Студеникин Александр
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Студеникин Александр

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Студеникин *

...И покупая коня, и строя дом, и готовясь к смерти

«При хороших умственных способностях, которыми обладают
абхазцы, они любопытны и склонны к нововведениям»

Штабс-капитан барон Торнау.

Тяжелая ситуация во всех сферах жизни Абхазии не лишает нас надежды на возможность построения иного будущего, готовить которое надо уже сейчас. В этом контексте развитие национально-государственного образовательного процесса для нашей страны – цель стратегическая. Что является целью самого образования, и какое образование нам нужно - эти вопросы не могут быть праздными и не волновать общество хотя бы потому, что они касаются каждой семьи Абхазии. Вряд ли нормальный человек не согласиться с тем, что целью №1 образования является воспитание полноценной личности. 

Сразу исключаю из рассмотрения ту систему образования, которая ориентирована на обслуживание экономики сверхпотребления. То, что направлено на получение прибыли в качестве основной цели, бесконечно далеко от духовности и нравственности. Говоря о тех или иных заграничных моделях образования, как возможных образцах для нас, мы как-то забываем про свою собственную абхазскую модель образования. Правда, сейчас ее нет в готовом виде, но при наличии воли создать ее можно. Что это за абхазская модель образования?

Федор Михайлович Достоевский говорил, что нация, переставшая жить большой идеей, обречена на вымирание. Возможно, такая нация биологически еще будет существовать, может быть, даже просуществует длительное время, но ее удел безрадостен и неизбежно печален. Конечно, можно и не прилагать больших усилий по отстаиванию своего пути и «просто» войти в состав других народов и государств, но даром ничего не дается и в таком случае, платой за капитуляцию будет растворение в среде других, более стойких и успешных «национальных проектов». Не пытаться выстроить свои смыслы Бытия и «думать животом» конечно можно, но, во-первых, мы проиграем конкурентную и безжалостную борьбу с теми, кто навяжет в таком случае нам свои смыслы. Во-вторых, это просто пошло. Ну, а в третьих – и это важно - у нас ведь есть, что сказать остальному сообществу.

Нам не следует ждать милости сильных мира сего, чтобы они предоставили нам какую-то свою Стратегию то ли «Шелкового пути», то ли какого либо «партнерства» или «соседства». Независимое государство Абхазия - это значимая часть Кавказского Мира. Кавказское пространство соседствует с другими значимыми мирами, с Русской цивилизацией, Закавказьем, Турцией, Ближним Востоком. И абхазская часть Кавказа как мироощущение позволит нам утвердить себя во вполне понятном этно-социо-культурном пространстве.

Каким же содержанием мы можем наполнить абхазскую часть этого пространства? На что именно мы можем опереться, чтобы не потеряться в современном мире?

Кавказцы, граждане Республики Абхазия, чье единство выражено определением «Народ Абхазии», могут быть объединены единым воспитанием полноценного гражданина и патриота своей Родины. Именно традиционное абхазское воспитание веками служило «визитной карточкой» Абхазии.  Наш советский «Шерлок Холмс», Василий Ливанов, как-то хорошо сказал, что традиция, это не повторение прошлого, а развитие принципов.

Буквального возврата к прошлому быть не может, но из своего прошлого в будущее необходимо взять самое лучшее, от высоких образцов поведения предков в тех или иных сложных ситуациях, до элементов национальной культуры в быту. Одна из главных целей образования - воспитание национального духа и национального достоинства.  Если национального достоинства у молодежи не формировать, то что нас ожидает в таком случае? Заграничным туристам будет предлагаться в качестве услуги - показная свадебная церемония «по-абхазски», а по дороге на Рицу старик, одетый в черкеску, чтобы с ним могли фотографироваться отдыхающие. Все это будет считаться в порядке вещей – «Любой каприз за Ваши деньги» или «Чего изволите?»

Представляется, что педагогику следует рассматривать как искусство нравственного воспитания и гармоничного совмещения научных и культурно-исторических знаний. Причем, задача усложняется поиском правильных пропорций между национальным и мировым наследием, из которого для обучения своего молодого поколения необходимо выбрать самые лучшие и высокие примеры.

Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать в ребенке так, чтобы он превращался в  представителя своей нации и страны, в представителя своеобразного национального и культурного типа. Воспитание призвано поддерживать в народе верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения. Образование без воспитания не принесет ничего положительного.  Образование без воспитания несет лишь горе окружающим – Гитлер и Пол Пот были неплохо образованными людьми и, тем не менее, пролили моря крови.  «Общечеловек» без здорового национального начала, основанного на Духе и Традиции – это тоже, по сути, несчастный, «недочеловек», всего лишь «батарейка» общества сверхнаживы и потребления.

Понимая, что основой хорошего образования является правильное воспитание и, говоря о лучших традициях воспитания, мы, граждане Абхазии, неизбежно затрагиваем понятия «Апсуара», «Абхазство».  И вот тут как раз начинается проблема.

Сегодня мы стали свидетелями кризиса различных сторон традиционного поведения. Часто те, кто много говорит о понятии «Апсуара», сами не живут по этим канонам, делая лично для себя и своих близких исключение из правила.

Прекрасно, если в семье изначально ребенка воспитывают в духе «Апсуара», но сегодня не в каждой семье идут таким путем, а государство со своими гуманитарными институтами, вместе с многочисленными творческими союзами до сих пор не предложило четкого, внятного, понятного для всех объяснения, что такое «Абхазство».

Существуют отдельные интересные предложения, как, например, наработки Нодара Чанба, других наших граждан, которые заслуживают внимательного изучения, но до сего дня они остаются невостребованными.

Итак, на чем же основано воспитание? На высшем примере для подражания. Людям рекомендуется хотя бы пытаться быть похожими на Высшие примеры и поступать правильно в тех или иных случаях. Для христиан Высший Пример - Спаситель, а Евангелие – помощь в жизненном пути христианина. Для мусульман – Хадисы пророка Мухаммеда, которые – с известной степенью условности самого сопоставления двух религиозных верований - выполняют ту же функцию.  В японском обществе «Хагакурэ», более известное как «Бусидо», представляло собой кодекс поведения воина, проясняло, каким образом следует вести себя в мирное и военное время.

Круг затрагиваемых подобными «правилами» проблем обычно был широк. Начиная с того, чем руководствоваться при покупке вещей и постройкой дома, и заканчивая отношением к смерти. В Абхазии по пути синтеза подобных «правил» пошел Михаил Лакрба, чьи великолепные новеллы с образцами «Большого стиля» абхазского поведения не уступают аналогичным «правилам» страны Восходящего солнца. Необходимо идти дальше по этому пути, создавать печатную, аудио и видео продукцию, рассчитанную на разные возраста - от воспитанников детского сада до студентов вуза. Чтобы будущий гражданин, Патриот, Воин и Созидатель рос на конкретно выраженных - в книгах, альбомах, дисках - национальных примерах поведения. Чтобы каждый будущий гражданин начинал познавать эти правила с самых простых и постепенно постигал более сложные. Тогда реальная забота государства о воспитании полноценного человека, вместе с семейным воспитанием заложат основу, а то или иное предметное образование дополнят формирование Личности - на благо семьи и на пользу Родине.  

г. Сухум

* Студеникин Александр,
кандидат исторических наук


Далее читайте:

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы  - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС