> XPOHOC > БЕСЕДЫ С ПОЛИТИКАМИ
ссылка на XPOHOC

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Николай ТУЛАЕВ:

“Каждой весны жду с нетерпением”

Николай Тулаев — морской волк. Двадцать два года отдал флоту. Капитан второго ранга в отставке. В Совете Федерации он — председатель Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности, также занимается вопросами обороны и безопасности. А разговор наш начался с того, что когда-то определило выбор его жизненного пути.

 

— ...Родился я на окраине Саратовской области. А детство провел на берегу Черного моря, в Туапсе. Это — моя малая родина. Частица души осталась и в Киеве, когда учился там в высшем военно-морском политическом училище. Дивный город! Но сейчас мне ближе и родней Калининград. Давно живу в этом замечательном крае. Там же моя семья. Со своей будущей женой я учился в десятом классе. Раз увидел — и полюбил на всю жизнь. Эта встреча и определила мою судьбу. Правда, свадьбу сыграли много позже, уже в училище. У меня взрослые сын и дочь. Есть двое внучат.

 

— В море, конечно, позвала романтика?

— Наверное, причиной моего выбора стала та страшная весенняя буря на Черном море, которая сорвала с якоря и выбросила на скалы французский танкер. Он шел в наш порт за нефтью. Расчетливые владельцы сочли, что выдирать корабль из каменных зубьев выйдет дороже, чем купить новый. И оставили судно на месте, на радость всем окрестным мальчишкам. Мы целыми днями не слезали с танкера. Я так свыкся с кораблем, что призыв военкома служить во флот воспринял как дело само собой разумеющееся. А уже во время срочной службы твердо решил продолжить военно-морскую карьеру в офицерском чине.

 

— Расскажите не о службе, а о жизни на корабле.

— Классик сказал: самое поэтичное, что создано человечеством, — корабль. Да, это целый мир, вмещающий в себя все. Самые яркие впечатления оставили годы, которые служил на большом противолодочном корабле “Славный”. Помнится, всем экипажем, от матроса до капитана, Новый год праздновали. Музыка, песни, естественно, шутки про боцмана и старпома, про камбуз. А наш капитан Николай Александрович Комаров спел под гитару песни о море.

 

— Интересно, а есть ли на флоте “дедовщина”?

— Порядок, как и беспорядок, начинается с командира. Если офицер требователен, выполняет свои обязанности, служит верой и правдой, то ничего дурного с его подчиненными не случится. О себе могу сказать честно: бывал на всех океанах, ходил в походы на кораблях разного класса, но нигде и никогда ни один из моих матросов не погиб, ни один не пошел под трибунал.

Правда, в жизни бывает всякое. Помню, однажды пришлось доставлять на корабль несколько десятков матросов — упились... Впрочем, без умысла, нечаянно...

 

— То есть?..

— Дело было на Кубе. Субтропики, жара, по российским меркам, несусветная. Нас принимали душевно, как родных. И мы кубинцам решили помочь — направили на уборку сахарного тростника матросов. Их накормили. А в качестве питья, как это заведено во время работы на плантациях, хозяева поставили алюминиевый сорокалитровый бидон с молоком... По местному обычаю, в него ром добавляют. Кубинцы пили эту смесь по чуть-чуть, а наши по привычке — кружками. Ну, молоко и молоко! Как у бабушки в родной деревне. И вот результат...

 

— Бывает и такое, когда морякам море по колено. А вам приходилось тонуть по-настоящему?

— Однажды я в буквальном смысле пошел ко дну. Товарищи за волосы вытащили. Дело было на речке Сердоба, притоке Хопра. Мне шел тогда пятый год. Много воды утекло с тех пор: по Хопру в Дон, а оттуда и в мое первое море — Черное...

 

— А дальше к берегам стран Североатлантического блока?..

— Да, однажды совсем рядом с американским берегом на нашем корабле была объявлена тревога. Вблизи территории США мы палили из всех видов бортового оружия — проводили учения с боевыми стрельбами. А недавно я снова побывал там, только теперь смотрел на эту водную акваторию с американского берега. За десятилетие мир изменился. Да и мы меняемся. Встречался со своими однокашниками по Киевскому высшему военно-морскому политическому училищу. Иных уж нет, а те… граждане других государств…

 

— Поговорим о вечном. Вот знаменитый морской офицер Римский-Корсаков был гениальным музыкантом. А вы музыку любите?

— В детстве, когда гостил у бабушки в деревне, даже хотел купить гармонь. Мне шел тогда восьмой год. С другими, более старшими ребятами отправился на заработки — в поле на прополку. Тетя, сельская учительница, не стала мне, городскому мальчику, ничего рассказывать о тяготах крестьянского труда. Даже узелок собрала. На третий день я в поле уже не вышел, от затеи с гармонью вынужден был отказаться. Много позже отец купил мне баян, и только тогда стало ясно, что Бог не дал мне музыкального слуха. Дальше до-ре-ми дело не пошло.

А вот стихи я люблю.

 

— Можете что-нибудь прочесть наизусть?

— Пожалуйста. Из Николая Рубцова:

Облетели листья с тополей.
Повторилась в мире неизбежность.
Не жалей ты осень, не жалей.
А жалей мою любовь и нежность.

Тоже, кстати, моряк, срочную службу проходил на Северном флоте, как и я.

 

— А сами вы стихи не пишете?

— В юные годы сочинял. Конечно, они мало что значат для русской литературы. Однако хочу их сохранить для внуков — как “культурный слой” семьи. Чтобы знали про своего деда, чтоб свою жизнь строили основательно. Может быть, кто знает, они и в поэзии добьются больше моего. Но сам я читатель.

 

— Значит, вы любите с хорошей книгой забыться?

— Раньше мне очень нравились писатели-деревенщики — Василий Белов, Евгений Носов, Василий Шукшин... Очень русские писатели. Сегодня на слуху другие имена, тот же Василий Аксенов. Но ведь он рисует жизнь города, и совсем-совсем не так...

Читаю и более “скучные” книги: мыслителей и философов различных эпох. С юных лет нахожусь, я бы сказал, в страстном поиске идей.

 

— Но кроме пищи духовной есть еще и хлеб насущный...

— Если вы про огород, то я копаю, сажаю и собираю урожай. Для души. С нетерпением жду каждой весны. Тянет к земле.

 

— Римский император Диоклетиан удалился от политических дел в расцвете сил. Когда же к нему пришли звать вернуться к власти, он отказался, сказав: “О, если бы вы могли посмотреть на выращенные моими руками овощи...”

— Ну, все-таки я не до такой степени увлекся огородом. Существует другая половина жизни.

 

— А о ней мы сегодня договорились не упоминать.


 

Политика расспрашивал Вячеслав Румянцев,

«РФ сегодня» № 22,2004

Оригинал текста размещен по адресу

http://www.russia-today.ru/2004/no_22/22_end.htm

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС