№ 3'03 |
Владимир Деханов |
ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И ВЕЛИКИЙ ПАТРИОТ |
|
XPOHOСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
Русское поле:СЛОВОВЕСТНИК МСПСБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКО - русский литературный журналРУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журналПОДЪЕМ - литературный журналОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
Взгляд из прошлого«…Я только спрашиваю себя, глядя на все происходящее, какие еще ужасные пинки будет вынуждено дать нам божественное Провидение, чтобы заставить приподняться общество, опустившееся до того уровня подлости, когда даже некоторые из лучших его представителей совершенно естественно оказываются подлецами… Из-за этого несоответствия чувствуешь себя в окружающей среде не просто чужим, но — изгнанником. Однако в конце концов, что же означает это всеобщее скудоумие, ведь оно не могло бы наступить, если бы не стерлись определенные нравственные понятия. Что здесь причина и что следствие? Или, быть может, следует признать, что все происходит от присущей нам как племени обыкновенной отсталости? Но в этом случае нельзя было бы без глубокой грусти думать о самом ближайшем будущем, ибо пришлось бы признать, что место, занимаемое нами в мире, совершенно случайно, что оно никак не оправдано, что мы его не заслуживаем и что Высшая Справедливость, расставляющая факты и события по их значению, не замедлит поставить нас на подобающее нам место. Одним словом, пришлось бы признать, что справедливым в отношении нас оказывается, таким образом, зарубежное мнение. Может быть, подсознательным ощущением этого и объясняется всеобщая низость», — так писал Ф.И. Тютчев в письме А.Ф. Аксаковой 7 декабря 1870 года. Федор Иванович Тютчев был не только гениальным поэтом, он являлся, прежде всего, великим русским патриотом. Не нужно для доказательства этого каких-то специальных исследований, достаточно познакомиться с его дипломатической и государственной деятельностью, с мыслями глубокого политика и философа Тютчева, высказанными им в письмах, политических статьях и записках, в его стихотворениях. Эпоха, в которую жил Ф.И. Тютчев — а ему пришлось не только наблюдать, а в некотором смысле и участвовать в политике трех российских императоров: Александра I, Николая I и Александра II, — была сложной. Он захватил Россию и дореформенную, и послереформенную. Как ни парадоксально, но многие высказывания Тютчева полуторастолетней давности весьма актуальны и для сегодняшней России. Конечно, это уже не Российская империя XIX века — теперь это страна, урезанная до не поддающихся сознанию пределов, разобщенная с близкими славянскими республиками — Украиной и Беларусью. То, что Россия конца ХХ века станет такой, какой она стала, — еще совсем недавно не мог предугадать даже ни один из современных предсказателей. Дальнозоркий Тютчев тем не менее оставил нам непреходящую поэтическую формулу:
Уже более столетия цитируют ее в выступлениях; можно сказать, что это тютчевское четверостишие превратилось как бы в библейское изречение. А вот другое его высказывание: «Следовало бы понять раз навсегда, что в России нет ничего серьезного, кроме самой России». Владимир Соловьев писал: «…вера его в Россию не основывалась на непосредственном чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения». И это соответствует, вероятнее всего, действительности. Вспомним самого Тютчева: «Скажите, для того ли родился я в Овстуге, чтобы жить в Турине? Жизнь, жизнь человеческая куда какая нелепость!» (Из письма к отцу и матери из Турина 1 ноября 1837 г.) Да, были минуты, когда свои родные места поэт называл «немилыми». Но тут же: «…когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною…» (Из письма к жене Эрн. Ф. Тютчевой из Петербурга от 23 июля 1854 г.) Родина для Тютчева — это не только его малая родина, это вся огромная страна Россия. В одном из его писем к жене Эрнестине Федоровне читаем: «Я не без грусти расстался с этим гнилым (подчеркнуто автором. — В.Д.) Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины». А в письме к отцу и матери Тютчев писал из Мюнхена 18 марта 1843 года: «Хоть я и не привык жить в России, но думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». То, что Ф.И. Тютчева заботили судьбы России — свойство, присущее истинно русскому человеку, дорожащему своим Отечеством, любящему свой народ. Его чувства к России это не что-то искусственное, напыщенное — это его совесть, его глубокое уважение к древним родовым корням. В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина, его «как первую любовь» России сердце, по выражению Тютчева, пока еще не забыло. Сейчас пришел такой же юбилей и для Ф.И. Тютчева. Он родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. И будь он сегодня жив — очень обрадовался бы тому факту, что ему до сих пор не установили памятник в сегодняшней Москве, уже почти лишившейся своего исконного облика, национальной самобытности, ставшей городом, откуда почти изгнан русский дух и где русскому человеку неуютно. Уверен, твердо убежден, не о таком будущем России мечтали и Пушкин, и Тютчев. Увидев, что сейчас делается в ней, что сотворили с Россией обманным путем предавшие ее вожди при молчаливом согласии самого народа, русские гении и патриоты пришли бы в ужас. О Тютчеве — великом поэте, написано много. Я хочу представить читателям Тютчева малоизвестного, Тютчева — философа, мыслителя, государственника и патриота. Я собрал патриотические стихотворения Тютчева, отрывки из его писем и политических статей, где он пишет о судьбах России, о судьбах славянства, размышляет о настоящем моменте. При этом будет нелишне отметить, что, несмотря на то что прошло уже 130 лет со дня смерти Ф.И. Тютчева, к большей части его эпистолярного наследия, хранящегося в архивах, еще, к нашему стыду, не прикоснулась рука исследователя. И когда эти письма-послания (а их около восьми сотен) нашего великого поэта, мыслителя и патриота будут обнародованы — пока неизвестно. А соображения и оценки Тютчева относительно происходящего в России и ее места и роли в мире не только не устарели, наоборот, они многое объясняют и о многом заставляют задуматься. Тютчев не просто современен в своих выводах и оценках о судьбе России, он куда более глубок и откровенен, чем многие нынешние публичные политики. Материалы я расположил в строгой хронологической последовательности. Сокращения в текстах обозначены знаком /…/. Почитателей творчества Тютчева, которых оно интересует в полном объеме, я отсылаю к двухтомникам поэта: «Лирика» («Литературные памятники». — М., 1966), «Сочинения» в 2-х томах (М., 1984), а также к первой и второй книгам тютчевского «Литературного наследства» (Т. 97. — М., 1988—1989). Р.S. С той поры, как я засел за этот труд, прошло несколько лет. То, что происходит сейчас с моей страной, иначе и не передашь, как словами великого русского человека Федора Ивановича Тютчева — пусть простит меня мой дальний земляк лишь за одно-единственное изменение в его стихотворении «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»: я вместо первого в строке слова «Жизнь» подставил слово «Россия».
От такой жизни, которую сотворили нам «реформаторы», уже в родную землю-матушку полегли сотни тысяч ни в чем не повинных людей. А сколько еще поляжет?! Брянск
Здесь читайте:Федор Тютчев. Мысли о России Федор Тютчев (Биографическая статья)
|
© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2003WEB-редактор Вячеслав Румянцев |