II Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

II Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

II Романовские чтения

Протоиерей Владислав Цыпин

Русская Православная Церковь на пути к собору (1905–1917 гг.)

Подготовка к Поместному Собору 1917–1918 гг., явившемуся одним из самых значимых исторических рубежей в истории Русской Церкви, началась фактически за 12 лет до его созыва, в 1905 г. Правительство тогда обратило особое внимание на положение Церкви в связи с законодательством о свободе вероисповедания, подготовка которого началась в канун революции и завершилась апрельским манифестом 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием Православная Церковь, находившаяся в течение 200 лет под жестким правительственным контролем, окажется в некотором отношении в худшем положении, чем привыкшие к большей независимости старообрядческие, инославные и даже иноверные общины, которые этим актом освобождались от ряда прежних ограничений в правах. Об этом тогда заговорили с амвонов и на страницах церковной печати.

Сергий. Фотография.

Ректор Петербургской Академии епископ Сергий (Страгородский), позже Патриарх, выступая на религиозно-философском собрании, прямо заявил, что объявить полную свободу совести «значило бы всем развязать руки, а деятелей Церкви оставить связанными». 17 февраля 1905 года на молебне в память об основании Петербургской Академии он сказал по поводу предстоявшего манифеста: «После столетий мирного пребывания под защитой закона, за крепкой стеной государственной охраны, наша Церковь выходит теперь беззащитная, не прикрытая никем, прямо на поле брани под удары врагов... В дальнейшем потребуют от нас уже не красных фраз и не заученных силлогизмов, не пестрого народа показной учености, от нас потребуют духа и жизни, потребуют веры... потребуют, чтобы мы писали не чернилами, да еще заимствованными, быть может, из чужих чернильниц, а кровью из нашей собственной груди».

Правительственным откликом на подобные выступления стала поданная на Высочайшее имя премьер-министром С.Ю. Витте в марте 1905 г. пространная записка «О современном положении Православной Церкви», составитель которой остался неизвестным. В ней резкой критике подвергались бюрократизация синодального правления и обер-прокурорский произвол. В «Записке» предлагалось созвать Собор и восстановить Патриаршество.

Правительство по инициативе С.Ю. Витте образовало Особое совещание, в которое был включен и первенствующий член Синода митрополит Петербургский Антоний. Он заявил в Совещании: «Если не изменить правового положения господствующей Церкви, она одна будет оставлена стесненной опекой государства». Эта опека связывает самодеятельность духовенства и «делает голос Церкви совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни». Митрополит подал меморандум, в котором предлагал устранить или хотя бы несколько ослабить ту постоянную опеку и тот слишком бдительный контроль светской власти над жизнью церковной, который лишает Церковь самостоятельности и инициативы.

Болезненно задетый «Запиской» С.Ю. Витте обер-прокурор К.П. Победоносцев выступил с «Соображениями по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви», в которых категорически отвергал целесообразность восстановления Патриаршества, утверждая, что Патриаршество противоречит «соборному началу в Церкви», а обер-прокурорский надзор является надежным гарантом коллегиальности и соборности. По ходатайству Победоносцева вопрос о проведении церковных реформ был изъят из ведения Особого совещания и переведен в Святейший Синод.

После трех заседаний Св. Синода, посвященных теме церковных преобразований, 22 марта 1905 года святому императору Николаю II был подан доклад с предложением «пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России», «возглавить Синод Патриархом» и «созвать в Москве для обсуждения церковных преобразований Поместный Собор». 31 марта государь наложил на докладе резолюцию, в которой признавалась необходимость созыва Собора, для подготовки которого предусматривалось образование Предсоборного присутствия.

Указом Св. Синода от 27 июля 1905 г. епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. Отзывы архиереев поступили к концу года и сразу же были напечатаны. В них дана объективная характеристика существовавшего положения Церкви. Большинство архиереев критически оценило канонические дефекты синодальной системы, резче всех высказался на эту тему архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Решительное большинство архиереев высказалось за созыв Поместного Собора. Разногласия вызвал вопрос о составе Собора: одни Преосвященные настаивали на исключительно епископском его составе, другие предлагали призвать на Собор представителей клириков и мирян.

В обсуждении ожидавшихся церковных преобразований приняло участие и белое духовенство. На имя Петербургского митрополита Антония была подана записка от лица петербургских священников, так называемой «группы 32-х», составленная в духе церковного либерализма и модернизма, с демагогическим лозунгом всестороннего обновления, с требованием ввести в Церковь выборное начало на всех уровнях. «Группа 32-х» высказалась против восстановления Патриаршества. Для первоиерарха Русской Церкви авторы «Записки» предусматривали титул архиепископа столичного города, а если и допускали титулование его Пат риархом, то при этом считали недопустимым наделять его никакими административными правами по отношению к другим епископам, предоставляя ему лишь первенство чести. Патриарх, считали они, не должен быть чем-то большим, чем председателем Поместного Собора.

Группа «32-х» требовала также широкого представительства клириков и мирян на Соборе, настаивала на том, чтобы они получили равные права с епископами в решении всех вопросов церковной жизни. В данной тенденции откровенно проявились сословные интересы обновленцев, стремление закрепить побольше прав и привилегий за белым духовенством за счет епископата и монашества; монашествующих не епископов представители «группы 32» вообще считали нецелесообразным и неканоничным призывать на Собор. «Не считая правильной мысль, что первый Собор, по встречающимся для совершенной организации его затруднениям, может состоять из одних только епископов, мы полагаем, что он-то, прежде всего, и должен обладать характером всецерковного представительства. 200-летнее отсутствие соборов и современное положение высшей иерархии, не избираемой, как встарь, самими церквами, то есть клиром и народом самих вдовствующих церквей, обязательно требует участия на соборах низшей иерархии и мирян»1 .

Совершенно противоположных взглядов на предстоявшие преобразования высшей церковной власти придерживался архиепископ Антоний (Храповицкий). Он выступал за исключительно епископский состав ожидаемого Собора.

С глубоким разбором вопроса о составе Поместного Собора выступил в печати архиепископ Финляндский Сергий (будущий Патриарх). Он писал: «Можно ли, стоя на строго канонической точке зрения, утверждать, что клирики и миряне имеют право, наравне с епископами, участвовать с решающим голосом в областных соборах... Ответ может быть только отрицательный. Что клир и миряне обязательно присутствовали на соборах и что некоторые из них принимали в рассуждениях Собора самое замечательное участие, это правда... Но сказать, чтобы таков был закон церковный, обязательный для всех, чтобы этого требовали правила Св.Апостол и Св.Вселенских и Поместных соборов... невозможно. «Книга правил» не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян в областных соборах и, напротив, – всюду, где говорит о Соборах, - говорит только об епископах и никогда о пресвитерах, клириках и мирянах (IV Всел.19, Трулл.8, VII Всел.6, Карф.14, 27, 87,141, 142, Лаод.40 и проч.)».2

Однако ради единства и мира церковного, архиепископ Сергий считал все же целесообразным призвать для участия в Соборе клириков и мирян: «Но,– отмечал он,– нужно поставить это участие так, чтобы оно не разрушало... основного принципа канонического строя»3 . Для этого архиепископ Сергий предлагал ввести в положение о Соборе такое условие: «Всякое постановление общего собора, достигнуто ли оно путем голосования или без него, получает силу закона, но может быть опротестовано, с указанием мотивов и передано на рассмотрение Собора одних епископов. Если постановление имеет характер догматико-канонический, для протеста достаточно одного голоса, кому бы он ни принадлежал. Во всех остальных случаях необходимо, чтобы протест был заявлен или поддержан не менее как одной четвертью всех присутствующих»4 . Епископат в целом стоял на позициях, выраженных в выступлениях архиепископов Антония и Сергия. В том же духе был составлен доклад Святейшего Синода, представленный государю.

17 декабря 1905 г. император Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митрополитам Петербургскому – Антонию, Московскому – свя-щенномученику Владимиру (Богоявленскому), Киевскому – Флавиану (Городецкому) и обсудил с ними вопрос о созыве Собора. Через 10 дней состоялась вторая встреча. Царь заверил митрополитов в том, что он считает неотложно необходимым проведение преобразований в структуре Церкви. 16 января 1906 г. государь утвердил состав «Предсоборного присутствия» во главе с митрополитом Антонием. В него было включено 10 архиереев, 7 священников, 21 профессор богословия.

Предсоборное Присутствие заседало в Александро-Невской Лавре с марта по декабрь 1906 г. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление Патриаршества. В Присутствии прозвучали решительные требования освободить Церковь от мелочной обер-прокурорской опеки. Большинство выступавших поддержало предложение о многократном увеличении числа епархий. Обсуждались также вопросы о благоустройстве приходской жизни, о состоянии Духовных школ. В основу работы Присутствия легли «Отзывы» архиереев. Главной темой совещаний была подготовка Поместного Собора.

Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, следуя в них в основном идеям, высказанным архиепископом Сергием. По завершении своих трудов оно было распущено указом св. Императора Николая II. Работу Присутствия продолжил Св. Синод, который 25 апреля 1907 г. представил Царю доклад о программе занятий предстоящего Поместного Собора. Царь наложил на доклад резолюцию, в которой повелел отложить созыв Собора «ввиду переживаемого ныне тревожного времени». Он опасался, что деятельность Собора примет направление, оппозиционное по отношению к Самодержавной власти, параллельное тому, которого придерживалось большинство депутатов Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

Между тем, через два дня после издания Октябрьского манифеста 1905 г. о гражданских свободах и созыве законодательной палаты – Государственной Думы К.П. Победоносцев, не одобривший этого шага, вышел в отставку с поста обер-прокурора. Его преемниками, сменяя один другого, назначались князь Д.А. Оболенский, князь А.А. Ширинский-Шихматов, П.И. Извольский, чиновник, неблагосклонно относившийся к духовенству, но на закате жизни, в эмиграции, сам принявший священство, и затем С.М. Лукьянов, который пытался поддерживать хорошие отношения с Думой, откуда раздавалась крикливая и неосновательная критика в адрес Св. Синода.

В 1911 г. государь назначил обер-прокурором многоопытного синодального чиновника В.К. Саблера, который еще с 1881 г. служил в канцелярии обер-прокурора. Многие годы он был ближайшим помощником К.П. Победоносцева, с изрядным административным талантом проводил его церковно-политический курс, но в 1905 г. у него вышло разногласие с Победоносцевым по вопросу о созыве Собора. В.К. Саблер выступил тогда в поддержку иерархии, стремившейся к возрождению соборности. Поэтому назначение В.К. Саблера обер-прокурором в церковных кругах воспринято было с удовлетворением.

По инициативе нового обер-прокурора возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 г. указом императора Николая II было созвано Предсоборное совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). На Совещании пересматривались материалы Присутствия 1906 г. Из них тщательно удалялись идеи, носившие оттенок церковного либерализма. Работы Совещания были прерваны начавшейся в июле 1914 г. мировой войной.

После отречения св. Императора Николая II и образования Временного правительства 9 марта 1917 г. Св. Синод обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором говорилось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Таким образом Св. Синод признал новый порядок государственного управления.

Между тем, в России начинался развал государства, фронт подступал к столице, на окраинах страны сепаратисты, не дожидаясь Учредительного собрания, в явочном порядке провозглашали автономии, парализовав деятельность правительственных служб и местных учреждений власти. Повсюду происходили самочинные экспроприации. Разлагающие веяния проникли и в церковную среду. Сразу же после событий февраля-марта 1917 г. возобновила свою деятельность образованная в 1905 г. группа 32-х священников, переименованная вскоре в «Союз церковного обновления». По инициативе священников И. Егорова, Д. Попова, А. Введенского в Петрограде под председательством протоиерея Димитрия Попова был учрежден «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян», ставший своего рода штаб-квартирой обновленческого движения. Действуя под покровительством Временного правительства, этот союз настаивал на скорейших преобразованиях церковного строя, которым они собирались придать самое радикальное направление.

Уже в марте 1917 г. Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В.Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой Петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого Московского святителя Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропи-на), обвинив их в тесных отношениях с Распутиным. Вслед за этим по инициативе Львова по всей стране начались увольнения архиереев, либо под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, либо даже по юридически несостоятельному и не имеющему никакого канонического значения обвинению в поддержке старого режима. Напряженность отношений обер-прокурора с Синодом и епископатом объяснялась не только личными качествами В.Н. Львова, но и тем обстоятельством, что прежде обер-прокурор представлял в органе высшей церковной власти – Святейшем Синоде Императора, миропомазанного самой же Церковью. Теперь же обер-прокурор, представляющий светскую власть – правительство, лишенное всякой сакральности, но при этом действуюший с полномочиями прежнего, царского обер-прокурора, воспринимался церковным сознанием как узурпатор, хотя действовала еще старая привычка к подчинению правительству, и Церковь оставалась лояльной ему до самого его падения в октябре 1917 г.

Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековый союз Церкви и государства рушился, но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер.

15 апреля обер-прокурор в зале синодальных заседаний огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода и об увольнении в свои епархии его членов, в том числе митрополита Киевского священномученика Владимира (Богоявленского), архиепископов Литовского святого Тихона, Новгородского Арсения (Стадницкого), всех, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов и присутствующих на летнюю сессию. 29 апреля Св. Синод в своем новом составе обратился с Посланием к российской пастве, в котором призывал провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерейских кафедр.

Курс религиозной политики Временного правительства, направленный на лишение Православной Церкви ее привилегий, становился все более очевидным. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения. Именно в этот год сказаны были горькие слова о «раскрещивании России, получившей Крещение тысячу лет назад».

После отречения Императора Николая II, который согласно Акту о престолонаследии, составленному императором Павлом, имел статус главы Церкви, возникла острая необходимость в устроении нового порядка церковного управления. Временное правительство проводило политику, направленную на построение исключительно светского государства, на отделение Церкви от государства. Созыв Собора в сложившихся условиях нельзя было откладывать долее.

29 апреля 1917 г. Святейший Синод принял решение о подготовке к Поместному Собору – со стороны Временного правительства возражений против этого решения не было. Проводя курс на отделение Церкви о государство, оно готово было предоставить Церкви право на самоопределение в рамках складывавшегося тогда нового государственного строя.

При Синоде был образован Предсоборный Совет под председательством архиепископа Финляндского Сергия, в него вошли 62 члена – архиереи, священники, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели. Первое заседание Совета состоялось 13 июня в Петрограде. При обсуждении программы предстоящего Собора в Совете использовались материалы Предсоборного Присутствия 1905–1906 гг. и Предсоборного Совещания 1912– 1914 гг. Острые споры вспыхнули по вопросу о высшем церковном управлении. Профессора Петроградской Духовной Академии, особенно влиятельные в Предсоборном Совете, настояли на том, чтобы предложение о восстановлении патриаршества было отвергнуто. Горячо обсуждался вопрос об участии мирян в ведении церковных дел. Профессор Петроградской Академии А.А. Пап-ков отстаивал самые широкие права прихода, ему возражал Н.И. Лазаревский: «Бесконтрольное хозяйничанье мирян может привести к самым неожиданным постановлениям, а если они постановят продать Казанский собор на увеселительные заведения, тогда что делать?».

5 июля Синод принял постановление об открытии Поместного Собора в Москве, в праздник Успения Божией Матери, и утвердил положение о созыве Собора. 24 июля Святейший Синод в посланиях к предстоятелям поместных Церквей приглашал их прибыть на Всероссийский Поместный Собор.

В самый канун Собора произошли очередные перемены в составе Временного правительства. 25 июля обер-прокурором Синода вместо Львова был назначен А.В. Карташов, в прошлом доцент Петроградской Духовной Академии. 5 августа Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром Карта-шова. В компетенцию нового министерства входили отношения Православной Церкви с другими религиозными общинами России и государственной властью – какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела при этом не предусматривалось. Эта перемена послужила освобождению Церкви от давления со стороны правительственных чиновников, но серьезного значения появление нового министерства для Церкви уже не имело – Временное правительство теряло власть в стране.

За два дня до открытия Собора Святейший Синод возвел столичных архипастырей - святых Тихона Московского и Вениамира Петроградского, а также экзарха Грузии архиепископа Платона в сан митрополитов. Синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви доживала последние дни. 15 августа в Москве в Успенском соборе Кремля открылся Поместный Собор.

 

Примечания

1 К церковному Собору. С. 127.

2 Сергий (Страгородский), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. Спб., 1905. С. 5–6.

3 Там же. С. 10.

4 Там же. С. 27.

© Протоиерей Владислав Цыпин, 2009

II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС