> XPOHOC > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ >  ВОСПОМИНАНИЯ >
ссылка на XPOHOC

А. И. Яковлев

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

А. И. Яковлев

Воспоминания

Рукопись

(л. 74)   

XIX. На сменной работе.

Тяжелый военный и послевоенный период, недоедание и отсутствие отпуска подорвали мое здоровье, стал чувствовать слабость и недомогание. В 1952 году после областной ревизии поехал с заврайфо в Архангельск с отчетом по результатам ревизии и переоценке товаров и добился у руководства облфо о переводе меня с должности старшего инспектора на должность рядового инспектора госдоходов. Старшим инспектором был назначен Спиридонов А. В., человек со средним образованием, молодой и знакомый с делами. Моя просьба была удовлетворена. Мы с ним работали дружно, обязанности были распределены, я взял на себя все обязанности учета и отчетности перед областью, передав ему проверку всех лесозаготовителей, организаций и колхозов Устьянской группы сельсоветов, так как в 1953 году заболел радикулитом, два месяца был на бюллетене, ходил на работу с палкой и выезжать в командировки далеко не мог.

В 1953 году по распоряжению облфо нам была поручена проверка годовых отчетов колхозов, которая выполнялась налоговой инспекцией. Колхозов было 96, работу выполняли четыре инспектора, нам работы прибавилось, так как помимо отчетов надо было выписывать платежные извещения на уплату подоходного налога, вести лицевые счета и следить за уплатой налога в установленные сроки. Со всей этой работой мы успешно справлялись, даже неоднократно получали областные премии.

 

ХХ. Болезнь и поездка на курорт.

В начале 1953 года старшая дочь вступила в брак, летом справили свадьбу, и она с мужем уехала на Север, по месту работы мужа. После чего я заболел, долго был на бюллетене, почти не выходил из больницы. Лечащие врачи признали туберкулез легких, ездил на консультации к врачам-специалистам в Котласскую горбольницу для установления через рентген точного диагноза болезни.

(л. 74 об.) После возвращения прошел комиссию ВТЭК и был признан инвалидом второй группы на шестимесячный срок с тем, чтобы восстановить свое здоровье. Врачи посоветовали хлопотать о путевке на курорт, что я и сделал, послав в обком профсоюза заполненную врачами курортную карту. Через три месяца пришла путевка на курорт «Кабардинка», что на Кавказе сроком на один месяц, с которой я обратился к лечащему врачу. Но лечащий врач товарищ Конева сказала, что она мне противопоказана, так как там лечат больных с открытой формой туберкулеза и меня могут не принять, потеряю время, понесу расходы, и путевка зря пропадет. Посоветовала связаться с райкомом профсоюза леспромхоза, чтобы она не пропала – передать ее для нуждающихся в этом курорте, а мне пусть попозже взамен дадут необходимую, но осуществить это не удалось. Чтобы путевка не пропала, пришлось ее вернуть обкому профсоюза. Наступил конец 1953 года, путевку все обещали, но не высылали. В конце декабря 1953 года выслали 300 рублей денег взамен путевки, хотя я и не просил.

В январе 1954 года собрали заседание райкома профсоюза и возбудили ходатайство перед ЦК профсоюза, который в начале апреля непосредственно выслал путевку в райком профсоюза на мое имя на курорт имени Ленина (Южный берег Крыма) сроком на полтора месяца бесплатно (стоимость путевки 1800 рублей). Получив путевку, я подал заявление на трудовой отпуск и 16 апреля выехал на курорт. РК профсоюза выделил на дорогу самолетом до Котласа 150 рублей. Приехать на курорт я должен был 23 апреля, время в пути сэкономил трое суток, поэтому, доехав до Запорожья, решил заехать в гости к сестре в город Кривой Рог. Погостив у нее двое суток, направился поездом до Симферополя, а оттуда автобусом до Ялты, где пришлось пройти экспертизу врачей о правильности назначения курорта по диагнозу болезни. Путевка <была> дана на санаторий имени Ленина, а этот санаторий мне был противопоказан, и меня направили в санаторий имени Сталина (г. Алупка), что в 17 км от Ялты и ближе на 4 км от санатория Ленина (г. Симеиз).

(л. 75)  Очутившись на курорте, почувствовав хороший южный воздух, прекрасную природу и отличное питание, я стал чувствовать себя хорошо. За полтора месяца я набрался сил, болезни не стал чувствовать и прибыл в весе двенадцать килограммов. Обратно выехал домой 5 июня и приехал домой совершенно здоровым 8 июня, где тоже было лето, и перепадали теплые дожди. В мое отсутствие дома ничего не произошло. В конце июня приехали из Лабытнанги (Север) зять с дочерью, которые и поселились жить в нашем доме. В июле того же года я получил вторую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть». А в ноябре 1954 года у дочки родился сын по имени Владимир (14 ноября 1954 года).

В 1955 году зять купил дом, принадлежавший моему дяде, осенью нарубил лесу, зимой 1956 года вывез его на усадьбу и пристроил к передней избе вторую избу и крыльцо. В 1957 году при моей помощи произвел отделку избы, сбили печь и к зиме перешли жить во свой дом. Я все эти годы работал в райфо в должности инспектора госдоходов, часто ездил в командировки. Жена  эти годы на производстве уже не работала, жила дома, так как не позволяло здоровье – корову все держали, да кормила поросят еще дочка, так что работы хватало. Я из-за частых командировок и загруженности на работе мало помогал ей. Мой отпуск ежегодно уходил на заготовку сена для прокорма коровы, так как приходилось собирать траву кое-где или зарабатывать участок в колхозе «Красная поляна».

В 1957 году наш колхоз и колхоз «Красная поляна» слились в один, после чего влились в совхоз «Черевковский». Жена из-за болезни на работы в совхоз не записалась и осталась домохозяйкой.

 

ХХI. Упразднение района (1959 год).

Работая в райисполкоме с 1924 года и в райфинотделе с 1939 года (20 лет), чувствуя переутомление и слабость здоровья, я в мае 1959 года подал заявление об уходе с работы по этим причинам и лишь через месяц (6 июня) был освобожден от работы.

(л. 75 об.) За добросовестную долголетнюю работу получил от администрации и профсоюза почетную грамоту, и подарок – никелированный самовар стоимостью 300 рублей, и премию от облфо 150 рублей. Уволившись с работы, я прожил дома один месяц, а потом меня пригласили поработать на старой работе, так как  старшему инспектору по госдоходам Спиридонову нужно было выехать на месяц в Ленинград для сдачи экзаменов в финансово-экономическом институте, где он заочно учился три года. В конце августа пришло распоряжение из облисполкома об упразднении района, и пришлось вести работу по подготовке к сдаче всех дел, архивов и материалов. Руководство райфо упросило меня остаться на работе до конца ликвидации отдела. Спиридонов, закончив экзамены и узнав, что наш район упраздняется, нашел работу в Котласском горфо и остался там работать, и мне пришлось одному вершить все дела по передаче.

Найдя в помощь себе временного работника, стал готовить к сдаче все архивные дела, уточнять остатки доходов по бюджету и разграничивать поступления средств по бюджетам трех районов: Верхнетоемского, Красноборского и Устьянского. В середине октября 1959 года приехали представители этих районов. Все материалы, подлежащие передаче мною по инспекции госдоходов, уже были подготовлены, и, согласовав их с заведующим райфо и представителями районов, я их передал, а 23 октября, получив полный расчет по зарплате, выходное пособие за две недели и проводив заврайфо товарища Томилова на работу в Красноборск, вернулся на отдых домой, проработав вместо одного три с половиной месяца. После упразднения района я еще в течение четырех лет временно выезжал работать в Красноборский район по налогам и госдоходам, да руководство райфо поручало работу в Черевковском и смежных с ним сельсоветах района, так как пенсии, 240 рублей, для содержания семьи не хватало. С 1 января 1961 года после денежной реформы пенсию стали выплачивать 24 рубля в месяц, но я без дела дома не сидел, находил работу в кооперации по переоценке товаров и инвентаризации магазинов, так как был ряд лет избранным  в члены ревизионной лавочной комиссии, и за работу платили хорошо – почасовая оплата из ставки зарплаты членов правления кооператива. С этими делами я был, как финработник, знаком, и мне вполне ее доверяли.

 

(л. 76)      

ХХII. Жизнь и домашние дела.

Закончив дела в учреждениях, в которых проработал непрерывно 35 лет, я весной 1961 года приступил к ремонту дома. Поднял на два ряда всю переднюю и боковую часть дома, на один ряд скотний двор, закрыл полностью крышу шифером и заранее приготовленным тесом, уменьшил коридор, введя стену к входному крыльцу, за счет уменьшения и перестройки заново крыльца.

Сын Николай закончил среднюю школу, решил продолжить образование, подал заявление в Ленинградский строительный институт и, получив ответ, поехал сдавать экзамены, собрав денег от продажи дров, наплавленных им в половодье. Экзамены сдал на «хорошо», но из-за большого наплыва на учебу нацменов поступить в институт не удалось, и он вернулся домой. Приехав домой, устроился работать бригадиром полеводства в колхоз «Красная поляна». Мысль об учебе не покидала, и по совету учителей средней школы послал заявление с документами о сдаче экзаменов в Ленинграде на имя ректора АЛТИ.[49] в Архангельск. В начале сентября получил ответ о зачислении на учебу и выезде к 1 октября 1961 года. Поступив в АЛТИ на строительный факультет и проучившись в нем на первом курсе год, сын в октябре 1962 года был призван на службу в Советскую армию в ракетные войска.

В конце марта 1963 года я вышел на пенсию по старости лет и стал получать пенсию при трех иждивенцах (матери, жены и учащейся в средней школе дочери) в сумме 68 рублей с копейками, которая стала основным доходом и облегчила положение по содержанию семьи.     В хозяйстве мы держали корову, а при наступлении весны занимались огородом, сажали картошку и овощи, а когда наступал период сенокоса, жена и я ходили в колхоз «Красная поляна» зарабатывать участок сенокоса, чтобы прокормить корову. А в 1064 году даже был взят для ручного скоса и уборки участок луга из третьей части. Сеном мы обеспечивались за счет скоса травы, оставшейся в кустах и около озер после уборки луга колхозом, так что жене и мне в страдное время

(л. 76 об.) не приходилось сидеть дома без дела. А приходила осень, работы прибавлялось: надо было убирать урожай овощей и картофеля да заботиться, кому сдать картофель, так как все время были трудности в тягле по вспашке огорода и транспортировке картофеля в торговую сеть. И так это было каждый год.

В июне 1965 года дочь Нина закончила восемь классов средней школы, стала большой помощницей матери в хозяйственных делах, а сын Николай, закончив срок службы в армии, остался служить в армии вольнонаемным, получив специальность радиста 1 класса. Найдя в месте службы себе невесту, решил жениться. Будучи в возрасте 22 лет, в октябре 1965 года женился. Мы, родители (отец и мать), сестра Лидия с мужем, ездили на свадьбу, которая была веселая, торжественная, при духовом оркестре. На обратном пути заезжали в гости к моей сестре в город Кривой Рог и к дальнему родственнику сестры в город Истру Московской области, а дочь Лидия с мужем уехали на Кавказ к своим родственникам. За период нашей поездки дома хозяйничала дочь Нина, и ухаживала за скотом сестры, и справилась со всеми делами в двух хозяйствах отлично.

Продолжать дальнейшую учебу в средней школе Нина не захотела, а весной 1966 года уехала в Архангельск учиться в ГПТУ, где проучившись год, поступила на лесозавод по специальности обрезчика досок. Плохие жилищные условия, трудная работа измотали ее, и она решила выехать домой. С трудом пришлось ее вырвать с завода досрочно и устроить дома санитаркой в больнице, а потом няней во вспомогательной школе, где она проработала год. Летом 1968 года приезжал в гости сын Николай с хозяйкой и посоветовал найти работу на Украине, на что

(л. 77) Нина согласилась. Погостив у брата месяц, уехала в Киев, где устроилась на квартире у родственницы, тещи Николая. Оказавшись в Киеве, поступила учиться на заводского крановщика. В 1969 году окончила учебу и осталась работать крановщиком на заводе, переменив квартиру вблизи работы.

Вернуться к оглавлению


А. И. Яковлев. Воспоминания. Рукопись.1983 год.

Черевковский филиал Красноборского историко-мемориального и художественного музея Архангельской области.

Подготовка и комментарии   В.И. Щипин.16 декабря 2006 года.

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС