смертью или отказом, либо по причинам, перечисленным в предыдущей (30) статье, замещают кандидаты к ним по старшинству избрания.
32. Передача права голоса в собрании одним поселковым гласным другому не допускается.
33. С разрешения уездного совета, поселковые собрания могут быть учреждаемы также в поселковых обществах с числом членов менее 150, но не иначе как по ходатайству о том подлежащего поселкового схода, изложенному в законно постановленном приговоре.

Отделение II
О предметах ведения поселкового схода и поселкового собрания

34. Дела, относящиеся к кругу деятельности поселкового схода и поселкового собрания, разделяются на два разряда:
1) на дела, принадлежащие ведению этих учреждений непосредственно, и
2) на такие дела, которые могут быть предоставлены означенным учреждениям с разрешения подлежащей власти.
35. Ведению поселкового схода и поселкового собрания принадлежит:
1) избрание поселкового старосты и его помощников, где таковые полагаются, а равно учреждение и замещение, посредством выбора или найма, иных вспомогательных поселковых должнос-тей; назначение содержания поселковым должностным лицам из общественных средств, а также назначение сумм на иные расходы по содержанию поселковых учреждений; рассмотрение и учреждение отчетов поселковых должностных лиц; привлечение их к судебной ответственности, а равно увольнение от должности тех из них, которые, по правилам сего Положения, могут быть увольняемы от должности по распоряжению схода или собрания;
2) избрание указанных в действующих узаконениях представителей и депутатов от общества, как то: членов сельского совета, членов общественных ссудо-сберегательных касс и т.п.;
3) запрещение и разрешение открытия в пределах общества частных питейных заведений с раздробительной продажей крепких напитков;
4) устройство и содержание ночных караулов;
5) устройство и содержание пожарных обозов;
6) устройство и содержание, в пределах общества, дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей и переправ;
7) рассмотрение строительного плана селения;
8) выдача пособий из общественных средств на устройство и содержание правительственных, церковных, земских и частных уче-бных заведений, больниц, богаделен, приютов и тому подобных общеполезных и благотворительных заведений, существующих или учреждаемых в пределах общества, либо в ближайшем от него расстоянии;
9) назначение и раскладка между членами общества денежных сборов на общественные потребности;
10) установление и раскладка между членами общества натуральных повинностей: а) по содержанию ночных караулов; б) по тушению пожаров, и в) по устройству и содержанию, в пределах общества, дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей и переправ;
11) распоряжение общественными имуществами и капиталами;
12) заключение займов на нужды общества в размере не свыше общей суммы годовой сметы общества;
13) возбуждение ходатайств по делам о благоустройстве и бла-госостоянии общества, а равно представление заключений по сим предметам, вследствие запросов правительственных и общественных учреждений, и
14) принесение жалоб по делам общества через уполномоченных и поверенных.
36. По ходатайству поселкового схода или поселкового собрания, или же с согласия сих учреждений, уездный совет может предоставить ведению схода или собрания, сверх поименованных в предыдущей (35) статье дел, еще нижеследующие дела:
1) установление, в дополнение к правилам сего Положения, особыми инструкциями порядка действий поселковых должностных лиц;
2) составление обязательных для всех жителей поселкового общества постановлений: а) о постройках, б) о мерах предосторожности против пожаров, в) о тушении пожаров, г) о содержании в чистоте и порядке труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов, гатей и переправ, д) о мерах предосторожности против порчи воды, е) об уборке и уничтожении палых животных, ж) о чистке дворов, з) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах, и) о содержании в санитарном отношении торговых, промышленных и ремесленных заведений, й) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных, к) об убое скота, и л) о предупреждении и прекращении заразительных, повальных и местных болезней;
3) устройство и содержание, в пределах поселкового общества, мостовых, тротуаров, общественных садов, железноконных и дру-гих усовершенствованных путей сообщения, водопроводов, канализаций, освещения, боен и других тому подобных заведений общественного благоустройства;
4) устройство и содержание начальных училищ, низших обще-образовательных и технических учебных заведений, библиотек и книжных складов;
5) устройство и содержание приемных покоев, больниц, богаделен, приютов и других заведений общественного призрения;
6) устройство выставок и кустарных складов;
7) устройство общественных ссудо-сберегательных касс, банков и ломбардов, и
8) учреждение ярмарок, рынков и базаров.
37. По ходатайству или с согласия поселковых схода и собрания, губернский совет, на основании заключения уездного совета, может предоставить ведению упомянутых учреждений, сверх поименованных в предыдущей (36) статье дел и предметов, отдельные дела и предметы из числа принадлежащих ведению городского общественного управления.
38. Составляемые поселковым сходом и поселковым собранием обязательные постановления не должны противоречить закону и законно состоявшимся обязательным постановлениям земских собраний, поскольку эти последние постановления касаются тех же дел и предметов.
39. Составляемые поселковым сходом и поселковым собранием обязательные постановления, по предварительном одобрении их уездным советом, издаются порядком, указанным в Общем учреждении губернском.

Отделение III
О порядке действий поселковых сходов и поселковых собраний

40. Поселковый сход (а также общий или частный поселковый избирательный сход) считается состоявшимся, если в нем участвовали поселковый староста и не менее половины лиц, имеющих право голоса на сходе.
41. Поселковое собрание считается состоявшимся, если в нем участвовали поселковый староста и не менее двух третей поселковых гласных.
42. Председательство на поселковом сходе или собрании (а также на общем или частном поселковом избирательном сходе), охранение на них должного порядка и руководство занятиями схода или собрания принадлежит поселковому старосте.
43. При рассмотрении отчетов поселкового старосты, а также вопросов о неправильных его действиях, означенные в предыдущей (42) статье обязанности переходят на особо избираемого сходом или собранием председателя.
44. Решения поселкового схода или поселкового собрания постановляются по большинству голосов присутствующих на сходе, а при разделении голосов поровну считается принятым то решение, с которым согласился председатель.
45. Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее 2/3 лиц, имеющих право голоса на поселковом сходе, а в поселковом собрании не менее 2/3 гласных:
1) о назначении или изменении размера содержания поселковым должностным лицам, о привлечении их к ответственности и об увольнении от должности, без прошения, тех из них, которые, по правилам сего Положения, могут быть увольняемы от должности по распоряжению поселкового схода или собрания,
2) о разрешении открытия в пределах общества частных заведений с раздробительной продажей крепких напитков;
3) о распоряжении общественными имуществами и капиталами;
4) о заключении займов, и
5) по другим предметам, по которым, ввиду действующих узаконений, для решения схода требуется согласие не менее двух третей лиц, имеющих право голоса на сходе.
46. Решения поселкового схода и поселкового собрания излагаются в виде приговоров, записываются в установленную для сего книгу и подписываются всеми участвовавшими в их составлении.

Отделение IV
О поселковых должностных лицах

47. Поселковые должностные лица суть:
1) поселковый староста,
2) помощники поселкового старосты,
3) поселковый писарь, и
4) вспомогательные должностные лица, как то: помощники поселкового писаря, смотрители общественных заведений, сторожа, рассыльные и т.п.
48. Помощники поселкового старосты полагаются обязательно в тех обществах, в которых число членов общества превышает 500 лиц, причем число помощников старосты определяется уездным советом, но от поселкового схода или собрания зависит, с разрешения уездного совета, учреждать должности помощников поселкового старосты при всяком числе членов общества, а равным образом увеличивать определенное уездным советом обязательное число таких должностей.
49. Вспомогательные поселковые должности, указанные в пункте 4 статьи 47 сего Положения, учреждаются и упраздняются по усмотрению поселкового схода или собрания.
50. Должности поселкового старосты и его помощников замещаются по выбору на трехлетний срок по приговорам поселкового схода или собрания.
51. При избрании поселкового старосты, если в обществе не учреждено должностей помощников старосты, к нему избирается кандидат для замещения его в случаях отсутствия, смерти, болезни или увольнения от должности, а в обществах, где учреждены должности помощников старосты, кандидаты избираются к сим последним.
52. В должности поселкового старосты и его помощников, а также в должности кандидатов к ним, не могут быть избираемы:
1) лица, не достигшие двадцати пяти лет от роду;
2) лица, указанные в статье 22 сего Положения, и
3) лица, не принадлежащие к составу подлежащего поселкового общества.
53. Принятие должности поселкового старосты и его помощников, а также кандидатов к ним, необязательно, но принявший должность не имеет права оставить ее до срока без увольнения его от должности в установленном порядке.
54. Поселковый староста и его помощники, а также кандидаты к ним, утверждаются в должностях участковым комиссаром, а при наличности таких обстоятельств, при которых комиссар не признает возможным утвердить их в должности, вопрос об утверждении их в должности вносится комиссаром на разрешение уездного совета.
55. В случаях неутверждения в должности поселкового старосты или его помощников, а также кандидатов к ним, или же выбытия из должности поселкового старосты или его помощников, при невозможности заместить их кандидатами, участковый комиссар распоряжается о производстве дополнительных выборов, а при неизбрании подлежащих должностных лиц или неутверждении избранных лиц может, с разрешения уездного совета, заместить вакантные должности своей властью, до наступления срока очередных сборов.
56. Вспомогательные поселковые должности, указанные в пункте 4 статьи 47 сего Положения, замещаются по усмотрению общества:
а) по выбору схода или собрания, либо
б) по найму, производимому поселковым старостой, с соблюдением в том и другом случае требований, означенных в пункте 2 статьи 52 сего Положения.
57. Должности поселкового старосты и его помощников, а также и кандидатов к ним, не могут быть совмещаемы ни с какими иными общественными должностями, кроме должностей земельного старосты, а также волостного старшины и его помощников.
58. Должности поселкового старосты и его помощников не могут в одно и то же время занимать лица, находящиеся в родстве или в свойстве до второй степени включительно, усыновители и усыновленные, а также участники в одном торговом, промышленном или ремесленном предприятии.
59. Лица, занимающие должности поселкового старосты и его помощников, освобождаются на время своей службы от исполнения всяких натуральных повинностей.
60. Размер содержания поселковым должностным лицам определяется поселковым сходом или собранием не менее как на трехлетний срок для всех должностных лиц, служащих как по выбору, так и по найму, обязательно до выбора или назначения их, и не может быть уменьшаем, без их согласия, до истечения этого срока.
61. На поселкового старосту возлагаются нижеследующие обязанности.
1) созвание и роспуск поселкового схода или собрания, а также общего и частных избирательных сходов, охранение должного на них порядка, внесение на рассмотрение поселкового схода или собрания общественных дел и руководство занятиями схода или собрания;
2) приведение в исполнение приговоров поселкового схода или собрания;
3) сношения по делам общества с подлежащими учреждениями;
4) заведование общественными имуществами, капиталами и заведениями;
5) наблюдение за исправным поступлением общественных сборов, а также за исполнением общественных натуральных повинностей;
6) производство расходов из общественных средств по указаниям схода или собрания;
7) наблюдение за исполнением изданных в установленном порядке обязательных постановлений, действующих в пределах общества, и привлечение к ответственности виновных в нарушении сих постановлений;
8) исполнение поручений участкового комиссара, а равно земских учреждений по делам, касающимся общественного благоустройства и благосостояния;
9) руководство действиями всех поселковых должностных лиц;
10) распоряжения по подаче помощи в чрезвычайных случаях, как, например, при пожарах, наводнениях, повальных болезнях и других общественных бедствиях, и
11) исполнение иных обязанностей, возложенных на поселкового старосту в силу сего Положения, а также других действующих узаконений.
62. За неисполнение действующих в пределах общества обязательных постановлений, а также приговоров поселкового схода или собрания, поселковый староста имеет право подвергать виновных денежным штрафам в размере не свыше трех рублей в пользу мирских сумм, в более же важных случаях, а также в случаях отказа виновных от уплаты наложенного штрафа, передает дела о них на разрешение суда.
63. Помощники поселкового старосты содействуют ему в исполнении его обязанностей, причем ближайшее распределение этих обязанностей между старостой и его помощниками, а равно условия замещения последними должности старосты, определяются приговорами подлежащего схода или собрания или же, при отсутствии таких приговоров, распоряжениями старосты.
64. На поселкового писаря возлагается ведение, под руководством поселкового старосты, всего письмоводства и счетоводства поселковых учреждений.
65. Предметы ведомства и пределы власти вспомогательных поселковых должностных лиц, указанных в пункте 4 статьи 47 сего Положения, определяются поселковым сходом или собранием.
66. Поселковые старосты и их помощники могут быть, согласно прошениям, увольняемы от должности по приговорам избравших их сходов или собраний, а прочие поселковые должностные лица – тою властью, которою они определены к должности.
67. Поселковые старосты и их помощники могут быть удаляемы от должности, без прошения, не иначе как по постановлениям уездного совета, состоявшимся в порядке дисциплинарного производства, или без соблюдения сего порядка – в случаях утраты означенными должностными лицами права на службу в сих должностях, а прочие поселковые должностные лица – тою властью, которою они определены к должности.
68. За маловажные проступки по службе, поселковые должностные лица могут быть подвергаемы:
1) поселковый староста и его помощники – замечаниям и выговорам, по постановлениям уездного совета, и
2) остальные поселковые должностные лица – замечаниям, выговорам и денежным штрафам в размере до трех рублей, как по распоряжениям поселкового старосты, так и по постановлениям участкового комиссара.
69. За преступные деяния по службе, все поселковые должностные лица привлекаются к уголовной ответственности согласно общим правилам Устава уголовного судопроизводства.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О СЕЛЬСКИХ СОЮЗАХ

70. Поселковым обществам и тем земельным обществам, на которые возложены обязанности поселкового управления, предоста-вляется, по приговорам их сходов или собраний, объединяться между собою, а также вместе с частными владельцами в сельские союзы для совместной деятельности по отдельным предметам местного благоустройства и благосостояния, относящимся к ведению поселковых сходов и собраний.
71. В приговорах сходов или собраний, а также в письменных заявлениях частных владельцев относительно устройства сельских союзов должно быть означено:
1) для какой или для каких целей образуется союз;
2) какие общества и частные владельцы входят в состав союза;
3) какие полномочия предоставляются союзу из числа полномочий поселковых сходов или собраний, и
4) из скольких лиц образуется сельский совет и какое число членов совета назначается каждым из обществ, входящих в состав союза, а также и частными владельцами.
72. Заведование делами сельского союза возлагается на сельский совет, который должен состоять не менее как из двенадцати членов, избираемых на трехлетний срок.
73. Не могут быть членами сельского схода лица, указанные в статье 22 сего Положения, а также несовершеннолетние и лица женского пола.
74. Один из членов сельского совета избирается его членами председателем совета.
75. Относительно законности собраний совета и постановления им решений соблюдаются правила, изложенные в статьях 41-46 сего Положения, причем указанные в них обязанности поселкового старосты исполняются председателем сельского совета.
76. По окончании каждого года, совет представляет отчет о своей деятельности тем обществам и частным владельцам, которые входят в состав союза, а также и местному участковому комиссару.
77. Относительно определения, увольнения, прав, преимуществ и ответственности председателя сельского совета соблюдаются изложенные в сем Положении правила о поселковом старосте.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О НАДЗОРЕ И ОБЖАЛОВАНИИ

78. На утверждение уездного совета представляются, через участкового комиссара, приговоры поселковых сходов и собраний, а также сельских советов:
1) об отчуждении общественных имуществ;
2) о производстве расходов из общественных капиталов, и
3) о заключении займов.
79. На утверждение участкового комиссара представляются тор-говые производства по сдаче с торгов общественных подрядов и поставок.
80. Все учреждения и должностные лица поселковых обществ и сельских союзов, в отношении законности их действий, подлежат надзору и ревизии участкового комиссара.
81. Жалобы на приговоры поселковых сходов и собраний, а также сельских советов, постановленные с нарушением действующих узаконений, приносятся участковому комиссару в тридцатидневный срок со дня объявления этих приговоров заинтересованным лицам или со дня приведения их в исполнение в отношении тех лиц, которым эти приговоры не были объявлены.
82. Вследствие рассмотрения жалоб, принесенных на приговоры поселковых сходов и собраний, а также сельских советов, или же в порядке надзора за действиями означенных учреждений, участковый комиссар имеет право, в случае усмотренного им нарушения закона со стороны этих учреждений, либо неисполнения ими возложенных на них обязанностей, – войти с представлением в уездный совет об отмене незаконного приговора или об обязании указанных учреждений совершить необходимые распоряжения.
83. Жалобы на незаконные действия и распоряжения должностных лиц поселковых обществ и сельских союзов приносятся участковому комиссару в двухнедельный срок со дня объявления этих распоряжений заинтересованным лицам, либо совершения обжалуемых действий.
84. Вследствие рассмотрения жалоб, принесенных на должностных лиц поселковых обществ и сельских союзов, или же в порядке надзора за их действиями, участковый комиссар имеет право, в случае усмотренного им нарушения законов со стороны этих должностных лиц, либо неисполнения ими возложенных на них обязанностей, или допущенных ими злоупотреблений по должности, – составить постановление об отмене их незаконных распоряжений, либо об обязании их совершить необходимые действия, или же о привлечении их к законной ответственности, причем такие постановления немедленно приводятся в исполнение, а последующее обжалование их в уездный совет допускается только со стороны подлежащих обществ или союзов, или со стороны лиц, по жалобам которых возникло дело, в течение тридцатидневного срока, исчисляемого для первых – со времени сообщения этих постановлений к исполнению подлежащим должностным лицам, а для вторых – со времени их объявления.
85. В случаях опасного для местного благоустройства и благосостояния бездействия поселковых обществ или сельских союзов по отнесенным к их ведению делам, уездный совет, с разрешения губернского совета, может принять необходимые меры за счет общества или союза, с отнесением расходов, вызываемых этими мерами, на особый сбор, взимаемый с общества или с обществ и лиц, входящих в состав сельского союза, по правилам раскладки и взимания общественных сборов.

Министр внутренних дел П. Столыпин.

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ст. 17 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОСЕЛКОВОМ УПРАВЛЕНИИ
ПРАВИЛА О ПОСЕЛКОВЫХ СМЕТАХ И РАСКЛАДКАХ

1. Потребности поселкового управления, требующие денежных расходов или исполнения натуральных повинностей, удовлетворя-ются согласно ежегодно составляемой смете.
2. В смету вносятся только те расходы и натуральные повинности, которые установлены приговорами поселкового схода или собрания, либо законными распоряжениями подлежащих учрежде-ний, последовавшими по предметам обязательного возложения на поселковое общество отдельных расходов или повинностей.
3. На удовлетворение исчисленных по смете денежных расходов назначаются по той же смете отчисления из общественных средств и доходов, а за недостатком таковых остающаяся сумма расходов обращается на счет поселкового оценочного сбора.
4. Поселковому оценочному сбору подлежат все находящиеся в пределах поселкового общества недвижимые имущества, а также торговые, промышленные и ремесленные заведения.
5. Поселковый оценочный сбор взимается: а) с усадебных земель и усадебных построек – в пределах разрешенного уездным советом процентного отношения к оценочной стоимости означенных земель и построек, согласно оценке их для поселкового обложения, установленной поселковым сходом или собранием и утвер-жденной уездным советом, и б) с остальных имуществ и заведений, указанных в предыдущей (4) статье, – в пределах разрешенного уездным советом процентного отношения к взимаемым с этих имуществ и заведений земским сборам.
6. Отдельные расходы, имеющие в виду такие потребности, в удовлетворении которых заинтересовано не в равной степени все поселковое общество, могут быть обращаемы на специальные (осо-бые) сборы, взимаемые с особых предметов или по особым основаниям.
7. Поселковые натуральные повинности устанавливаются с точным указанием числа дней работы, или тех предметов и действий, которые составляют содержание повинности, а также оснований ее раскладки и условий замены ее денежными взносами в общественные доходы.
8. Проект поселковой сметы расходов, доходов и натуральных повинностей составляется поселковым старостой и представляется на рассмотрение и утверждение поселкового схода или собрания не позже декабря месяца того года, который предшествует сметному году.
9. По утверждению сметы, поселковый староста производит, согласно смете, раскладку поселкового оценочного сбора, а также специальных поселковых сборов и натуральных повинностей, если таковые установлены, между членами общества.
10. Дополнительные в течение года поселковые расходы, сборы и повинности устанавливаются таким же порядком и на тех же основаниях, как и сметные расходы, сборы и повинности.
11. Взимание поселковых сборов производится по правилам, установленным в Положении 23 июня 1899 года о взимании окладных сборов и в дополнительных к нему узаконениях.
12. Министру внутренних дел предоставляется, в развитие правил, изложенных в сем Приложении, издать инструкцию о поселковых сметах и раскладках, определив в ней порядок производства поселковых оценок, а также составления и исполнения поселковых смет.

Министр внутренних дел
П. Столыпин.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 3513. Л. 48-58

Примечания:

87) Проект был внесен во II Государственную думу 20 февраля 1907 г., но не был рассмотрен. На весенней сессии 1908 г. проект обсуждался в Совете по делам местного хозяйства. Совет внес в первоначальный правительственный проект следующие коррективы: поднял ценз оседлости с одного года до трех лет, возрастной ценз – с 21 года до 25 лет, устранил женщин, а также евреев от участия в поселковых сходах. После внесения изменений проект был направлен, 12 ноября 1908 г., в III Государственную думу. 24 февраля 1909 г. обсужден в думской комиссии по местному самоуправлению, а затем, для постатейного рассмотрения, передан в специально образованную подкомиссию о поселковом управлении. Подкомиссия восстановила ценз оседлости в один год, настояла на участии женщин в поселковом сходе, понизила норму численности поселкового схода с 150 до 120 чел. Подкомиссия закончила рассмотрение проекта 29 марта 1911 г. Однако 12 февраля 1913 г. министр внутренних дел Н.А. Маклаков обратился к председателю Думы М.В. Родзянко с просьбой о возвращении Положения о поселковом управлении в министерство.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Том 2 - оглавление

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС