Сериалы как важнейшее из искусств
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ > СТАТЬИ 2017 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Сериалы как важнейшее из искусств

2017 г.

СТАТЬИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Сериалы как важнейшее из искусств

Кинематограф как жанр искусства существует лишь одно столетие. Этим «синема» отличается от практически всех иных жанров, которые происходят из античности, а то и из ветхой древности. Сначала жанр, рожденный «великим немым», обратился завидным говоруном, затем его черно-белые картинки раскрасились цветом. Расцветившие первые цветные картины пиротехнические спецэффекты со взрывами и настоящими пожарами очень быстро были вытеснены виртуальными компьютерными эффектами. Подобной динамики смены самого предмета, которым оперирует жанр, не наблюдается ни в одном ином. В скульптуре как ваяли из камня и бронзы, так и продолжают. Живописцы натуральными масляными красками в средние века на дереве писали, а в новое время на холсты перебрались. И только кино постоянно скачет: то с целлулоидной плёнки в тридцать пять миллиметров на магнитные бобины, затем на кассеты, оттуда на лазерные диски разной масти. И в процессе этого бесконечного совершенствования вдруг выясняется, что миллионы зрителей предпочитают смотреть русские сериалы онлайн бесплатно на своих домашних компьютерах или планшетах, а вовсе не масштабные «фирменные» картины в кинозалах. Почему?!

Ведь голливудские студии тужатся привлечь все внимание к своим фильмам, закачивают огромные суммы в долларах на их производство, нанимают дорогостоящих звезд. Сюжеты закручивает в фантастическом ключе, с полетами к другим мирам. А народ отдает предпочтение, казалось бы, заурядным сценам в домашней обстановке или на обычных городских улицах, которые зритель и в будние дни может наблюдать без специальных устройств из окна авто или автобуса. В самом деле, почему же происходит такое смещение интереса массового зрителя?

Причина изменения вкусов заядлых киношников в том, что за столетие существования кинематографа этот жанр в его классических воплощениях начался, развился, достиг апогея и выдохся… Речь идёт, разумеется, о классическом кино – о художественных лентах. Главное отличие этого жанра от других (киношных же) и главный элемент, из которого, как молекулы из атомов, складывается все разнообразие сюжетных проявлений кинолент – это так называемые «иероглифы кино». Например, в «Унесенных ветром» главная героиня в растрёпанных чувствах на грани разрыва с главным героем неожиданно оступается на парадной лестнице имения и падает, ломая себе кости. Один раз заснятая сцена далее тиражируется тысячекратно другими режиссерами. Талантливым считается тот режиссер, который за всю свою карьеру изобрёл хотя бы несколько таких «иероглифов кино», гениальным – создатель нескольких десятков. Все остальные, не гениальные, всего лишь повторяют чужие «иероглифы».

Столетие прошло – все «иероглифы» классического кино закончились. Новые придумать уже невозможно. Оказалось, что далеко не все образы художественной литературы возможно передать средствами кинематографа. Писатель продолжает писать романы, а режиссер оказывается у разбитого корыта. Конечно, он может и дальше снимать художественные картины, ограничиваясь лишь повтором чужих изобретений. Но восприятие таких лент у миллионов людей стало теперь совсем иным. Люди не столько понимают, сколько чувствуют, что «тут что-то не то».

Именно в такой обстановке – исчерпанности жанра – успехом начали пользоваться не художественные полномасштабные картины, а экранизации не охваченных ранее литературных произведений, реконструкции исторических событий (например, убийство Кеннеди, где актеры играют не вымышленных писателем, а настоящих исторических персонажей). Документальное кино благодаря новейшей съемочной технике переживает новое рождение. Миниатюрная самодвижущаяся камера может подползти вплотную к дикому африканскому слону без малейшего риска для жизни оператора. Камеру можно положить на дно реки вверх объективом и снимать – сквозь поток воды с красочными рыбками – стоящих на мосту и непринужденно беседующих ведущих фильма.

Наконец, сериалы, описывающие по сути дела нашу с вами жизни, оказываются среди смотрящей публики более популярными, чем широкоформатные ленты для кинотеатров. Ведь в сериалах речь идёт о нашем местном, знакомом и потому интересном зрителю. Так сериал превратился в важнейшее из современных искусств. Конечно, бывает и так, что некоторая часть любителей экранных зрелищ предпочитает смотреть, например, немецкие сериалы (те же детективные) – именно потому, что создатели иностранных массовых зрелищ целились в иностранного зрителя, а по нашему местному заложенные создателями идеи не попадают. Но это уже особый случай, который правилом не является.

 

 

 

ХРОНОС - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС