> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 06'04

Рашид ШАКУР

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Кураист, который покорил мир

Ноябрь 1966 года. В то время я работал в отделе литературы и искусства редакции газеты «Совет Башкортостаны». Однажды журналист Ирек Аргынбаев принес статью о кураисте. Когда мы прочитали рукопись и увидели фотографию кураиста, удивлению нашему не было предела и наши души переполнило чувство национальной гордости. Это была статья, посвященная Юмабаю Исянбаеву, великому народному музыканту, знаменитому кураисту начала XX века, имя которого еще при жизни превратилось в легенду.

Много воды утекло с той поры. Имя знаменитого кураиста, о котором умалчивали в течение 30—40 лет, постепенно возвращается народу. О Юмабае Исянбаеве с большим уважением вспоминает певица народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем в своей книге «Человек идет за песней» и публикует фотографию, на которой она запечатлена вместе с кураистом.

Летом 1927 г. Юмабай Исянбаев вместе с ней выступал во Франкфурте-на-Майне на Всемирной выставке музыки. Когда Ирма Петровна исполняла башкирские народные песни «Курай» и «Абдрахман», он аккомпанировал ей на курае.

Начиная с 1978 г. Министерство культуры Башкортостана начало проводить конкурсы кураистов, кубызистов, домбристов и мастеров горлового пения на приз имени Юмабая Исянбаева.

В 1991 году в связи со 100-летием великого кураиста были организованы торжества на его родине — в Хайбуллинском районе.

Этот праздник, проведенный на большой поляне возле родной деревни Юмабая Исянбава Верхний Смак, превратился в неповторимое зрелище. Выступали кураисты, певцы, сэсэны, танцоры и мастера горлового пения, участники художественной самодеятельности Башкортостана и соседних областей. Самым знаменательным событием в программе юбилейных дней был конкурс кураистов. Здесь показали свое искусство и талант более сорока народных музыкантов.

Восстанавливая историческую справедливость, Президиум Верховного Совета республики накануне этого праздника издал Указ о присвоении Юмабаю Мутигулловичу Исянбаеву почетного звания «Народный артист Башкирской АССР».

От имени Президиума Верховного Совета грамота была вручена его дочери Фариге. Присутствующие с энтузиазмом встретили сообщение о том, что детской школе искусств в Акъяре и одной из центральных улиц присваивается имя Юмабая Исянбаева. Редкий подарок привезли работники радио Башкортостана — запись игры на курае Юмабая Исянбаева.

Я рад, что в 1987 году, встретившись с сыном Юмабая Салихьяном Исянбаевым, получил много ценных сведений о его отце. Но сначала о сыне. Салихьян родился 18 декабря 1920 года. Четыре года провоевал на фронтах Великой Отечественной войны. Получив ранение на Ленинградском фронте, целый год пролежал в госпитале. Механиком-водителем участвовал в битве на Орловско-Курской дуге. Демобилизовавшись в 1946 году, Салихьян строит железные дороги. Затем обосновывается на родине жены Гульямал — в деревне Абзаково Белорецкого района. У них три сына и одна дочь. К большому сожалению, эта наша встреча с Салихьян-агаем была первой и последней. В 1989 году я получил известие о его кончине.

«Отец мой родился 6 августа 1891 года в деревне Верхний Смак нынешнего Хайбуллинского района, — поведал мне Салихьян-агай. — Мать Сафия из деревни Абдельнасир. Отец погиб в боях на Воронежском фронте в 1943 году...»

Обратите внимание: 1943 год, Воронежский фронт. Это очень важное сведение, потому что в 1940 году Юмабай Исянбаев был арестован по ложному обвинению. В буклете «Юмабай Исянбаев — знаменитый кураист башкирского народа», изданном в 1991 году, было сказано, что последним известием от него стало письмо, датированное 1941-м годом, из г. Ульяновска, в котором он сообщал об отправке на фронт.

«В семье их было трое: Юмабай, его брат Галимьян, сестренка Зубайля. Мы — тунгаурские башкиры. Наш род называли верховым, потому что наши предки были богатырского телосложения. Старика Гиззата мог на своей спине выдержать только один Каурый (Саптар), мощный конь.

Отец был весом 145 килограммов, т.е. 9 пудов с половиною, ростом двухметровый великан, я доставал только до его плеча», — свидетельствовал Салихьян-агай. — Отец обучался в медресе соседней деревни Абдельнасир, у Якыбая-хальфы, а затем продолжил образование самостоятельно.

Он исполнял все башкирские мелодии, знал историю каждой из них. В Абзакове был человек по имени Сафа Магафуров. В марте 1919 года он встретил Юмабая в Стерлитамаке. «Такого искусного кураиста, такого замечательного человека я больше никогда не встречал», — говорил он».

Юмабаю Исянбаеву был дан редкий талант искусного кураиста. Курай — инструмент, связывающий башкирскую землю, мир башкира со вселенной, с мирозданием. Он охраняет и бережет наш дух, и мы, как народ, со звуками курая и песнями, исполненными под его аккомпанемент, воссоединяемся с вечностью.

Юмабай с детских лет впитывает в себя мелодии, песни, запоминает истории их создания. Очень рано раскрывается в нем талант кураиста. Он учится играть у своего односельчанина — Хибатуллы Кутушева, у своих двоюродных братьев Габбаса, Сибагата, Гайнуллы. Сохранились сведения о том, что Юмабай исполнял 150 мелодий. Стройный, широкоплечий, легкий в движениях, он состязался на сабантуях с опытными кураистами, сэсэнами.

В 1920 Юмабай Исянбаев вступает в партию, его избирают председателем сельского совета, членом волостного исполнительного комитета. На собраниях он выступает с пламенными речами, играет на курае. Первый раз Юмабая обвинили в том, что он выражал недовольство по поводу продналога и агитировал против Советов. Случилось это в декабре 1921 года. К счастью попав под амнистию, 28 ноября 1923 г. он возвращается домой.

«Мой отец несколько лет жил в Уфе. В 1925 году ездил в Париж, а в 1927 — в Берлин, — рассказывал Салихьян-агай. — Был и в Швеции. У моего отца была переводчица Людмила из Москвы. Она знала башкирский язык, пела башкирские песни, на курае ей аккомпанировал мой отец».

О триумфальных выступлениях Юмабая Исянбаева в городах Европы много писалось в периодической печати. Вот что рассказывал об этом сам знаменитый кураист:

«В 1925 году Центральный Исполнительный Комитет Башкортостана получил телеграмму от комиссара народного образования А.В. Луначарского. В телеграмме сообщалось, что нужен кураист для выступления на открывающейся в Париже Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства. По этому случаю обратились в Зилаирский кантон. Председатель исполкома Айнулла Бикбов, вызвав меня, сказал: «Юмабай-кустым, поедешь в Париж. Как наши деды-прадеды с победой прошли по улицам Парижа, покорив Наполеона, ты тоже пройди по этим улицам, покорив сердца парижан».

Есть предположение, что Юмабаю Исянбаеву по его подсказке был отлит новый курай из стали или из серебра.

Что касается башкирской национальной одежды, ее сшили в мастерских Большого театра СССР.

Для участия в парижских концертах были приглашены мастера-исполнители народных песен из Казахстана, Узбекистана, Армении.

Программу, подготовленную для гастролей, дважды показывают москвичам. Юмабай Исянбаев исполняет мелодии «Урал», «Буранбай», «Перовский». Для него была сделана специальная декорация, изображающая природу Урала. Высокую оценку выступлениям Юмабая дали центральные газеты: «Концерт был прекрасным! Это ярко блеснувшие башкирский кураист Юмабай Исянбаев, киргизский* певец Амре Кашаубаев, узбекская танцовщица Тамара-ханум, Сукиасов, Харибекишвили и армянское трио Кахуровых — истинно народные артисты союзных республик».

Делегация артистов и народных исполнителей в июле 1925 года направляется из Москвы в Париж. Билеты на концерты были уже заранее распроданы. Там советские артисты дали 11 концертов.

—————————————————

* Казахов в те годы еще продолжали называть киргизами.

Один из театров Парижа. В нем буквально яблоку негде упасть. Юмабай-агай за сценой играет мелодию «Урал». Медленно открывается занавес, он в национальной одежде, без курая появляется на сцене. В углу сцены заранее был посажен курай, выкопанный с корнем на родной хайбуллинской земле. На глазах многотысячных зрителей Юмабай с величайшей осторожностью срезал курай и тут же, сделав дырочки, заиграл мелодию «Баик». Зал встретил его выступление бурными аплодисментами. Кураиста вызывали на сцену несколько раз.

Юмабай поразил зрителей. Однажды, во время концерта, поднимается на сцену дама, пожимает руку кураисту и, сняв свое драгоценное кольцо, надевает его на палец Юмабая.

Заведующий фонографическим кабинетом Сорбонны профессор Перно приглашает в гости башкирского кураиста Юмабая Исянбаева и казахского импровизатора и домбриста Амре Кашаубаева, мелодии в их исполнении он записывает на фонографическую ленту.

Французские газеты писали: «Нам пришлось увидеть и услышать истинное народное творчество башкир, казахов, узбеков. Своей естественностью, мелодичностью оно отличается от современных музыкальных произведений, поражая и удивляя нас своей внутренней таинственностью и волшебными чарами. Перед нами еще не изученный, богатый, неисчерпаемый мир музыки...

Временами к звукам музыкальных инструментов присоединяется мелодия курая — это удивительный башкирский музыкант Исянбаев исполняет на курае свои художественные, чарующие арии. Курай отличается своими грустными переливами мелодий»1.

Присутствовавшие на парижских концертах Ромен Роллан, Анри Барбюс, великий русский певец Федор Шаляпин дали высокую оценку выступлениям народных талантов.

——————————————————

1 Парижский еженедельник. 31 июля 1925 г.

После возвращения на родину Юмабай Исянбаев почти два года работал артистом-кураистом в Башкирском театре драмы, участвовал в спектаклях «Салават-батыр», «Ашкадар», «Карагул», «Ынйыкай и Юлдыбай», «Шауракай». В театре было три кураиста: Юмабай Исянбаев, Гиниятулла Ушанов, Хамит Ахметов. Исполняя народные мелодии в Уфе и различных районах Башкортостана, они завоевали необычайную популярность. Кстати, это трио выступало на сцене Большого театра.

Особое место в творческой биографии Юмабая Исянбаева занимают зарубежные гастроли 1927 года. Летом этого года он участвует в культурной программе Первой Всемирной выставки музыки, проводившейся во Франкфурте-на-Майне в Германии. Здесь башкирский кураист с большим успехом исполняет мелодии «Урал», «Буранбай», «Салимакай», «Журавлиная песнь». Группа советских артистов дает пять концертов в Берлине. Затем — гастроли по городам Европы.

Во Франкфурте-на-Майне Юмабай Исянбаев выступает со знаменитой певицей Ирмой Яунзем, исполнявшей песни народов СССР на различных языках. В сопровождении кураиста Исянбаева она исполняла и башкирские народные песни.

Позже, в декабре 1973 года, она напишет Гате Сулейманову об Исянбаеве: «Он был очень красивым человеком — высокий рост, смуглое миловидное лицо, умный взгляд. Я с ним познакомилась перед поездкой в Германию на Первую Международную выставку музыки в 1927 году. Наши концерты проходили в Большом театре оперы города Франкфурт-на-Майне. Юмабай исполнял на курае башкирские народные мелодии. И это было прекрасно! Удивительно чисто, ново и восхитительно!

Башкирские мелодии, похожие на кружево, в его исполнении напоминали то трели жаворонка, то бескрайние степи, то знойное солнце... Оторваться от такого чуда просто было невозможно...

Хорошо помню зарубежные залы, переполненные зрителями, их бурные аплодисменты, посвященные этому удивительному художнику. Мне и самой посчастливилось выступить вместе с Юмабаем. Во время этих концертов я разучила две башкирские народные песни. Это «Курай» и «Абдрахман», которые Юмабай Исянбаев виртуозно и с высоким мастерством исполнял на курае.

Совместные концерты с энергичным, талантливым художником, кураистом-музыкантом Юмабаем Исянбаевым я вспоминаю как светлый музыкальный праздник. Этого забыть нельзя».

В 1929 году, вернувшись в родную деревню, Юмабай участвует в организации колхозов. Его многодетная семья, пока он гастролировал за границей и работал в Башкирском театре драмы, жила в деревне Верхний Смак. Юмабай-агай и Сафия-апай вырастили пятерых детей. И был еще у них приемный сын Юмагали.

Создав колхоз «Сарыкуль», Исянбаев становится его председателем. Затем работает в сельпо, исполняя обязанности ревизора.

«Не помню, то ли в 1936-м, то ли в 1937-м году он ездил по деревням, собирая талантливых кураистов, — вспоминает Салихьян-агай. — Тогдашний начальник ГПУ Султан Файзуллин всегда заезжал к нам. Он был из деревни Второе Иткулово Баймакского района. Фотография отца с кураем, сделанная во Франции, у него тоже была.

В 1940 году, обвинив в связях с Заки Валиди, отца арестовали. Сидел он в омской тюрьме. На фронте я получил письмо от отца. Он писал, что уходит на фронт. Это было в июне 1942 года. В 1943 году я послал ему письмо из района Орловско-Курской дуги. «Сынок, мы с тобой рядом, я возле города Воронежа. Скоро перейдем в наступление...» — писал отец. После этого ни одного письма. Семья осталась без кормильца». В 1944 году умирает и Сафия-апай. Многие фотографии и письма пропали в этот период. «Золотой перстень, подаренный отцу в Париже, тоже пропал», — сокрушался Салихьян-агай.

— Как изготовлял курай ваш отец? — поинтересовался я у Салихьян-агая.

— Обычно приносили тростник его друзья. Отец говаривал: «Курай берите в самом верховье ложбины. Такой курай бывает очень мелодичным...» Курай отец всегда делал сам. Длиной он был в девять ладоней. Расстояние между отверстиями в два пальца. Отец играл, положив курай на грудь. Иногда курай разрывался пополам. Он говорил, что это от звонкости инструмента.

Поистине Юмабай Исянбаев был великим музыкантом. Его имя будет вечно в памяти народной.

* Перевод с башкирского Фарзаны Губайдуллиной.

 

Написать отзыв

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле