Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Дик

Становление и развитие образования на Дону

в конце XVII – начале XIX веков

Воспитание казачат.

Процесс становления и развития единого образовательного пространства на Дону является ключевым в истории Донского казачества. Донской край издревле играл свою особенную роль в истории Российской империи. Эта казачья область имела сословную особенность в управлении, в быту и в других отраслях общественной жизни, что, естественно, накладывало отпечаток и на развитие народного образования.

В конце XVIII - первой половине XIX веков эта территория называлась Земля войска Донского, в ее состав не входили еще Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд Екатеринославской губернии. В 1870 году Земля войска Донского была переименована в Область войска Донского, сохранившая свое название до 1918 года. В те годы по территории (144,2 тыс. кв. версты) она почти равнялась соседним Воронежской, Харьковской и Тамбовской губерниям вместе взятым. По плотности народонаселения Область войска Донского среди 50 губерний и областей европейской России занимала только 46-е место [2, с.18 - 23].

Проблеме анализа становления и формирования образовательного пространства на Дону посвящено ряд публикаций дореволюционных и современных авторов. Но наиболее ценными источниками исследования данной проблемы являются материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО) и Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), причем, наиболее ценными можно считать: фонд 46 «Канцелярия Войскового наказного атамана», фонд 358 «Дирекция народных училищ Области войска Донского», фонд 353 «Областной войска Донского статистический комитет», фонд 226 «Донская духовная консистория», фонд 247 «Донская Мариинская женская гимназия», фонд 347 «Новочеркасская учительская семинария», фонд 341 «Войсковая канцелярия Войска Донского» и фонды 451, 454, 448, 449 «Областная земская управа», фонд 109 «Третье отделение собственной его императорского Величества канцелярии» (ГЛРФ). Материалы вышеперечисленных фондов позволяют представить эволюцию сельских учебных заведений, определить уровень грамотности всего населения и отдельных сословий, оценить эффективность проводимой политики в области народного образования и ее масштабность. Большое значение имеют и сведения, представленные в статистических отчетах о состоянии Области войска Донского, в трудах Донского Войскового статистического комитета, в Памятных книжках на 1866-1912 годы. Важнейшей составной частью этих изданий являются прилагаемые к ним статистические ведомости и таблицы, законодательные акты, нормативные и примерные правила, циркуляры, положения, инструкции, регулирующие цели, порядок открытия; определяющие права, обязанности, устройство и функционирование учебных заведений в Российской империи, а также ряд постановлений, регулирующих управление народными училищами в Области войска Донского.

Первым государственным учебным заведением на Дону можно считать, учрежденную по инициативе Петра I в 1698 году в Азовской крепости, первую навигацкую школу в России. Лишь вслед за ней в Москве открылась школа «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно – искусств учения». Первый набор учеников в Азовскую навигацкую школу состоял из детей иноземцев, находящихся на русской службе. 21 января 1698 года боярину Шеину в Азов пришел указ, в котором говорилось: «…для учения корабельному морскому ходу, и карте, и компасом выбрать из иноземцев 10 человек добрых и человечных, грамоте умеющих» [11, с. 79-81]. В начале апреля в Азовскую навигационную школу были приняты первые 10 российских учеников. Первыми учителями морского дела стали Матвей Меланкович и Иван Кучица.

Анализируя процесс зарождения образования на Дону и в Южном Приазовье, стоит отметить, что грамотность среди жителей Земли войска Донского во второй половине XVIII века была редким явлением. Неоднократно станичные атаманы ходатайствовали перед войсковым начальством об освобождении от полевой службы грамотных казаков, без которых «общество будет в затруднении избранием лиц в какие-либо должности по станице» и «дабы впоследствии вовсе не лишиться грамотных людей из казачьего звания». В правительственном распоряжении от 20 сентября 1745 года императрица Елизавета Петровна повелевала «вам, войску Донскому, выбрать… тамошних священно и церковно-служительских детей, в коих бы к бытию впредь во священстве была нужда, отослать для обучения в домовую епархиального вашего архиерея семинарию и содержать вам их своим коштом…, позволить иметь в Черкесске или в другом, по вашему рассмотрению, пристойном месте семинарию или училищный дом и содержать оный на своем коште..». Следующая грамота от 4 октября 1746 года за №9119 от Елизаветы Петровны смягчила первое указание: «если на убыли к церквам места удостоверяемые из тех донских городков к произвождению во священство неспособными усмотрены будут, в таком случае из семинаристов Воронежской или других епархий достойных туда определять, коим там и обучать в надежду священства позволить такмо оных желающих детей, а не неволею брать и оные по тому своему желанию своим коштом во обучении находится и определения особого учителя на кошт ваш, войска Донского, миновать могли… и жалобы приносить причины не имели» [5, с. 27-30]. Пожалуй, этими официальными документами и было положено начало становления образования на Дону.

Одним из первых учебных заведений на Дону стала Черкасская войсковая семинария, просуществовавшая с 1748 по 1758 годы. Грамота от войскового атамана Степана Даниловича и всего войска Донского старшине Леонтию Лукьянову от 1757 года подтверждает наличие учебного процесса в этой семинарии [13, с. 123 - 125]. В дальнейший период в крупных донских станицах начали открываться домашние школы, но большого авторитета среди казаков они не имели. В 1765 году святитель Тихон Воронежский открывает черкасскую духовную семинарию и лично пишет инструкцию, прообраз первого Устава Донского учебного заведения. В черкасской семинарии обучались дети священно-церковно-служителей из двух заказов – Черкесского и Усть-медведицкого; содержались они, как и нанятый в 1767 году учитель Михаил Иванович Парафатский, «на их собственном – священническом и дьяконском коште». В ней, помимо учителя, состоял заведующим соборный протопоп Петр Федоров и смотритель дьякон Василий Михайлов [6, с. 4 - 10]. В 1779 году духовная семинария была закрыта, а вместо ее, в апреле 1790 года, в Черкасске открывается первое светское учебное заведение - Главное народное войсковое училище. В 1793 году оно было реорганизовано в Главное народное в Войске Донском училище. В приказах Войска Донского № 627 от 5 февраля 1790 года отмечалось, что «от комиссии в Санкт – Петербурге народных училищ назначено здесь Донское народное училище, для чего от оной комиссии и присланы четыре учителя», в № 11942 от 2 декабря 1792 года уточнялось, что «в здешнее народное училище принято будет с 10-го января наступающего 1793-го года учеников тридцать пять человек», в № 10378 от 18 декабря 1794 года пояснялось, что «в здешнее Черкасское главное народное училище имеют принимаемы быть желающие обучаться в оном обоего пола ученики и ученицы января по 10-е число будущего 1795 года». В 1785 году командующий Войском Донским генерал – поручик, войсковой атаман Алексей Иловайский пишет грамоту полковнику есаулу Алексею Протопопову за № 4214 «О мерах к обучению грамоте старшинских и казачьих детей», которая станет одним из первых официальных документов в области образования в Донском крае [8, с. 156 - 159].

Конец XVIII – начало XIX веков стали бурным периодом развития образования на Дону. «Великие в свете монархи без великих намерений ничего не приемлют, - говорил ученый протоирей А.Г. Оридовский в своей речи при открытии гимназии в Черкасске 11 июля 1805 года. – Великий Петр I воздвиг в России храм науке, дабы извлечь народ из тьмы грубостей в свете просвещения. Екатерина II, матерь России, луч сего света, более и более возжигая предпослала и на нашу страну. От сего света младые сердца озаряясь вмале познали свое отличие, и давно возжелали высшего света» [7, с. 2 - 3]. Реформы Российского образования Екатерины II послужили поводом открытия ряда новых донских учебных заведений.

18 января 1803 года малое народное училище было открыто в станице Усть - Медведицкой всего с двумя учителями, хотя через два года здесь уже обучалось более 70 учеников. В 1802 году в станице Нижне – Чирской открывается малое народное училище, в 1803 году по инициативе генерал – майора Курнакова открывается мачихинское приходское училище. В этот же период, правительственным указом от 30 августа 1803 года, уточнялись статьи расходов и правила открытия учебных заведений различного типы на Дону.

Императорским указом от 24 января 1803 года впервые в Российском государстве определялись четыре рода светских училищ: «Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: 1) училища приходские, 2) уездные, 3) губернские или гимназии и 5 – университет» [7, с. 136 - 140]. Данный указ послужил поводом открытия новых учебных заведений в городах и станицах Войска Донского, например, в 1805 году приходских училищ в станицах Аксайской и Михайловской. В 1805 году в новой столице войска Донского -Новочеркасске была открыта войсковая (на правах губернской) гимназия, первое среднее учебное заведение. В этом году, по официальным сведениям, в гимназии, уездных и приходских училищах Земли Войска Донского обучалось всего 462 учащихся.

Не малое значение при становлении светского образования в Войске Донском сыграли и церковно-приходские школы. В 1803 году на Дону из 152 приходов нашлось желающих быть учителями 61 человек при 35 церквях (23, 03% от общего числа церквей), а в Воронежской епархии из 394 дали согласие 462 учителя при 143 церквах (36%, 38 от общего числа церквей).

Открытие известной мужской гимназии в Таганроге относится тоже к началу XIX века. В Ростове первое учебное заведение было открыто значительно позже, в 1827 году; в Нахичевани-на-Дону - армянское приходское училище в 1811 году. По записи №8 от 10 ноября 1819 года в Журнале войсковой канцелярии можно судить, что в это время на Дону уже существовали уездные училища во 2-м Донском округе в станице Нижне-Чирской, Усть – Медведицком в станице Усть-Медведицкой, Хоперском в станице Кочетовской; вроде уездные – в Донецком округе в станице Каменской, Черкасском в станице Аксайской; приходские – во 2-м Донском в станицах Качалинской и Иловлинской и Хаперском округе в станице Михайловской. Здесь же есть упоминание о предполагающемся открытии училищ в городе Новочеркасске, станицах Старочеркасской, Елизаветовской, Мелиховской, Нижне-Кундрюченской, Верхне – Михалевской, Митякинской, Луганской, Цымлянской, Есауловской, Вешенской, Распонинской, Арчединской, Березовской, Зотовской и Филоновской. В этом же документе интересны и расчеты на финансирование содержания учителей, обучающихся и других нужд уездных училищ Черкасское, Второе Донское, Усть – Медведицкое, Алексеевское, Кочетовское, Каменское и Качалинское [9, с. 158 - 162]. О дальнейшем развитии системы образования можно служить по Отчету дирекции училищ Войска Донского за 1834 год [3], в котором указывается число учебных заведений: гимназия - 1, уездных училищ - 8, приходских училищ – 5. К 1 января 1835 г. учащихся мужского пола в дирекции народных училищ войска Донского - 1026, женского пола - 8, итого – 1034 человека.

Система образования города Азова всегда была составной частью образовательной системы как Южного Приазовья, так и всего Донского края. Кроме первой в России навигацкой школы, открытой в Азовской крепости Петром I еще в 1698 году, в 1770 году здесь открывается одна из первых на Дону гарнизонная школа для «служилых людей». В 1771 году «на строение 3-х годичной и годовой амуниции и прочие расходы на полный комплект было переведено еще 244 рубля 62 копейки. И в этом же году, на 1772 год, из расчета 54 человека, было переведено 135 рублей…» [11, с. 314-316]. В 1793 году в списке Азовской гарнизонной школы числилось 13 подростков. Школа просуществовала до 1810 года.

В 1775 – 1782 годах Азов - административный центр Азовской губернии; в 1782 – 1810 годах находился на правах крепости; с апреля 1810 года он переименован в посад Ростовского уезда Екатеринославской губернии, и только с 1888 года на правах городского посада присоединяется к Области Войска Донского. Именно на этот период и приходится появление в городе первых трех церковно-приходских школ.

Одними из первых классических учебных заведений стали мужская и женская прогимназии. Мужская 4-х классная прогимназия открывается в 1872 году, а в 1908 году переводится в статус мужской гимназии. Пожалуй, к наиболее легендарным личностям мужской гимназии можно отнести священника Алексея Васильевича Воздвиженского, долгие годы проработавшего здесь в должности законоучителя. Газета «Русское слово» от 2 декабря (19 ноября) 1909 года сообщала о вооруженном нападении во время урока на священника Алексей Воздвиженского учеников Фомина и Прокопенко. В статье отмечалось, что «раненому Воздвиженскому 70 лет. Преподавателем гимназии он состоит со дня ее основания, - более 30 лет». В 1886 году в мужской 4-х классной прогимназии работали: инспектор – П.П. Якимов, законоучитель – священник А. В. Воздвиженский; учитель древних языков – Г. С. Стаменов, русского языка – И. Т. Морозов, математики – А. И. Дементьев, истории и географии – В. П. Красницкий, новых языков – Н. О. Мейер, искусств – К. Н. Барановский, помощник классных наставников – Г. И. Курганов, учитель пения – С. А. Белановский, врач – П. И. Ржевский [4, с. 38 - 41]. Не менее известной является и азовская женская прогимназия, основанная в начале 90-х годов XIX века. С первых дней её существования учебному заведению покровительствовала Лариса Васильевна Тиммерман, известная дворянка и одна из первых меценатов городской системы образования и медицины. В 1897 – 1905 годах её имя постоянно появляется в «Памятных книжках Войска Донского» как председателя попечительного совета Азовской женской прогимназии, а с 1902 года — гимназии. Следует уточнить, что должность эту занимали, как правило, люди, оказывавшие финансовую поддержку учебному заведению. Примерно в 1901-1902 годах строительство женской гимназии на проспекте Петровском в Азове завершилось. Из тесного помещения, которое город вынужден был снимать под классы прогимназии, ученицы переехали в новый корпус. А вскоре повысился статус заведения — оно стало гимназией. С середины 80-х до начала 90-х годов XIX века председателем попечительского совета женской прогимназии являлся Степан Григорьевич Роев, а начальницей – Елена Антоновна Латернер, она же преподаватель французского языка. В 1886 году в прогимназии работали: законоучитель – священник П. А. Павлов; учителя: русского языка – Е. Н. Фомина, арифметики, истории и географии – Н. А. Чеховская, рукоделия – М. И. Петрова, искусств и приготовительного класса – М. Н. Калита, пения – С. А. Белановский.

Кроме двух известных прогимназий в 1886 году в Азове действовали: земское городское училище, попечителем которого был Евдоким Федорович Котелевич, а учителями – П. Я. Быкова (заведующая) и С. П. Суворов; 1-е мещанское училище, в котором попечителем являлся Кинтелиан Васильевич Мочалин, а учителями – В. Г. Рудников и Я. А. Студенецкий; 2-е мещанское училище, где попечителем был Трофим Федорович Кизименко, а учителем – И. Ф. Сагицкий. Попечителем Церковно приходского училища при Успенской церкви являлся Аполлон Федорович Бондаренко, законоучителем – дьякон С. А. Белановский, учителем- псаломщиком – А. Капустянский [4, с. 43 - 46]. В 1893 году в Азове имелись три православных церкви и одна еврейская молитвенная школа, мужская и женская прогимназии, три мещанских одноклассных мужских училища и одно женское, одно частное учебное заведение 3-го разряда [14, c. 31-33]

К концу XIX века на Дону полностью сформировалось единое образовательное пространство. Согласно статистическим данным, в 1890 году в Области Войска Донского действовало мужских учебных заведений: 12 кадетских корпусов, гимназий и семинарий, в том числе один кадетский корпус, четыре классических гимназии, две духовных семинарии, из которых одна армянская в г. Нахичевани на Дону; 3 реальных училища, одна учительская семинария, одно казачье юнкерское училище; 13 прогимназий и духовных училищ, из которых одна классическая прогимназия, два духовных училища, одна военно-фельдшерская школа, четыре военно-ремесленных школы, два технических училища и три мореходных класса; 381 окружное, городское и приходское училище, в числе которых 7 окружных, 4 городских (Таганрогское 4-х классное и 3-х классное греческое, Ростовское и Нахичеванское 3-х классное), 19 двухклассных приходских и сельских училищ (из них в казачьих поселениях – 13), 180 приходских одноклассных в казачьих поселениях (из которых 24 мужских и 156 для обоего пола), 12 городских приходских и начальных, 158 одноклассных начальных сельских училищ в крестьянских поселениях (23 – мужских и 135 – для обоего пола) и одно приходское училище при учительской семинарии. Женских учебных заведений: четыре института и гимназии, в том числе одно епархиальное женское училище, две прогимназии, шесть четырехклассных училищ и одно четырехклассное армянское в г. Нахичевани; 10 прогимназий и четырехклассных училищ, в том числе 16 женских училищ 3-го разряда и 5 женских начальных в казачьих поселениях, 7 городских женских и начальных, 3 одноклассных сельских и 4 приюта (два – для детей обоего пола); 35 приходских училищ и приютов, а в казачьих поселениях, без учета духовных училищ и семинарий, - 245. Кроме этого, в Войске Донском существовало 55 частных учебных заведений 1-го, 2-го и 3-го разрядов, из которых 12 еврейских хедоров (школ). Итого – 455 светских учебных заведений в пределах Области Войска Донского. Учащихся войскового сословия составляло 16052 человек, в том числе 12617 мужского пола и 3435 женского пола. Во всех средних и низших учебных заведениях Области обучалось 19715 детей не войскового сословия, в том числе 14666 мальчиков и 5049 девочек. С учетом донских учеников, обучающихся в области и за её пределами, достигало 36199 человек [15, с. 248 - 251].

Вот так зарождалось и развивалось народное образование на Дону на рубеже XVII – XIX веков.

 

Литература

1. Абрамов Я.В. Что сделало земство и что оно делает. - СПб., 1889.

2. Белякова Е. Ю. Начальная школа на Дону в 60-70-е годы XIX в. (Состояние и реформирование): дис. ... канд. ист. наук. - Новочеркасск, 2004.

3. ГАРО, ф. 358, оп. 1, д. 15, лл. 1-19.

4. Донско – Азовский календарь на 1887 год. Составитель И.А. Тер – Абромян. – Ростов на Дону, 1886.

5. Кирилов А. К истории народного просвещения на Дону / Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Выпуск 3-й. – Новочеркасск, 1902.

6. Кирилов А. К истории народного образования на Дону / Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Выпуск 4-й. – Новочеркасск, 1904.

7. Кирилов А. К истории народного образования на Дону / Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Выпуск 5-й. – Новочеркасск, 1905.

8. Кирилов А. Материалы по истории народного просвещения на Дону / Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Выпуск 6-й. – Новочеркасск, 1906.

9. Кирилов А. Материалы по истории народного просвещения на Дону / Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Выпуск 7-й. – Новочеркасск, 1907.

10. Миропольский С.И. Наше земство и народная школа. // Русская мысль. 1880.

11. Перепечаева Л. Б. Азов – пограничная крепость России к. XVII – н. XIX вв. Очерки истории Азова. Выпуск 11. Изд. 2-е, испр., доп. – Азов: Азовский музей – заповедник, 2006.

12. Робуш С. Желают ли донские казаки грамотности? // ЖМНП. 1863. № 9.

13. Савельев А. Трехсотлетие Войска Донского: Очерки из истории донских казаков. - СПб., 1870.

14. Справочник для Области Войска Донского. Издание редакции газеты «Донская речь». – Новочеркасск, Донская типография, 1893.

15. Статистические сведения / Памятная книжка Области Войска Донского на 1892 год. – Новочеркасск, Областная типография, 1892.

Материал предоставлен для публикации в ХРОНОСе автором.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Дик Н.Ф. В тесном кругу предков или Краткая история донских казаков-молокан. 07.07.2010

Дик Н.Ф. Приглашают казаки: не стесняйся, заходи! (Традиции и культура Донских казаков).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС