SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > СЛОВО  >

Василий Матонин

ЧУДЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРАВДИВЫЕ РАССКАЗЫ

XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Русское поле:

СЛОВО
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

О необыкновенных происшествиях

Автор предлагает читателям правдивые рассказы бывалых людей о недавнем прошлом, выписки из архивных документов Архангельского губернского статистического комитета. На рубеже веков и тысячелетий дела минувших дней приобретают особую значительность. Природные явления и факты социальной жизни словно бы перекликаются и дополняют друг друга. Возможно, это объясняется тем, что сознание людей, живущих в едином пространственно-временном измерении, фиксирует только такие явления видимого мира, происхождение которых объясняется с точки зрения политической жизни, экономики, хозяйственной практики. Вокруг себя и в себе мы видим только то, что готовы увидеть и объяснить. Но можем ли мы ощутить Божественный промысел, внимательно всматриваясь в историю? Незначительные, казалось бы, сюжеты провинциальной жизни северной России складываются в мозаичную картину. Что на ней изображено, пока трудно разобрать или уже невозможно. Будущее покажет.

Параскева Пятница. Русский Север. XVIII век

Холера

С 30 июня 1853 года в Архангельске, в Соломбальском селении и в близлежащих деревнях появилась холера. Заболевших по городу и Соломбальскому селению было всего 805 человек. Из них выздоровело 437 человек, умерло 368.

23 августа в городе, а 24-го — в Соломбале состоялись молебны с крестным ходом.

После 23 августа случаев холеры не замечено.

Устина родила

В Шенкурском уезде жена крестьянина Нефедова — Устина (37 лет от роду) — 26 августа 1853 года родила троих живых младенцев: двух девочек и одного мальчика.

Горестная весть

23 февраля 1855 года получен Высочайший манифест от 18 февраля о кончине императора Николая Первого. Горестная весть потрясла сердца граждан. Горько плакали старый и малый, богатый и убогий. В два часа пополудни раздался в Кафедральном соборе Благовест: архангелогородцы присягали августейшему преемнику Его — Императору Александру Второму.

В церквях Архангельска прочитано воззвание Святейшего Синода о всеобщем вооружении.

Знамение

22 марта 1855 года в восьмом часу вечера над Архангельском пролетал блестящий метеор — огненный шар, сыпавший искры.

Ледоход не состоялся

В конце апреля 1855 года уровень воды на Пинеге был столь низкий, что река не смогла поднять льда, который осел на дно в двенадцати верстах от уездного города.

Грозы в июне

26 июня 1855 года над Архангельском разразилась гроза. Молния ударила в купол колокольни при церкви Архистратига Михаила, оглушила стоящего на часах полицейского, пробила каменный свод и опалила иконостас в приделах Святой Великомученицы Екатерины и Святых апостолов Петра и Павла.

26 июня при температуре плюс двадцать три градуса выпал град величиною с каленый орех. В это же время градом побило хлеб в Федоровской волости.

Встреча защитников

26 мая 1856 года в Архангельск прибыл 32-й экипаж Черноморского флота. После торжественной встречи защитников Севастополя общественная жизнь в городе преобразилась. Обеды и балы давались беспрерывно. Ряд этих торжеств заключился балом, данным купечеством 16 июня.

Почта

Этот рассказ найден в Государственном архиве Архангельской области. Фамилия чиновника, который записывал показания свидетелей происшествия, неизвестна, а подпись начальника, просмотревшего бумагу, неразборчива. Стараясь сохранить стиль изложения и лексику, я незначительно отредактировал текст.

Соловецкий общежительный ставропигиальный Спасо-Преображенский монастырь на Белом море из-за островного положения бывал отрезан от материка на многие месяцы. Припай намерзает на 4—5 километров от берегов. Далее — открытые водные пространства и дрейфующие льды. Доставка почты в монастырь требовала от крестьян большого мужества. В условиях предельного напряжения сил проявлялись такие человеческие качества, как взаимовыручка и готовность к самопожертвованию, спокойное отношение к смерти и упование на Божию помощь. (В.М.)

В конце ноября 1859 года послан был из Архангельска послушник Ефим Николаевич Харитонов с монастырской почтою. До мыса Орлова в Кемском уезде почта шла сухим путем по берегу Белого моря. От Орлова — морем на пространстве 35 верст к острову Муксалме, где находился монастырский скотный двор, откуда до монастыря 15 верст следования.

Утром 15-го декабря послушник Харитонов отправился по льду на двух мореходных лодках (длиной три с половиной аршина и шириною один сажень) в сопровождении 12 человек — крестьян Онежского уезда. В каждой лодке помещалось 6 человек. Море было тихо, погода пасмурна. Шел небольшой снег. Путешественники беспрепятственно плыли почти до шести часов вечера.

Не доезжая 10-ти верст до Муксалмы, они встретили стоящий лед, вытащили на него лодки и ночевали. Сильный ветер отнес льдину к Заячьему острову в 5-ти верстах от монастыря.

С рассветом 16 числа лед разошелся, образовались разводы, и плаватели пристали к Березовой губе Соловецкого острова. В этот же день они достигли монастыря и пробыли в нем четыре дня. Восемь человек остались для богомоления. Взамен их послушнику Харитонову с бывшими при нем проводниками — крестьянами Онежского уезда Золотицкой волости Василием Федоровым Абрамовым, Егором Кирилловым Самойловым, Ефимом Андреевым Куликаевым — был дан в обратный путь крестьянин Кемского уезда Подужемской волости Андрей Максимов.

21-го числа все эти пять человек при попутном ветре отправились в тех же лодках на мыс Орлов. Ночью в десяти верстах от Орлова они были застигнуты льдом, вытащили на него лодки и ночевали. Утром 22-го декабря их сонных принесло почти к самому мысу. Оставалось 5 верст до материка. Но подул сильный противный ветер, и утром 23-го числа путешественников унесло льдом в открытое море за Анзерский остров в 45-ти верстах от Орлова. Южак держался три дня и увлекал лодки на север, к Терскому берегу в Кемском уезде. Падавший снег скрывал очертания берега.

Когда ветер стих и лед остановился, путники пробыли на нем в неизвестности пять дней — до 30-го числа. Два дня тянули они лодки на восток к Зимним горам в Архангельском уезде, находящимся в 100 верстах от Архангельска и в 400 верстах от Орлова. При пасмурной погоде им удалось разглядеть вдалеке признаки суши, и, когда море очистилось ото льда (3-го и 4-го января), странники снова поплыли к долгожданной цели. 5-го января снова встретился лед, подул восточный ветер. Истомленные долговременной борьбой со стихией, путники бросили одну лодку и шли еще три дня.

Вечером 7-го января они подошли к Зимним горам и увидели огни, мелькавшие в рыболовных избах. Казалось, все опасности позади, и скоро можно будет ступить на твердую землю. Но случилось иначе.

Ветер отнес их ночью за 20 верст от гор.

На другой день они опять тащили лодку по льду, а потом плыли к Зимним горам.

Ночью на 10-е января встретился тонкий лед, не поднимающий ни человека, ни лодки. Торосы сжимались и затирали шнеку. Мороз доходил до минус тридцати градусов. Сонные и озябшие, в мокрых рубахах, крестьяне выскакивали из лодки, боролись с поднимающимися льдинами и падали в воду. Так провели они ночь и день.

К вечеру волнение погоды прекратилось. Почтальоны вытащили лодку на лед, переменили белье, приобщились масла, взятого из монастыря от мощей преподобных Зосимы и Савватия, простились перед смертью, упав друг другу в ноги, и в ожидании гибели легли в лодке друг на друга, накинув сверху шубы.

Отдохнув, днем 12-го числа они снова потащили лодку к Зимним горам, и в полдень, 13-го января, остановились на льду. Пытались согреть воду.

Андрей Максимов побежал к горам и пропал без вести.

Странники снова последовали с лодкой по льду. Ночью шугу начало ломать. Задул ветер и понес людей на льдине дальше от берега.

Перед рассветом 14-го января путники, потеряв последние силы, кинули лодку, тяжелые тулупы и одеяла. Оставшись в легкой и мокрой одежде, они 15 верст шли к берегу, трое остались на крепком льду, а Василий Федоров Абрамов, желая спасти себя и товарищей, решался продолжать путь. Его спасла ловкость в ходьбе. Не останавливаясь, с помощью двух багров Абрамов почти добрался до берега и встретил крестьянина из Зимней Золотицы Михаила Васильева Пахомова. Василий попросил Пахомова спасти своих погибающих товарищей — перенять их на лодку. Михаил с крестьянином Ильей Федуловым Ануфриевым, с трудом проламывая лед, пошли за несчастными, замерзающими в пяти верстах от берега. Вскоре путешественников доставили на мыс Вепрь. Это промысловый стан. Там находилась деревянная часовня во имя Николая Чудотворца.

Пахомов согрел путников в избе, отдал им свое сухое платье, накормил, чем Бог послал, и за ними ухаживал. Его невольные гости были почти бесчувственны. Они отморозили руки и ноги. Предусмотрительный Пахомов не покидал, опасаясь, что в его отсутствие спасенные странники угорят в жарко натопленной избе. Когда силы страдальцев восстановили, Пахомов перевез их в Зимнюю Золотицу, приютил, три дня кормил, поил, одевал, т. к. они не могли владеть обмороженными руками.

15-го января с выздоравливающими почтальоном и проводниками Пахомов отправился в Архангельск и вечером 18-го числа доставил их на Соловецкое подворье с почтой из монастыря.

В Палестину и обратно

Кучина Александра Филиппьевна (1918 года рождения, из Кушереки) живет в Мурманске. Она рассказала, что дядя ее бабушки пешком ходил молиться в Палестину. Целый год ходил: полгода туда шел, полгода обратно. Отец и мать ходили в Соловецкий монастырь. Там очень хорошо принимали и платы не брали.

Икона спасла церковь

Летом 1900 года в селе Кушерека был сильный пожар. Через реку летели головни. В реке вода закипала. Бабушка Александры Филиппьевны Кучина взяла икону Ильи Пророка, обошла церковь два раза, и пожар прекратился.

Ангелы. Русский Север. XVIII век

Пролубники и колотуши

Неклюдова Любовь Андреевна (1918 г. р.) из села Кушереки рассказала, что зимой белье стирали в деревянном корыте с мылом или со щелоком. Иногда в мешочек засыпали золу и заливали кипятком. Белье полоскали в речке. Одна прорубь была полоскательная, другая — для лошадей. Специально содержали пролубника, который проруби очищал. Одна женщина — Марина — пять лет чистила проруби. За «пролубными» по воскресениям ходила с корзиной. В домах давали ей что-нибудь повкуснее, посъедобнее, чтобы не обижалась: шаньги с картошкой и гречей, сочни ржаные, белые калитки, рыбники с зубаткой и палтусом, пироги, где на целый лист творогу наложено или ягод… Было за что. Проруби приходилось чистить саками деревянными с сеткой, пешней, деревянной лопатой. Воду домой носили ушатом на коромысле по двое. Лестницу под гору чистили по очереди: каждый день — семья. Если был сильный занос, то все выходили. Каждый хозяин улицу расчищал у своего дома. Очередность на общие работы соблюдали с помощью передаточной палки, которую обычно приносили с утра. Вырезали на палке свою букву-клеймо, а на следующее утро относили соседу.

Зимой и осенью Колотуша ходил два раза: в семь и в десять часов вечера. У Колотуши на груди висел кусок доски, в которую он колотил двумя палочками. На случай пожара колокольня не закрывалась.

Двадцать один

В 1930 году в селе Кушереке был организован колхоз «Восьмое марта», а рядом — в Малошуйке — колхоз «Первое мая». В 1960 году их воссоединили, и новый колхоз назвали «Двадцать первый съезд».

 

Крещение

Денисов Валерий Алферович (1941 г. р.) из села Кушереки Онежского района рассказал, что «Крещение в реке праздновали». Никто не болел. Его мать зимой купалась в «Иордани» и до девяносто лет жила. Кто из проруби девушку вытянет, тот и будет ее крестным, если старый крестный умер.

Из храма приносили голубка. Сначала его окунут в воду, а потом сами опускаются на полотенцах. У кого крестного нет, полотенце держал крестник. Иногда по нездоровью давали обет трижды окунуться в ледяную воду.

 

Крысы

В июне 1941 года в селе Черевково отрок Матонин Николай кидал камни в крыс, которых увидел в пустом хлебном амбаре. Грызуны неожиданно и одновременно бросились на мальчика. Стая выстроилась клинообразно. Ее не остановил даже ручей. Коля увидел колхозника на коне и закричал. Всадник подсадил на круп лошади испуганного паренька, и они ускакали через поле от серых хищников.

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList

Русское поле

© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев