SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ВЕСТНИК МСПС  >

№ 2'03

НОВОЕ ЧЛЕНСТВО

НА ПОВАРСКОЙ, 52

 

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

Русское поле:

ВЕСТНИК МСПС
СЛОВО
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
  

 

НОВОЕ ЧЛЕНСТВО,

или С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

Культурная общественность наша в последнее время вдруг стала стенать: ах, литературе отечественной пришел конец (и дядюшка Сорос не помог), а если уж и не конец, то что-то вроде того. В «Литгазете» даже прошла дискуссия под шапкой «Сумерки литературы». В самом деле — прилавки завалены бульварными поделками, писатели разделены идеологически (а зачастую и национально) в разные союзы, статус творческого работника законодательно не определен, тиражи у серьезных книг мизерные, а государственные издательства влачат жалкое существование... Что делать? Как быть?

И тут, как сказал бы классик, «рука Всевышнего Отечество спасла». Но прежде чем рассказать о чудесном мессии, явившемся в литературную среду, кратко скажем о роли художественного слова в обществе. Стихи — это ведь не нефть и газ, они не пополняют бюджет и не умножают доход олигарха, а романы или повести не крылатые ракеты или атомные боеголовки, их не выдвинешь в качестве силового аргумента в международном споре. Более того, в наши дни, когда с помощью телевизионных технологий и легко продающихся представителей шоу-бизнеса можно обрабатывать огромные массы электората, роль писателей и во время выборов не велика. Но у художественного слова есть другая, более значимая роль. Слово есть культурное ядро, где главенствует нравственность и попирается дикость. Аксиома, что настоящее искусство всегда нравственно. А нрав, по Далю, включает волю, любовь, милосердие, страсти, в отношении же целого народа — это житейские правила, привычки, обычаи. Незаметно для общества именно высокая литература формирует, указывает вектор развития народа. Каков же он в постперестроечное время?

Если посмотреть на писательское сообщество с точки зрения одобрения или критики проводимых в течение последних 15 лет реформ, то подавляющее большинство литераторов в основном осуждают и развал СССР, и приватизацию и разнузданность ТВ, и «шоковое лечение» «обновленной России». Зато у писательского меньшинства, авангард которого призывал в 1993 году «раздавить гадину», в руках оказались большая часть литературных журналов, успешные частные издательства (благодарные «победители» подкинули первоначальный капитал), телеподдержка (а значит, и «пиар»), а главное — на подмогу «меньшевикам» сориентированы многие госструктуры, в частности Минкультуры. И когда Михаил Швыдкой говорит, что «литература перестала быть важнейшей идеологической работой партии, государство отступило и предоставило людям пишущим свободно заниматься их делом», он, конечно, мягко говоря, лукавит.

Доказательства? Пожалуйста. Сергей Филатов, бывший в пору президентства Бориса Ельцина главой кремлевской Администрации, отступив в тень большой политики, создал Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ. Одно из направлений работы СЭИПа — программа «Молодые писатели России». В октябре этого года Фонд во второй раз провел в подмосковном пансионате «Липки» Форум литературной молодежи. Нужно сказать, что качественная смена — вопрос, больной для всех писательских союзов, существующих ныне, все-таки вырастить поколение наркоманов или даже «челноков» — задача более простая, чем воспитать юношество в духе нравственности и творчества. Логично предположить, что Сергей Филатов (сын поэта, между прочим!), руководствуясь высокими идеалами добра и служения Отечеству, объединит усилия раздробленного писательского сообщества и пропорционально представит на форуме литераторов разных направлений. Увы, при таком подходе количество «почвенников» значительно бы превысило число «западников»! Тогда избирается другой принцип: в качестве соорганизаторов привлекаются «толстые» журналы, и соотношение «патриотов» к «либералам» номинально становится 2 к 8, а реально «почвеннические» журналы «Москва» и «Наш современник» лишь создают видимость «палитры». Закоперщиками в Фонде выступают писатели-«гуманисты», коллеги Сергея Филатова по 1993 году, подписанты знаменитого расстрельного письма: Борис Васильев, Римма Казакова, Татьяна Кузовлева, Александр Кушнер, Анатолий Приставкин, Александр Рекемчук, Мариэтта Чудакова. Право, литературной молодежи есть у кого поучиться гражданской активности!

Конечно, это дело Сергея Филатова — лица частного, — кому помогать и с кем дружить. Но непонятно, почему столь одиозному Форуму выражают свою поддержку наши госведомства — Минпечати и Минкультуры? Программа поддержки молодых писателей выполняется при участии двух министерств, а следовательно, частично финансируется на деньги налогоплательщиков. Какую же «культуру» несут обществу открытые Фондом писатели?

После первого Форума, который состоялся в прошлом году, начал выходить интернет-журнал «Пролог», а издательство «Вагриус» выпустило к нынешнему собранию сборник с лучшими произведениями молодых авторов. Книжку эту увезли с собой все высокие гости, побывавшие в «Липках»: и министр Швыдкой, и Дмитрий Козак — заместитель руководителя нынешней президентской Администрации, и Андрей Нечаев — президент Российской финансовой корпорации. Читаем:

«Я знаю, что надо делать! — воскликнула пьяненькая Соня. — Надо купить искусственный член! (...) Скинемся, купим один на двоих, сделаем вид, что в подарок покупаем, ради шутки. Ты, главное, стой рядом и молчи, я сама буду говорить, что надо... А жить он будет неделю у меня, неделю у тебя».

Скажите, уважаемый читатель-налогоплательщик, вы хотите поддержать материально это молодое «дарование» — даму, закончившую в Литинституте семинар прозы Анатолия Приставкина? К сожалению, размеры статьи не позволяют побольше процитировать это драматическое произведение о резиновом члене — у кого что болит, как говорится... А ведь посылая книжку в свет, Сергей Филатов сопроводил ее предисловием: «Русское художественное слово, несмотря на вторжение в его святая святых низкопробных... «откровений» и «новаций», а также на возрастающее проникновение в него слов иностранных, все-таки существует». Да, существует, но только не в сборнике «Пролог». И абсолютное число авторов, представленных в книжке, подменить русскую литературу не смогут, так же как высокие отношения между мужчиной и женщиной никогда не зазастит синтетическое изделие.

Впрочем, министр Михаил Швыдкой другого мнения. Он полон уверенности, что вместе с Филатовым сможет создать условия для появления в России новых нравственных установок, для выращивания в стране «народных писателей» принципиально иного типа. На встрече в «Липках» с молодыми литераторами он выдавал такие перлы, что можно было только диву даваться. Например: «У меня, как у министра культуры, нет никаких эстетических пристрастий. Главное, чтобы было качество, нечто, похожее на текст». Или: «Когда социум бандитский, то и герой может быть бандитом, ничего в этом страшного нет». Посетовав, что губернаторские вкусы ныне более всевластны, чем вкусы партсекретарей, и главы местных администраций — это удельные князья, Швыдкой заверил собравшихся, что Форум может порекомендовать Минкультуры молодых писателей, «которым мы дадим гранты». Так что собрание в «Липках» носило характер «прикармливания» смены, воспитанной писателями-«гуманистами». Лев Толстой со своим «непротивлением» тут, как говорится, может отдыхать...

Михаил Швыдкой на встрече в «Липках» заявил также, что «литературная ситуация сейчас вполне успешна, процесс идет нормально». Правда, при всей «нормальности» последние годы не родили чего-то художественно значимого в отечественной словесности. Во всяком случае, миру сие не явлено в достойно растиражированном виде. «Я мечтаю, чтобы появилась книга, о которой бы меня на заседании правительства спросили: «А ты вот это читал?..» Теперь можно с полной уверенностью сказать, что такая книга есть. Интересно, найдутся ли в наших «верхах» совестливые люди, которые, открыв сборник молодых «дарований», спросили бы министра: «А ты вот это про искусственный член читал?» Но, впрочем, чему удивляться?! Высказал же министр гипотезу, что «русский фашизм страшнее немецкого». Продолжение следует?

Лидия СЫЧЕВА

«Российская Федерация сегодня», № 21, ноябрь 2002 г.

 

 

 

© ВЕСТНИК МСПС, 2003

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

ВЕСТНИК

МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

ПИСАТЕЛЬСКИХ СОЮЗОВ

№ 2 (62) март 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев