Локерби
       > НА ГЛАВНУЮ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Локерби

1988 г.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Локерби

21 декабря 1988 года в результате взрыва самолёта авиакомпании Pan Am в небе над шотландской деревней Локерби погибло 270 человек - пассажиры самолета и члены экипажа. Обвинение в организаци взрыва было первоначально предъявлено двум гражданам Ливии. Позже оба были выданы власятми Ливии на суд. Причем, один из обвиняемых был приговорен к лишению свободы, второй оправдан. Ссылая на терракт, Совет Безопасности ООН ввел санкции против Ливии. Для желающих разобраться в том, кто и для чего совершил этот терракт, предлагаем подробную статью:

 

Др. Людвиг де Брэкелеер

Локерби: хроника объявленной смерти

Тайная война между США и Ираном

В некотором смысле, настоящая тайна теракта, произошедшего над Локерби, состоит в том, почему погибло такое небольшое число людей. Если принять официальную версию трагедии, то разве не может не вызывать удивления тот факт, что предрождественский рейс из Лондона в Нью-Йорк был заполнен лишь наполовину?
«270 человек погибло 21 декабря 1988 года в результате взрыва самолёта авиакомпании Pan Am в небе над шотландской деревней Локерби1. Это был самый страшный авиационный теракт , направленный против США. Этот теракт также называют самым большим нераскрытым убийством в мире», - писали Джон Бьюэн и Ян Фергюсон в своей блестящей статье «Тень над Локерби»2. Через 20 лет преступление так и не раскрыто.
<…>
«Я просто хочу отметить моё твёрдое убеждение в том, что приведённое в суде свидетельство было недостаточным для установления вины Меграхи, что свидетельства, указывающие на другие направления для следствия, были утаены и не переданы защите, и что в результате предстоящей апелляции, которую повлекли за собой проводимое в течение трёх лет расследование и находки Комиссии по пересмотру уголовных дел Шотландии, несостоятельность приговора Меграхи будет ясно показана», - писал в ответ на критику Ричарда Маркиза, руководившего расследованием ФБР, профессор правоведения Блэк, предложивший провести в Голландии суд по делу Локерби без участия присяжных.
Следы упавших на землю обломков, свидетельствовали о том, что авиалайнер разрушился в воздухе, а не от удара о землю. Через несколько дней было установлено, что самолёт Pan Am, выполнявший рейс 103, был взорван. Эксперты-криминалисты определили природу, количество и местонахождение взрывчатки - эти факты почти полностью приняты и не были оспорены в ходе суда4. Анализ сажи, покрывавшей металлические части багажного отделения, показал наличие химического взрыва, вероятнее всего произведённого несколькими граммами взрывчатки Семтекс5.
Согласно приговору, взрывчатка была спрятана в радиоприёмнике «Тoshiba», который был помещён в коричневый чемодан Samsonite, отправленный багажом из Мальты, затем перенесённый на рейс из Франкфурта и в итоге на рейс Pan Am 103, вылетавший из Лондона.
Если немногие оспаривали факт разрушения авиалайнера в результате взрыва бомбы, то было немало тех, кто задавался вопросом, что заставило большое число людей сдать свои билеты на рейс Pan Am 103 в последний момент. Свой последний полёт авиалайнер выполнял со 165 свободными местами6. Pan Am отказывается предоставить сравнительную информацию по предрождественским рейсам за предыдущие годы, заявляя, что количество пассажиров, пользующееся услугами их компании – это коммерческая тайна.

Профессиональная принадлежность лиц, отказавшихся в последнюю минуту лететь данным рейсом, только подлила масла в огонь подозрений в начале расследования. Комиссия при президенте выяснила, что 80% штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс от Франкфурта, аннулировали броню на злополучный рейс 103. Вся делегация Южной Африки  сделала то же самое за несколько часов до посадки. Известно, что отказался от брони на этот рейс министр иностранных дел ЮАР, Пик Бота, который должен был лететь в США для подписания в ООН Нью-Йоркских соглашений о независимости Намибии7. Джон МакКарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын Оливера Ревелла, исполнительного помощника директора ФБР, и Стивен Грин, помощник руководителя отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками, также отказались от своей брони на рейс 103 авиакомпании Pan Am.

Расхождение в показаниях Криса Ревелла было подмечено сразу. В своей автобиографии Оливер Ревелл писал, как повезло его сыну8. Однако один из читателей указал на то, что это уже третья версия события, представленная семьёй Ревелл. Сразу после теракта Ревелл заявил, что его сын поменял билеты на другой рейс за две недели до трагедии. В своей книге, однако, он написал, что замена произошла за неделю. Против Харта Лидова, потерявшего в результате авиакатастрофы невесту и указавшего на расхождение в показаниях, Ревелл предъявил иск9.

 
3 июля: «Несчастный случай» военного корабля США «Винсенс»

3 июля 1988 года военный крейсер «Винсенс», также известный как «Робокрейсер», сбил над Персидским заливом иранский пассажирский самолёт, на борту которого летели в основном мусульмане, совершавшие паломничество в Мекку. Погибло 290 человек, большинство из которых были иранцы.

Правительство США настаивало на том, что авиалайнер был сбит по ошибке. Затем американские власти постарались ещё больше унизить иранцев, пытаясь избежать выплаты компенсаций за «несчастный случай». А чтобы Тегерану всё было окончательно ясно, правительство США наградило командующего корабля капитана Уилла Роджерса медалью.

Ноам Чомски писал: «Командующий крейсером «Винсенс» не избежал наказания. В апреле 1990 года Джордж Буш удостоил его и офицера, отвечающего за ПВО, наградами «За боевые заслуги» за исключительно похвальные действия при несении выдающейся службы, а также за атмосферу спокойствия и профессионализма под его командованием в то время, когда был сбит авиалайнер. О трагедии нигде не упоминается. Американские СМИ хранили послушное молчание. В менее дисциплинированных странах третьего мира факты сообщались в критических отзывах о терроризме США»11.

Джорджа Буша, который в то время участвовал в президентских выборах, попросили прокомментировать теорию о том, как был сбит авиалайнер. «Я никогда не стану приносить извинения за Соединённые Штаты. Мне всё равно, какие имеются факты», - заявил Буш12. Американские власти повторяли утверждения капитана Роджерса о том, что авиалайнер находился за пределами коммерческой воздушной трассы и держал курс по направлению к кораблю.

Иран представил дело в Международный Суд ООН, заявив, что «военно-морское судно, сбившее самолёт, нарушило свой официальный нейтралитет в регионе и совершило международное преступление, нарушив суверенитет Ирана»13. Вашингтон был вынужден признать, что сбитый посреди белого дня авиалайнер летел, набирая высоту, по заданной коммерческой трассе и уходил в сторону от крейсера «Винсенс».

Журнал военно-морского института США опубликовал статью командующего Дэвида Карлсона, который был свидетелем случившегося. «Они видели, как иранский пассажирский авиалайнер летит точно в международном пространстве, затем «Винсенс» направил на самолёт свою высокотехнологичную радарную систему и приготовился его сбить», - писал Карлсон, добавляя при этом, что не мог понять этих действий.


Тайная война между США и Ираном

«После авиакатастрофы с иранским авиалайнером и кульминации дипломатической, военной и экономической кампании Вашингтона в поддержку Саддама Хусейна Ирану пришлось считаться с действительностью и капитулировать перед Вашингтоном и Багдадом, которые скоординировали свои военные операции против Тегерана», - писал Дилип Хайро14.

Роджер Чарльз, подполковник морской пехоты США в отставке, соглашается с этим. Чарльз предположил, что США не могли признать правды произошедшего на крейсере «Винсенс», поскольку в этом случае стала бы явной тайная война между странами. Чарльз сказал телеканалу АВС, что США принимали активное военное участие на стороне Ирака, воюющего с Ираном15.

Несомненно, что иранские власти никогда не принимали версию «несчастного случая» в отношении сбитого самолёта. Можно задаться вопросом, почему они согласились на прекращение боевых действий, условия которого однозначно шли вразрез с их интересами, несмотря на тот факт, что иранская армия имела бóльший успех и вот-вот должна была войти в Рамаллу в Южном Ираке.

Переписка между покойным аятоллой Хомейни и командующим в то время Революционной гвардией Ирана Мохсеном Резой проливает свет на причины соглашения Ирана прекратить боевые действия в Ираке в 1988 году. «Чтобы победить Ирак, мы должны <…> изгнать американцев из Персидского залива, чего мы, конечно, сделать не можем», – писал Реза16.

19 июля военный руководитель Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани сказал, что инцидент со сбитым иранским авиалайнером привёл к серьёзному пересмотру военной политики Ирана. Несколько недель спустя правительство Ирана приняло предложение ООН о прекращении боевых действий с Ираком17.

Тегеран, несомненно, получил хороший урок от международного сообщества и особенно от Вашингтона. После описанных событий Иран стал активно сотрудничать с ядерной мафией А.К. Кхана. В 1989 году Иран получил детали своей первой центрифуги Р-1, которую Кхан перестал использовать в Пакистане. С 1989 по 1995 годы Кхан переправил в Иран более 2000 компонентов и узловых сборок для Р-1, а затем и для Р-218. Имеются свидетельства того, что иранские учёные-ядерщики получали и более технологически передовые центрифуги.


4 июля: Иран делает официальное заявление

«Если же вы, мусульмане, хотите наказать того, кто обидел вас, наказывайте соответственно тому, что он сделал, и не переходите пределов. Будьте уверены, что если вы будете терпеливы и не будете мстить, то для вас это будет лучше и в ближней, и в будущей жизни! Наказывайте только, чтобы защитить истину и не наказывайте, мстя за себя» (126, сура 16). Из этой суры следует, что месть не является долгом в исламе. Коран, бесспорно, взывает к уважению принципа пропорциональности19.

Франк Фогель, эксперт Гарвардского университета по мусульманскому праву, сказал, что кровавая месть – око за око – является частью племенных традиций, но не принадлежит мусульманскому праву, однако, «такая племенная месть, несмотря ни на что носит реальный и обязательный характер».

Давид Хэлеви, израильский журналист и автор получившего высокую оценку исследования Организации освобождения Палестины и терроризма на Ближнем Востоке, сказал, что мусульманская страна должна чувствовать себя обязанной совершить «кровавое возмездие» за гибель людей на авиалайнере. Хэлеви считает невероятным тот факт, что эксперты по Ближнему Востоку Госдепартамента США не были об этом осведомлены20. «Все в разведке США знали о намерении Ирана взорвать американский авиалайнер в ответ на их сбитый самолёт. Мы знали об этом», - сказал бывший оперативный сотрудник ЦРУ Роберт Бэр21.

«Вы будете помнить ещё долгие годы о том, как Ирак применял против Ирана химическое оружие. И мы не ответили им тем же. Потому что мы придерживаемся наших принципов ислама, - заявил Мохаммед Джаафар Махаллати, посол Ирана в ООН, на следующий день после того как был сбит иранский авиалайнер. – И это тот принцип, которого мы придерживаемся всегда. Мы действуем согласно принципам ислама, которые в некоторой степени охватывают международные правовые нормы.

Мы будем использовать любые законные средства для осуществления нашего права на самозащиту. И, в силу вышесказанного, мы будем использовать любые законные средства для кары за этот террористический акт. И не просто для свершения кары. Кары ради наказания. Но мы прибегнем к наказанию с целью предупреждение подобных злополучных случаев»22.


С неба «прольётся кровавый дождь»

В Тегеране царили не менее воинствующие настроения. Лидеры исламского фундаментализма обещали «самое серьёзное возмездие» и «отмщенье за кровь наших мучеников».

По словам бывших представителей разведки, в том числе Винсента Каннистраро, бывшего в то время руководителем отдела ЦРУ по борьбе с терроризмом, высокопоставленные лица в правительстве Ирана провели в Бейруте ряд встреч с лидерами террористической организации Ахмада Джибрила Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования. «В структурах разведки пришли к заключению, что иранцы хотели финансировать операции Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования с целью осуществить теракты по американским объектам, что было частью плана возмездия», - сказал Каннистраро23.

Али Акбар Мохташеми, бывший в то время министром внутренних дел, поклялся, что в отмщенье с неба «прольётся кровавый дождь». Мохташеми был с 1982 по 1985 годы послом Ирана в Дамаске. Полагают, что он содействовал созданию Хезболлы в Ливане и  имел тесные связи с террористическими группами в Бейруте и долине Бекаа. Национальное агентство безопасности перехватило сообщения Мохташеми, свидетельствующие о связи Ирана с терактом на рейсе Pan Am 103. «Мохташеми имеет тесные связи с террористическими группами Аль Абаса и Абу Нидала. Он является старым другом Абу Нидала. Недавно он заплатил этим организациям 10 миллионов долларов наличными и золотом за приведение в исполнение терактов. Он заплатил такую же сумму с целью осуществления теракта на рейсе Pan Am 103 в отмщенье за сбитый американцами иранский аэробус»24. Мохташеми решил назвать эту операцию кодовым именем «INTEKAM», что означает «месть».

Ричард Маркиз, руководивший расследованием в ФБР, сказал мне, что эту информацию не надо принимать во внимание и что она никоим образом не связывает Тегеран с преступлением. «Я считаю, что вы и многие другие, в том числе некоторые юристы, слишком доверяете информации разведывательных агентств». Если Маркиз прав, то мы должны признать тот факт, что разведка США предоставила недостоверную информацию всей коалиции, участвующей в операции «Буря в пустыне».

Какова бы ни была истина, вердикт суда в Зейсте в отношении единственного ливийского офицера разведки не рассеял ранних подозрений в причастности Ирана и палестинских террористических организаций к этому делу. «Существуют достаточно серьёзные свидетельства причастности финансируемых Ираном палестинских групп, возможно, организации Абу Нидала и других палестинских групп, действующих в Германии», - сказал Дэвид Клеридж, аналитик лондонской консалтинговой компании по безопасности «Rubicon International» в июне 2000 года25.

 
26 октября: операция «Herbstlaub» («Осенние листья»)

Каннистраро заявил, что вслед за встречами между иранскими официальными лицами и Народным фронтом освобождения Палестины – Главным командованием Джибрил организовал в городе Нойсс в Западной Германии изготовление бомб. Однако Федеральная уголовная полиция Германии была уже предупреждена Моссадом и вела круглосуточное слежение за деятельностью ячейки.

26 октября 1988 года Федеральная полиция Германии начала операцию «Herbstlaub» («Осенние листья»). Были устроены облавы на более чем десяток домов и предприятий, в результате которых были арестованы 17 человек, в том числе и Далкамони, доверенный заместитель Джибрила. В машине Далкамони полиция обнаружила встроенную в радиокассетный приёмник «Тoshiba» бомбу. Её пусковой механизм был соединён с барометрическим прибором, специально устроенным для взрыва в корпусе самолёта при достижении им определённой высоты. Полиция также нашла взрывчатку Семтекс. В документах немецкой полиции указывается, что изготовителей бомб видели с коричневым чемоданом Samsonite, похожим на тот, в котором была спрятана бомба, подложенная на рейс Рan Am103.

Немецкие власти объявили предупреждение о нахождении самодельных взрывных устройств и передали информацию британским и американским властям. Затем, к удивлению многих наблюдателей, судья постановил освободить всех арестованных, кроме двух человек.


Агент ЦРУ-Федеральной уголовной полиции Германии

Главным изготовителем бомб для Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования был Маруан Кхреезат - иорданский эксперт по взрывчатым веществам. Немецкий журнал «Stern» привёл высказывания двух высокопоставленных офицеров спецслужб, которые утверждали, что Кхреезат, «человек, который изготавливал радиоуправляемые бомбы для осуществления терактов на авиалайнерах», был агентом западной разведки. Американские власти подтвердили, что Кхреезат работал на разведку Западной Германии27.


Пятый элемент

Маруан Кхреезат появился в Аммане, Иордании, где был, в конце концов, допрошен ФБР. Кхреезат дал показания, что, будучи в Германии, он изготовил пять одинаковых бомб. В ноябре 1989 года агент ФБР Маршман приехал в Иорданию, чтобы допросить Кхреезата. Руководители иорданской разведки категорически отказались выдавать Кхреезата для суда по делу о теракте на рейсе Рan Am 103. В результате, Маршман был вызван в суд Зейста, где выступил с показаниями о том, что ему сообщил Кхреезат.

24 октября Кхреезат после пяти часов работы над бомбами решил сделать перерыв и принять душ. Далкамони сообщил ему, что уезжает во Франкфурт. Когда Кхреезат вышел из душа, одна из пяти бомб исчезла. На следующий день он проинформировал своё начальство в иорданской разведке, что одна из пяти бомб, которые он изготовил, была передана Абу Элиасу28.

29 марта 1991 года полиция Дамфриз и Гэллоуэй опубликовала отчёт о взрыве на рейсе Pan Am 103, озаглавленный «Опрос Маруана Абделя Раззака Муфита Кхреезата в качестве подозреваемого». В отчёте говорится: «Существует мало сомнений относительно того, что Кхреезат является изготовителем бомб для Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования, также существует возможность того, что именно он изготовил взрывное устройство, ставшее причиной гибели рейса Pan Am 103. В этом случае он не должен находиться на свободе».

Весной 1989 года полиция Западной Германии начала в Нойссе поиски остальных четырёх бомб. Три они нашли в квартире торговца фруктами, родственника Далкамони.  Одно этих устройств взорвалось, в результате чего погиб полицейский техник. Согласно официальной версии, пятая бомба так и не была найдена, и немецкая полиция просто прекратила её поиски.

«Кхреезат утверждал, что на рейсе Pan Am 103 была взорвана не его бомба, поскольку он изготовил в Германии только четыре устройства, указанных в документах. Но это чушь. В документах указаны пять устройств, и то, что отсутствует, было встроено в радиоприёмник «Тoshiba», - утверждал Маршман.

<…>

2 ноября: уведомление Федерального авиационного управления

2 ноября ФАУ передала авиакомпаниям предупреждение, подобное тому, о котором ранее сообщали немцы, касающееся бомбы, встроенной в радиоприёмник «Тoshiba».


17 ноября: ещё одно уведомление Федерального авиационного управления

17 ноября другой бюллетень содержал  детальное описание бомбы и призыв ко всем авиакомпаниям проявлять повышенную бдительность.


18 ноября: предупреждение Федерального авиационного управления

18 ноября 1988 года авиакомпания Pan Am получила официальное уведомление ФАУ о мерах безопасности, в котором было конкретно сообщено об обнаружении в Германии террористической группы из Ближнего Востока, которая изготовляла бомбы, встроенные в радиоприёмник «Тoshiba». Уведомление призывало авиакомпанию Pan Am проявлять повышенную бдительность и усилить строгое соблюдение инструкций по проверке багажа. Pan Am была предупреждена о трудности нахождения бомбы, поскольку интроскоп не мог её обнаружить.


22 ноября: уведомление Департамента транспорта Великобритании

В уведомлении указывалось детальное описание бомбы, изготовленной Кхреезатом.


1 декабря

Шонесси, американский юрист авиакомпании Pan Am, получил доступ к ключевым документам, в том числе к заключениям военной разведки об угрозе терроризма, сделанным после «несчастного случая» с крейсером «Винсенс» в Персидском заливе. В этих документах содержалось предупреждение о «возобновлённых угрозах осуществления терактов на объектах США, главным образом в результате гибели в июле иранского авиалайнера».


2 декабря: прямая и явная угроза 

Согласно документу разведки США от 2 декабря 1988 года, американские власти ожидали теракт, который должен был стать местью за сбитый иранский авиалайнер29. В докладе указывалось: «Группа палестинцев, не связанная с Организацией освобождения Палестины, планирует нанести удар по американским объектам в Европе. Объектами являются авиакомпания Pan Am и военные базы США». Здесь можно предположить, что «группа палестинцев, не связанная с Организацией освобождения Палестины» - это Ахмад Джибрил и организация Абу Нидала. Оба выступали против Ясера Арафата из-за его желания сотрудничать с США и согласия на создание двух государств.

Узнав о существовании этого документа, организация британских семей жертв рейса Pan Am103 - UK Families Flight 103 – направила 31 июля 1995 года Джону Мейджору обращение с рядом вопросов, касающихся полученного предупреждения. Семьи получили письмо от секретаря Мейджора спустя 8 недель, но большинство их вопросов остались без ответа.

<…>

Пол Фут пишет в лондонском журнале «
Private Eye»: «Правда заключается в том, что полученное 2 декабря предупреждение <…> является прямым доказательством того, что за недели до случившегося теракта власти сообщали о том, что террористы рассматривали авиакомпанию Pan Am в качестве своей цели. Эти предупреждения были проигнорированы, а сейчас мы наблюдаем полный беспредел по сокрытию фактов властями по обе стороны Атлантики»30.


5 декабря: хельсинкское предупреждение

Федеральное авиационное управление выпустило уведомление о мерах безопасности, в котором указывалось, что в посольство США в Хельсинки поступил телефонный звонок с предупреждением. Звонивший говорил с арабским акцентом и сообщил, что в течение ближайших двух недель будет взорван самолёт авиакомпании Pan Am, совершающий рейс из Франкфурта в США. Теракт будет осуществлён человеком, связанным с организацией Абу Нидала31.


7 декабря: предупреждение авиакомпании Pan Am

В предупреждении сообщалось о полученном в посольстве США в Хельсинки анонимном звонке и указывалось на трудность обнаружении бомбы интроскопом.


8-9 декабря: облава в Израиле

В результате облавы израильского спецназа на ливанскую штаб-квартиру Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования около Дамура33 были захвачены документы, указывающие на планирование совершения теракта на авиалайнере компании Pan Am, совершающем рейс из Франкфурта в конце декабря. Эта информация была передана в США и Германию.


9 декабря: ФБР авиакомпании Pan Am – «не стоит беспокоиться»

Представитель службы безопасности авиакомпании Pan Am Джим Бервик летит в Хельсинки, где агент разведки США объясняет ему, что предупреждение оказалось фальсификацией. Мартин Кадмэн, чей сын погиб в результате теракта над Локерби, входил в состав делегации родственников жертв, которые нанесли визит в июне 1989 года Крису Харрису, руководителю авиационной безопасности Департамента транспорта, который сообщил им, что предупреждение оказалось фальсификацией. На вопрос, когда это обнаружилось, Харрис ответить не смог. Затем он добавил, что предупреждение в посольстве в Москве об угрозе теракта на лайнере американской авиакомпании оказалось ошибкой.

Мартин Кадмэн: «Вы хотите сказать, что некоторые американцы остались живы, потому что кто-то в посольстве в Москве совершил ошибку, оповестив о предупреждении? Вы хотите сказать, что 259 человек погибли, потому что правительство Великобритании не совершило подобной ошибки?»
Харрис не ответил на вопрос, промямлив что-то о «все крепки задним умом».


13 декабря: посольство США в Москве предупреждено

13 декабря предупреждение было вывешено на доске объявлений в посольстве США в Москве, а затем распространено среди всей американской общины, в том числе журналистов и бизнесменов. Следователи по делу о теракте заявили впоследствии, что телефонный звонок был фальсификацией.

Помощница в посольстве США Карен Деккер сообщила Пьеру Сэлинджеру,  ведущему расследование журналисту: «В посольстве очень беспокоились о том, чтобы все были уведомлены о существующей угрозе теракта и чтобы люди, которым было необходимо лететь на рейсах западных авиакомпаний через Франкфурт, поменяли бы свои билеты».

В своих мемуарах «P.S.» Пьер Сэлинджер пишет, что британские власти, получив соответствующий запрос из США, добились от телекомпании АВС снятия с эфира отснятых им интервью, касающихся Локерби. Сэлинджер полагает, что его предала молодая помощница, которая, как он предполагает, работала на MI6.


Комиссия при президенте

29 сентября 1989 года президент Буш назначил Энн МакЛохлин Корологос, бывшего министра труда, председателем комиссии при президенте по вопросу авиационной безопасности и терроризма (PCAST) для исследования и последующего доклада о политике авиационной безопасности в свете саботажа на рейсе Pan Am 103. Реймонд Смит, заместитель главы посольства США в Советском Союзе, сказал президиуму, что 80% забронированных сотрудниками посольства США в Москве авиабилетов на рейсы авиакомпании Pan Am на время рождественских каникул в 1988 году, были аннулированы после получения так называемого хельсинкского предупреждения. «В предупреждении указывалось название перевозчика, указывался маршрут, а в это время многие проживающие в Москве американцы едут домой на Рождество. Я полагаю, что предупредить людей было нашими моральным долгом», - сказал Смит.

Члены PCAST встретились с группой родственников жертв теракта над Локерби в посольстве США в Лондоне 12 февраля 1990 года. Один из членов PCAST сказал Мартину Кадмэну: «Ваше и наше правительства прекрасно знают, что произошло. Но никогда об этом не расскажут».


18 декабря: Федеральная уголовная полиция Германии проинформирована

Федеральная уголовная полиция Германии получает секретную информацию о готовящемся на следующие 2-3 дня теракте на рейсе Pan Am 103. Эта информация передаётся в посольство США в Бонне, которое сообщает о ней Госдепартаменту, который в свою очередь передаёт предупреждение в остальные посольства.


20 декабря: Тегеран проинформирован

Майор МакКи был старшим офицером, откомандированным в Разведывательное управление Министерства обороны. МакКи выполнял в Бейруте задание, целью которого было определить местонахождение американских заложников, удерживаемых Хезболлой. МакКи был одним из нескольких офицеров разведки США, погибших в результате теракта на рейсе Pan Am 103.

МакКи летел в США вместе с Мэтью Гэнноном, заместителем начальника резидентуры в Бейруте. Гэннон был экспертом ЦРУ по Ближнему Востоку.

За день до теракта МакКи позвонил своей матери и попросил встретить его «завтра в Питтсбурге». «Это был первый раз, когда Чак звонил из Бейрута, - сказала его мать. – Я была страшно удивлена. Он всегда звонил только после прибытия в Вирджинию, чтобы сообщить, что едет домой». Мать МакКи убеждена, что руководству в Вирджинии было неизвестно о внезапном решении её сына вернуться домой»34.


Лакомая цель

«Американский агент, известный под именем Дэвид Лавджой, который заключал выгодные для Ирана сделки по продаже оружия», передал посольству Ирана в Бейруте информацию о том, что сотрудники ЦРУ и Минобороны полетят в США рейсом Pan Am 103, сообщил Али Нури Задех 22 мая 1989 в газете Аль-Дустур. Лавджой, в прошлом офицер безопасности Госдепартамента, предположительно, был двойным агентом. Его кличка в ЦРУ была «Щелкунчик». Письменное показание под присягой, переданное юристом Шонесси в федеральный окружной суд в Бруклине, подтвердило это сообщение. В документе утверждалось, что в ноябре и декабре 1988 года власти США перехватили серию телефонных звонков от Лавджоя Хусейну Никнаму, иранскому поверенному в делах в Бейруте. Согласно сведениям, звонивший сообщал Никнаму о передвижениях группы. Последний звонок Лавджоя состоялся 20 декабря, предположительно, он содержал информацию о том, что группа полетит на следующий день рейсом Pan Am 10335.

Кроме того, утверждается, что агенты американской разведки прослушивали телефоны иранского посольства в Бейруте и слышали, как Лавджой сообщал иранскому поверенному в делах о передвижении команд ЦРУ/Минобороны. Эти звонки были также перехвачены Моссадом, как и звонок от Никнама Мохташеми, в ходе которого он сообщил полученную от Лавджоя новость. «За 24 часа до полёта Моссад проинформировал Федеральную уголовную полицию Германии, что на рейсе 103 может быть заложена бомба. Немцы передали сообщение работающей во Франкфурте группе ЦРУ, которая заявила, что обо всём позаботится», - писал в 1994 году в докладе израильской разведки Джоэль Баннерман.


Обоснованный довод

Теория о том, что Джибрил избрал для теракта рейс 103 с целью убийства группы по освобождению заложников, поддерживается двумя независимыми экспертами разведки. Джин Уитон, офицер военной разведки в отставке, прослуживший 17 лет на Ближнем Востоке, по поручению семей жертв вёл расследование подозрительной авиакатастрофы DC-8, произошедшей в 1985 году Гэндере, Ньюфаундленд, в которой погибло 248 американских солдат.

«Пара моих старых приятелей в Пентагоне полагают, что теракт на рейсе Pan Am 103 был осуществлён с целью убийства команды МакКи по освобождению заложников. Но им сказали расследовать другую версию, поскольку этот факт выявил досадную брешь  в системе безопасности», - сказал Уитон.

Виктор Маретти, бывший помощник заместителя директора ЦРУ и автор книги «ЦРУ и культ разведки», полагает, что факт присутствия на борту авиалайнера команды ЦРУ/Минобороны не должен игнорироваться. «Моссад знал об этом и не предоставил соответствующего предупреждения. ЦРУ знало об этом и допустило оплошность».


Конференция интифады

В декабре 1988 года посольство Ирана в Бейруте устроило в гостинице «Карлтон» Международную конференцию в поддержку палестинской интифады. Судя по списку участников, конференция выглядит как саммит ближневосточных террористов. Американские агенты в Бейруте установили личности Ахмада Джибрила, Абу Мусы, Абу Фади, Ибрагима аль Амина, Абу Мухаммада аль Наджафа, Ахмада Хасана Мены, Саиды Шабана и Али Аммара. В полученном на основании закона о свободном доступе к информации рассекреченном документе сообщается, что «в заключительном заявлении содержался тонкий намёк на приближающееся предопределённое отмщение Америке за её преступление, совершённое в отношении иранского гражданского авиалайнера».

  
21 декабря: до посадки остался один час

Не предпринимается никаких попыток сверить багаж с пассажирами. Однако следователи выяснили, что оператор интроскопа был проинструктирован извлечь из багажа любую сумку, в которой был радиоприёмник. Согласно его показаниям, ни в одной сумке не было ничего похожего на радиоприёмник «Тоshiba».


ЦРУ: Мы обо всём позаботимся

В свете всего вышеуказанного, не остаётся ничего более чем предположить, что багаж с бомбой попал на борт самолёта необычным путём, например, тем, что использовался Управлением по борьбе с наркотиками с целью контроля над поставками героина из ливанской долины Бекаа в Детройт. Эти поставки, как известно, проходили через Франкфурт, а в качестве перевозчика использовалась авиакомпания Pan Am.

Согласно информации в отчёте нанятого Pan Am частного расследователя, 21 декабря 1988 года агент наблюдения Федеральной уголовной полиции Германии, следивший за погрузкой на авиалайнер Pan Am, заметил, что чемодан «с героином» был заменён другим, отличавшимся по виду, форме, материалу и цвету от обычно используемых для перевозки наркотиков. Это был коричневый чемодан Samsonite. Федеральная уголовная полиция доложила об этом группе ЦРУ в Висбадене, которая в свою очередь сообщила информацию своему руководству. Согласно отчёту, в тексте значилось: «Не беспокойтесь об этом. Не останавливайте груз. Пропустите».

Эдвард Лютвак писал в « Times Literary Supplement» 22 Марта 2006 года, что «существует только два вида секретных операций ЦРУ: неудавшиеся, о которых широко известно, как правило, потому что в их ходе были допущены невероятно грубые ошибки; и те, провал которых ещё не получил широкой огласки». В список последних может входить и дело Локерби.


21 декабря: 38 минут после взлёта

Всего через 38 минут после взлёта авиалайнер Pan Am взорвался. Господин Гобель, немецкий свидетель на суде по делу теракта над Локерби, в деталях объяснил, как Кхреезат изготавливал бомбы. Немецкие следователи обнаружили, что барометрический автомат переключается на позицию «включено» через семь минут после взлёта, если он находится внутри корпуса Бoинга-747, совершающего обычный коммерческий рейс.

Давление внутри корпуса Боинга-747 автоматически поддерживается на уровне давления на высоте 2,5 км над уровнем моря. В салоне и в багажном отделении давление всегда одинаково. Взрывное устройство, установленное внутри корпуса самолёта, реагировало только на регулируемое давление внутри самолёта. Гобель сказал суду, что диапазон выдержки для таймеров которые они нашли, позволял привести механизм бомбы в действие примерно через 37 минут после взлёта самолёта.  


21 декабря: один час и 25 минут после взрыва

«Всё, что надо сказать об этой истории и взрыве – это как в пределах нескольких часов американцы поняли, что именно пошло не так. Реальность такова, что американские вертолёты прибыли на место трагедии за 1 час 25 минут, - сказал Том Далиелл. – Всё началось в декабре 1988 года, если быть точным, то накануне нового года. Офицер полиции, мой друг, зашёл ко мне и сказал, что его очень беспокоило то, что на ужасном месте в Локерби так много американцев, которые обыскивают и исследуют обломки самолёта, возможно, уничтожая важные улики»36.

«Я знал, что опознание МакКи было абсолютно правильным, поскольку его одежда почти полностью соответствовала заявлениям и сообщениям других людей, а также информации в компьютерах, связанных с Вашингтоном», - заявил др. Дэвид Филдхаус, местный судебно-медицинский эксперт, который идентифицировал МакКи. Если МакКи и в самом деле возвращался без официального предупреждения, можно только догадываться, каким образом компьютеры в Вашингтоне содержали информацию об одежде, которая была на нём 21 декабря.


23 декабря: перехват в Израиле
  
Два дня спустя после гибели Pan Am 103 израильская разведка перехватила телефонный звонок Мохташеми, министра внутренних дел Ирана, в посольство Ирана в Бейруте. В ходе разговора посол получил поздравление с «успешной операцией» и получил распоряжение передать остальную часть оплаты Народному фронту освобождения Палестины – Главному командованию37.

Израиль никогда не соглашался с США в вопросе об организаторах теракта над Локерби. Через несколько дней после предъявления обвинения двум ливийцам высокопоставленный чиновник Израиля заявил, что его правительство проинформировало США, что Израиль по-прежнему убеждён в том, что теракт был организован организацией Джибрила. «Этот вывод, сделанный спецслужбами Израиля, в значительной степени базируется на той же информации, которая была в распоряжении американских следователей», - заявил чиновник38.


24 декабря: перевод денег

«Шотландская комиссия, проводившая пересмотр дела, подтвердила, что  Иран и Сирия заплатили Народному фронту освобождения Палестины – Главному командованию за приведение в исполнение теракта», - сказал бывший оперативный сотрудник ЦРУ Роббер Бэр39. Бэр заявил Комиссии по пересмотру уголовных дел Шотландии, что оплата в 11 миллионов долларов была получена Народным фронтом освобождения Палестины – Главным командованием 23 декабря 1988 года или в районе этой даты. Денежный перевод был сделан на счёт банка в Лозанне, Швейцарии, а затем перенесён на другой расчётный счёт Народного фронта освобождения Палестины – Главного командования в банке Banque Nationale de Paris, а оттуда в очередной раз деньги были отправлены в Венгерский банк развития. Когда Далкамони был арестован в ходе операции «Осенние листья», было обнаружено, что он пользовался парижским расчётным счётом.

<…>

31 декабря

«Times of London» сообщила, что группа следователей по делу авиакатастрофы над Локерби сообщила шотландской полиции, что бомба определённо была доставлена на борт во Франкфурте.

<…>

Мало убеждённых, много скептиков

Разведывательное управление министерства обороны всегда придерживалось мнения, что иранцы заплатили Народному фронту освобождения Палестины – Главному командованию за приведение в исполнение теракт на рейсе Pan Am 103. Патрик Ланг, руководитель отдела Ближнего Востока Разведывательного управления министерства обороны, заявил, что он «подписал» заключение управления. «Взрыв на рейсе Pan Am был организован и профинансирован Али Акбаром Мохташеми-Пуром, бывшим министром внутренних дел Ирана».

«Среди тех, с кем я разговаривал в последние годы, никто не верил в то, что Ливия в единственном лице оплатила, спланировала и привела в исполнение это преступление. Абсолютно никто», - писал А.М. Розенталь, нью-йоркский колумнист в марте 1992 года. Розенталь обвинил Буша в том, что тот не хотел привлекать внимание к «сирийско-палестинскому участию»40. Но Розенталь также понимал, что из-за большого числа принимающих участие в следствии людей, правда будет похоронена навсегда.

<…>

Si non e vero, e bene trovato.
Даже если это неправда, то выдумано неплохо


«Хроника объявленной смерти» (в оригинале на испанском языке «Cronica de una muerte anunciada») – опубликованный в 1981 году роман лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсии Маркеса. Роман написан в виде псевдожурналистской реконструкции истории убийства, произошедшего за 27 лет до повествования. По мере того как разворачивается сюжет, оказывается, что многие знали о том, какая судьба уготовлена жертве, но никто не предупредил несчастного своевременно, поскольку каждый остался в том или ином выигрыше от его смерти.

Источники 


5. Семтекс изготавливается в Чехии 


12. Newsweek, August 15, 1989

13. Aerial Incident of July 3, 1988 (Islamic Republic of Iran v. United States of America)

14. Dilip Hiro, The Longest War, Routledge 1991, 211f., 239f.

15. The USS Vincennes: Public War, Secret War, July 1 1992, ABC News, Ted Koppel

16. The Khomeini letter: Is Rafsanjani warning the hardliners? October 13, 2006

17. Reuter NICOSIA, July 29, 1988

18. Gaurav Kampani, “Proliferation Unbound: Nuclear Tales from Pakistan,” Center for Nonproliferation Studies, Monterey Institute of International Studies, February 23, 2004..

22. Mohammad Ja-Afar Mahallati , The MacNeil/Lehrer NewsHour,
July 4, 1988, Transcript #3206 (Public Broadcasting Corporation)


24. Department of the Air Force— Отчёт Агентства авиационной разведки  от 4 марта 1991 года, предоставленный по запросу юристов авиакомпании Pan Am.

27. NYT May 23, 1989

28. Lockerbie: The Khreesat Connection, Private Eye, January 2001

29. The Guardian, July 29, 1995

30. Lockerbie: Another Warning, Another Denial. Private Eye, October 6, 1995


34. TIME Pan Am 103. Why did they die? April 27, 1992

35. Lockerbie—A Parallel

36. Tam Dalyell, 1997: ‘Nothing has been done.’ Guardian July 23, 1997

37. The Times, London, September 20, 1989

38. New York Times, November 21, 1991

Здесь статья перепечатывается с сайта http://olgakaetziro.blogspot.com/2011/05/12.html 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС