Зугура РАХМАТУЛЛИНА

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ЭТИКЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Есть удивительная метафоричная сказка итальянского писателя Джанни Родари, герой которой, путешествуя по неизведанным землям, встречает на своем пути разные страны. Посещает он край холодных, расчетливых, надменных, не знающих слова "любовь" ледяных людей. Попадает в страну податливых, мягких и уступчивых восковых людей. Увидел он и государство соломенных людей, готовых вспыхнуть в любой момент. Побывал даже у стеклянных и сахарных людей. Глубинный смысл сказки понятен: завистливые и открытые душой, скандальные и спокойные, несгибаемые и ранимые, жестокие и добрые — все мы живем вместе, в едином жизненном пространстве бесконечного межличностного общения, являющегося универсальным условием человеческого существования (К. Ясперс).

Как свидетельствуют социологи, современный городской житель в течение года вступает в несколько миллионов контактов с различными людьми: дома, на улице, в общественных местах, на работе. Близкие, знакомые и незнакомые, они — неизменные спутники нашего повседневного бытия. Как заметил в свое время средневековый философ Марк Аврелий: "Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза".

Философ ХХ века М. Бубер назвал жизнь человека в обществе "диалогической жизнью": другой ("Ты") вторгается в жизнь каждого "Я", меняя ее в лучшую или худшую сторону своим присутствием.

Взаимодействуя с другими, с "Ты" и "Они", человек должен выполнять целый ряд требований и правил, чтобы и он сам, и его окружение чувствовали взаимное удовлетворение от общения, как продолжительного, так и случайного, мимолетного. Как известно, от того, насколько цивилизованны эти ежедневные контакты во взаимосвязанном и взаимообусловленном мире, зависят во многом не только жизненный успех и карьера человека, но даже его здоровье и духовно-душевное самочувствие. Каждый мог убедиться на собственном опыте, какой разрушительной силой, способной порой искалечить человеческие судьбы, обладают грубость, хамство, невнимание и равнодушие к окружающим. Бруно Ясенскому принадлежат слова: "Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с молчаливого их согласия существуют на земле предательство и убийство". На протяжении веков человечество вырабатывало конкретные средства организации межличностного общения, позволяющие достигать взаимоуважения между людьми и взаимопонимания в обществе. Одним из таких средств и выступает этикет. Это своего рода ядро, центр культуры межличностного взаимодействия, организующий и регламентирующий общение по своим каналам и правилам, главной целью которых является "забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо" (Д.С. Лихачев).

Этикет — слово французского происхождения (фр. etiquette — ярлык, этикетка), оно означает совокупность норм и правил, предлагающих оптимальные модели поведения в конкретных ситуациях общения. В далеком XVII веке на одном из пышных и изысканных приемов у короля-солнца Людовика XIV присутствующим и гостям вручили карточки с перечнем требуемых от них правил поведения. От французского названия карточки "этикетка" и произошло слово "этикет". В XVIII столетии под этикетом понимался прежде всего придворный церемониал, свод правил, регулирующих строго установленный порядок поведения и формы обхождения в высших аристократических кругах.

Придворный этикет всегда служил своеобразным способом самосохранения и презентации высшего сословия, подчеркивающим его исключительность, социальное превосходство, богатство, позволял отличать представителей "высшего круга" от людей более низких культур — крестьян и городского населения. В этом плане он действительно был "ярлыком", "этикеткой". Во многих странах придворный этикет был доведен в некоторых деталях и требованиях до явного абсурда, порой превращался в откровенную глупость. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе представители знати, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбку придворные дамы различных рангов и т.д. Знание правил этикета, буквально до мелочей пронизывающих жизнь высшего сословия, и соответствующее ему поведение являлись для светского человека делом чести. Этикет имел характер закона, и его нарушение было равнозначно преступлению. В эпоху расцвета королевской власти говорили, что нормы этикета связывают людей гораздо сильнее, чем нормы конституции. Вольтер, поражаясь этим правилам, писал, что этикет — разум для тех, кто его не имеет. Существовавшее в те времена выражение: "Этикет делает королей рабами двора" объясняет многие непонятные и загадочные для современного человека примеры из истории этикета.

Однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с Ришелье ряд серьезных проблем. Прибыв в апартаменты кардинала, король застал его больным. Ришелье не смог подняться с постели, чтобы встретить короля, а законы этикета и монаршеское достоинство не разрешали королю стоя общаться с лежащим перед ним кардиналом. Поскольку дела были чрезвычайно важные и требующие безотлагательного решения, Людовик XIII нашел способ разрешения сложившейся ситуации: он лег в постель рядом с кардиналом. Проблемы были обсуждены, честь короля и этикет не понесли никакого ущерба.

В истории были случаи, когда слепое подчинение правилам этикета оборачивалось человеческими жертвами. В "Мемуарах об испанском дворе" де Ольнуй (XVIII в.) приводит случай, который произошел при дворе Филиппа II. Королева решила показать знати, что она искусная наездница. Выбранный ею конь оказался очень строптивым и, почувствовав на себе седока, сразу же поднялся на дыбы. Королева упала, но нога, к несчастью, застряла в стремени. Конь помчался, волоча несчастную женщину за собой. Площадь была полна знати. Стоящий на балконе король видел эту жуткую картину, но люди не решались помочь неудачнице: никто не имел права касаться ноги Ее Величества. Наконец двое молодых людей бросились к обезумевшему животному и, вытащив из-под коня полуживую королеву, тут же вскочили на седла и умчались прочь — подальше от королевского гнева. Их мужество, по мнению современников, заключалось не в том, что, рискуя собственными жизнями, они спасли несчастную женщину, а в том, что бросили вызов правилам этикета.

По свидетельству историков, король Филипп III, сидя у камина, стал жертвой пожара в собственном кабинете только потому, что требования этикета не позволяли ему прикасаться к каминным щипцам. Придворный, отвечающий за камин, отсутствовал, горящий уголек вывалился из камина, а король "не имел права" положить его обратно. Филипп III, проявляя королевскую стойкость, не двигался с места, хотя пламя уже охватило его кружева. За столь необычное проявление монаршей чести он жестоко поплатился: скончался через несколько дней от сильнейших ожогов. Самое любопытное, что в истории этикета и в памяти своих современников Филипп III остался человеком чести, не отступившим от этикетных императивов.

Слово "этикет" и этикетные нормы европейских монаршеских дворов пришли в жизненный уклад Российского государства в эпоху царствования Петра I (1672—1725). "Прорубивший окно в Европу" молодой и энергичный государь активно вводил европейские стандарты во все сферы российской жизни и традиционный быт. Правила и нормы этикетного поведения узаконивались государственными указами, за их невыполнение наказывали варварскими методами и огромными штрафами. Для светского воспитания детей дворянского сословия создавались специальные пособия, руководства и наставления. В частности, в 1777 году была опубликована книга "Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", которая впоследствии выдержала пять изданий. "Черными днями" остались в памяти русского дворянства первые встречи с этикетом. Они начались с атаки на традиционные русские бороды, ставшие, по свидетельству историков, для Петра I предметом личной ненависти, поскольку олицетворяли в его глазах все отсталое: старинные обычаи, привычки, предрассудки, предназначенные к искоренению. Известно, что некоторые из тех, кто был вынужден расстаться с "символом незыблемости дедовских порядков и заветов", завещали положить отрезанные бороды с собой в гроб. Чтобы преодолеть общественное сопротивление, Петр I был вынужден ввести огромные налоги за желание носить бороды, от которых освобождались лишь лица духовного звания. В довершение всего убежденным бородачам, ощутимо пополняющим государственную казну, вменялось в обязанность носить на виду бляху с надписью: "Борода — лишняя тягота".

Одновременно с уничтожением бород началось жестокое наступление против национального русского платья с целью внедрения в обиход новой европейской одежды — французской или венгерской. Если женская юбка превышала указанную длину, то ее принародно обрезали, доводя остолбеневшую от стыда даму до полуобморочного состояния. Петр I внедрял правила этикета беспощадно, обучая своих придворных и подданных с таким же усердием, как и офицеров военному искусству. Этикет перевернул всю устоявшуюся жизнь российского общества. Молодые люди и их престарелые родители учились иноземным танцам, красивому обхождению, культурному, эстетическому поведению за обеденным столом, который до этого зачастую служил местом "праздника живота и обжорства". Этикет в России в это время формировался по западным моделям, очерченным придворной культурой Франции, Голландии и других европейских стран. Пышность, вычурность, сословная замкнутость, демонстрация роскоши, гипертрофия формальной стороны над нравственно-духовными смыслами и др. были естественными чертами зарождающегося российского придворного этикета.

Старые хроники, мемуары о придворной жизни, литературные памятники изобилуют свидетельствами того, как из-за невыполнения незначительного и нередко нелепого требования этикета вспыхивали ссоры, возникали драки, осложнялись политические отношения между государствами. Так, например, в XVIII веке потерпела неудачу русская миссия к пекинскому двору из-за того, что ее посланник наотрез отказался совершить традиционный девятикратный земной поклон императору, объяснив это тем, что "преклоняет колени лишь перед господом". Оскорбленный китайский двор, в свою очередь, не стал подписывать с русскими торговых соглашений. А в 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший на кораблях русское посольство в Нагасаки, с возмущением описывал поведение голландцев: "Как прискорбно, что просвещенная европейская нация, обязанная своим политическим существованием любви к свободе и в прошлом славная делами великими, настолько унижает свое достоинство ради стремления к прибыли, что покорно повинуется гнусным приказаниям кучки прислужников... По команде переводчика: "Господин директор фактории, приветствуйте высокопоставленную особу!" — голландец сгибался в поклоне почти под прямым углом, вытягивал руки по швам и оставался в этой позе до тех пор, пока чиновник не позволял ему наконец принять нормальное положение. После короткой и неудачной попытки заставить русских поклониться на такой же манер японцы больше не беспокоили их на сей счет. Зато, как справедливо могли бы возразить голландцы, русские и уехали с пустыми руками".

Безусловно, среди правил придворного этикета были и такие, которые имели целью облагородить поведение и личность светского человека, учили деликатности и тактичности в общении, культуре речи, красиво и со вкусом одеваться, умению сдерживать эмоции, сохранять в любых ситуациях достоинство и честь, галантно и любезно обращаться с женщиной, проявлять элементарную вежливость к тем, кто ниже по социальному статусу. В те далекие времена люди часто совершали поступки, несмотря ни на какие жесткие этикетные требования, если эти императивы не укладывались в рамки подлинно человеческого чувства и представлений о настоящей душевности. Посланник Людовика XV отправился в Испанию сватать королю в жены знаменитую своей красотой принцессу Изабеллу. Проезжая Эльзас, ему пришлось остановиться в старом и скромном дворце живущего в изгнании и забытого всеми польского короля Болеслава Лещинского. Дочь короля, стоя на коленях, застегивала башмаки на больных ногах старого отца и попросила вошедшего посланника минуточку подождать, хотя, по правилам придворного этикета, она должна была немедленно встать и поприветствовать высокого гостя. Посланник пробыл в этом жилище лишь несколько часов и был поражен теплотой и вниманием дочери к больному старику. Через некоторое время он прибыл в Испанию и увидел красавицу Изабеллу, бьющей по лицу туфлей старого придворного за то, что он не вовремя поднял шлейф ее платья, и ссорящейся с королевой-матерью, заступившейся за камердинера. Посланник написал своему королю следующее: "Ваше величество! Я видел двух различных принцесс. Одну, некрасивую, бедную, приданое которой составляют только ее добродетели, я застал застегивающей штиблеты больному отцу. Другую, богатую, красивую, могущественную, я застал в ссоре с матерью за легкое нарушение этикета. Которую из принцесс Ваше Величество желает назвать своей женой?" Людовик XV выбрал Марию Лещинскую, человеческие чувства которой превзошли правила этикета, и никогда об этом не жалел...

Слово "этикет" вошло в обиход как символ изысканной жизни монаршеских дворов, но жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. Правила личного и общественного поведения начали вырабатываться еще на заре культурной истории: совместное бытие поставило перед древним человеком проблему, как выжить, не перебив сородичей, как сделать коллективное общежитие полезным и приятным для каждого. Многие современные исследователи, расширяя семантический диапазон этого понятия, считают правомерным рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Сумма правил поведения в доме свободного гражданина в античном полисе и в среде рабов, в жилище средневекового ремесленника, в крестьянском быту и жизни рабочих — это тоже этикет. Ситуация в какой-то мере напоминает положение, в которое попал персонаж комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" господин Журден. Когда учитель объяснил ему, что такое проза, он воскликнул, что и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорит прозой.

В современном русском языке под "этикетом" понимается "установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения". Сегодня это слово стоит в одном смысловом ряду с такими понятиями, как "культура поведения", "правила хорошего тона", "хорошие манеры" и др., являющимися одними из существенных характеристик воспитанного, культурного человека.

Внешние формы поведения человека опосредованно связаны с моментами нравственного характера: созвучие слов "этикет" и "этика" — не случайное. Как известно, этика — философское учение о морали, которое регулирует взаимоотношения людей с точки зрения добра и зла, формирует духовный мир человека. Ее нормы и принципы не содержат практические рекомендации на все случаи жизни. Требования этикета, как известно, обусловлены в основном психологическими, гигиеническими, эстетическими и иными потребностями человеческой коммуникации. Они в значительной степени внеморальны, не ставят человека в жесткую ситуацию нравственного выбора между добром и злом, правдой и ложью. Они предлагают конкретные модели поведения в конкретных жизненных ситуациях: как вести светские беседы и пользоваться столовыми приборами, как со вкусом одеваться и дарить подарки, как устроить деловые переговоры и принимать гостей и т.д. Однако в них заложен глубинный нравственный смысл: в конечном итоге эти правила и нормы выражают уважение к личности другого. "Этикет приобретает особую ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране чести и достоинства человека, — подчеркивает А. И. Титаренко. — ...Этикет, охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, в общем и целом способствует развитию гуманистического содержания человеческих взаимоотношений... Эти формы могут быть — пусть не главными, но важными — вехами нравственного взаимопонимания, подчеркивая доброжелательное, уважительное, внимательное отношение к душевному миру каждого человека, выражением деликатности в процессе взаимопроникновения этих миров".

Этикет порой может вступать в несоответствии с моралью, когда за показной вежливостью, изысканными манерами человека маскируется его глубоко безнравственная, эгоистическая сущность, что говорит о его духовной неполноценности, которая рано или поздно даст о себе знать. И наоборот, порой внутренне одухотворенные, порядочные и честные люди не знают элементарных норм этикетного поведения, теряясь и смущаясь даже в стандартных ситуациях (не могут подобрать соответствующий для официального мероприятия деловой костюм, пугаются от количества столовых приборов на праздничном столе, не знакомы с культурой приема тех или иных блюд, не умеют оформить деловую переписку и т.д.). Безусловно, идеальным вариантом является органическая взаимосвязь в человеке хороших манер и умения вести себя в обществе с духовной красотой и нравственными качествами. Духовный человек — это гармония души и тела, возвышенных мыслей и благородных поступков.

Современные "правила хорошего тона" просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или служебного положения. Современный этикет демократичен и не догматичен: он дает возможность выбора и творческого решения в неожиданных и нестандартных условиях. Абсолютной строгости требуют сегодня, наверное, только нормы дипломатического общения, поскольку отступления от них или их нарушение может отрицательно сказаться на престиже страны и ее официальных представителей или даже привести к осложнениям во взаимоотношениях между государствами. В круговороте повседневной жизни рождаются новые, нестандартные ситуации общения, требующие определенного этикетного оформления. Мозаика жизни несравненно богаче и разнообразнее правил, оформляющих внешние стороны человеческого поведения, и не все житейские повороты в ней порой возможно предусмотреть. Здание современного этикета возвышается на фундаментальных принципах, или духовных основаниях-смыслах, которые питают культуру общения, и усвоение которых позволит каждому отыскать верный путь в лабиринтах разнообразных жизненных обстоятельств и случаев. Таких оснований можно выделить несколько, и, прежде всего, это принцип гуманизма.

Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев — вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности. Наверное, поэтому столько общего в нравах и обычаях тех народов, которые отдалены друг от друга во времени и пространстве. Это свидетельствует о том, что подлинная духовность не знает этнических границ и развивается в русле общечеловеческих гуманистических ценностей. Уважение к человеку, доброжелательность, отзывчивость и деликатность, проявляющиеся в общении, в словах и поступках, как правило, вызывают в ответ такие же чувства и действия. Достаточно вспомнить эпизод из судьбы великого русского путешественника и ученого-исследователя Н.Н. Миклухо-Маклая, главным оружием которого в общении с другими всегда были доброжелательность, доверие, уважение к человеческой личности, и именно благодаря им он завоевывал уважение туземцев и, возможно, сохранил собственную жизнь. Осенью 1871 года ученый высадился в заливе Астролябии, куда еще не ступала нога белого человека... Молодой мужчина направился к селению папуасов. Он сжимал в руке небольшой сверток, шел медленно, но решительно, как будто не замечая настороженно-недружелюбных взглядов, сопровождающих его всю дорогу. Наконец кончились заросли, дальше, совсем недалеко, выстроились хижины. Но вдруг две стрелы, одна за другой, пронзительно просвистели у самой головы пришельца. Он остановился, и туземцы, приняв воинственные позы и сжав в руках копья, сомкнулись вокруг непрошеного гостя. Пришелец оглянулся по сторонам, как бы не замечая угрюмые лица, не спеша развернул свой сверток, который оказался обыкновенной циновкой, аккуратно расстелил ее под тенью раскидистого дерева, спокойно сел, стянул башмаки, лег и — уснул... Проснувшийся ученый с удивлением увидел вокруг себя мужчин, терпеливо охраняющих его сон. Копья исчезли, лица — сосредоточенные и любопытные: кто он, этот уставший, изможденный, но доверчивый и храбрый пришелец, который не испугался ступить на их землю, тогда, как по всей округе ходит страшная молва об этом племени как о людях коварных, жестоких и негостеприимных? Открытое сердце, доверие, деликатность Николая Николаевича сумели перебороть недоверие и злобу туземцев, и очень скоро "Человек с Луны", как прозвали ученого папуасы, сумел завоевать симпатии и сделать их своими преданными друзьями и помощниками. Годы спустя Л.Н. Толстой в письме к Н.Н. Миклухо-Маклаю заметил, что великий ученый своим опытом и подвигом настоящего мужества доказал, что человек везде человек, т.е. доброе, общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и правдой, а не с пушками и водкой. Действительно, история культур изобилует страницами, доказывающими истину: "Как ты относишься к другим, так и они отнесутся к тебе". Ни оружие, ни отчаянная смелость порой не спасали тех, кто шел в качестве завоевателя, врага, соперника, а не мирного исследователя, друга, равноправного партнера. Грубость и хамство, высокомерие и пренебрежительное отношение к другому, агрессивность в любом народе считались и считаются теми качествами, которые несовместимы с образом воспитанного человека.

Другой важный принцип современного этикета — это принцип здравого смысла, целесообразности действий, практической полезности. Правила современного демократического этикета по сравнению с требованиями аристократического (придворного) этикета разумны, просты и удобны. Даже общение с многочисленными столовыми приборами на торжественных приемах не составит особой сложности, если придерживаться этого принципа. Как известно, расположенные справа и слева от тарелки ножи и вилки образуют пары, и, как правило, начинают пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки, меняя их соответственно подносимым блюдам. С последней тарелкой обычно уносят и последнюю пару приборов. Все просто и удобно!

Следующий принцип, из которого выросли правила современного этикета,– это принцип красоты. Требования эстетической привлекательности поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности. Следующие наставления из "Юности честного зерцала..." не потеряли своей актуальности и сегодня: "Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже"; "Ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукой, но полотенцем... Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою"; "Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочего".

Четвертый принцип, который лежит в основе требований современных "правил хорошего тона" — это народные традиции и обычаи. Многие правила этикета сегодня невозможно объяснить с позиции вышеперечисленных принципов, поскольку они возникли на заре культурной истории народов и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Например, в этикете нашли отражение древние традиционные формы поклонения женщине — прародительнице. Во всех культурах женщина-мать пользовалась особым авторитетом: повсеместно ей дарили цветы, фрукты как символы плодородия. Оказывать женщине всяческие знаки внимания, обнажать перед ней голову, уступать ей место, вставать в ее присутствии и др.,— эти нормы являются отголосками древнего культа женщины как священной представительницы рода.

Правило для мужчин снимать головной убор при приветствии объясняют по-разному. Одни знатоки этикета утверждают, что этот обычай возник в эпоху античности, в Древнем Риме, где раб при встрече со свободным гражданином обнажал свою бритую голову, показывая, что он раб. Другие считают, что данная этикетная норма возникла в эпоху Средневековья. В те времена опасность подстерегала человека на каждом шагу: по дорогам в поисках добычи скитались голодные бродяги, в лесах промышляли шайки разбойников. Отправляясь в путь, люди надевали на себя тяжелые латы, на голову — железный шлем. Переступая порог чужого дома, странствующий рыцарь снимал шлем, оставляя голову незащищенной, и нес его в руке. "Я тебя не опасаюсь,— как бы говорил он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю". И сегодня многие требования этикета представляют собой традиции и обычаи, дошедшие до современных потомков из седой древности, из культурного опыта наших предков.

Чтобы стать воспитанным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычка — вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению. Воспитанный человек — не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, и наконец принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может.

Правила хорошего тона не даются индивиду от рождения. Культура поведения — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и самовоспитания, приобщения к основам цивилизационного общения. Уже в древнейшие времена сознательное культивирование правил, определяющих внешние стороны поведения, попытки специально научить людей хорошим манерам были одними из серьезных направлений в процессе общественного воспитания и просвещения. Позднее стали появляться многочисленные пособия и руководства по этикету. Один из первых известных трактатов о поведении — книга П. Альфонсо "Дисциплина клерикалис", изданная в 1204 году в Испании. В XVIII-XIХ веках литература об общественном поведении имела уже солидный список. В России также существовало множество подобных наставлений и учебных пособий.

Во всем мире сегодня уделяется огромное внимание формированию коммуникабельного, бесконфликтного индивида, обладающего не только высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем, но и культурой общения и хорошими манерами, что равносильно обладанию рекомендательными письмами на все случаи жизни. В некоторых странах этикет изучают в школе. В США, например, работает специальный институт этикета имени Эмили Пост, одной из признанных авторитетов в области этикета ХХ века. Американские пособия по этикету учат не только правилам поведения в специфических ситуациях общественного, светского, семейного и личного общения, но и как удачно выйти замуж, как успешно сделать деловую карьеру и т. д. Эти своды "правил хорошего тона" во многом ориентированы на практицизм и бережливость. В жизни американцев стали "крылатыми фразами" афоризмы видного писателя и политического деятеля Б. Франклина: "Время — деньги", "Богатый стол оставляет скудное завещание" и т.д.

В сфере деловых отношений в современном мире этикет считают даже экономической категорией, поскольку дефицит хороших манер в таком хрупком пространстве, как мир бизнеса, оборачивается разрывом партнерских отношений, срывом взаимовыгодных сделок, ростом конфликтности, крушением деловой карьеры. Руководство современной Японии ежегодно тратит огромные деньги на обучение правилам хорошего тона и консультациям по этикету.

Действительно, знание и выполнение элементарных норм и требований хорошего тона намного облегчает современную жизнь, придает своеобразную одухотворенность человеческому общению, а личности — обаяние и привлекательность, помогает человеку чувствовать себя уверенно и естественно в любых ситуациях как делового, так и повседневного общения.

Восточная поговорка гласит: "Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец". Деликатный, воспитанный человек, знающий правила хорошего тона, будет всегда чувствовать себя свободно, уверенно и естественно в любом обществе, в любых ситуациях, нравиться себе и другим своим безукоризненным внешним видом, красивыми манерами, умением общаться и находить контакт с любым собеседником или деловым партнером. Напротив, незнание этикетных норм, неумение вести себя в обществе, отсутствие умений и навыков культуры общения ставят человека в неудобные ситуации, стесняют сферу его свободы, формируют комплекс неполноценности и ущербности, ведут к росту конфликтов и противостояний.

В свое время французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр заметил: "Ад — это другие". Повседневная жизнь доказывает, что "диалогическая жизнь", со-бытие человека с человеком, его взаимодействие с другими, действительно, может стать и адом, и раем в зависимости от того, насколько он приобщен к культуре межличностных взаимоотношений, знаком с элементарными правилами хорошего тона.

К великому сожалению, исторические катаклизмы начала ХХ века в судьбе России обошли стороной такую деликатную сферу в духовной жизни общества, как культуру общения. Новые поколения в послереволюционной России отнеслись к этикету как к узаконенной форме лживого, искусственного поведения, забыв, что правила хорошего тона возникли еще в древнейшие времена, а придворный церемониал всего лишь одна из ипостасей многообразного мира культуры общения.

К сожалению, вместе с мишурой и ложным блеском придворного этикета были отброшены и по-настоящему значимые, гуманистические нравственные нормы человеческих взаимоотношений и разумные их проявления. Отвергнув церемонии, ударились в бесцеремонность, развязность, беззастенчивость. Ликвидация сословной, половой и возрастной субординации обернулась панибратством, потерей уважительного отношения к старости, детству, женщине. Прямота без корректности, невнимание к культуре речи привели к грубости, хамству, засорению языка ненормативной лексикой, ставшей сегодня привычным фоном общения. Пренебрежение к внешнему виду, моде как пережиткам мещанства способствовало небрежности в одежде, неумению со вкусом и изысканно одеваться и т.д. Известно, что после Октябрьской революции в холодном и голодном Петрограде 75- летний адвокат с мировым именем А.Ф. Кони прочитал более тысячи лекций рабочим и солдатам, один из циклов которых назывался "О воспитании и личном поведении". А. Ф. Кони ясно осознавал, что для построения нового общества и формирования новых людей необходим принцип преемственности культуры, поскольку, как говорил Шекспир, "из ничего не сделать ничего".

Отчуждение от культуры хотя бы одного ее элемента безмерно обедняет ее внутреннее содержание, снижает ее общий уровень и отрицательно сказывается на жизни общественного организма в целом. Долгое невнимание к этикету в нашем обществе обернулось сегодня низким уровнем личностной культуры, бездуховностью, нецивилизованностью. Жизнь еще раз доказала, что воспитанность, порядочность, этикетность конкретного индивида в конкретных обстоятельствах находятся в нерасторжимой культурной взаимозависимости с культурой труда, быта, сферы обслуживания, отдыха, отношения к природе, с культурой тех сфер, которые отвечают за судьбу человека и народа (медицины, образования, армии, политики и т.д.).

Общество пытается сегодня навести порядок во всех сферах жизни. Успех проводимых реформ во многом будет зависеть от духовной личности, ее жизненной позиции, порядочности и ответственности. Духовный человек — это интеллектуально развитый, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, культурный человек, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличающий истину от заблуждений, добро от зла, красоту от безобразного, вечное от преходящего и временного. От духовной личности сегодня требуется многое, включая и умение общаться, и хорошие манеры. Антуанде Сент-Экзюпери говорил "о роскоши человеческого общения". В современном сложном и динамичном мире, как подчеркивает М.С. Каган, общение, основанное на уважении друг к другу, "не роскошь, а необходимость, не менее непреложная необходимость жизни человека в социуме, чем его труд, познавательная деятельность, идеологическое осмысление мира".

Процесс расширения сферы межгосударственного, межкультурного, межнационального общения в современном мире, в котором Россия становится все более активным участником, интенсификация межличностных и деловых контактов повысили социальную и культурную потребность в этикете в нашем обществе. Сегодня "светскость", "правила хорошего поведения", "красивые манеры", "этикет" — это не просто "этикетка" и "ярлык", а прежде всего "визитная карточка" воспитанного человека, на котором лежит огромная ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.

 

Русское поле:

Бельские просторы
XPOHOС - всемирная история в интернете
МОЛОКО - русский литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПАМПАСЫ - детский литературный журнал
История науки
История России
Сайт истфака МГУ
Слово о полку Игореве
ГЕОСИНХРОНИЯ

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Русское поле

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2002

WEB-редактор Вячеслав Румянцев