ссылка на XPOHOC

Павел Васильевич ФЛОРЕНСКИЙ

22.01.2002

Дела Павла Флоренского - XXI век

На первую страницу
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА
 

22 января 2002 года исполняется 120 лет со дня рождения философа

Академик Павел Васильевич Флоренский, внук Павла Александровича Флоренского оказался неожиданно доступным и легким на подъем. Уже через пять минут после моего первого телефонного звонка к нему я запихивал в сумку диктофон, кассеты, проверял работоспособность дискет, а сидя в вагоне метро, набрасывал в блокноте план предстоящей беседы. Из одного спального района в другой - через Кремль. Воистину, в миниатюре модель всего Российского государства. Через полтора часа Павел Васильевич открыл мне дверь своей квартиры, обычной московской. Кабинет расположился в небольшой комнате, используемой в таких домах более молодыми семьями под детскую. Стеллажи с книгами, а кипы рукописей в папках образовывали параллельный книжным стеллажам массив. Громоздкие каталожные ящики в пять рядов шириной и вверх до потолка зрительно разделяли комнату пополам. Паркетный пол покрывали рисунки цветными фломастерами, сделанные внуками, которые заполняют все это пространство по выходным, когда оказываются в гостях у деда. Я невольно поймал себя на чувстве легкой зависти: такое рабочее место мечтает иметь каждый пишущий. Возле прикрытого легкими белыми шторами окна, левым боком к нему, расположился массивный секретер красного дерева и кресло, наверное, дореволюционной выделки. На верхней деке бюро устроился показавшийся мне неожиданным здесь монитор и лежащий на боку системный блок компьютера. Павел Васильевич завершил работу и, выключив агрегат, продолжая сидеть за столом боком ко мне, предложил сразу перейти к делу. А действительно, чего бы я, посторонний человек, впервые оказавшийся в доме, мог ожидать. Павел Васильевич захотел узнать, кто я такой. Меня спасла только правда и ничего кроме правды. После этого мы перешли к вопросам-ответам.

 

Вопрос: Что для Вас, внука Павла Александровича Флоренского, сегодня, в первые годы XXI века, в 120-ю годовщину рождения, представляется самым существенным в его учении, в личных чертах характера, в его судьбе?

Ответ: Во-первых, это мой дед, и мое отношение к нему такое же, как у всех к своим предкам. Это мой дед! Это самое главное. Поэтому мое отношение к нему, конечно же, субъективное. Надеюсь, что такое же отношение к своим предкам у читателя этого интервью.

Что главное в его учении? Наверное, его священство, но это не его, а общецерковное учение. О своих взглядах он писал в двадцатые годы, при том церковные взгляды не обсуждал. В двадцатые годы это становилось опасной тайной.

За священство он и был убит: в «расстрельной бумажке», - такая «объективка» к расстрелу прилагалась, - «Павел Флоренский, 1882 года рождения, священник, не снявший с себя сана, член монархических организаций (которым он на самом деле не был)» и т.д. И вот, как «примкнувший к ним Шипилов», он был «священник, не снявший с себя сана». Это было причиной его уничтожения.

Что же касается его научных взглядов, то он сам говорил: «Основным законом мира Ф[лоренский] считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях, мироздания. Миру противостоит Логос - начало эктропии» (Автореферат, 1925-1926 гг. Собрание сочинений в 4 томах, т.1). Я бы сказал - закон эктропии, то есть антиэнтропии. Из закона энтропии, если в него абсолютно верить, следует, что приближается тепловая смерть, все разрушается, разлагается. П.А. Флоренский же, вместе с Вернадским, видел в жизненных явлениях процесс, который противостоит энтропии. Вся биосфера в целом - это своеобразный механизм по усвоению солнечной энергии и понижению энтропии, по упорядочиванию, то есть по дифференциации. Биосферный процесс накапливает полезные ископаемые. Что есть нефть и газ? - Это собранное, сконцентрированное и сохраненное солнечное тепло, то есть прямая анти-энтропия. Полезные ископаемые - это преодоление энтропии в рамках одной отдельно взятой энтропии. Что же касается человеческой деятельности, то она в еще большей степени противостоит энтропии, еще больше созидает. Вот что он пишет об этом: «Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как уровни жизни, в противоположность равенству - смерти» (Автореферат, 1925-1926 гг. Собрание сочинений в 4 томах, т.1).

Его восприятие второго закона термодинамики направлено на то, что человечество и человек, как богосозданная тварь, преодолевает эту энтропию на отдельно взятой территории. В конце концов достаточно одной Голгофы, чтобы преобразовать весь мир.

Флоренский по сути дела одновременно с Вернадским, как парафраз идеи о биосфере, предложил в письме Вернадскому выделить пневмотосферу, область вещества, проработанного Духом. Существенно отличие от аналогичных определений, например, техносфера - область вещества, переработанная техникой, заводами. Позже Вернадский применил другой термин, - ноосфера, - который придумали слушатели его лекций Пьер Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) и Эдуард Леруа (Le Roy). Это «духовная оболочка», - такое спиритуалистическое определение. Все намоленное, надуманное, наговоренное. Интернет, по моему, близок в качестве среды для реализации этой оболочки. Позже В.И.Вернадский применил этот термин: ноосфера - биосфера, контролируемая разумом человека.

Вернадский сказал, что ноосфера - это сфера разума, она будет доброй, всем будут руководить ученые. То есть типичные воззрения XIX века. Напротив, еще в 1917 году мой дед говорил (в статье «Итоги»), что мир устроен так, что он противоречив, его пересекают пропасти, разломы, возвышаются высокие горы. И задача философа, мыслителя, педагога - не строить над этими пропастями хрупкие висячие мосты, не засыпать их зыбким песком, а учить жить в этом противоречивом мире.

Я думаю, что это самое главное в культурологическом учении Павла Александровича Флоренского. Я даю субъективную точку зрения на его учение, точку зрения, доступную мне, как геологу.

Что касается его деяний, то Павел Флоренский хотел быть и был священником, простите, попом, который имел свой приход, находившийся под патронажем будущей мученицы Великой княгини Елизаветы. Он продолжал церковное служение вплоть до кончины патриарха Тихона, он даже сослужил с ним, ибо священнику необходимо служить, совершать евхаристию. Одновременно он стал заниматься вполне светскими науками. В 1818 году он начал преподавать в школах и техникуме, потом во ВХУТЕМАСе преподавал теорию пространственности, то есть перспективы. Стал уходить в технику. Занимался в ГОЭЛРО изоляторами для сверхвысоких (по тем временам) напряжений. В то же самое время все 20-е годы Павел Флоренский писал философские труды

В двадцатые годы да и теперь его осуждали и слева и справа. До первой посадки, до 1928 года он ходил демонстративно в рясе. Сейчас смакуют, как его якобы подвез на машине Троцкий, а он сидел в рясе. Владимир Маяковский сказал: «Во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе». Естественно, что Флоренский даже и «попутчиком» не выглядел. С другой стороны, так как он занимался сугубо техническими делами, это шокировало «крутых» борцов, особенно сейчас, когда это безопасно и модно. Сейчас его снова осуждают, но уже справа.

Недавно я счел нужным обнародовать тайну, которая связана не только с ним, но и с рядом людей. Я пошел на это только после того, как скончалась последняя давшая клятву молчания Екатерина Павловна Васильчикова. Или перед открытием мощей (1918 год), или перед передачей мощей «в народное пользование», в музей с одновременным разгоном монастыря, Павел Флоренский вместе с графом Алсуфьевым по благословению архимандрита Кронида, (которого расстреляли почти через двадцать лет в один день с Флоренским; тогда расстрелы были к праздникам или под выборы, к 9 декабря 1937 года, - «кровавая тризна», большевики очень любили к красным дням календаря устраивать мясорубку), - изъяли от мощей честную главу Преподобного Сергия и ее сокрывали.

Мощи Преподобного Сергия - величайшая святыня России. Преподобный Сергий - по сути дела создатель России. Вся дальнейшая жизнь Флоренского была посвящена такой сверхзадаче - сохранить святыню. Жизнь его изменилась, изменился ее смысл. Когда П.А. Флоренского посадили в 1933 году, он близких умолял не соваться и не хлопотать за него. Он-то знал, что его взяли за дело. Формально ему «пришили» участие в антисоветском заговоре. Главным же было его священство. В «расстрельный» список попал и расстрелян был за это. По отношению к советской власти он, действительно, был преступником. И он знал, за что он страдает. Иногда даже это вычитывается в его письмах.

Таково было деяние священника Павла Флоренского, которое определило всю его дальнейшую жизнь и, полагаю, вечную жизнь. Он совершил подвиг, за что и получил свое. Когда мы, его грешные потомки, хлопотали о реабилитации деда, то мы заботились, конечно, не о его репутации, а о своих собственных интересах, - нам трудно было жить потомками «врага народа». А, собственно говоря, о реабилитации Павла Флоренского, как и всех репрессированных священников, говорить не следует. Они противостояли большевизму, они получили свою пулю. Ведь каждый из них мог отречься и надеяться, что тогда не расстреляют. Но они не отрекались ни от Бога, ни от сана. Они были виноваты перед властью и получили свое, как свое получили первохристиане, которых уничтожал Нерон. За дело! Говорить об их реабилитации неправильно. Реабилитировать надо Лаврентия Павловича, Николая Ивановича, Генриха Григорьевича. Я сейчас не обсуждаю, нравятся они мне или нет. Но эти не виноваты перед режимом, ибо были честными, преданными своему делу большевиками, «кристально чистыми ленинцами». А люди, вроде моего деда, не могут быть реабилитированы, они действительно пре-ступники перед режимом, наряду с ворами, уголовниками, убийцами, как Тот, кто был распят вместе с разбойниками.

А самое существенное в своей жизни сам Флоренский перечислил в письме с Соловков от 13 мая 1937 года. Вот фрагмент этого письма:

«…От меня всегда уходит то, над чем я работал, в чем достиг результатов и на подготовку к чему затратил много труда. Мысленно просматривая свою жизнь (пора подводить итоги), усматриваю ряд областей к вопросов, которые начал я и которыми потом занялись «все» (чтобы не прочел всё), т. е. очень многие, мне же либо пришлось оставить дело, либо сам оставил, т. к. противно заниматься вопросами, к которым лезут со всех сторон и захватывают. Тебе м. б. будет интересен список важнейших. В математике: 1. Матем. понятия, как конституитивные элементы философии (прерывность, функции и пр.). 2. Теория множеств и теория функций действ, переменного. 3. Геометрические мнимости. 4. Индивидуальность чисел (число-форма). 5. Изучение кривых in concreto. 6. Методика изучения формы. В философии ч истории философии. 1. Культовые корни начатков философии. 2. Культовая и художественная основа категорий. 3. Антиномии разсудка. 4. Историко-филолого-лингвистическое изучение терминологии. 5. Материальные основы антроподицеи. 6. Реальность пространства и времени. В искусствоведении. 1. Методика описания и датировки предметов древнерусского искусства (резьба, ювелирн. изделия, живопись). 2. Пространственность в худ. произведениях, особ. изобразит, искусства. В электротехнике. 1. Изучение эл. полей. 2. Методика изучения электрич. материалов-основание электроматериаловедения. 3. Значение структур электроматериалов. 4. Пропаганда синтетических смол. 5. Использование различных отходов для пластмасс. 6. Пропаганда и разработка элементов воздушной деполяризации. 7. Классификации и стандартизация материалов, элементов и пр. 8. Изучение углистых минералов как одной группы. 9. Изучение ряда пород горных. 10. Систематич. изучение слюды и открытие ее структуры. 11.Изучение почв и грунтов. И т.д.»

 

Вопрос: Если допустить на минуту такую фантазию, что Павел Александрович был бы жив сейчас, что бы он делал, как оценил бы происходящее вокруг?

Ответ: Что бы он делал сегодня? - Работал бы. Кем? - Священником. Возраст его был бы уже 120 лет. Священником был бы. Он никогда не переставал им быть! Священник молится за людей, за греховный мир. Думаю, что он не был бы в катакомбной церкви, в этом я убежден. Он бы не был среди «генералов» церкви. Наверное, преподавал бы. Наверное, писал бы. И совершал бы евхаристию, что есть самое высокое, что дано человеку на земле.

Он не занимался бы теоретической физикой: ему не нравился этот подход - отрыва от вещества. В одном из писем из Соловков он говорил, что его поражает, как в советской стране физика может развиваться по такому «буржуазному пути». Он говорил, что занимался бы астрофизикой, веществами сверхвысоких напряжений, энергий. Вот мне Бог послал метеоритный кратер. Я его открыл, описал. Тогда это было внове. Я вместе с наукой двигался. Исследовал место, где взрыв произошел в сотни тысяч водородных бомб. Последствия этого взрыва я изучал десять лет. Потом изучил, книжку написал и бросил. После книжек я бросаю тему и занимаюсь другим. Думаю, что этот объект я не упустил, помня желание деда заниматься астрофизикой.

А как Павел Александрович Флоренский оценил бы происходящее? Как он вообще оценивал происходящее тогда? - Как естественный, подготовленный, понятный, неизбежный, хотя трагичный процесс. Конечно, ему хотелось, чтобы было лучше. Он ждал грядущего светлого средневековья, но это средневековье повернулось к людям по их греховности другой своей стороной. Известны неоднократно повторенные воспоминателями его слова: Лучше быть грешным и страдать с эпохой на Родине, чем оторваться от нее.

 

Вопрос: Если я не затрону каких-то слишком интимных личных моментов, то скажите о себе, какова Ваша религиозность, Ваше отношение к православию и к православной церкви?

Ответ: Я с детства воспитан в православной семье. С раннего детства меня бабушка тайно водила в церковь. Тайно не отца и матери, а от окружающих. Меня крестили в пять лет, когда отец поехал со студентами, с факультетом в эвакуацию. А мы остались в Сергиевом Посаде. Когда зимой 1941 года фашисты подходили к Сергиевому Посаду, отец был уже в Уфе, а мы ждали. Моя мама была на пятом месяце беременна моей сестрицей, которая сейчас, слава Богу, жива и здорова. Когда это все кончилось, после окончания военных действий под Москвой, мы поехали в эвакуацию. Удивительное было время. На весь вагон - одна русская семья, женщина с четырьмя детьми. К нам отнеслись хорошо, нам даже конфетки давали, - помню это хорошо. А вот перед отъездом бабушка нас всех четверых крестила. По окончании войны наша мама много ходила в церковь. Так что я вырос в церковной атмосфере, но для меня всегда церковь осталась чем-то интимным, тайным. Мне до сих пор громадного труда стоит вне церкви при людях перекреститься. Это было опасно, а сейчас это - вопрос престижа. А тогда смертельная опасность исходила от принадлежности к церкви. Вызовут, куда надо, спросят: «да или нет?» А мы же не можем отрекаться. Соблюдение православных ритуалов - это был источник постоянного ужаса, не страха, - ужаса.

А к церкви, как к организации, я отношусь, как положено. Я дисциплинированный человек, я сын православной церкви, а «начальство не обсуждают». Не имею права ни обсуждать, ни, тем более, осуждать наше церковное начальство и считаю одним из грехов. Церковь - это тело Бога нашего Господа Иисуса Христа. А мы в нем - молекулы. А если какой-нибудь поп дурит и поддает, то молиться надо за него, - это не проблема. Священник - это особенный человек, когда он совершает евхаристию, когда он отпускает нам грехи. А во всех остальных случаях - это простой обыватель, бывший пионер и комсомолец.

Вопрос: Чего достиг род Флоренских к 120-летию Павла Александровича Флоренского? Каковы его свершения?

Ответ: Я думаю, что мы сделали великое дело. Мы сохранили дело, вернее, дела нашего деда. Павел Флоренский к моменту революции пришел как яркий талантливый философ 35 лет, которого Нестеров рисовал, но который сгинул бы в числе прочих, исчезнувших в 1917 году. Классический пример - доктор Живаго, книжечки писал и издавал. И сгинул. Дед тоже писал, а еще работал каторжно, электричество делал, был предшественником кибернетики. Но главные свои труды он писал в шкаф. Большевики в 1933 году изъяли всю его библиотеку и уничтожили. А рукописи сохранились, - бабушка и отец мой их сберегли. И наше родовое дело: сохранить. Сохранить себя, дедово семя, и сохранить и передать людям его рукописи, его дело. По сути дела тот Флоренский, который известен сейчас, в 120-летний юбилей, - это дело самого Павла Александровича, который отмолил и себя и нас.

После войны мы начали тихо, ненавязчиво проталкивать память о нем. И у нас, и на западе он был забыт. Я всю жизнь занимаюсь сбором библиографии работ о Флоренском, любых упоминаний (Павел Васильевич выдвинул ящик бюро, в котором все свободное место занимали каталожные карточки с разделителями, на которых значились годы, начиная с 1912-го, - В.Р.). Эта картотека в начале отражала всего десять упоминаний деда. Я знаю всю динамику, как он завоевывал мир. Сейчас вышла даже библиография работ Флоренского на немецком языке. Мы начинали с издания работ. Начал Кирилл Павлович, второй сын. Потом подхватил я, - в самые дремучие 60-е годы я тайно перепечатывал письма деда, вместе с моим другом, сыном испанского художника-коммуниста Алкаеном Санчесом. Теперь уже это стало разрешено, подрос мой брат игумен Андроник (Трубачев), который занимается этим на профессиональном уровне, создал музей. Бабушка сохранила. Мы пробили. Наше главное достижение - сохранение нашего деда. У Павла Александровича было пятеро детей, 12 внуков и 24 правнука. Следующее поколение я не считаю, так как процесс не завершен.

Вопрос: Сейчас в интернете создаются страницы известных людей прошлого. Какой Вам виделась бы мемориальная страница Павла Александровича Флоренского, его виртуальный музей в сети? Какие Вы предъявляете требования к такому "виртуальному музею"?

Ответ: Я думаю, что такая страница должна быть местом для дискуссии, живым местом. На мемориальной странице могут быть поставлены практические вопросы. Так меня интересуют потомки солагерников Павла Флоренского, чьи предки были расстреляны вместе с дедом. Вот, например, такая форма работы виртуального сайта: опубликовать расстрельные списки и искать их потомков. Через эту страницу должен постоянно идти диалог между заинтересованными людьми. Сам Павел Александрович Флоренский говорил о живом музее. Он говорил о том, что Троице-Сергиева Лавра, хотя и призвана быть местом сохранения и охранения, но должна и оставаться живым местом, с монахами, прихожанами, бабками, нищими. Это должны быть Новые Афины, где вокруг - школы, музыкальные, хоровые, вышивальные, иконописные и пр. Сейчас в Москве создан музей Флоренского. Но это полумертвый музей, а должен быть живым, с детьми, внуками, с живыми цветами. Вот посмотрите, в историческом музее нигде цветы на окнах не стоят. И это объясняется не только музейной технологией. Тут нечто другое. И зрители все со связанными руками и заткнутыми ртами. В настоящем музее, пусть виртуальном, должно быть постоянное приглашение к дискуссии.

* * *

Павел Васильевич передал для публикации в журнале «Религия в России» и для мемориальной страницы Павла Александровича Флоренского подборки переписки с комментариями и рабочие материалы.

Беседа продолжалась около часа, когда в комнату едва заметно вошел хозяин дома, намекая, что аудиенция закончилась. Это был невиданных размеров, очень лохматый неопределенной расцветки, с преобладанием темных тонов, кот. Он был настроен благожелательно, но, вместе с тем, давал понять, что злоупотреблять его радушием не стоит. Я в ритуальных целях погладил властолюбивое существо по крупной голове и засобирался. Павел Васильевич проводил меня до лифта, мы на прощанье пожали руки, договорившись о продолжении сотрудничества, - ведь к сто двадцатому Дню рождения Павла Александровича Флоренского в сети открывается Мемориальная страница Флоренского.

Вячеслав Румянцев.

 religion.gif (1920 bytes)

а также:

http://religion.russ.ru/history/20020122-florenskiy.html

http://religion.russ.ru/history/20020122-florensk.html

 

 

Русское поле:

XPOHOС - всемирная история в интернете
МОЛОКО - русский литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
ПАМПАСЫ - детский литературный журнал
История науки
История России
Сайт истфака МГУ
Слово о полку Игореве
ГЕОСИНХРОНИЯ

 

Гоголиана


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев 22.01.2002