Императорский дворец
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Императорский дворец

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Императорский дворец

Орел, терзающий змею.
Мозаика Большого дворца в Константинополе. VI век.

Все путешественники, приезжавшие в византийскую столицу, рассказывали о фантастическом великолепии города. Трудно выделить то, что производило наибольшее впечатление. Упоминали Дворец, в который разрешалось войти или куда они попадали в качестве пленников; Ипподром и бесчисленные церкви. Дворец постоянно расширялся, начиная с эпохи Юстиниана в VI веке до завершения Македонской династии в XI веке. Архитектура зданий была очень сложной и осталась для нас малоизвестной, так как вести раскопки в полностью застроенной зоне весьма затруднительно. Источники, содержащие сведения о планах зданий, были составлены авторами, которые, как, например, Константин Багрянородный, автор книги «О церемониях», писали в середине X века; они слишком хорошо знали город и потому не всегда давали подробные описания. Таким образом, наши реконструкции остаются весьма приблизительными. Однако общий организационный принцип понятен: чем дальше с востока на запад, тем ближе к зданиям, предназначенным для императора и его близких родственников.

Дворец выходил на Августейон ансамблем, получившим свое название Халка по огромной бронзовой двери. Именно там располагались охрана, отряды схолариев и экскубиторов, а также тюрьмы. Поблизости, но на другой стороне одного из многочисленных садов, окружавших ансамбль, находилась большая базилика Магнаура, в центральной апсиде которой имелся императорский трон, предназначенный для приема иностранных гостей. Лангобардский посол маркграфа Беренгария в 949—950 годах, а позднее посол германского императора Оттона I (в 962 году), епископ из Кремоны Лиутпранд, оставил нам яркое описание:

«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но во всяком случае позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. Я оперся на плечи двух евнухов и так был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию... После того как я согласно обычаю в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины. Вероятно, он был вознесен при помощи арагалио, устройства, которым пользуются для того, чтобы поднимать стволы деревьев».

 

Воображение современного человека, казалось бы избалованного невиданными прежде техническими изобретениями, поражает один только вид сооружений тысячелетней давности. Не всяких, разумеется, а тех выдающихся сооружений, которые возводились в столицах великий империй прошлого. Но величие архитектуры столиц Римской империи - Рима и Константинополя - не одиноко. Бельведер Вены - столицы другой великой империи, поражает воображение нашего современника сильней римского. И не только потому, что он на несколько веков моложе константинопольских построек и сохранился несравненно лучше. Кончено, оценить можно только увидев. Для начала посмотрите на сайте.

 

Еще дальше на западе располагалась та часть дворцового ансамбля, которая предназначалась для правительства империи, — Дворец Дафна. Например, Триклиний (зал приемов) на 19 лож использовался одновременно для торжественных заседаний, на которых высокопоставленные придворные знакомили присутствующих с решениями императора, и проведения официальных пиров. Ложи фактически были столами на двенадцать приборов, там гости лежали и ели, откуда и возникло название — «ложа». В глубине зала в сильно приподнятой апсиде имелось ложе круглой формы, предназначенное для императора и его почетных гостей. В сводчатом главном зале находилось еще восемнадцать лож. Там проходили пиры главным образом от Рождества до Богоявления; император принимал за своим столом двенадцать особо почетных гостей — это число явно отражает христианскую символику; за другими столами могли пировать 216 гостей. Штора или завеса разделяла зал на две части: император в зависимости от фазы церемониала мог быть на виду или укрыться от чужих взглядов. Закрытый Ипподром Дворца использовался для императорского трибунала. Самые важные его члены, осуществлявшие от имени императора правосудие последней инстанции, носили титул «судьи ипподрома и велума», то есть той завесы или шторы, за которой судьи находились до начала аудиенции. 

Продвигаясь дальше на восток, приближенные императора проникали в Священный Дворец, где жил сам правитель. Именно там располагался зал императорских приемов — Золотая столовая, куда мечтали попасть те, кто хотел быть в почете. Этот зал построил Юстин II (VI век) и восстановил Константин VII, который украсил его серебряными дверями. Золотая столовая представляла собой восьмиугольник, покрытый куполом с 16 окнами. Восемь его арок выходят на восемь апсид; восточная апсида выполнена в форме раковины, остальные — в виде полукруглых ниш. Раковина была закрыта шторой из пурпурного шелка, расшитого золотом, которая открывалась для того, чтобы одновременно показать императора, восседавшего на золотом троне, и Христа, мозаичное изображение которого украшало апсиду; пол апсиды был декорирован мозаикой из серого гранита и порфира, с серебряной окантовкой. Далее располагались императорские апартаменты, один из которых — Порфирный зал — был выстлан пурпурными плитами. Он был предназначен для того, чтобы царствующие императрицы могли дать жизнь законным наследникам. Именно поэтому таких детей называли порфирогенетами (багрянородными), рожденными в Порфире.

Постепенно ансамбль Дворца занимал склоны Акрополя, где по направлению к морю обустраивали террасы с садами. В этот дворец — Буколеон — императоры направлялись, прибыв с моря. Поскольку Дворец выражал особые отношения между Богом и императором — его представителем на земле, в нем имелось больше десяти церквей, среди которых главными были две — Фаросская церковь Божией Матери, где хранились реликвии Христа, и Неа, построенная Василием I, — символ новой Македонской династии, основателем которой он стал.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 78-81.


Далее читайте:

Императоры Византии (краткая статья и биографический указатель).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Васильев А.А. История Византийской империи. Тома 1, 2.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС