Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета детская № 2, 2013

Геннадий Киселёв

Кулисы, или... посторонним вход разрешён!

Театральная повесть

История четвёртая

СТРАННАЯ ПРОФЕССИЯ

Светлогорск показался мне каким-то игрушечным: деревянные дома, деревянные заборы, деревянные тротуары. По таким тротуарам ходить совсем непривычно. Шагнёшь — доска под тобой прогибается. Выпрямишь ногу, доска на место встаёт да ещё подбрасывает чуток. Получается, будто в лодке с кормы на нос, с носа на корму переваливаешься. Я даже на дорогу сошёл. Но асфальт почему-то тоже начал вздыматься. Наверное, у меня голова закружилась. Наконец, в конце улицы показалось здание театра. Солнце только-только коснулось его своими яркими лучами, и его окошки, составленные из разноцветных стекол, сразу же превратились в маленькие радуги! Тесовое крылечко, к которому меня подвела бабушка, добродушно проскрипело под нашими ногами: «Милости просим». Резная дверь распахнулась, и мне вспомнились слова давным-давно слышанной сказки: «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?»
Казалось, из дверей сейчас выскочат мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок — золотой гребешок.
— Что, Серёжа, — бабушка улыбнулась мне всеми морщинками, — понравился тебе наш театр?
Я только головой кивнул.
— Проходи, пожалуйста, и со всеми обязательно здоровайся. Так в театре принято.
Мы вошли, и я сразу стал принюхиваться.
Бабушка прыснула, прижала платок к губам и таинственно произнесла:
— Так тебе наш воздух сразу и открылся! Походишь сюда с месячишко, может, что и разнюхаешь. Пошли за кулисы?
За кулисы? Я устремился за бабушкой. Увы, кулис на сцене не оказалось.
У меня сразу вытянулось лицо. Бабушка меня успокоила — одни кулисы уже сняли, сегодняшние ещё не повесили. Начнут их вешать, она придёт сюда вместе со мной.
Без них мне сцена не понравилась. Огромная каменная коробка с проступающей по бокам кирпичной кладкой и деревянным полом, из щелей которого тянуло сыростью. Правда, под тусклым светом единственной лампы доски пола порой вспыхивали серебряными бликами.
— Гвозди это, — объяснила бабушка. — Декорации прибивают каждый день, а все их обратно разве повыдергаешь? Если хорошенько поискать, найдётся гвоздь, которому не меньше века стукнуло.

Мы подошли к двери её комнаты. Она быстренько открыла замок, щёлкнула выключателем и пропустила меня вперёд.
— Чего же ты остановился? — не смогла сдержать торжествующей улыбки бабушка, легонько подтолкнув меня в спину.
Я сделал шаг и опять остановился в восхищении.
Наверное, пещера сорока разбойников так не поразила Али-Бабу, как поразило меня то, что я увидел: подзорные трубы, рыцарские мечи, золочёные кубки, клетка с чучелом попугая, гитара с огромным бантом, наганы с крутящимися барабанами, царские короны и даже тупорылый пулемёт, выкрашенный тёмно-зеленой краской. На столе возвышалось огромное блюдо, на котором были беспорядочно навалены апельсины, лимоны, яблоки и какие-то неизвестные мне фрукты. Яблоки в начале июня, да ещё такие аппетитные, каких я в жизни не видел. Это было свыше моих сил. Я без спроса схватил самое румяное яблоко и впился в него зубами. Бабушка предостерегающе вскрикнула, но было уже поздно. Вместо сладкого, пахучего сока мой рот оказался набит краской, клеем, картоном и ещё Бог невесть чем.
— Наказание мне с тобой! Что же ты хватаешь, не спросивши меня? Это же всё не настоящее. — Она обвела рукой комнату. — Это и называется реквизит!
— Не настоящее? — Сокровища сорока разбойников померкли в моих глазах. — Значит, эти мечи, эта кольчуга не настоящие?!

Я схватил кольчугу... Увы, она оказалась сплетённой из обыкновенного, выкрашенного серебряной краской, шпагата.
— Но и мы не лыком шиты, у нас тоже кое-что имеется, не хуже, чем в столичных театрах. Вот гляди. — Бабушка отодвинула занавеску, и я увидел десяток шашек в потускневших от времени ножнах.
— Бабушка-а! — простонал я. — Дай подержать на секундочку.
Ни слова не говоря, она осторожно сняла шашку — грозное оружие Гражданской войны, и благоговейно протянула её мне.
— Эта вот принадлежала нашему старейшему артисту Ивану Михайловичу Щеглову. Он у Будённого в конармии воевал.
Не дыша, я потянул рукоятку на себя. «Конармейцу Щеглову за безудержную храбрость» — было написано на клинке.
— Бабушка, — с огорчением сказал я, — что же клинок так затупили? Он же волосок на лету разрезать должен.
— А это специально. Все клинки так притупили, когда у нас спектакль «Тихий дон» шёл. Иначе бы артисты порубали друг друга.
— Опять получается, что они вроде как игрушечные.
— Можно сказать и так, поскольку всё, что здесь имеется, приспособлено для игры. — Бабушка отняла у меня шашку и повесила на место. — А большинство вещей, которые ты здесь видишь, сделаны нашим бутафором Дмитрием Кирилловичем. Пошли, навестим кудесника.
Он будет рад на тебя посмотреть.
Кудесник не проявил никакого восторга при моём появлении, чем сразу мне понравился. И вдруг я учуял запах... запах только что надкушенного бутафорского яблока.
Пахло картоном, клеем, красками и немного пыльными тряпками. Я вспомнил, что в театре так пахло почти везде. На проходной, в фойе, на сцене, у бабушки в цехе.
Вот это да! Это и есть тот самый воздух, без которого бабушка не может жить и не хочет переезжать к нам? Подумаешь, пыльные тряпки, клей. Непонятный народ эти взрослые.
— Что интересует молодого человека? —
Дмитрий Кириллович подошёл ко мне.
Я не знал, что меня интересует.
— В таком случае будем считать, что молодому человеку несказанно повезло. — Он задрал указательный палец. —
Ибо он сейчас находится если не в лаборатории господа Бога, то в очень похожем на неё месте, где за шесть дней можно сотворить буквально всё. Ему нужно напоить чайком и угостить забежавших к нему на огонёк друзей? Пожалуйста. — Дмитрий Кириллович торжественно распахнул дверцу шкафа, и я увидел аппетитный торт.
— Руками не трогать, — предупредил он, — он только сегодня испечён из опилок.
Я спрятал руки за спину.
— Бабушка, — глянул я на неё, — а что такое гримёрки?

— Гримёрки? — Бабушка удивлённо посмотрела на меня, но тут же спохватилась: — Гримёрки — это такие рабочие комнатки, где сидят актёры и готовятся к спектаклю. Одеваются, клеят усы, бороды. Гримируются, одним словом.
Видно, на моём лице опять появилось вопросительное выражение, так как бабушка в сердцах тряхнула саблями.
— Серёженька, даю тебе честное слово, ты сам всё увидишь собственными глазами. Не торопись. Тебе за целый месяц это может и надоесть.
— Ни за что не надоест! — пылко сказал я.
— Поживём, увидим, — почему-то вздохнула бабушка. — Идёшь ты, наконец, или нет?
Мы принялись за работу. Неслышно ступая ногами, обутыми в войлочные тапочки, бабушка разносила по гримёркам сабли, пистолеты и множество всякой утвари, назначение которой я не всегда понимал. Стараясь ступать так же бесшумно, я шёл рядом, держа обеими руками то старинный мушкет, то бочонок с порохом.
— Серёжа, — спохватилась бабушка, — кулисы-то наши, поди, уж повесили!
— Как повесили?! — в отчаянии воскликнул я. — Ты же обещала! Должен же я, наконец, узнать, что это такое?!
— Без паники! — оборвала меня бабушка. — Скорее в зал!
Но мы успели. Кулисы только начали вешать. И делалось это на удивление просто. Сверху опускали железные перекладины — штанкеты, как мне потом объяснила бабушка, к ним привязали кулисы, и перекладины взмывали вверх. Вскоре вся сцена стала бело-голубого цвета. А потом невесть откуда подул ветерок, и сцена сразу стала похожа на огромный фрегат. Казалось, он только ждёт команды своего капитана, чтобы отправиться в далёкое плавание. И я ощутил, честное слово ощутил, как палуба фрегата заходила у меня под ногами. Я схватил бабушку за руку.
— А они волшебные, эти кулисы! Честное слово, волшебные!
Прозвенел третий звонок, бабушка провела меня в зал, посадила на свободное место и исчезла. Спектакль начался. «Эспаньола» вздыбила паруса, и я вместе с Джимом Гокинсом отправился на поиски острова сокровищ.
В антракте я бегом бросился к бабушке. Мне очень хотелось, чтобы она познакомила меня с мальчиком, который играл Джима. Конечно, у этого Джима родители — актёры. Иначе, кто б его взял на такую замечательную роль? Но всё равно, играл он потрясающе. Внезапно я услышал его голос.
Он донёсся из-за двери, на которой было написано «Комната отдыха». Меня неудержимо потянуло заглянуть туда. Я остановился, не решаясь войти. Но любопытство взяло верх. Я приоткрыл дверь да так и застыл на месте, поражённый увиденным!
Пиратские шляпы, пистолеты, абордажные сабли вперемешку валялись в углу комнаты, как совершенно никчёмные вещи. А их владельцы — «коварные пираты» и «бесстрашные моряки», сняв парики, вели между собой неспешную беседу. Нет, не о поисках сокровищ, а о том, что в актёрский буфет уже третий день не привозят сосиски и надо за это председателю местного комитета дать по башке, пусть вертится. И тут я увидел, как юнга Джим начал вытаскивать из волос девчоночьи шпильки! А потом и вовсе схватил себя за макушку и дёрнул так, что у меня потемнело в глазах! А ему хоть бы хны. Дерёт себя за волосы да ещё зубы скалит. Я зажмурился, тряхнул головой. Может, на меня такое впечатление произвёл спектакль, и сейчас мне всё это мерещится? Но когда я открыл глаза, то увидел, как по его плечам рассыпались длиннющие рыжие кудри. Джим оказался женщиной!

Женщиной — артисткой!
Я тихонько закрыл дверь и побрёл в фойе. Смотреть это представление дальше мне расхотелось.
Потом мы собирали реквизит, и бабушка всё время деликатно спрашивала меня, чего это я такой невесёлый? Но я в ответ лишь пожимал плечами.
Но когда дома я отказался от обеда, она не выдержала.
— Это что за фокусы такие? Мы с тобой сложный спектакль провели, вечером опять в театр, а много ты наработаешь на голодный желудок?
— Не пойду я вечером в театр, — угрюмо сказал я.
— Не пойдёшь? — Губы у бабушки задрожали. — А это, друг мой, как угодно. Неволить тебя никто не собирается. Только позволь узнать, почему?
И тут я разревелся. Бабушка сразу засуетилась вокруг меня со стаканом воды. Мне конечно же стало стыдно. Взрослый, самостоятельный человек, уже пятиклассник, а ревёт самой настоящей белугой, как какая-нибудь девчонка. Но я ничего не мог с собой поделать. Наконец, я выплакался, успокоился, покорно выпил воду и, всхлипывая, заявил:
— В театр больше не пойду. Там всё фальшивое, ненастоящее. И твои кулисы, и твой реквизит, и эти артисты!
— Чем же они тебе не угодили? — непритворно удивилась бабушка.
— Они только прикидываются пиратами. Прикидываются героями. А сами про колбасу, про всякие покупки друг с другом болтают. А на Джима вообще было противно смотреть. Вот у нас в театре мальчишек мальчишки играют. Шурка Буров, например.
Вечером я всё же пошёл в театр и уснул на стуле за кулисами прямо во время действия. В реквизиторский цех меня отнёс на руках старик Щеглов, бабушка укрыла бархатной скатертью и погасила свет.
Сквозь сон я услышал, как она наклонилась надо мной и прошептала:
— Нет, Серёженька, театром ты не заболеешь... Не заболеешь.
А может, мне это просто приснилось?

 


 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА