SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > СЛОВО  >

Тамара Полозова

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Русское поле:

СЛОВО
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

Юбилейное шолоховское издание

Какое счастье уважать человека!

А.П. Чехов

В заглавие вынесено название статьи, которая открывает новое собрание сочинений М.А. Шолохова в девяти томах. Автор статьи и составитель издания — Владимир Васильев. Издание это обращает на себя внимание, хотя в последние годы, в связи с 95-летием классика русской и мировой литературы, было выпущено в свет значительное число книг, содержащих произведения М.А. Шолохова и различные по замыслу, по жанру исследования, посвященные его творчеству.

Приятно осознавать, что интенсивно растет интерес литературоведов к осмыслению как непреходящей ценности художественного творчества русского Гомера ХХ века, так и к объективному анализу его исключительной личности. Публикация писем двадцатых годов, подготовленная сыном писателя

М.М. Шолоховым (журнал «Слово», 2002, № 2, стр. 15—23), ряд горячо личностных статей в этом же и в других периодических изданиях рисуют образ человека, покоряющего гармонией духовности, душевности, гражданской активности, гордой чести и совестливости.

«Милая моя Маруся!.. В душе моей радость неуемная…» — признается молодой супруг в письме своей «дорогой женке». Такая святая всепобеждающая любовь свойственна Михаилу Шолохову во всех жизненных проявлениях. Именно это подчеркивает В.В. Глебов, автор памятника М.А. Шолохову, в интервью журналу «Слово»: «Настоящий Шолохов на деньги, полученные за Нобеле-вскую премию, построил мост через Дон, заасфальтировал дороги, посадил сосновые леса вокруг на месте песков. Он спасал природу и людей».

Особый вклад в шолоховедение составляет публикация писем, адресованных И.В. Сталину. Они представлены исследователем и публицистом В.О. Осиповым. Он подготовил к изданию уникальную книгу «Михаил Шолохов. Сочинения» (М.: «Книжная палата», 2000. — 197 с.). Издание выполнено с любовью и включает: «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», рассказы, военную публицистику и раздел — «Из переписки со Сталиным». Стержнем этого издания являются цитаты из выступлений М.А. Шолохова. Их невозможно не привести.

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку…»

«Прошлое, настоящее и будущее совсем не взаимоисключающие друг друга или обособленные измерения жизни человека и человечества…»

Приведенные мысли проявляют ядро всей жизни и творчества М.А. Шолохова, что позволило В.О. Осипову во вступительной статье «М.А. Шолохов: известный и неизвестный» с полным основанием сказать об «отважном сопротивлении писателя власти»; о том, что переписка с главой государства «складывается в наизначительную хронику не только жизни писателя, но и страны»; что были и есть коварные установки исследователей смотреть на произведения М.А. Шолохова с позиции условно-схематической трактовки понятия социалистического реализма; что ныне очень увлекательно перечитывать гениального художника-мыслителя, «ибо главное для него — судьба Родины, а не казенные лозунги». Злободневно и приведенное В.О. Осиповым завещание. Точнее — мысль Шолохова, незадолго до кончины его записанная младшим сыном: «Когда там, по вашим учебникам, граждан-ская закончилась? Нет, милый мой, она и сейчас еще идет. Средства только иные. И не думай, что скоро кончится».

Увы, идет гражданская. Открытая и скрытая и в шолоховедении. Вспомним, например, хитроумно коварные действия Л. Колодного, направленные на сокрытие рукописи «Тихого Дона». Виктор Кожемяка точно определил их замысел: «Именно превращение присвоенного труда гения в предмет товарно-денежных отношений, в объект самой настоящей спекуляции произошло в той истории, о которой мы говорим». Это — цитата из брошюры, изданной ЗАО «Газета «Правда»; АОЗТ «Кодекс-М» в 2000 году, в рубрике «На злобу дня». Название говорит само за себя: «Приватизаторы Шолохова». Подзаголовок — «Как была найдена рукопись «Тихого Дона» (цитата со стр. 12).

Изящнее коварство автора статьи о М.А. Шолохове в солидном, пожалуй, рубежном для истории русской литературы издании: «Русские писатели ХХ века. Биографический словарь». Он явлен читателю тоже в 2000 году научным издательством «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву — АМ». Главный редактор и составитель — известный литературовед, академик РАН Петр Алексеевич Николаев. Биографический словарь русских писателей ХХ века выпущен тиражом 20 тысяч экземпляров. Эта тяжелая, многоемкая энциклопедия. Она уже заняла свое заметное место в личных, вузовских и публичных библиотеках. Заметим, что подписывали ее в печать 27.03.2000 года, то есть накануне нового столетия. Закономерно рассматривать этот солидный труд как хорошо продуманное исследование большого числа людей.

Здесь не место анализировать все его плюсы и минусы. Но обойти статью о Шолохове М.А. невозможно, ибо работа по подготовке нового девятитомного собрания сочинений осуществлялась вслед за энциклопедией. Первый том подписан в печать 31.01.01 г., а девятый — 18.03.02 г.

Автор статьи «Шолохов Михаил Александрович» в энциклопедическом словаре В.М. Литвинов и автор статьи «Народный художник» в первом томе нового собрания сочинений В. Васильев создавали свои концепции анализа творчества и характеристики личности русского гения в одной и той же конкретно исторической ситуации, в общей атмосфере современного литературоведения. Это особенно значимо для науки и очень приятно, что В. Васильев в своей работе ушел от спекулятивных схем антишолоховцев.

Однако, оценивая новаторство, научную актуальность работы В. Васильева и издательства «ТЕРРА — книжный клуб», нужно увидеть и понять предвзятость трактовки энциклопедического издания.

В.М. Литвинов не хочет видеть авторского единства рассказов двадцатых годов и романов «Тихий Дон», «Поднятая целина»… Он назойливо утверждает мысль о «заметном спаде творческой мощи после «Тихого Дона». Спад этот якобы «прямо пропорционален всевозрастающей партийной активности…» писателя. Обращает энциклопедист наше внимание и на длительную болезнь художника, на «иссякающие с годами силы, частые болезни, особенно обостренные тяжелой контузией…». Невольно возникает вопрос: не связано ли с этим появление в нынешней периодике публикации, озаглавленной «М.А. Шолохов умер в 1942 году». Такая статья появилась в газете «Хамовники». Ее автор знает, когда от нас ушел М.А. Шолохов. Но, ссылаясь на «личные впечатления близкого человека», вносит свою лепту в антинациональную программу, цель которой — поставить под сомнение истинное авторство гениального романа. Свойственна эта установка и статье в литературной энциклопедии.

В.М. Литвинов пишет о закономерности дискуссий относительно авторства выдающихся произведений искусства: «… от «Илиады» и «Слова о полку Игореве» до «Короля Лира» и «Тартюфа»… Говорит и о перманентности аналогичных дискуссий об авторе «Тихого Дона», которая «порождена не только сложностью самого вопроса, на который вряд ли может быть дан окончательный и категорический ответ, но еще и заинтересованностью в такой дискуссии различных ее участков». Напомним, что ко времени подготовки к выходу в свет биографического словаря «Русские писатели ХХ века» дискуссия была уже закончена. Всякий совестливый, читавший Шолохова человек никогда не сомневался в авторстве «Тихого Дона». Не беру здесь в счет Н. Струве, Р. Медведева, А. Солженицына. Они не без политического замысла сложили «как бы собирательный образ сервильного писателя, персонально отвечающего за грехи тоталитарного режима». А «читательское доверие» к «сервильному писателю», объясняет нам автор энциклопедии, есть следствие того, что М.А. Шолохов «представительствует … от простонародья». Не согласимся и с этим. Не следует отождествлять сегодня понятия народ и простонародье. Подчеркнем, что вступительная статья к девятитомному изданию М.А. Шолохова названа «Народный художник». Именно — народный. Именно — художник.

Владимир Васильев открыто не полемизирует с другими шолоховедами. Но концептуально, интонационно смысл его работы чисто шолоховедческий: он видит, чувствует человека — М.А. Шолохова, раскрывает основные генетически-личностные и генетически-социальные, исторические корни его раннего гражданского мужания, его постоянную жизненную активность не только в профессиональном деле, но именно во всем, что происходило вокруг. Он был ко всему причастен. К нему — писателю и гражданину М.А. Шолохову — можно с полным основанием отнести известные слова Андрея Платонова: «Без меня народ неполный». Но именно — народ. Он — вершитель истории, созидатель того, что составляет жизнь. Владимиру Васильеву близка жизненная позиция бессмертного Антона Чехова, вынесенная в эпиграф нашей статьи: «Какое это счастье уважать человека!» Осердеченное уважение к М.А. Шолохову — человеку, личностное принятие его жизненной установки в единстве с объективным анализом творчества предопределили новаторство, эстетическую и социальную ценность концепции и ее реализацию в девятитомном собрании сочинений.

Плодотворна ведущая идея работы В. Васильева: «Через всю прозу писателя проходит мысль о строительстве семьи человеком как о «бессознательном», подобном природному, стремлении истории к некой цели, неясно для революционного ума, в гордыне вознамерившемся все объяснить в феномене человека и природы, все перевести на рациональный, «красно-белый» язык социологии, дабы в жизни не только не нашлось места бессмертной людской душе, но и не осталось ничего «бессознательного», «темного» и «сокровенного». В таком подходе очевиден писатель-психолог, художник-сердцевед, что не находит себе места в предвзятом и, увы, еще бытующем социологическом, а точнее — политическом подходе к определению смысла и цели творчества великого писателя.

Новое издание обращает наше внимание и вступительной статьей, и научными комментариями, которые выполнены тщательно, развернуто, непредвзято, на то, что «в мире Шолохова повороты или изломы суть обнажившиеся сокровенные средостения общественного и природного в историческом процессе, сокрытые от нас и не вполне понимаемые нами в механике их взаимодействия». Да, М.А. Шолохов — великий историк, великий человековед и социальный эколог ХХ века.

Нельзя не согласиться с В. Васильевым, что уже в ранних произведениях тема единства человека и природы, тема «коловерти» социального, природного и сугубо индивидуального человеческого пронизывает не только один рассказ. Она доминирует во многих рассказах, а затем находит свое развитие в «Тихом Доне», «Поднятой целине». С самого начала и до конца своих дней великий мыслитель и гражданин ищет ответ на главный вопрос: «чем держится человек в распадающейся вокруг него жизни?» Вспомним эпилог рассказа «Чужая кровь»: «… в последний раз махнул Петро картузом, и на том месте, где ступила его нога, ветер дурашливо взвихрил и закружил белесую дымчатую пыль». Игра ветра и судьба человека, который всегда осознанно и подсознательно ищет путь не только к самоутверждению, но и к продлению себя в другом человеке, в другом деле, в поступке, в слове, во всем, что может иметь след в будущем. След как его знак, как его невидимая жизнь. Символична картина возвращения к родному дому Григория Мелехова: «Он… держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Весьма актуальна и такая мысль автора предисловия к рассматриваемому изданию: «Народная правда выказывает себя почти на уровне «заговорившей» в человеке природы, как вековой инстинкт, идущий из глубины души». Поэтому и диалог народа с красными или с белыми — не диалог только идей, но именно выражение смысла непосредственной жизни, а иногда и диктат подсознания. Поэтому индивидуальная драма и трагедия выступает как высшая — надындивидуальная правда. Эти и другие теоретические позиции цитируемого здесь исследователя, полагаю, открывают новый этап в развитии не только шолоховедения, но и шире — современного литературоведения, теории эстетического восприятия, творческого чтения. Об этом — разговор еще впереди.

А здесь, заканчивая первую попытку увидеть новое издание собрания сочинений М.А. Шолохова в контексте отдельных других крупных публикаций, нельзя не сказать еще следующее. Издание, конечно, не исчерпывает в полной мере всего, что сегодня есть в шолоховедении, но оно обогащает и науку, и читателя. В девятый том включены «Приложения: незавершенное и сохранившееся; Автобиографии разных лет; По Западному Казахстану; На юбилейное заседание…» Есть здесь и письма. Они представляют, пожалуй, особый интерес для сближения с писателем не только исследователей, но и широкого круга читателей: учителей, библиотекарей, учащихся и каждого любителя литературы.

Издание выполнено с большим вкусом. Хорошая бумага, удобный формат. Строгая коричневая обложка смягчена белой суперобложкой. На ней — всем знакомый портрет М.А. Шолохова — высокий лоб мудреца, проницательные, чуть улыбающиеся в глубине глаза… Очень красивый человек. Спасибо издательству за уважение и любовь к человеку и художнику Михаилу Александровичу Шолохову. Он — наша высокая гордость.

*М.А. Шолохов. Собр. соч. в 9-ти томах. М., Терра — книжный клуб, 2001—2002. Предисловие и составление В. Васильева.


Здесь читайте:

Михаил Шолохов (историческая биографическая справка)

Ирина РЕПЬЕВА - Тайная жизнь Михаила Шолохова - 26.05.2003

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList

Русское поле

© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев