> XPOHOC > МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯНОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ >
ссылка на XPOHOC

История и философия права

--

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

История и философия права (4 ч.)

1.       Понятие и сущность права. Право как одна из нормативных систем (мораль, религиозные, эстетические нормы). Соотношение морали и права: формальный характер правового регулирования.

2.       Древнекитайские правовые учения. Конфуцианство. Легизм и его оппозиция конфуцианству. Слабый статус права в конфуцианстве – право отождествляется с распоряжением, частным велением. Следовательно, его функция ограничивается конкретными случаями, частностями. Основным социальным и политическим регулятором может выступать только ритуал (ли) в силу его естественной укоренности в природе вещей – он не преодолевает их (как распоряжение), но согласовывает разрозненные вещи с единым порядком(имманентным их природе). Основной вопрос Конфуция – «как возможно общество», какие механизмы, процессы позволяет ему сохраняться и воспроизводиться. Напротив, основной вопрос, поставленный легистами – «как возможна трансформация общества, как возможно усиление государства». Конфуций проясняет механику сохранения, легисты – механизмы сознательной трансформации.

И у легистов, и у конфуцианцев по существу тождественное понимание права, через отождествление его с указом, регламентом. Право здесь понимается как одностороннее властное распоряжение, не связывающее сторону, его издающую.

3.       Античные учения о праве. Условия и факторы формирования феномена древнегреческого мышления: (1) полис, (2) культуно-географическая среда, (3) религия и специфика греческого мифологического мышления.

a.       Понятия cosmos, nomos в раннем греческом мышление. Вырабатываясь в пределах полиса, они затем переносятся на мир, чтобы в дальнейшем, в измененном виде, вернуться в полис. Софистика – понимание закона и права как условностей, установлений в противовес природному закону.

b.      Рациональность как противостояние (в скрытом или явном виде) установленному закону. Рационалистическая этика Сократа и Платона – истинное знание тождественно истинному (доброму») поведению. Оформление концепции «естественного закона» в стоицизме.

c.       Римская юридическая традиция. Формирование законченной правовой системы, впервые опирающейся (в качестве системообразующих) на институты частного права.

4.       Средневековые правовые учения. Понятие субъекта права, перенесенное из римского права. Конфликт между «правом земли». Понятие господства. Личный характер. Связь всегда связь между субъектами. Осмысление отношений мыслится через «субъективизацию» сторон: напр., включение в юридический порядок земли означает придание земле некоторой автономии и субъективности (осмысляется как субъект правовых отношений: «одаль» скандинавского права, «дворянские» земли в целом ряде средневековых правовых систем, где статус земли независим от владельца, а зачастую способен переходить на собственника).

5.       Право Нового времени.

a.       Власть-господство и дициплинарная власть. Складывание территориального государства. Анонимность власти – отражением дисциплинарной власти становится превалирование трансформированного юридического дискурса.

b.      «Свободы» и «свобода». Формирование универсального субъекта, которому принадлежит столь же универсальная свобода (принципиально единая, подобно единству стоической «добродетели»).

c.       Дискурс «естественного права» Нового времени. Его принципиальные отличия от двух предшествующих трактовок: стоической и схоластической. Естественное право – универсальный и имманентный порядок, вписанный не в природу вещей  как таковую, но в структуру нашего разума. Различие существенно: поскольку возникает возможность «вразумления» вещей, «вразумления» реальности.

6.       Модерн.

a.       «Прозрачность» отношений. Юридический дискурс вытесняется (вслед за политическим) с главенствующих позиций – теперь он осмысляется как опосредование экономического, перевод первого в систему нормативных предписаний.

b.      Кризис рациональности – фундаменталии юридического в европейском мышлении. Два направлении размывания рациональности: (1) подозрение рациональности в рационализации, (2) расширение рациональности за счет прояснения и включения ранее не-рационального в смысле индивидуальном (фрейдизм) или коллективном (множественность культур как множественность форм и типов рациональностей).

c.       Вторичная актуализация кантовской идеи права как формального порядка, основывающегося на нейтральной, вычисляющей рациональности (Роулз).

 

Литература (общая).

1.       Алексеев Н.Н. Идея государства / Н.Н. Алексеев. – СПб.: Лань, 2001.

2.       Алексеев Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. – СПб.: Лань, 1999.

3.       Алексеев С.С. Восхождение к праву: Проблемы и решения /С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2006.

4.       Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. – М.: Проспект; ТК Велби, 2008.

5.       Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. – М.: Норма, 1998.

6.       Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. – М.: Прогресс-Универс, 1995.

7.       История правовых и политических учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.

8.       История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9.       Нерсесянц В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2007.

10.   Шершеневич Г.Ф. История философии права / Г.Ф. Шершеневич. – СПб.: Лань, 2001.

Литература к разделу 1:

11.   Лейст О.Э. Сущность права / О.Э. Лейст. – М.: Зерцало, 2001.

12.   Ллойд Д. Идея права / Д. Ллойд. – М.: Ювента, 2003.

13.   Теория государства и права: Академический курс. В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2007.

Литература к разделу 2:

14.   Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Р. Бенедикт. – СПб.: Наука, 2004.

15.   Искусство управления: [Сост., пер., коммент. В.В. Малявина]. – М.: Астрель; АСТ, 2004.

16.   Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы Шу»): [Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова] / Вст. ст. Л.С. Переломова. – М.: «Восточная литература» РАН, 2004.

17.   Конфуций. Беседы и суждения: [Пер. с кит. В.П. Васильева, П.С. Попова, В.А. Кривцова] / Конфуций. – М.: Мир книги; Литература, 2006.

18.   Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л.С. Переломов. – М.: Наука, 1993.

19.   Шан Ян. Шань цзюнь шу (Книга правителя [области] Шан): [Пер. с кит. Л.С. Переломова] / Шан Ян. – М.: Наука, 1967 (2-е изд., с репр. воспроизведением теста перевода: М.: «Ладомир», 1993).

Литература к разделу 3:

20.   Вен П. Греки и мифология / П. Вен. – М.: Искусство, 2001.

21.   Греческая философия. В 2 т. / Под ред. М. Като-Спербер. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006 – 2007.

22.   Грималь П. Цицерон / П. Грималь. – М.: Молодая гвардия, 1991.

23.   Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории / В.А. Гуторов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

24.   Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. I / В. Йегер. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001.

25.   Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии) / Ф.Х. Кесседи. – СПб.: Алетейя, 2001.

26.   Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима / С.А. Муромцев. – М.: Статут, 2003.

27.   Онианс Р. На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / Р. Онианс. – М.: Прогресс-Традиция, 1999.

28.   Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский. – СПб.: Летний сад, 1998.

29.   Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли / Э.Д. Фролов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

Литература к разделу 4:

30.   Берман Г.Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования / Г.Дж. Берман. – М.: ИНФРА-М; Изд-во МГУ, 1998.

31.   Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.

32.   Блок М. Феодальное общество / М. Блок. – М.: Изд-во им. братьев Сабашниковых, 2003.

33.   Брук К. Возрождение XII века / К. Брук // Богословие в культуре Средневековья / Под ред. о. Л. Лукторского. – Киев: Изд-во Христианского братства «Путь к истине», 1992. – С. 119 – 226.

34.   Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина / Э.Р. Доддс. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2003.

35.   Жильсон Э. Философия в средние века: [Пер. с фр.] / Э. Жильсон. – М.: Республика, 2004.

36.   Иванов В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. – СПб.: Лань, 2002.

37.   Ле Гофф Ж. Другое средневековье / Ж. Ле Гофф. – Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1999.

38.   Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. – М.: РОССПЭН, 2003.

39.   Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада / М. Суини. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 20001.

Литература к разделу 5:

40.   Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Прогресс-Универс, 1993.

41.   Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой / Л.М. Баткин. – М.: Изд-во РГГУ, 2000.

42.   Берк Э. Правление, политика и общество. Сб. / Э. Берк. – М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

43.   Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / Э. Кассирер. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

44.   Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1998.

45.   Фуко М. «Нужно защищать общество»: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975 – 1976 учебном году / М. Фуко. – СПб.: Наука, 2005.

46.   Штраус Л. Естественное право и история / Л. Штраус. – М.: Водолей Publishers, 2007.

Литература к разделу 6:

47.   Арон Р. Эссе о свободах / Р. Арон. – М.: Праксис, 2003.

48.   Грей Д. Поминки по Просвещению / Д. Грей. – М.: Праксис, 2003.

49.   Дюмон Л. Homo aequalis. Т. I: Генезис и расцвет экономической идеологии / Л. Дюмон. – М.: Nota bene, 2000.

50.   Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1991.

51.   Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия: Очерки политической концептологии. – М.: Праксис, 2002.

52.   Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учении о праве и государстве / П.И. Новгородцев. – СПб.: Алетейя, 2000.

53.   Розанваллон П. Утопический капитализм: История идеи рынка / П. Розанваллон. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.

54.   Ролз Д. Теория справедливости / Д. Ролз. – Новосибирск: Академпресс, 1996.

55.   Хеффе О. Справедливость: Философское введение: [Пер. с нем.] / О. Хеффе. – М.: Праксис, 2007.

Подготовлено: Тесля А.А.


Здесь читайте:

Андрей Тесля (авторская страница).

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС