![]() |
Внешняя политика России |
Начало XX века |
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Внешняя политика России в начале XX векаТема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия. За основу сценария урока взята работа учителя истории Олега Никанорова из Красноярского края.
Цель урока: 1) Познакомить учеников
с внешней политикой России в первом десятилетии
XX века. 2) Анализируя международные события,
подвести детей к самостоятельному выводу о
характере внешней политики Российской империи в
данный период времени, тенденциях их развития и
причинах первой мировой войны. 3) Подвести
учеников к пониманию исторической
ответственности государственных деятелей за
судьбу своей страны, своего народа, за
последствия своих поступков. На доске написаны тема и эпиграф: "Внешняя политика Российской империи в начале XX века. Железная поступь или игра с огнем?" Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь. Урок начинается вступлением учителя: - Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: "Чувствую конец". За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: "Точно так, папенька", - и скрепил автографом вступительный документ. "От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской..."
Такими словами ознаменовалось восшествие на
трон нового императора. Ему предстояло управлять
великой державой, оберегать от напастей и в
первую очередь отвечать за международную
безопасность государства. Внешняя политика России во времена Александра III:
1. Общий миролюбивый курс. Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы. Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: "Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?", " Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?", "Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?" Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф. Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими. Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой - Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.
Для изучения последующих событий предлагается
составить правую часть опорной схемы, начатой
учителем. Левая половина доски - внешняя политика во времена Александра III. Правая - внешняя политика во времена Николая II.
1. Общий миролюбивый курс - 1898 г., обращение
Николая II к иностранным державам - Гаагская
международная конференция. Основные выводы, которые делает класс: 1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты. 2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах. 3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений. 4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне. Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: "Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв". Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:
1. Внешняя экспансия для России была жизненно
необходима? Задания домашнего вопросника: Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.
1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая
II являлось его предложение о созыве... На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: "Железная поступь или игра с огнем?". Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства - это "игра с огнем". Третья группа играет роль жюри.
В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию,
готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из
первой группы выступает, оппоненты выслушивают
(выступление длится минуты три), затем, несколько
секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы
задает вопросы, отвечает на которые, после
нескольких секунд консультаций, второй участник
первой группы. В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |