Средне-Никольский мужской монастырь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ >

ссылка на XPOHOC

Средне-Никольский мужской монастырь

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Средне-Никольский мужской монастырь

Пахомиев скит

Средне-Никольский старообрядческий мужской монастырь

Средне-Никольский старообрядческий мужской монастырь (Пахомиев скит) – монастырь на берегу р. Большой Иргиз около д. Давыдовка Вольского уезда Саратовской губернии.

Келейная в Средне-Никольском монастыре, нач. XX в..

Основан в 1764 г. иеромонахом Пахомием, который привел с собой 17 иноков. Они разбили свои кельи на берегу реки около озера Старичье в непосредственной близости от непроходимого леса. Недалеко от них поселился инок Филарет, основавший собственный скит. Почти сразу же здесь была срублена из дубовых брёвен часовня во имя Николая Чудотворца. В 1788 г. настоятель Антоний, приняв под свое покровительство иноков Филаретова скита, взамен старой часовни заложил церковь во имя Николая Чудотворца. Через 2 года объединенными усилиями она (вместе с колокольней) была построена и освяще­на, а слившиеся скиты стали называться Средне-Никольским монастырём. В нем было 40 келий. Его окружала деревянная ограда.

В 1798 г. здесь стараниями настоятеля Матвея Калмыка строится вторая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К концу 1833 г. в Средне-Никольском монастыре обитало более двух с половиной сотен человек. Именно эту обитель в 1837 г., по указанию царя Николая I, губернатор Степанов со своей командой осаждал дважды, чтобы насильно преобразовать её в единоверческую. На второй раз на защиту монастыря встало около двух тысяч человек, и пришлось применить холостые пушечные заряды, казачьи нагайки и пожарные насосы. Кровь и вода тогда лились рекой. Убитых не было, но покалеченными оказалось более полутора сотен человек. Почти две тысячи защитников староверия было задержано. Старообрядцам под напором силы пришлось смириться. Средне-Никольский старообрядческий монастырь стал единоверческим.

Интерьер монастырского храма в Средне-Никольском монастыре, современный вид.

+ + +

Средне-Никольский единоверческий женский монастырь

Средне-Никольский единоверческий женский монастырь.

Сначала преобразован из Средне-Никольского старообрядческого мужского монастыря Указом Саратовской духовной консистории от 6 февраля 1837 г. в единоверческий мужской общежительный третьего класса. В марте 1837 г. был передан в управление архимандриту Зосиме, прибывшему из Высоковского единоверческого монастыря Костромской епархии. Но вскоре обитель стала приходить в упадок, и Саратовская духовная консистория сделала её женской. Это произошло 21 августа 1841 г., когда монастырём стала управлять монахиня Ефросинья, переведённая из Максаковского единоверческого монастыря Черниговской епархии.

Земельные угодья С-Н. монастыря составляли 1562 десятины, отмежёванные ещё по Указу Павла I от 17 октября 1801 г., и 12 десятин, пожертвованных самарскими мещанками Е. Сокулиной и Е. Орловой, находившихся в Сызранском уезде между селами Рождественно и Выползово и сдававшихся монахами ежегодно в аренду.

В обители находилось две церкви. Первой была деревянная однопрестольная церковь во имя Покрова Божьей Матери, построенная в 60-х гг. XVIII в. ещё староверами. К 1861 г. она уже пришла в упадок и была упразднена. Тогда единоверцы начали перестраивать раскольничью каменную ризницу в тёплую однопрестольную церковь. Высота её вместе с крестом достигала 7,5 сажен. В 1864 г. она была освящена, а на месте упразднённой церкви в 1871 г. поставили деревянную часовню для постоянного чтения псалтыря. В обители находилась ещё одна церковь во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского, тоже построенная ещё раскольниками. При ней имелась деревянная четырёхъярусная колокольня высотой 12 сажен. В 1886 г. эта церковь опять была перестроена и 31 мая 1887 г. освящена. Рядом с церковью находилась могила инокини Анисьи Сапожниковой. Внутри чугунной ограды на белом мраморном камне стоял большой крест, покрытый латунью и позолоченный червонным золотом.

Святынями обители считалось 5 Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Фёдоровича.

В первые годы существования монастыря в нём проживала 41 насельница, в том числе одна игуменья-настоятельница, 7 манатейных монахинь, 10 указных послушниц и 23 человека в качества послушниц. К 1914 г. количество обитателей монастыря составляло 98 человек. Из них две игумении, 19 манатейных монахинь, одна рясофорная послушница, 8 послушниц указных и 68 обычных.

Первой настоятельницей была игуменья Ефросинья (Е. Ерёмина), возглавлявшая обитель с августа 1843 г. по сентябрь 1862 г. Затем в управление монастырём вступила игуменья Асенфая (А.Т. Кудинова). Впоследствии обителью управляли манатейная монахиня Капитолина (К. Пантелеймонова) с 1867 по август 1872 г., игуменья Маргарита (М.А. Тихонова) с сентября 1873 по июль 1870 г., игуменья Серафима (Н.М. Саблина) с июля 1890 по октябрь 1910 г., игуменья Августа (П.И. Афанасьева) с 1910 по 1917 гг.

На территории обители располагалось 15 зданий. В 12 размещались настоятельница и сёстры, в остальных – ризница, трапезная и больница на 5 кроватей. В 1891 г. в монастыре открыли училище, в котором обучались дети и из окрестных сёл.

Обитель была обнесена оградой, в которой имелось три башни и трое ворот: на западной стороне - «Святые», трёглавые, с калитками, на восточной и северной – каменные въездные. При монастыре имелся скотный двор и  фруктовый сад, а на Б. Иргизе – рыбные ловли, которые сдавались в аренду. Обители также принадлежали ветряная мельница с двумя поставами и кирпичный завод. В г. Самара на ул. Самарская, между ул. Александровская и Симбирская (теперь Вилонская и Ульяновская), находилось монастырское подворье с деревянным домом, флигелем и хозяйственными постройками.

В 1918 г. монастырь закрыли. С февраля 1918 по январь 1920 г. все постройки его и имущество находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. В феврале 1920 г. Пугачёвский (бывший Николаевский) уездный исполком своим постановлением от 11 февраля передал все монастырские здания в распоряжение уездного отдела народного образования.

Все трудоспособные монахини были «мобилизованы» на различные работы: одни в отделе здравоохранения боролись с эпидемиями, другие трудились на молочной ферме. Нетрудоспособные были переданы в распоряжение отдела соцобеспечения. Райсобес взял под свою опеку и монастырский фруктовый сад. Подворье в Самаре в 1922 г. было отдано под жильё.

Последние насельницы монастыря - 40 монашек во главе с игуменией Зоей - покинули монастырь в 1929 г. Монахини поселились в Николаевске (ныне г. Пугачёв) и ходили в обитель ухаживать за помещенными здесь детьми-сиротами, отдавая им свой скудный паек. Вскоре в бывшем монастыре была образована коммуна, которая в честь Международной организации помощи борцам революции была названа МОПР. Новые хозяева сделали в Никольском храме клуб, а теплую церковь во имя Покрова Богородицы разобрали на строительство МТС. Могучие стены монастырской каменной ограды во многих местах разрушили, а кое-где в них прорубили окна (по некоторым данным, пристраивали здесь свинарники). На месте Покровского храма тоже оборудовали было свинарник, но животные в нём постоянно проваливались под землю в образовавшиеся пустоты. Во времена «перестройки» конца XX в. монастырская территория пришла в запустение. Три верующие жительницы Пугачева стали приходить в свободное время помолиться в монастыре в полуразрушенном Никольском храме. Они и начали постепенно восстанавливать его. Их начинание нашло горячий отклик и у жителей Балакова. На паломническом автобусе, на поезде, группами и в одиночку люди приезжали в заброшенную обитель. И, тем не менее, в 1998 г. за какие-то 5-6 месяцев храм был восстановлен ровно к 19 декабря - зимнему Дню памяти Николая Чудотворца. К этому дню документально оформили церковный приход, но так как здесь еще не было своего священника и алтарь церкви не освящался, проводился лишь торжественный молебен с акафистом Николаю Чудотворцу.

Работы по восстановлению Свято-Никольского монастыря продолжаются.

Юрий Каргин

Православные иконы:

| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |

Все религиозные термины:

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |


 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС