Обмен
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Обмен

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Обмен

ОБМЕН, переход продуктов труда и услуг из собственности одних лиц в собственность других, сопровождаемый встречным движением материальных благ или их знаков. Вместе с собственно производством, распределением и потреблением обмен входит в понятие производства в широком смысле слова.

Считается, что исторически первой формой обмена был обмен подарками (дарообмен), суть которого состояла в поддержании существующих и создании новых социальных связей между индивидами и группами. Социальная связь выступала как канал, по которому идёт встречное движение даров. Прекращение обмена означает разрыв связи. Обмен дарами лежит в основе институтов типа потлача.

Существует точка зрения, что на ранних этапах истории была лишь коллективная собственность на средства производства и предметы потребления, и поэтому между членами группы могли быть только отношения распределения, но не обмена. В соответствии с другой точкой зрения в человеческих обществах изначально существовали индивидуальная собственность и обмен в форме взаимопомощи. На ранних стадиях социального развития отношения взаимопомощи, как и дарообмена, характеризуются взаимностью (реципрокальностью), при том что открытый расчёт первоначально отсутствует. С появлением открытого взаимного расчёта характер обмена меняется: если раньше существовала лишь взаимная дача, то теперь чётко различаются дача и отдача.

Одной из наиболее распространённых форм обмена, начиная с первобытности и до индустриальных обществ, является товарообмен. Если при дарообмене и взаимопомощи возможен обмен одними и теми же вещами и услугами, то при товарообмене друг другу противостоят всегда разные потребительные ценности, поэтому он обязательно предполагает какую-то (пусть зачаточную) форму общественного разделения труда.

Ю. И. Семёнов.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 892.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС