> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 4'05

Равиль Бикбаев

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Молодость способна на великие дела

Вступительное слово на общем собрании писателей, посвященном работе с молодыми авторами.

Когда я размышлял о литературном процессе 2004 года в нашей республике, то обратил внимание на одну весьма примечательную особенность. Она, эта особенность, особенно радостна для нас, писателей. Торжественные мероприятия, посвященные 250-летию Салавата Юлаева, вылились в историческое событие государственного значения, в истинном смысле во всенародный праздник. Подчеркну, что наши встречи с читателями у памятника национальному герою и поэту, ежегодно проводимые на родине Салавата народные йыйыны — поэтические сабантуи — давно стали замечательной традицией. Отныне Указом Президента Муртазы Губайдулловича Рахимова День Салавата Юлаева будет отмечаться ежегодно как всенародный праздник.
С особым вдохновением и подъемом во всех уголках республики прошли осенью прошлого года литературные вечера, встречи, уроки, посвященные 85-летию народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Эхо этого замечательного юбилея дошло до Москвы, Казани, Чебоксар, Екатеринбурга и других городов и всей России.
Эти праздники и обрадовали, и в то же время стали причиной для серьезных размышлений. Радовало то, что деятельность поэтов получила такую высокую оценку, породила в жизни народа такой духовный подъем. Во время торжеств я думал о том, что эти поэты являются и воинами, что насколько стремительно они взлетели, рано созрели, осознали ответственность поэта перед народом, настолько стремились жить заботами страны, смолоду поставив перед собой высокие цели.
Созданные народом еще при жизни батыра песни о нем начинаются с известного вопроса: «Сколько лет Салавату?» И этот ставший знаменитым вопрос повторяется вновь и вновь на протяжении свыше двух веков. Да и невозможно не повторить его. Как смог юный Салават поднять народ на борьбу за свободу и совершить такие великие дела? В течение веков народ хочет понять таинство этого подвига.
Еще до войны издавший свои первые книги и принятый в члены Союза писателей СССР в девятнадцать лет, Мустай Карим вернулся с полей сражений с тяжелым ранением и талантливыми стихами, поэмами.
В прошлом году Рашит Назаров был удостоен Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Созданные им в 16—17 лет стихи стали классическими образцами нашей поэзии. В мировой литературе трудно найти такие рано раскрывшиеся таланты .
2005 год начался с торжеств, посвященных 110-летию Шайхзады Бабича. Литературные вечера памяти в Дюртюлинском, Мишкинском районах, в Уфе прошли как большой праздник. Вопрос о Салавате Юлаеве было бы справедливо повторить и в отношении Бабича: «Сколько лет Шайхзаде?» Он погиб в двадцать четыре года и успел оставить мысли на уровне Байрона, Лермонтова, Достоевского и других титанов. Такие феноменальные озарения поднимают нашу поэзию на уровень мировой литературы.
Когда речь заходит о талантах, смолоду засиявших яркими звездами на поэтическом небосклоне, то часто упоминаются имена Лермонтова, Петефи, Тукая, Константина Иванова.
Действительно, их судьбы — редкие и удивительные явления, утверждающие величие человеческого духа. Но и в нашей литературе немало таких ярких примеров творческого подвига. Вступающие в мир литературы молодые силы должны больше знать про них, изучать их произведения. Молодым есть у кого учиться, с кого брать пример.
Говорить о молодых — значит, думать о будущем нашей литературы, о ее завтрашней судьбе. Забота о молодой смене всегда была в центре внимания во всей семидесятилетней истории нашего Союза писателей. В творческих объединениях в основном обсуждаются произведения молодых авторов. В последние три-четыре года проведение выездных семинаров дало хорошие результаты. Опыт работы с молодыми, издания книг начинающих писателей достойны всяческого одобрения. Сейчас некоторые авторы, будучи еще школьниками, уже издают свои первые книги. Фанзиль Адельбаев, в двадцать лет закончив Башкирский государственный университет, сегодня работает в издательстве «Китап». У Азамата Магадиева в третьем классе вышел сборник стихов. Алмас Шаммасов уже в школьные годы часто публиковался в наших газетах и журналах. Поэтический фестиваль «Родники вдохновения», проходящий ежегодно в городе Белебее, делает благородное дело по укреплению связей между молодыми литераторами. По результатам фестиваля там ежегодно издается коллективный сборник, в котором стихи печатаются на башкирском, русском, татарском, чувашском языках.
Творчество — это труд на всю жизнь, он всегда требует верности и терпения. Но основы творчества, зовущие маяки, принципы жизни закладываются в юности. Писатель может пройти сложные пути, во время творческих поисков может и ошибиться, его взгляды могут порой даже резко измениться. Но убеждения и принципы юности все равно не исчезают бесследно. Все страдания, весь творческий труд посвящаются осуществлению этих заветных целей.

Юность моя, время мое золотое,
Пламенное мое время, —
Всем пожертвую ради моей клятвы,
Данной перед народом.

Этими словами 19-летний Шайхзада Бабич точно выразил огромную ответственность личности, решившей посвятить себя творчеству.
Словосочетания «молодой поэт», «молодой писатель» возлагают большую ответственность на каждого, кому эти слова адресованы. Но хочется, чтобы слово «молодой» все-таки надолго не закреплялось за ними, чтобы в творческом пути период «молодого авторства» прошел как можно быстрее.
В сложном мире большой литературы судьбы ее творцов складываются по-разному. Некоторые быстро обретают свой голос, уже первыми публикациями завоевывают авторитет и славу. А другие растут медленно, долго, их творческий облик формируется с трудом. И если некоторые наши авторы и в сорок, и в пятьдесят лет все еще числятся в списке молодых, то это не совсем нормальное явление. Великий Бальзак в пятьдесят один год простился с этим бренным миром, но успел создать десятки томов бессмертных произведений. Когда в 1923 году Мажиту Гафури присвоили звание народного поэта Башкортостана, его с почтением звали «самым старым поэтом». Этому «самому старому поэту» было тогда всего-навсего сорок три года.
Случается и так, что некоторые к своим пятидесяти годам издадут два-три тонюсеньких сборника и такими «великовозрастными переростками» принимаются в Союз писателей. Мало того: еле-еле вступив в нашу творческую организацию, они начинают активно хлопотать о помпезном проведении своего юбилея. К сожалению, таких юбиляров у нас немало. Вчера только он был учеником, а сегодня хочет стать уважаемым юбиляром. Есть и наша вина в том, что случается такое.
В творческих семинарах, предваривших наше нынешнее собрание, участвовали действительно молодые, шло обсуждение рукописей именно молодых по возрасту авторов. В будущем нам следует укреплять связи с молодыми авторами еще со школы, постоянно работать в этом направлении. Сейчас, в пору компьютеров и Интернета, когда многие отходят от культуры художественного чтения, молодые люди редко тяготеют к литературе. Поэтому нужно быть очень внимательным к каждому, кто тянется к художественному творчеству.
В этом отношении примером для других регионов может служить работа Сибайской писательской организации и ее руководителя Хайдара Тапакова, его связь с учебными заведениями, его постоянная работа в городе и районах, издание коллективных сборников молодых и начинающих. Конечно, мы не думаем, что все авторы этих коллективных сборников придут в большую литературу. Было бы радостным явлением, если бы из их числа хотя бы двое-трое стали настоящими литераторами. У остальных любовь к родному языку, к родному слову сохранится на всю жизнь. Чем больше таких людей, тем выше поднимется общий культурный, эстетический уровень народа.
Сегодняшней творческой молодежи нелегко, это мы знаем. У единственного государственного издательства «Китап» возможности очень ограничены. В условиях современного дикого рынка вступить в жизнь, завоевать свое место в жесткой конкуренции, обеспечить себя работой, жилищем молодежи крайне тяжело. Но какому поколению в какую эпоху было легко самоутверждать себя в жизни? В истории не найдется таких примеров. Долгие годы ждать выхода первой книги, не находя жилища, обивать чужие пороги, многие годы жить с семьей в обжещитии — кто из нас не испытал этих страданий?!
Но надо уметь видеть, ценить и сегодняшние добрые перемены, дорожить ими. Давайте вспомним и сравним: В шестидесятые годы прошлого века, когда мы пришли в литературу, молодежная газета «Ленинсе» выходила дубляжем на башкирском языке, то есть все материалы переводились с русского «Ленинца». Правда, и в этих условиях там публиковались целые поэтические сборники. Был единственный альманах «Йэш кестэр» («Молодые силы»), и издавался он нерегулярно. Всегда внимательный к новым талантам, Гайнан Амири раз в году собирал молодых поэтов и организовывал их выступление на республиканском радио. В те времена о выступлениях по телевидению не приходилось даже мечтать.
А каково положение сегодня? Последние пятнадцать лет в республике для молодежи начало выходить много новых газет и журналов, у прежних изданий намного лучше стало и содержание, и форма. Башкирское радио почти круглосуточно ведет свои передачи по разным каналам. И наше телевидение собирается повернуться лицом к литературе. В прошлом году в башкирском издательстве «Китап» была учреждена специальная серия «Молодые голоса». Уже изданы сборники десяти авторов. Из их числа книга Зульфии Ханнановой «Монисто невесты» удостоена республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича. В издательстве готовится продолжение этой серии.
В последнее время немало книг выходит самиздатом. В этом потоке, к сожалению, много сборников низкого уровня, часто явная халтура. Они наносят большой вред формированию эстетического вкуса неопытных читателей. Но среди самиздатских книг встречаются и содержательные сборники. Здесь все зависит от отношения автора к самому себе, от его таланта и требовательности к своему слову. Значит, и таким способом могут быть изданы достойные книги молодых. Правлением Союза писателей поставлено главное условие для выпуска художественных книг: авторами должна быть получена рекомендация от Союза писателей, от региональных писательских организаций. Ответственность за содержание самиздатских книг должны нести и директора типографий.
Нынешняя молодежь — люди новой эпохи, у них связь с окружающим миром иная. С помощью современных технологий, Интернета и других технических достижений люди нового поколения имеют доступ к огромной информации. С компьютерами могут работать даже учащиеся начальных классов. Для этого не нужно большого ума, достаточно навыков и упражнений. Но для того, чтобы усвоить лавиной обрушившуюся разнообразную информацию, сделать основательные выводы, обогатить ими свой жизненный опыт, впитать все это в кладовую своего духовного богатства, нужен напряженный труд души и интеллекта. К сожалению, некоторые не утруждают свой ум такого рода сложной работой.
Мы живем в век глобализации, когда многие процессы в жизни народов становятся как бы общими, когда интересы отдельных стран принесены в жертву сильным мира сего. Для того, чтобы каждый народ использовал глобализацию в своих интересах и не растерялся в бурном потоке информации, требуется высокий интеллект, способность мыслить современными категориями, желание и умение сохранить и развивать собственную культуру.
Это одна сторона проблемы. Достижения новых технологий не сразу доходят до глубинки, остаются закрытыми для многих людей. В то же время в последние десятилетия у нас открылось много духовных сокровищ, которые ранее оставались недоступными. Они могут оказать хорошее влияние на духовный рост нашей молодежи. Новый взгляд на историю, новые крупные исследования, возможность свбодного изучения пролежавших многие годы под запретом материалов, выход из архивного заточения наших великих личностей — все это неоценимое, ни с чем несравнимое духовное богатство. У меня есть искреннее пожелание нашей литературной молодежи: познакомьтесь хотя бы с какой-то долей этого бесценного клада, этого духовного богатства, изучайте тома библиотеки башкирского фольклора, шеститомную историю башкирской литературы, «Антологию башкирской поэзии», книги наших классиков. Не прочитав произведений Ризы Фахретдинова, Заки Валиди, Мусы Муртазина и других, выступать от их имени, бить себя в грудь, заявляя, мол, мой народ породил такие личности, это несерьезное занятие. Национальная гордость — святое чувство, но только при том условии, что его корни идут из глубоких слоев истории и жизни народа, закреплены широким взглядом, глубоким знанием, только тогда это святое чувство дает человеку силу и окрыленность, вдохновляет на добрые дела.
Иногда у меня невольно возникает такой вопрос: не следует ли нам проводить серьезное собеседование по литературе и фольклору с кандидатами при приеме в члены Союза писателей? Вы можете удивиться постановке такого вопроса. Но обратите внимание: например, чтобы стать кандидатом наук, нужно сдать ряд экзаменов. Ученый должен быть основательно образованным. А писатель? Разве такое требование не обязательно для него? Разве звание писателя ниже ученой степени?
Здесь разговор невольно сводится к проблеме гражданской зрелости, общественной ответственности молодого поэта и писателя.
Как то в Алма-Ате во время беседы с казахскими друзьями я навсегда запомнил их слова об одном из видных своих писателей: «Он хороший писатель, но плохой азамат». Слово «азамат» у казахов означает мужчину, являющегося опорой страны, верного гражданина. Стало быть, сказанное означало: «Он хороший писатель, но плохой гражданин». Какое печальное несоответствие! Бывают писатели, замкнувшиеся лишь в своем творческом мире и создающие хорошие произведения. Но деятельность писателя, по-моему, не может ограничиваться только этими рамками. Особенно в нынешний напряженный период. Великий Некрасов в свое время произнес свои знаменитые слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Не только своей гражданской лирикой, но и общественной деятельностью, собрав вокруг журнала «Современник» самых прогрессивных деятелей, подняв самые острые проблемы своего времени, Некрасов стал совестью всей России той эпохи.
Сейчас в России часто повторяют слова Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». Здесь речь идет не только о поэте, а обо всех, кто не пощадил себя ради литературы. Если так говорят о русской литературе, вобравший в себя многие тысячи писателей, то каково положение в башкирской литературе?
По сравнению с этой литературой нас очень мало. По списку Союза писателей нас чуть больше двухсот, но активно работающих над новыми произведениями, а также выступающих в печати, выезжающих для встреч с читателями — лишь нескольких десятков. Да, нас мало, и многим из нас приходится буквально разрываться на части — днем работать на службе, выезжать в районы, ночами писать. До ухода на пенсию почти никому из нас не суждено заниматься только профессиональным писательским делом, не отрываясь на другие дела. Вам, молодым, судьба велела смолоду ценить время, не тратить попусту ни одного часа.
У нас способная молодежь. К сожалению, в нашей творческой среде мало молодых личностей, которым можно было бы доверить большие дела. Мало инициативных, способных проложить дорогу новым начинаниям. Не хватает чувства ответственности, удивляет общественная пассивность тех молодых, на которых мы возлагаем большие надежды. Мне кажется, сегодня нет веских причин, чтобы жаловаться, мол, закрыта дорога для роста, старшие не уступают свои места. Очень хочется видеть, чтобы наша творческая молодежь была инициативной, чтобы она чаще беспокоила нас своими содержательными, деловыми предложениями.
Давайте заглянем в историю. Габдулла Амантай в четырнадцать лет руководил комсомолом Туксоранского кантона, в двадцать лет — он уже редактор республиканской газеты, в двадцать девять лет — директор научно-исследовательского института истории, языка и литературы. В двадцать — двадцать три года Гайнан Хайри, Мухаметьяров Хай работали на ответственных должностях республиканской печати.
По этому поводу могут возразить: «Тогда времена были иные». Действительно, каждая эпоха оказывает сильное влияние на формирование личности. Но такие яркие примеры можно видеть и в пятидесятые годы, и в более поздние времена. Например, Мустай Карим в тридцать два года был председателем Союза писателей, до сорока лет стал крупным государственным и общественным деятелем в масштабах всей страны. Хаким Гиляжев в тридцать два года стал главным редактором журнала «Агидель». Гульфия Юнусова в неполных тридцать лет была главным редактором журнала «Башкортостан кызы» и в течение двадцати двух лет исполняла эту ответственную должность. Будучи главным редактором, она была избрана депутатом Верховного Совета СССР, с высокой трибуны парламента поднимала острые проблемы, касающиеся Башкортостана, об этом узнала вся страна.
Сейчас события меняются столь стремительно, что нелегко найти ответы на усложняющиеся с каждым днем вопросы, их не успеваешь даже воспринимать. Судьба Республики Башкортостан, будущее нашей государственности, нации, когда сама жизнь со всей остротой ставит такие кардинальные вопросы, когда каждый шаг, каждый миг становится судьбоносным для всей страны, ответственность литературы намного возрастает. Призывая соотечественников к единству и сплоченности, литература сверяет свои ряды, свои силы, остро нуждается в личностях, завоевавших авторитет и творчеством, и общественной деятельностью.
Недавно я ознакомился со списком писателей-пенсионеров 2004 года. Их было 106 человек. В этом году их число достигнет 110. Значит, больше половины всех писателей нашего союза — пенсионеры. Теперь вы представляете наше положение. Безусловно, достижение пенсионного возраста не означает отход от творчества. В этом возрасте у писателей часто открывается второе дыхание. К счастью, наши ветераны, радующие читателей новыми произведениями, участвующие в литературных встречах, выступающие с публицистическими статьями в печати — это наша гордость и надежная опора. Но когда готовится какое-нибудь мероприятие в районах или областях, то, взяв в руки список двухсот писателей, часто ломаешь голову: кого же направить туда? Следует особо отметить и такой факт: на литературные вечера в Уфе наши писатели ходят очень редко, это особенно касается молодых. А ведь казалось бы, в таких делах молодежь должна всегда идти впереди.
На сегодняшнее собрание по итогам литературного года, посвященного проблемам нашей творческой молодежи мы пригласили собратьев по перу из братских республик Татарстана и Чувашстана. К сожалению, чувашские друзья приехать не смогли. У нас много общих проблем для совместного обсуждения, нам следует подробнее изучать опыт друг друга. В последнее время наши молодые поэты стали смелее выступать на крупных литературных встречах, проводимых в других регионах. Наши поэты Айдар Хусаинов, Зульфия Ханнанова, Гульназ Кутуева и Гульнара Халфетдинова были на встрече уральских поэтов, на всероссийском семинаре в Москве, их стихи получили хорошую оценку.
В прошлом году осенью в Переделкино проводился семинар молодых переводчиков. Я сам был тому свидетелем, радовался успеху наших переводчиков. Среди рассмотренных произведений переводы Айдара Хусаинова и Фарита Ахмадиева получили самую высокую оценку. Особо следует отметить деятельность Айдара Хусаинова. Он ищет все новые пути, чтобы донести до международного читателя шедевры нашего словесного искусства, успешно перевел на русский язык знаменитый эпос «Урал батыр». В последнее время стала больше проявлять свою активность молодежь, пишущая на русском и татарском языках.
Сейчас башкирский язык стали преподавать не только в сельской местности, но и в городских школах. Но не хватает переводов на русский язык, справочников о писателях. Нужны новые силы, чтобы завершить подготовку к изданию антологии башкирской поэзии. Поэтому проблема перевода на русский язык очень важна и актуальна.
В девяностые годы в Москве в прославленном Литературном институте обучалась группа переводчиков башкирской литературы. Из них некоторые активно включились в литературный процесс. По общему мнению членов правления, это доброе дело следует и дальше продолжать, нужно направить на учебу в Москву новую группу переводчиков. В то же время не следует забывать и свои резервы на местах.
В своем выступлении я больше говорю об общих проблемах, касающихся молодых. Вчера на занятиях секций шел подробный обмен мнениями об отдельных произведениях. Есть о чем говорить, есть материал для анализа. Традиции обновляются, художественные поиски продолжаются. Большинство молодых авторов пишут в традиционном стиле, некоторые ищут новые формы. Самое главное для всех — зажечь мысли и чувства читателей, вызвать боль и потрясения, вдохновлять и окрылять людей. Лишь бы стремление высказать умные мысли не превратилось в нравоучение, прилив чувств не стал сентиментальностью. Не следует забывать о соотношении эмоционального и рационального в стихах. Например, излишний рационализм, бесстрастные рассуждения о жизни, мнимая философичность не соответствуют человеческой сути поэзии.
В творческих секциях прежде всего обсуждаются первые сборники, и мечта каждого молодого автора — скорее увидеть свою изданную книгу. Выход первой книги для каждого пишущего — незабываемое радостное событие и большой экзамен перед читателями.
Первая книга включает в себя почти все, что написал автор, в ней отражен весь его жизненный опыт. После выхода этого сборника проходит определенное время — и нередко молодой поэт или прозаик оказывается в растерянности: что дальше делать, о чем писать?
Самым главным испытанием для молодого автора, по-моему, является вторая книга. Чтобы создать ее необходимо написать новые достойные произведения, подняться на новую высоту творческой зрелости. К большому сожалению, некоторые наши молодые литераторы оказываются неспособными совершить это.
Есть таланты, навечно вошедшие в историю литературы лишь одной книгой, даже одним стихотворением. Можно жить в памяти народа и без книги, как Салават Юлаев. Но я веду речь о явлениях, характерных для нашего времени.
Еще раз подчеркну: творчество — очень ответственный, требующей верности на всю жизнь, труд. Оно никак не прощает измены, отступления от поставленных целей. Старшее поколение, наверное, помнит тех, кто уже первыми произведениями ярко проявил себя в башкирской литературе, но потом публиковался очень редко, а затем и совсем потерялся из виду. Вспомним Нура Хабирова, Рашита * Ахтари, Файзи Сиражетдинова, Рифката Алгушаева, Фаниля Арсаева и других способных поэтов. После первых подборок и первой книги читатели хотели, например, почаще встречаться с прекрасными стихами Мухамета Илбаева, но этого не получилось. Бездарные всю жизнь обивают пороги редакций, чтобы напечатать свои серые опусы, в то время как люди способные нормальной активности избегают. Обидно за тех, кто не ценит свои данные богом способности!
Литературное творчество — одна из самых специфических, личных, индивидуальных профессий. В то же время писатель не может стоять в стороне от судьбы всей культуры, он несет ответственность за всю литературу. Радоваться успеху пишущих коллег, выражать беспокойство по поводу недостатков, трудностей, доносить до читателей свои мысли через подать, защищать какие-то добрые начинания, отвергать негативные явления, участвовать в дискуссиях, спорах, в заседаниях круглых столов все это формы проявления, условия существования литературной среды и авторов, болеющих душой за творчество. Хочется, чтобы писатели смолоду были в гуще этих событий, сплачивали вокруг себя единомышленников. Поучительный и интересный факт: Мустаю Кариму еще не было и сорока лет, когда он написал известные «Письма товарищам по перу» Рами Гарипов с молодых лет стал учителем многих дарований.
Хочется видеть в каждом мастере слова — поэт ли, прозаик ли, драматург ли он — и объективного критика. В то же время каждый критик в своих статьях и книгах обязан быть мастером слова.
Заключая свое выступление, желаю нашим молодым, с которыми связано будущее нашей литературы, верности и старания, неустанных поисков и открытий. Я от всей души желаю, чтобы они быстрее преодолели полосу ученичества, период молодого авторства. Что касается способностей и таланта, то они — дар божий. Их следует ценить. Не надо забывать: многие великие дела свершаются именно в молодости.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле