Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 4, 2010Ирина НенарокомоваСпасительная сила искусства:К. ПЕТРОВ-ВОДКИН
Автопортрет. 1918 г. Его детство — Волга, бесконечные баржи с пшеницей и яблоками, шумная, многоликая пристань хлебного города Хвалынска. Отец — грузчик, каждый день сгибающийся под тяжестью мешков. Мать служила домработницей. Жизнь текла трудная, однообразная. Песни пелись протяжные. Знал Кузьма меловые горы за городом, знал заливные луга вдоль Волги, староверческие скиты — всё то, что видели и облазили десятки хвалынских мальчишек. Но именно ему, Кузьме Петрову-Водкину, суждено было почувствовать в обыденном красоту, стать художником.
1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна). 1920 г. Первые уроки живописания дали иконописцы, затем известный самарский педагог Ф. Е. Буров. Но знаний не хватало. В 1895 году семнадцатилетний Петров-Водкин едет в Петербург и поступает в Училище рисования барона Штиглица. Всё свободное время, конечно, поглощает Эрмитаж. Там, забывая о еде и развлечениях, знакомится он с произведениями великих мастеров, открывает для себя тайны «образования живописных форм». Спустя два года Петров-Водкин перебирается в Москву, начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым педагогом становится В. А. Серов. Влияние его на начинающего художника в то время очень велико. Занятия интересны, насыщенны. Но проходят годы учения, и в 1905 году Петров-Водкин отправляется путешествовать. Владеет им одно желание — никогда не переставать учиться и узнавать новое. Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи, Бретань — четыре года знакомства со странами, их музеями, поиски творческого «я». Работал непрерывно. В 1909 году, по возвращении Петрова-Водкина, журнал «Аполлон» организовал его первую персональную выставку.
Тревога. 1919 г. Купание красного коня. 1912 г. Кредо художника начала 1910-х годов можно выразить так: «Красота спасёт мир». Несколько главных работ этого периода: символическая картина «Сон» (1910), «Берег», «Купание красного коня» (1912) — предчувствие надвигающихся времён, чего-то нового, свежего, «Мать» (1913) — поэтизация образа простой русской женщины, глубокое уважение к материнству, прошедшее через всю творческую биографию художника.
Девушка у окна. 1928 г. Начинается война, терпит крах мечта о спасительной силе красоты. Он вырабатывает своё образное мышление, открывает свой стиль в искусстве. Приходит к выводу, что стремление художника к прекрасному должно воплощаться в более жизненных, конкретных образах — например, «На линии огня» (1915–1916).
Утренний натюрморт. 1918 г. В январе 1918 года студенческий совет Академии художеств приглашает Петрова-Водкина профессором живописи. Он входит в комиссию по реорганизации академии. В первую годовщину Октября художник выполняет четыре панно для праздничного оформления Театральной площади в Петрограде. В 1921 году он едет с экспедицией в Среднюю Азию реставрировать памятники древнего зодчества. Время захватило его, но ни на минуту не оставляет Петров-Водкин творческой работы. Он убеждён, что художники должны искать новые образные средства для выражения революционной эпохи, для утверждения красоты нового человека, его духа. Он пишет натюрморты, портреты, картины «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1928) и др. Петров-Водкин добивается создания сферичности пространства. Для этого он строит картины не по вертикальной и горизонтальной осям, а по наклонным. Изображение ведёт с разных точек зрения, объединяя их в одно целое. В результате зритель оказывается как бы в центре изображаемого пространства, и взгляд его, расходясь по окружности, охватывает всё. Достоинства «сферической» перспективы художник видел именно в этом активном восприятии картин.
Две девушки. Этюд. 1915 г. Петров-Водкин участвует во многих выставках у нас и за рубежом. В 1930 году ему присуждают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С 1932 года, будучи уже тяжелобольным, он руководит Ленинградским отделением Союза художников. 15 февраля 1939 года К. С. Петров-Водкин умер. Его наследие (считая и черновые наброски) — более 1000 работ. Это талантливые произведения вечно ищущего художника-труженика.
Натюрморт. Черёмуха в стакане. 1932 г.
Далее читайте:Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), живописец. Главный редактор Юрий Козлов
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|