Лидия Сычева
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2009 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Лидия Сычева

2009 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Лидия Сычева

Час “X” уже настал

Какими мы хотим видеть своих детей? Здоровыми, образованными, воспитанными. То есть гармонично развитыми: чтобы и нормальную семью они могли создать в будущем, и профессию получить любимую, и для общества стать желанными гражданами. Вроде бы с целями все ясно. А как обстоит дело с их реализацией на государственном уровне?

Начнем с семьи — главного счастья “человека разумного” и главной опоры государства. И здесь есть громадное препятствие для многих современных молодых людей. По данным члена Комитета ГД по охране здоровья, доктора медицинских наук Татьяны Яковлевой, из-за ориентации только на умственную нагрузку, при одновременном сокращении физической активности, лишь 10 процентов выпускников российских школ являются абсолютно здоровыми. Эти данные депутат сообщила в Иванове, где вместе с министром образования и науки Андреем Фурсенко посетила региональный форум “Наша новая школа”. “Как педиатр, могу сказать, что для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов. Но наблюдения свидетельствуют, что дети делают только половину нормы: в основном в школе они горбятся за партами, а вечерами дома смотрят телевизор”, — добавила Татьяна Владимировна.

Известно, что здоровые дети могут родиться только от абсолютно здоровых родителей — таков непререкаемый биологический закон жизни. А значит, на 90 процентов больная молодежь будет воспроизводить еще более слабые и маложизнеспособные поколения. Дети и подростки в стенах учебного заведения проводят по 6—7 часов в сутки — недвижимо, за партами, практически это рабочий день “офисного планктона”! До здоровья ли тут?! А что они смотрят по телевизору, который упомянула депутат? “Дом-2”? А. Фурсенко на вопрос, как он оценивает эту телепрограмму, ответил, что передачу никогда не видел, “но осуждает”. Странный ответ для министра образования! А вот министр внутренних дел телепроект посмотрел и назвал его “уголовщиной”. Потому что коллегам Рашида Нургалиева как раз и приходится иметь дело с человеческим “браком”, который воспроизводит в том числе и система образования.

Но вернемся к здоровью телесному. Понимая важность проблемы, Т. Яковлева, как член профильного Комитета ГД и первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия”, инициировала проведение регионального конкурса “Школа здорового образа жизни”, в котором приняли участие 56 школ Ивановской области. Двенадцать победителей получили сертификаты на поставку оборудования для медицинских кабинетов и комплекты спортивного инвентаря.

Начинание, безусловно, весьма полезное. Хотелось бы, чтобы его подхватили соседние области (их представители тоже были на форуме). Тем более что здоровье школьников — значимая часть национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Напомним, что ее появление связано с выступлением Дмитрия Медведева. В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент назвал пять основных направлений развития новой школы. Среди них кардинально новой идеей является акцент на здоровье школьников. То есть высшая власть страны наконец-то признала очевидное: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало именно в школе. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы.

Логично было бы предположить, что, учитывая работу, проведенную в Ивановской области в рамках проведенного конкурса, форум “Наша новая школа” сосредоточится на детальном рассмотрении данного направления. Это тем более важно, что проект национальной образовательной инициативы, подготовленный Минобрнауки, поступит на рассмотрение в Правительство уже в июне. То есть у ивановских управленцев, занятых в образовании, был реальный шанс напрямую, через министра, передать свои предложения и пожелания по усовершенствованию проекта.

Но организаторы форума пошли по другому пути, который можно назвать “понемногу обо всем”. А когда основной докладчик, начальник Департамента образования области Александр Кузьмичев, заявил, что пять лет работы А. Фурсенко — это лучшие годы в современном образовании, стало ясно, что откровенный разговор здесь просто неуместен. (Хотя в Послании Федеральному Собранию Д. Медведев заметил, что в области образования “с передовых позиций мы откатились”. Кроме того, если эта пятилетка была столь триумфальной, то зачем понадобилась новая модернизация школы?!)

Выбранный для форума формат позволил бегло посмотреть два учебных заведения. В 67-м лицее представили проект “первой электронной школы” в области. Суть его — в тотальной компьютеризации учебного процесса (ведение электронных журналов успеваемости, “учеба по телевизору”, связь с родителями посредством электронных писем и т. п.). Но, разумеется, это лишь малая часть настоящей школьной работы, которую ведет здесь высококвалифицированный педагогический коллектив.

Другое дело, что слова “инновация” и “компьютер” сегодня для большинства чиновников от образования — синонимы. Тем более что к “электронной школе” приложила руку компания “Формоза”. (А давно ли Михаил Ходорковский вместе с министром образования Владимиром Филипповым открывали в городах и весях представительства Федерации интернет-образования?.. Где теперь Ходорковский? А где Филиппов? Как черный юмор вспоминаются слова бывшего министра образования: “Учись хорошо — и будешь таким же успешным, как Ходорковский”.) Крупные компании, более развитые страны и их эмиссары воспринимают Россию вполне цинично, как рынок сбыта. Пресловутая “компьютеризация школ” как раз и стала тотальной подготовкой будущих потребителей “колониальных товаров”. Это гораздо эффектней, чем, допустим, прямая реклама.

В 21-м лицее, еще одной лучшей школе города, проходила встреча педагогической общественности с высокими гостями. Жаль, что А. Фурсенко не нашел возможности посетить здесь один из кабинетов в начальной школе, оборудованной конторками и другим действительно инновационным учебным оборудованием (кстати, отечественного производства). Педагоги-энтузиасты, понимая значимость проблем здорового развития детей, сами начали работу по гигиенической программе, разработанной учеными Красноярского края под руководством Владимира Базарного и утвержденной в 1989 году Минздравом России (по согласованию с Минобразования). Программа прошла скрупулезную экспертизу со стороны ведущих отечественных научных центров. Результат — только положительный. Спрашивается: почему она у нас не в массовой школе? Почему Минобрнауки содействует развитию множества образовательных и методических ресурсов, но раздела по системе Базарного среди них не найти, хотя элементы программы используют почти три тысячи учебных заведений?

Вопросы риторические, и их в приложении к нашему образованию можно задавать много. Фирме “Нестле” дорогу в школу открыли, а стакан “живого” молока для детишек — до сих пор роскошь. Гордимся компьютеризацией, а в стране 834 аварийные школы. (Интересно, есть ли у нас хоть одно аварийное здание пенсионного фонда, налоговой инспекции или городской администрации?) И, наконец, пора понять, что вопросы физического и нравственного здоровья детей являются сегодня первостепенными. Если новая “модернизация” школы выльется в очередную профанацию, это до предела усугубит демографическую ситуацию в стране. Хотя не все потеряно: у нас есть ученые и педагоги, имеющие необходимые знания, опыт и волю для изменения положения дел. Им нужно дать дорогу.

Статья перепечатывается сайта

http://www.russia-today.ru/2009/no_09/09_educations_01.htm


Здесь читайте:

Страница Владимира Базарного

Педагогическая литература

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС