> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА > 2009 ГОД >
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ

АДРЕСА И ЯВКИ
2009  ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ

 

ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
Бельские просторы
ПОЛДЕНЬ
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Страница Вадима Кожинова
Мемориальная страница Павла Флоренского
История науки

№ 1, 2009 год

"Роман-газета" № 1. Маргарита Имшенецкая. Забытая сказка.

Книга о жизни одной из тысяч семей, давно ушедших «дворянских гнезд» дореволюционной России.

Маргарита Имшенецкая.

Книга Маргариты Викторовны ИМШЕНЕЦКОЙ (1883–1972), вышедшая в свет по благословению митрополита Монреальского и Канадского Виталия, — автобиографический роман, в котором судьба главной героини Татьяны повторяет историю жизни самой писательницы в дореволюционной России на рубеже ХIХ–ХХ веков.

Этот роман о большой любви, совпавшей с на- чалом Первой мировой войны и революционными потрясениями, роман о жизни разных сословий Империи, о том, чем жила образованная и прогрессивная часть дворянства и купечества губернских городов, Москвы и Урала, — стал как бы возвращением американской эмигрантки русского происхождения в счастливое, хотя и далеко не безоблачное прошлое.


Неизъяснимая красота Родины

Народный художник России Дмитрий Белюкин объездил с этюдником полмира. Святая Земля, Афон и Синай вдохновляли его на создание монументальных, захватывающих дух полотен, но все же центральной в творчестве художника всегда оставалась тема России. Пейзажи Родины — старинные монастыри и храмы или равнинные пейзажи, где лишь вдали сверкают золотом купола церквей, — в исполнении мастера всегда сравнимы с литургией во славу Богом хранимой страны.

Закономерно, что именно Дмитрий Белюкин получил заказ на создание картины-панно для зала официальных делегаций реконструированного Ярославского вокзала, ставшего с начала ХХ века своеобразным «открытым» музеем.

Ярославский вокзал появился в 1862 году. В се- редине ХIХ века железная дорога связывала Москву лишь с Сергиевым Посадом, затем поезда стали ходить до Архангельска. Это была первая в России «русская дорога», построенная без привлечения иностранного капитала, в основу ее создания были положены идеи национального возрождения. Не случайно нынешнее здание Ярославского, тогда Северного, вокзала строилось в «русском» стиле: одна из башен напоминает Московский Кремль, другая — церкви северного края. Фронтон над входом в вестибюль создан по образцу ворот Спасского монастыря в Ярославле, в его нише разместились рельефные изображения гербов трех главных городов, которые связывала Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога: Георгий Победоносец — Москва, Святой Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль.

Новая картина Дмитрия Белюкина — панорама Ярославля — поднимает зрителя над суетой повседневности, дает возможность оторваться от земли и посмотреть на один из древнейших городов России с высоты птичьего полета.

Работа над картиной «Матушка Русь. Ярославль» началась летом 2006 года, был найден нужный художнику ракурс и написана часть этюдов. Были написаны этюды разных состояний дня: солнечного утра, дождя, заката — в традиции с выработанным художником стилем всё решать на стадии этюда и картона.

Мастер долго выбирал, какое время года наиболее созвучно образу города, и остановился на самом для себя дорогом, но мимолетном бабьем лете, любимом классиками не только живописи, но и литературы.

Тональность, цвет, линия иногда обладают большим воздействием, чем самый красноречивый текст, проникая прямо в душу зрителя. Бабье лето — последний праздник торжества природы перед угасанием — наполнено целым спектром ощущений: от радости до грусти.

Большое панно «Ярославль» создавалось в особой цветовой и эмоциональной тональности. Огромный размер и назначение картины диктовали особые художественные приемы. Пейзаж воспринимается как протяженная фреска, выполненная золотом по голубому фону, краски его, скорее светоносные, чем яркие, наполняют работу возвышенной торжественностью, обычно ускользающей от внешнего взгляда.

Дмитрий БЕЛЮКИН. Светлый покой. 

Художника покоряют величавая торжественность, необъятные просторы волжской природы, ее органическая связь с жизнью человека, с историей народа. В широкую панораму Ярославля естествен- но вписаны старинные и современные постройки, слободки с садами, зеленые луга и синие лагуны, песчаные отмели и мосты, и над всем возвышаются православные храмы. Приметы современности уходят на второй план перед «вечными» знаками города, существующего уже тысячу лет: ансамблем церкви Богоявления, комплексом зданий Спасо-Преображенского монастыря ХIII века. Ярославль по праву считается одним из красивейших древне-русских городов в Золотом кольце.

Дмитрий БЕЛЮКИН. Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма. 1994.

В ходе работы над картиной для Ярославского вокзала Дмитрию Белюкину пришлось решать сложнейшие художественные задачи, связанные также со спецификой живописи монументальной, предназначенной для стен общественного здания. Соединение приемов монументального и станкового искусства привело к удивительному по силе воздействия «эффекту»: картину с равным интересом можно рассматривать и издалека, и вблизи. Несмотря на множественность деталей, художнику удается избежать дробности и сумятицы: пространство огромного — 200х485 см — холста под- чинено единой композиции и воспринимается как органично целостное.

Дмитрия Белюкина никогда не называли «начинающим художником» — новые вершины давались ему сразу благодаря крайней взыскательности мастера к самому себе и своему труду. Творческая жизнь Дмитрия наполнена вечными неустанными поисками, но при всей разноплановости его исканий все они удивительным образом перекликаются с задачами, которые решали художники-классики. «Ярославль» — это продолжение одной из важнейших и не получившей завершения темы русского дореволюционного искусства. При встрече с большой станковой картиной Дмитрия Белюкина «Ярославль» зритель сразу проникается неизъяснимой прелестью слова «Родина».

Ольга МОРОЗОВА

Здесь читайте:

Дмитрий БЕЛЮКИН: Главным меценатом культуры должно быть государство. - 20.06.2008

 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

 

Rambler's Top100

Главный редактор Юрий Козлов

Пишите нам: roman-gazeta-1927@yandex.ru

WEB-редактор Вячеслав Румянцев