Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета детская № 11, 2009

Галина Саксонова

Под впечатлением жизни и опыта:

Иван Крамской

Автопортрет. 1867 г.

Выдающийся русский художник Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в г. Острогожске Воронежской губернии в семье писца. Крамской окончил острогожское уездное училище и в возрасте шестнадцати лет был вынужден начать трудовую жизнь. Он поступил ретушёром к бродячему фотографу и, скитаясь с ним по России, мог наблюдать за жизнью простых людей.

«Под впечатлением жизни и опыта» складывались у него «симпатии и антипатии», «крепко оседавшие на дно человеческого сердца». Воплотить их в художественных образах — в этом он видел своё призвание художника.

Портрет С. И. Крамской, дочери художника. 1882 г.

В 1857 году Крамской осуществил свою мечту — выдержал экзамен по рисунку и поступил в Академию художеств в Петербурге. Крамской — один из самых умных и деятельных учеников академии — становится центром кружка демократически настроенной молодёжи, которая выступает против академических порядков, стесняющих свободу творчества, и возглавляет «бунт четырнадцати». В 1863 году четырнадцать лучших учеников — претендентов на большую золотую медаль, дававшую её обладателю преимущества в будущем (в частности, поездку в Италию), отказываются от участия в конкурсе, когда им предлагают сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Валгалле», то есть лишают таким образом права выбрать более близкую им тему для дипломной работы.

Лев Николаевич Толстой работы И.Н. Крамского. 1873 г.

Выйдя из академии, Крамской и его товарищи образуют Петербургскую артель художников — первое в России самостоятельное объединение художников. Старостой артели был избран И.Н. Крамской. Деятельность артели была направлена на то, чтобы приблизить к народу искусство,
являющееся выразителем «стремлений человеческого духа к совершенствованию и прогрессу».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1882 г.

К числу ранних произведений Крамского относится картина «Русалки». Сюжет её взят из повести Гоголя «Майская ночь». В «Русалках» художник стремится передать поэзию тёплой и тихой украинской ночи, уловить и запечатлеть на холсте её призрачную красоту. Героини его картины — это простые русские девушки, волей злой судьбы превращённые в русалок и тоскующие о своём несбывшемся счастье.

В 1872 году на Второй выставке Товарищества передвижников была выставлена картина Крамского «Христос в пустыне». Сюжетом картины послужила евангельская легенда о сорокадневном пребывании Христа в пустыне, куда он удалился, чтобы подготовить себя постом и молитвой к крестному пути. Здесь он подвергся много кратным искушениям Сатаны, но выдержал испытание.

Женщина под зонтиком. 1883 г.

В жанре портрета Крамского также занимает личность возвышенная, высокодуховная. Крамской создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры: портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого —  тех, кто в своих произведениях сурово обличал современные общественные порядки. Крамской писал: «В портретах известных людей следует держаться изображения такого, как и чем он заслужил свою известность, за что его знает Россия».

Лучшим из этой галереи считается портрет Л. Н. Толстого, написанный по заказу П.М. Третьякова. И.Е. Репин писал об этом портрете: «Крамской сумел выразить всю суть “великого Льва”». Кажется, что Толстой проникает своим взглядом до самого дна нашей души, что от этого взгляда не может укрыться никакая неправда, ничто мелкое, негодное.

Полесовщик. 1874 г.

При работе над портретами крестьян Крамской с таким же вниманием относится к их человеческой личности, как делал это при написании портретов лучших представителей демократической интеллигенции. В этом отношении интересна картина «Полесовщик». На картине перед нами фигура рослого мужика с дубинкой под мышкой, зорко устремляющего вперёд настороженный взгляд. Мы чувствуем сильный характер этого человека, решительный и своевольный, готовый к действию. «Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины и Пугачёвы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку», — писал Крамской.

В творчестве И.Н. Крамского есть работы, которые стоят на грани портрета и тематической картины. Это — «Неизвестная» и «Неутешное горе».

Неизвестная. 1883 г.

Картина «Неизвестная» появилась на Одиннадцатой выставке Товарищества передвижников. Перед нами красивая дама, откинувшаяся на кожаное сиденье экипажа, богато и со вкусом одетая; на ней тёмно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами.

Кто она? Кто-то связывал образ неизвестной с героиней романа Л.Н. Толстого — Анной Карениной; другие находили сходство с героиней романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Настасьей Филипповной: «глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное».

«Неизвестная» вызвала множество толков. В изображённой женщине искалилишь обличительные черты, что свойственно было творчеству Крамского ранее. Крамской же создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты. И как никогда ранее, он в этой картине уделил много внимания пейзажу, деталям одежды. На рубеже 1870–1880 годов художник почувствовал недостаток сочной живописности в своих работах, стремился к созданию вещей, где глубокое и правдивое содержание соединялось бы с выразительным исполнением. Такова знаменитая «Неизвестная».

Христос в пустыне. 1872 г.

Поводом для создания картины «Неутешное горе» послужила смерть сына Крамского. Горе матери, потерявшей своего ребёнка, выражено здесь сдержанно, но, глядя на картину, мы глубоко сочувствуем этой женщине.

И.Н. Крамской очень много работал и умер буквально с кистью в руке, во время работы над портретом доктора Раухоруса, не дожив до пятидесяти лет. Современники сравнивали его кончину со смертью доблестного воина, умирающего на поле битвы с оружием в руках, под сенью любимого знамени.

Русалки. 1871 г.

 

 


 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА