Андрей Синельников |
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Андрей СинельниковШИФРЫ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИШифры тоже сражались!26 июня 1941 года, через четыре дня после начала Великой Отечественной Войны, когда над небольшой деревушкой Кранц в Восточной Пруссии только светало, сонный радист абверовской пеленгаторной установки услышал сигналы, принадлежность которых он не сумел определить. Ему были знакомы позывные всех шпионских радиостанций Европы, однако этот передатчик, несколько раз повторивший код «РТХ», он слышал впервые. Радист продолжал слушать. Около трех часов пятидесяти минут утра неизвестная рация выстрелила в эфир радиограмму. «KLK из РТХ 2606 0330 32WES N14KBV… - записал оператор, затем последовали тридцать две пятизначные группы цифр, заканчивавшихся подписью «AR 50 385 KLK из РТХ…». Несколько дней подряд спецы из абвера следили за «РТХ», однако так ничего и не смогли понять, кроме того, что передающая станция находится где-то к юго-западу от германо-советской границы. Но вскоре абверовские специалисты сделали важное открытие: кто-то отвечал «РТХ». Местонахождение этой станции не вызывало сомнений: где-то рядом с Москвой. Через несколько дней в эфире заработал другой радиопередатчик, передающий такие же пятизначные группы сигналов. И ему также ответила станция, расположенная под Москвой. Всем радиопостам в Южной Германии было приказано держать пеленг. В результате было установлено, что одна из станций с позывными «РТХ» находится в Брюсселе, а другая – в Париже.
Леопольд Треппер В последующие две недели в эфир один за другим выходили новые передатчики (в том числе и в самом Берлине!), использующие те же самые пятизначные группы чисел. И всем им отвечала Москва. В абвере все эти станции окрестили «Die Rote Kapelle», что в переводе означает «Красная капелла». В июле 1941 года на Москву заработали также три радиопередатчика из нейтральной Швейцарии. Им, в свою очередь, присвоили название «Красной тройки». Известие об обнаруженной широкой советской шпионской сети быстро достигло ушей главы абвера адмирала Канариса. Его соперник Гейдрих, возглавлявший службу безопасности Третьего рейха, также узнал об этом. А через несколько дней о красных «музыкантах» знал уже и сам Гитлер. Фюрер был разгневан, особенно тем фактом, что шпионы действуют в его собственной столице. Абверу и СД в оккупированных странах Западной Европы, так же, как и гестапо в Германии, было приказано любой ценой выйти на след неизвестных «пианистов», шифр которых оставался загадкой для лучших немецких экспертов. Таково начало этой великой истории, многократно под самыми разными углами описанной историками и участниками тех драматических событий, повествующей о подвиге многих и предательстве некоторых. Ценой невероятных усилий, используя все методы воздействия на пойманных разведчиков, немецкой контрразведке удалось проникнуть в тайну некоторых их радиограмм. В декабре 1941 года была запеленгована первая радиостанция «Красного оркестра». 13 декабря отряд солдат, неслышно ступая сапогами, поверх которых были надеты носки, бесшумно поднялся на второй этаж дома 101 по улице Аттребатов в Брюсселе. Они ворвались в одну из комнат и арестовали там радиста-шифровальщика и двух других советских агентов. Чудом из рук фашистов ушел резидент Леопольд Треппер. В камине дома немцы обнаружили обугленный клочок бумаги, исписанный цифрами. Ясно, что это были записи, сделанные в процессе шифрования какого-то сообщения, и немецкие дешифровальщики немедленно принялись за его изучение. Фраза, записанная на найденном клочке бумаги, была на французском языке и больше походила на часть ключа, чем на открытый текст. В этой фразе присутствовало слово «ПРОКТОР». Служба радиоразведки допросила хозяйку, наивную пожилую вдову, которая перечислила одиннадцать книг, которые читал ее постоялец. На 286-й странице научно-фантастического романа французского писателя Ги де Терамона «Чудо профессора Вальмара» дешифровальщики нашли действующее лицо с именем Проктор. Они сумели правильно понять важность этого совпадения. Роман Терамона дал им возможность прочесть 120 шифровок, которые принадлежали одной из самых активных радиостанций «Красной капеллы». В разобранных сообщениях говорилось о весеннем наступлении немцев на Кавказе, давались данные о состоянии немецких ВВС, приводились сведения о потреблении горючего, о потерях и содержалась некоторая другая важная информация. И главное – в одной из своих радиограмм в Брюссель Москва прямо назвала берлинские адреса советских агентов! Это был прямой путь к их гибели. Фашистские контрразведчики ликовали! А служба радиоперехвата в поисках остальных вражеских раций удвоила усилия. Ведь только запеленговав станции и схватив радистов, можно было рассчитывать, что ценой пыток и предательства удастся пробиться через броню советского шифра.
Большинство их были основаны на использовании тех или иных книг и это общеизвестно. Так, например, вторым и основным шифром группы Л. Треппера являлся роман О. Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Одним из шифров организации Ш. Радо в Швейцарии была книга Д. Лондона «Железная пята». Радистка советской резидентуры в Швеции С. Эриксон использовала для кодирования запрещенную в Германии книгу Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Резидент ГРУ в Болгарии С. Побережник шифровал по роману Р. Киплинга «Свет погас». А советский разведчик А. Пеев в той же Болгарии кодировал свои радиограммы по книге А. Константинова «Бай Ганю». Но как строились и работали подобные шифры, сведений в нашей прессе практически не было. В СССР издавались мемуары уцелевших руководителей знаменитых разведгрупп Леопольда Треппера, Шандора Радо и Рут Кучински. Но и в них мы мало, что сможем обнаружить нового. Это и досадно, и мало понятно. Ведь в западной литературе всё это было давным давно известно и описано.
Воспользуемся поэтому книгой известного на Западе историка «Красной капеллы» Хайнца Хене «Пароль: Директор», изданной в ФРГ в1971 году и очень нелестно встреченной тем же Л. Треппером. Не вдаваясь в явный антисоветизм этого исследования, заметим, что и сам Хене, описав в ней систему одного из советских шифров, очевидно пользовался воспоминаниями Отто Пюнтера - члена швейцарской разведгруппы, известной на Западе как «Красная тройка». Журналист и владелец информационного агентства в Женеве, Пюнтер располагал широкими связями как в журналистских, так и дипломатических кругах и даже в швейцарских правительственных органах. По своим убеждениям Пюнтер был социалист левого направления и симпатизировал Советскому Союзу. Он сам согласился помогать нашей разведке из идейных побуждений, рассматривая борьбу с фашизмом своим гражданским долгом. В конце 1942 года , перед явной угрозой оккупации Швейцарии Германией, резидент ГРУ Шандор Радо получил разрешение Центра обучить шифру ближайших своих помощников, в том числе и Пюнтера, носящего кодовое имя Пакбо. С этого момента и до самого конца существования группы Пюнтер принимал самое непосредственное участие в шифровке телеграмм, которые затем уходили в Москву через подпольные передатчики.
Отто Пюнтер Система шифра «Красной тройки» несколько отличалась от «квадратного пропорционального метода» Рихарда Зорге, позволяющего значительно «сжимать» шифруемый текст. Но суть оставалась той же. К тому же здесь с легкостью использовалась уже любая книга. Предположим, разведчик хотел сообщить в Москву, что «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» прибыл в Варшаву. Для кодирования своего послания Пюнтер применил путевые заметки шведского исследователя Свена Хидина «От полюса к полюсу» и выписал случайное предложение со страницы 12: «Документальные съемки приостановлены, но вскоре будут возобновлены снова». Поскольку для ключевого слова ему требовались только десять букв, он взял часть первого слова «Dokumentar» (по-немецки). Пюнтер записал ключевое слово прописью и ниже его в две строчки буквы алфавита, не содержащиеся в слове «Dokumentar». По левому краю трех строк он проставил свои условные цифры (461), а над ключевым словом выписал порядковые номера соответствующих букв в латинском алфавите. В результате каждая буква выражалась двузначным числом: А - 14, В - 26, С – 76 (первая цифра – столбец, вторая – строка в табличке).
Теперь Пюнтер мог кодировать свое послание. Он сократил его до самой краткой телеграфной формы: «Hitlerstandarte in Warschau» (Гитлершдандарт в Варшаве), перевел это в цифры, указанные ключевым словом, и расположил группами по пять знаков. В результате получилось следующее: 56369 49634 84219 41464 24148 49434 36644 11484 21765 61404 Затем настал черед повторного шифрования. Пакбо записал все предложение: «Документальные съемки приостановлены, но вскоре будут возобновлены снова» (конечно, по немецки) и заменил его в цифрами, но по системе, отличавшейся от первоначального кодирования, которая использовала однозначные цифры для обозначения букв, а не двузначные. Вторая цифра просто опускалась. Таким образом А становилась единицей, В - двойкой, С - семеркой и т. д. В итоге получалась одноразовая псевдослучайная гамма. Наконец Пюнтер складывал числа первого и второго кодирования по модулю 10. Теперь послание было перекрыто дважды. В конце сообщения разведчик добавлял последнюю группу, предназначенную для адресата в Москве, который, безусловно, знал, где искать в книге Свена Хидина ключевое слово. Последняя группа в послании о «Leibstandarte» была «12085», обозначавшая: «страница 12, строка 8, слово 5». Дважды зашифрованные таким образом, советские кодированные шарады почти не поддавались разгадке. И все же у них было одно слабое место: попади в руки противника ключевое слово или даже сама книга, и вопрос расшифровки становился делом времени. Что мы и видели в случае провала радистов в Бельгии на улице Атребаты. Между прочим, имелась прямая связь в шифрообеспечении разведгрупп Л. Треппера и Ш. Радо. Хорошо известно, что заместитель Треппера Анатолий Гуревич (Кент) по заданию Центра в 1940 году выезжал в Швейцарию для обучения Радо шифровальному делу. Следовательно, можно утверждать, что швейцарские шифры были аналогичны системам бельгийской и французской разведгрупп ГРУ, к которым непосредственное отношение имел всё тот же Кент.
Шандор Радо Помимо системы, описанной Пюнтером, очевидно были и другие её варианты. Вот, к примеру, радиограмма, направленная в апреле 1943 года в Швейцарию для другой помощницы Радо (Альберта) Рашель Дюпендорфер (Сиси): «23.4.43. Сиси. Сообщаем название новой книги для вашего шифра. Купите ее, и мы дадим вам правила пользования. Альберт не должен знать новой книги. Она называется «Буря над домом», издательство Эберс, 471-я страница. Директор». Вероятно, указанная страница планировалась лишь для первой шифрограммы разведчицы, с последующим переходом на обычный способ. Кое что о нём сообщает в своих мемуарах и Радо: «код ежедневно менялся. И если нацисты не успевали прослушать и записать первые (а ведь Пюнтер писал про последнюю группу! – А.С.) цифровые группы, которые являлись началом кода, то, даже имея в руках нужную кодовую книгу, им очень трудно было, если вообще возможно, расшифровать радиограмму». Ясно и то, что этот самый «индикатор» шифра тоже должна была каким-то образом кодироваться по аналогии с криптографической системой Рамзая. Показателен и радиошифр Александра Фута – еще одного помощника и радиста Радо. Он оказался прямо идентичен системе токийской разведгруппы Зорге! Фут использовал тот же квадратный пропорциональный принцип преображения букв и аналогичный сборник по промышленной статистике для получения гамм. И вряд ли это случайность. Ведь подготовкой Фута в Швейцарии занималась Рут Кучински, «крестница» Зорге и Клаузена, прошедшая в середине 30-х годов интенсивное обучение в московском Центре. Конечно, шифр Рамзая был условлен еще в 1935 г., и дистанция до шифров разведгрупп Радо и Треппера к 1943 г. составляла почти 8 лет. Но система советского шифра была настолько удачна, что еще и долгие годы и после войны её составные элементы широко применялись в криптографии. Но об этом мы расскажем немного позже. А пока перенесемся за океан в Соединенные Штаты Америки, где с подачи наших разведчиков разыгрывалась еще одна драматическая история войны, под названием «Венона». Здесь читайте:"Лица в штатском" (биографический указатель).
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|