Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета детская № 11, 2011

Валерий Модестов

Ожившие портреты

Искусство есть «великая тайна», а искусство «художественной куклы» — тайна магическая. Кажется, что это ожившие портреты, передающие всё многообразие человеческих судеб и характеров. Главное в них — глаза, мимика и позы, которые по воле художника излучают радость и горе, нежность и грусть, лукавство и сарказм...

Куклы кричат, смеются, шепчут, манят, зовут, грозят, обещают...

Не последнюю роль в характере и магии куклы играют её наряды или отсутствие их — важный художественный приём, достойный отдельного разговора и исследования.

Человек и кукла соединены между собой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Подражая человеку и отталкиваясь от него, кукла связана с ним на психологическом и ментальном уровнях.

Людей, правда, чаще всего обманывает слово «кукла», которое в нашем сознании напрочь связано с детством и игрой, что принято считать занятием несерьёзным. Хотя для ребёнка, а значит, и любого из нас в прошлом, любая игра, а игра с куклой в особенности, — это наисерьёзнейшая работа, закладывающая интеллектуальные и поведенческие основы будущей личности.

У поэта В. Лунина есть замечательные строки:

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!
Меня обидеть не могли сильней!
Всегда дарили мне машины, книжки,
А тут вдруг — кукла... Что мне делать с ней?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мы вместе с ней огромный шар надули,
На воробьёв глядели за окном.
Я с ней летал на самолёте-стуле
И возводил многоэтажный дом.
Она казалась мне совсем живою.
Я злился, получив её? Враньё!
Мне кукла стала младшею сестрою.
Я сразу, сразу полюбил её!

В отличие от театральных кукол, куколигрушек, кукольной анимации, «художественные куклы» создаются исключительно для созерцания и душевного общения. Их основные функции — эстетическая и психологическая. Но не подумайте, что мир кукол — это сонное царство красоты и безделья. Тишина и покой здесь кажущиеся, они скрывают сильные страсти и яркие образы под покровом умения «сохранять лицо» даже тогда, когда внутри всё кипит.

Активная сила любого произведения искусства — прямая производная от таланта её создателя (в нашем случае — художника). Талантливо сделанные куклы обладают определённой энергетикой и способны, как никакие другие творения пластического искусства, окружать себя таинственной аурой бытия. Временами кажется, что это вовсе и не куклы, сделанные руками мастера, а неземные существа в привычных для нашего глаза образах, способные приоткрыть для нас завесу в параллельные миры и цивилизации.

Попадая в наши дома, куклы определённо влияют на окружающее их пространство и на нас самих, заставляя критически посмотреть на себя со стороны, ощутить свою роль и своё историческое предназначение в обществе, ужаснуться увиденному или посмеяться над ним.

В то же время кукла подобна кошке: она привязана исключительно к своей хозяйке (реже — хозяину), но «гуляет сама по себе».

Эмоциональное влияние «художественной куклы» очень велико, и хорошо, если оно положительное.

Перефразируя Тютчева, можно сказать, что «художественная кукла»

Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Сама кукла, вероятно, ровесница наскальных рисунков (недалеко от чешского города Брно археологи нашли фигурку человека из мамонтовой кости с прикреплёнными к телу подвижными конечностями, которой, по приблизительным подсчётам, 30–35 тысяч лет). Хотя, согласно древней китайской легенде, кукла появилась намного раньше людей.

Предание гласит: «Когда земля только отделилась от неба и людей ещё не существовало, по ней блуждала в одиночестве богиня Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит “человек”».

Так это было или не так, теперь разве узнаешь! Достоверно одно: всё это время кукла жила рядом с человеком, выполняя различные функции — от ритуальных до декоративных, от игровых до воспитательных, а вот становление её как вида пластических искусств началось в Европе сравнительно недавно — с середины XIX века.

История «художественной куклы» пока не написана, это дело недалёкого будущего, но её начальные страницы тесно связаны с так называемыми французскими «модны ми куклами» (XIII–XIV вв.), которые называли ещё «пандорами». Куклы эти служили своеобразными манекенами для демонстрации новейших направлений тогдашней моды (в отсутствие модных журналов кукольные наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали женской одежды). Некоторые из них, изготовленные для королевских особ и высшей знати известными художниками в единственном авторском экземпляре, являлись настоящими произведениями пластического искусства. Они и стали, вероятно, прообразами нынешних «художественных кукол».

Сохранилась расписка Роберта де Варенса, придворного портного французского короля Карла VI Безумного (1368–1422), о получении 450 франков (по тем временам сумма значительная!) за гардероб для модной куклы, которая была подарком герцогини Баварской английской королеве (кукла соответствовала её росту и размерам). В 1496 году властительница Бретани Анна приказала изготовить «модную куклу» с огромным гардеробом одежды — для королевы Изабеллы Кастильской (1451–1504), известной своим религиозным фанатизмом (именно она ввела инквизицию). Можно не сомневаться, что это были понастоящему талантливые творения художников и портных.

XVIII век стал «золотым веком» «модной куклы». В конце XVII века у пандор появились уникальные собратья — механические куклы, созданные французскими мастерами. Первой куклой-автоматом в человеческий рост стал «Игрок на флейте» Жака Вокансона (1709–1782); он двигал пальцами по отверстиям инструмента и даже шевелил губами, исполняя несколько известных мелодий. Позже появились и другие, не менее знаменитые автоматические куклы: «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза и другие.

Сегодня в России только один человек успешно работает в подобном жанре. Это Михаил Сорокин. Его «Черепаха» с часами на панцире — образ медленно движущегося времени — поражает изобретательностью конструктора, изяществом талантливого художника и содержательной образностью философа. Для него «художественная кукла» — это объёмная стереокартина, которую «можно обойти кругом и даже подержать в руках».

В XIX веке в Европе (сначала во Франции, а потом в Англии и Германии) начинают появляться эксклюзивные куклы-подарки. Они, вероятно, и стали первыми опытами создания «художественных кукол». Выполненные из дерева, папье-маше, гипса или фарфора, эти куклы, вопреки распространённому мнению, игрушками не были, а выполняли чисто декоративную функцию в доме, являясь молчаливыми наперсницами своих хозяек. Порой такие куклы выступали в роли государственных наград. Во многих аристократических семьях Великобритании до сих пор передают из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за заслуги перед империей (ширпотребом короли не награждают!).

В России «художественная кукла» появилась значительно позже, чем в Европе, — в середине прошлого века (первые авторские куклы были сделаны в конце 80-х дизайнером Алёной Языковой) — и какое-то время пребывала на положении «самозванки»: скульптура и живопись, её родные сёстры, смотрели на юную родст венницу свысока, а театральные куклы и куклы-игрушки считали «художественную куклу» бесполезной салонной штучкой, поскольку играть с ней нельзя, да и в спектаклях она не участвует.

 

Маленькие дети, ложась спать, не хотят расставаться с любимой куклой. Не могут, потому что кукла эта стала для них живым существом, преданным другом. Взрослые засыпают без любимых кукол, но общаться и дружить с ними не перестают.

Сегодня «художественная кукла» выставляется в салонах и на специализированных выставках, участвует в тематических конкурсах и, конечно, продаётся, как продаются произведения всех без исключения профессиональных художников. И вряд ли «низким» искусством станут интересоваться аристократы и «светские дамочки», ведь именно эта публика приобретает и коллекционирует скульптуру и живопись. С появлением галерей и выставок кукол куклы покинули мастерские и предстали перед зрителями, а художники-кукольники творчеством доказали, что их место в семье пластических искусств. Стали организовываться первые компании, содружества, клубы, частные музеи, появились первые отечественные коллекционеры...

Следующим важным шагом вперёд стали поездки российских художников на зарубежные выставки в 90-х годах; они не только обогатили свой профессиональный опыт, но и продемонстрировали Западу высокую конкурентоспособность собственных работ.

XXI век — век синтеза и новых технологий, что уже сказывается на пластических искусствах. Современные авторы всё чаще создают работы, которые уже не назовёшь куклами в привычном значении этого слова, скорее, это объекты, фигуры, инсталляции, выполненные в кукольной технологии. Такие произведения носят экспериментальный характер, материализуя мысли и ощущения художника, его наблюдения и эмоции, что волнует и завораживает порой не меньше, чем сюжетные портреты и маски.

Россия — огромная страна, и искусство «художественной куклы» постепенно осваивает её бескрайние просторы. Сегодня почти в каждом крупном городе есть мастера, дарящие людям радость общения с этими удивительными «существами» — куклами.

 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА