SEMA.RU > XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ПРОГРАММА РЕФОРМ СТОЛЫПИНА. ТОМ 2  >
ссылка на XPOHOC

Столыпин Петр Аркадьевич

1912 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

СТОЛЫПИН

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

О ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве 50)

1. Крестьянам и лицам, владеющим в пределах уезда землею в размерах, не свыше указанных в пункте б статьи 2 Положения о землеустройстве (Собр. узак., 1911, ст. 1087; ПСЗ. 1911. № 35370), и не располагающим необходимыми собственными средствами, может быть оказываема помощь от правительства на оборудование хозяйства и его улучшение на землях, устроенных при содействии землеустроительных комиссий или крестьянских учреждений, и на участках единоличного владения, приобретенных от Крестьянского поземельного банка или с его содействием либо от казны.
2. Указанная в предыдущей (1) статье помощь оказывается: 1) выда-чею денежных ссуд и 2) организациею и производством казною всякого рода работ, необходимых для упрочения и улучшения хозяйства на участках единоличного владения, с зачислением подлежащим владельцам в ссуду связанных с этими мерами расходов.
3. В исключительных случаях, когда предположенные хозяйственные улучшения имеют показательное или общеполезное значение, вместо указанных в пункте 1 предыдущей (2) статьи ссуд, могут быть назначаемы на счет казны организация и производство работ, указанных в пункте 2 той же статьи.
4. Ходатайства о помощи при землеустройстве (ст. 1-3) могут быть заявляемы не позднее трех лет со времени перехода обеспечивающих ссуду земель в пользование просителей.
5. Размер ссуд и пособий, равно как стоимость указанных в пункте 2 статьи 2 работ, не должны превышать ста пятидесяти рублей на одно хозяйство. Выдача ссуд и пособий, а также производство упомянутых выше работ, в большем размере, но с тем, чтобы расход не превышал пятисот рублей на одно хозяйство, допускаются при возведении построек или их покрытий из огнеупорных материалов, при назначении авансов в счет ссуд, выдаваемых из Крестьянского поземельного банка под залог наделов, при продаже их выселяющимися крестьянами, и в иных особо уважительных случаях с разрешения Комитета по землеустроительным делам.
6. Ссуды выдаются на срок до пятнадцати лет. Возврат ссуд начинается по истечении условленного льготного срока, не свыше, однако, пяти лет, и производится или единовременно, или ежегодными срочными, в равных частях, платежами без начисления процентов и пени.
7. Выданная ссуда обеспечивается участком, на улучшение которого она выдана; поэтому, в случае отчуждения участка, выданная ссуда, по соглашению продавца и приобретателя, или погашается из покупной цены, или оставляется на участке с переводом на нового владельца. Долг по ссуде пользуется правом преимущественного взыскания перед всеми залоговыми правами, установленными позднее выдачи упомянутой ссуды. Выдача ссуд на основании настоящих правил не препятствует последующему залогу в Крестьянском поземельном банке, но с тем, чтобы сумма ссуд, выдаваемых Банком, и непогашенного остатка долга, обеспеченного в порядке сих Правил, не превышала размера, установленного в подлежащих законах для выдачи ссуд из Крестьянского поземельного банка.
8. В случае продажи или залога участка, владельцу которого может быть выдана ссуда, согласно статье 1, нотариус, ранее совершения акта, обязан навести в землеустроительной комиссии справку о том, лежит ли на означенном участке долг по такой ссуде, и о содержании справки объявит сторонам, причем, в случае наличности недоимок в срочных платежах по такой ссуде, нотариус не совершает акта до погашения этих недоимок. Такие же справки наводятся подлежащими учреждениями и при обращении упомянутых выше участков в продажу с торгов по лежащим на них запрещениям.
9. В случае раздела участка, на устройство которого выдана ссуда, таковая, по ходатайству хотя бы одного из владельцев, должна быть распределена землеустроительною комиссиею по отдельным владениям.
10. Платежи по ссудам взыскиваются в порядке, установленном для взимания окладных сборов.
11. В случае обращения заемщиком ссуды не по назначению или при неисполнении им установленных при выдаче ссуды условий, ссуда подлежит немедленному, до истечения установленного в статье 6 срока, погашению в порядке, указанном в предыдущей (10) статье.
12. На выданные ссуды и безвозвратные пособия не могут быть обращаемы никакие казенные и частные взыскания.
13. На землеустроительные комиссии, а где таковых нет – на крестьянские учреждения, возлагается: выяснение непосильности для владельцев участков расходов на те потребности, для удовлетворения которых испрашивается правительственная помощь, установление размеров этой помощи, в соответствии с действительною нуждою, но не свыше залоговой стоимости обеспечивающего ссуду участка, равно как выдача ссуд и пособий и производство указанных в статьях 2 и 3 работ и расходов, определение срока и условий возврата выданных ссуд, установление порядка их погашения или перевода на нового владельца в случае отчуждения участков, на устройство которых выданы ссуды, распределение ссуд при разделе участков, сообщение каждые три месяца сведений о выданных ссудах местной казенной палате для зачисления их долгом заемщиков государственного казначейству, наблюдение за расходованием ссуд по назначению и установление необходимости досрочного их взыскания.
14. Определение подробных условий и порядка оказания указанной в статье 1 помощи, в соответствии с основными требованиями настоящих правил, предоставляется Комитету по землеустроительным делам.

3 ПСЗ. Т. 32. № 37341.
Собрание узаконений. 1912. 4 июля. Отд. I. Ст. 1109.

Примечания:

50) 28 ноября 1911 г. главноуправляющий землеустройством и земледелием А.В. Кривошеин внес в Государственную думу проект правил о ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве. 2 декабря 1911 г. проект был оглашен в общем собрании Думы и передан в земельную комиссию. 23 мая 1912 г. комиссия представила доклад в общее собрание. 24 мая 1912 г. прошли три обсуждения законопроекта. Необходимость принятия законопроекта определялась несовершенством порядка предоставления крестьянству кредитной помощи. На этапе перехода крестьян к новым формам землевладения и землепользования, а также обустройства и налаживания хозяйства на новом месте, выяснилось принципиально важное значение оказания им быстрой кредитной поддержки. Хотя таковая, в виде ссуд и пособий, была организована на основе законов 4 марта, 26 апреля и 27 августа 1906 г., однако, в законодательстве отсутствовали точные указания относительно порядка выдачи этих ссуд, а равно и гарантий их правильного возвращения. Основные положения представленного законопроекта сводились к следующему: 1) кредит, установленный данными правилами, носил чисто землеустроительный характер, т.е. ссуды выдавались исключительно на осуществление землеустройства или вскоре по его окончании; 2) кредит был весьма гибкий по своему характеру, без точной фиксации в законе как размеров, так и сроков возврата, это объяснялось разнообразием тех целей, на которые могли быть употреблены ссуды – и на оборудование и улучшение хозяйства (постройки, проведение мелиорации, покупка скота), и на улучшение инвентаря; 3) в отличие от существовавших правил, согласно которым ссудами могли пользоваться лишь владельцы надельных земель и лица, покупавшие земли от Крестьянского банка, в данном проекте ссуды предоставлялись всем мелким владельцам, удовлетворяющим известным имущественным требования; 4) при чрезвычайной льготности этих ссуд они не предоставлялись лицам обеспеченным, ими могли воспользоваться лишь те землевладельцы, которые не имели собственных средства для проведения необходимых работ; 5) ссуда выдавалась под обеспечение участка, но, вместе с тем, ссуда не являлась строго ипотечной, т.к. взыскание должно было производиться в порядке, установленном для взимания окладных сборов, что давало возможность прибегать к продаже участка лишь тогда, когда все остальные способы понуждения были исчерпаны. При рассмотрении проекта в земельной комиссии было отмечено, что законопроект заполняет существовавший пробел в законодательстве – до сих пор нигде в законе не было указано на право Комитета по землеустроительным делам назначать ссуды и пособия земствам и иным общественным учреждениям на мероприятия для содействия улучшению крестьянских хозяйств. Комиссия, вместе с тем, внесла некоторые изменения: в местах, где нет земства, его заменяют соответствующие учреждения; исключила указание, что земства могут помогать лишь лицам, получившим землю в единоличное владение. По мнению комиссии, помощь должна была распространяться на все население; был добавлен особый раздел, который ассигновал на расходы по проведению данного законопроекта в 1913 г. 1 млрд. руб. из средств государственного казначейства. Предложения комиссии были одобрены Государственной думой. Редакционная комиссия заседала 27 мая, а 31 мая проект был передан в Государственный совет. Одобренный Государственной думой и Государственным советом, законопроект получил Высочайшее утверждение 16 июня 1912 г.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/ 


Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27  и  глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС