> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 4'05

Фина Латыпова

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

ОТ УФЫ ДО БЕРЛИНА

Жарким днем 16 июля 1912 года в старинном уездном городе Белебее у простого рабочего Хусейна Сыртланова (по другим источникам — Гусейн) родилась черноглазая, смуглая, брови вразлет девочка. Родители нарекли ее звучным именем Магуба. Времена были смутные: 1914 год — война с германцами, в 1917 грянула Великая Октябрьская революция, далее гражданская война, принесшая голод и разруху...
23 марта 1919 года Башкирия получила автономию, и жизнь в республике постепенно начала налаживаться. В Белебее возобновил работу мясокомбинат, открылся небольшой машиностроительный завод, заработал леспромхоз. Хусейн смог определить свою дочь в школу. Шли годы. В начале 1923 года в стране было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Юноши и девушки участвовали в строительстве автозаводов, аэродромов, в сборе средств на постройку самолетов. Повсюду возникали аэроклубы, широко распахнувшие двери молодежи, грезившей о самой популярной в то время профессии летчика. Смышленая, любознательная одиннадцатилетняя девочка в свободное от учебы время тоже занималась в кружке планеризма и мечтала о небе, как и все ее сверстники. Она отыскивала в библиотеке книги о летчиках и перечитывала их.
Они казались для нее самыми мужественными и героическими людьми. Закончив семилетку, в 1928 году Магуба вместе с подругами уезжает в Узбекистан. Молодежь манила романтика дальних земель, жаркий климат, обилие фруктов. Тогда многие уезжали из холодной, несытой Башкирии в хлебную республику. В Коканде девушка работала телеграфисткой, мотальщицей на шелкомотальной фабрике. Она полюбила край карная и зурны, восхищалась городом, в котором смешались древняя мудрость и голоса прошлого, любовалась вонзившимися в небо минаретами, но не заглушалась в ней детская мечта о небе. Узнав, что в Ташкенте при управлении Среднеазиатской Воздушной линии существует школа по подготовке техников-изыскателей, поехала туда поступать.
Сразу летчиком не станешь, надо начинать с малого, решила она. Вскоре Магуба стала работать по полученной профессии, добросовестно выполняла все комсомольские поручения.
25 января 1931 года прошел XIX съезд комсомола, где было вынесено решение о шефстве над авиацией. Молодежь восхищалась подвигами отважной семерки, первых Героев Советского Союза, проявивших мужество и подлинное мастерство при спасении экипажа, раздавленного во льдах Берингова пролива «Челюскина». Магуба несколько раз перечитывала о них газетные статьи. «Вот бы и мне совершить подвиг!» — мечтала она. А для этого надо было научиться летать по-настоящему. Медленно, но верно девушка шла к поставленной цели, добилась направления в летное училище города Батайска. Но через год по приказу: «Женщин отчислить» вынуждена была прервать учебу. Прослышав, что в Тбилиси есть аэроклуб, где обучают курсантов летать, она решается поехать в Грузию. С 1933 года Сыртланова начала работать авиамотористом в Управлении гражданского воздушного флота города Тбилиси. Целеустремленно преодолевая все трудности, шаг за шагом приближалась она к своей мечте. Через два года стала пилотом-инструктором в планерной школе, одновременно занималась сама в Центральном аэроклубе. Магуба учила своих курсантов ориентированию по приборам, работе с пилотажным оборудованием. Тренажи продолжались до тех пор, пока курсанты не научились автоматически выполнять все операции при совершении полета.
В 1938 году на самолете «Родина», пилотируемом Мариной Расковой, Bалентиной Гризодубовой Полиной Осипенко, был совершен рекордный беспосадочный перелет Москва—Дальний Восток. Для Магубы летчицы стали примером героизма и мужества. Подвиг их вдохновил ее еще старательнее заниматься пилотированием, более скурпулезно изучать аэронавигацию и аэродинамику. Но вскоре мирное небо покрылось отблесками пожарищ, запахло гарью и порохом, застонала земля под ногами захватчиков. Ранним утром, когда мирные люди спали, 22 июня 1941 года на СССР вероломно, без предупреждения напал Гитлер. Немцы разрушали города и села, угоняли молодежь в Германию, издевались над стариками и женщинами...
Магубу потрясло известие о начале войны. В первые же дни она добровольно вступила в ряды Красной Армии и написала рапорт с просьбой отправить ее на фронт. Но ее просьбы отклонялись с мотивировкой «надо готовить курсантов». Конечно, Магуба понимала, что война в воздухе потребует от летчика и уверенного владения самолетом, и сложного комплекса физических, морально-психологических навыков, и отточенного мастерства. Из сводок Совинформбюро она узнала, что в первый же день сражения с фашистами военные летчики сделали 6 тысяч самолето-вылетов, сбили в боях 200 самолетов противника. Уже за двадцать дней войны было уничтожено 1200 вражеских машин.
Магуба не переставала писать. В начале войны ее приняли в партию, и она считала долгом коммуниста быть на передовой. Весть о создании женского авиационного полка под командованием Героя Советского Союза штурмана-капитана Марины Расковой еще больше подхлестнула ее.
«Я тоже должна сражаться с врагом», — твердо решила она. К этому времени Магуба командовала звеном в санитарной эскадрилии в Тбилиси. И добилась-таки отправки на фронт, побывав на приеме у командующего Северо-Кавказской воздушной армией генерал-полковника Вершинина.
После поражения под Москвой немцы рвались на Кавказ. В декабре 1942 года Сыртланову направили на Северный Кавказ, где у подножия Эльбруса в станице Ассиновская дислоцировался 46-й ночной бомбардировочный авиационный женский полк, сражавшийся против немцев в составе 325-й авиационной дивизии, 4-й воздушной армии. Командиром полка была подполковник Евдокия Бершанская.
Однополчанки Магубы уже имели боевой опыт и отличительные награды, поэтому девушке надо было быстро сориентироваться в текущей обстановке: вникнуть в жизнь полка, изучить технические данные самолета, местность... Летчицы летали на У-2, переделанные для войны, они назывались по имени конструктора Поликарпова — ПО-2. Этот самолет был построен в соответствии с условиями конкурса, объявленного Военно-воздушными Силами СССР в 1928 году, отличался прекрасными летными и пилотажными качествами.
«ПО-2 вмещает 2 человека, взлетный вес 890 кг, дальность полета 450 км/час, скорость 156 км/час, вооружение — турельный ШКАС — 7, 62 мм, бомбометание 200—250 кг», — читала технические данные Магуба. Она проштудировала также литературу по топографии, постановления по производству полетов, инструкцию по эксплуатации аэродрома, училась правильно развивать старт. Усталая, пропахшая бензином и маслом, но довольная возвращалась девушка с учебных полетов.
Вскоре Сыртланова блестяще сдала зачеты по штурманской подготовке, материальной части и бомбометанию. Шел ей в ту пору тридцатый год, пора возмужания и становления личности. Девушка старалась выработать в себе смелость в решениях, умение ориентироваться в сложной обстановке, быстроту реакции, а также высокую технику пилотирования. Эти качества Магуба продемонстрировала в первом же боевом задании, снискав уважение экипажа.
7 января 1943 года советские войска приступили к выполнению задачи, поставленной перед ними Ставкой Верховного Главнокомандования: запереть на Северном Кавказе немецкую группу «А» и не дать ей уйти на запад. Обстановка для гитлеровских войск резко ухудшилась. Однако решение на вывод войск с Кавказа означало отказ от давней мечты захвата советской нефти и выхода на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Только 28 января Гитлер принял окончательное решение — направить 22 дивизии (усиленную 17-ю армию) на Таманский полуостров. Наши войска прилагали значительные усилия, чтобы помешать фашистскому командованию осуществить этот план. Получив директиву Ставки, командир 46-го полка Бершанская собрала личный состав и провела небольшой митинг.
— Нам дан приказ участвовать в боях за освобождение Северного Кавказа и Кубани, продвигаясь дальше к Крыму. На подступах к Краснодару идут тяжелые бои, немцы стягивают тяжелую технику. Ее надо уничтожить с воздуха и дать тем самым возможность наземным войскам сломить противника. Наша цель — способствовать скорейшему освобождению южной части страны. Чтобы выиграть войну, нужны сплоченные, согласованные и активные действия всех сил. Я надеюсь, на своем участке мы не подведем! — такими словами закончила свое краткое выступление командир.
— Служу Советскому Союзу! — ответил полк.
Комиссар Рачкевич тоже высказала свое напутствие:
— В бою предельно выявляются все возможности человека: моральные, физические, психические. Проходит проверку мастерство летчика, глубина и прочность его знаний, мера ответственности за успешное выполнение боевого задания. Настал трудный час испытания, и мы должны сделать все во имя победы, ради счастья и жизни на земле!
Магуба на всю жизнь запомнила свой первый боевой вылет. В кромешной темноте (южные ночи бывают черные) самолеты один за другим поднялись с точки базирования и взяли курс к окрестностям Батайска, где скопилось множество боевой техники врага. Немец рвался к сердцу Кубани — Краснодару. Сыртланова обнаружила огневые точки, когда вражеские прожектора вдоль и поперек просекали небо, выискивая советские самолеты. Заглушив звук моторов, вниз с характерным завывающим свистом полетели десятки тяжелых авиабомб, зарево вспышек окрасило окрестности в багровые тона. Разгоряченная боем, она не заметила, как подлетела близко к земле, и в тот же миг попала под заградительный огонь, снаряды полоснули машину. Летчица резко взмыла вверх и, развивая скорость, смогла долететь до базы, но плоскость была изрешечена.
— С боевым крещением, Марта! — встретили ее однополчане. Это имя пристало к ней в полку.
«Летчица высокого класса!» — так охарактеризовала Магубу перед командиром ее штурман Чечнева.
9 февраля советские войска приступили к проведению Краснодарской операции, и уже 12 февраля столица Кубани была освобождена. Продолжая наступление, они продвинулись еще на 150—180 км и вышли на рубеж Темрюкский залив — Крымская.
Летчицы выполняли боевые задания при любых метеоусловиях. Они методично бомбили живую силу и технику отступающего противника. За самоотверженность и героизм в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками 8 февраля 1943 года полку было присвоено почетное наименование «Гвардейский».
В ночь на 10 февраля 1943 года при отступлении противник закрепился в станицах Поповическая и Ангелинская. Сыртланова на боевое задание в эту ночь летала шесть раз. Каждый вылет сопровождался шквалом заградительного огня. У самого самолета вспыхивали взрывы, но каждый раз, маневрируя, ей удавалось выйти из-под огня. Возвратившись на базу, ее штурманы Себрова и Чечнева подтвердили командиру полка, что в результате боевых ударов Сыртлановой на земле наблюдались три сильных очага пожара со взрывами.
В ночь на 13 февраля в окрестностях станицы Славянская на Кубани Магуба бомбила скопившуюся на земле живую силу и технику немцев. Сильные взрывы сотрясали землю, вспыхивали пожары, горели танки и автомашины. Борьба с врагом продолжалась. Изо дня в день летчицы наносили точечные удары по противнику. 11 апреля экипаж Сыртлановой неоднократно совершал боевые вылеты на северо-запад Кубани. Штурман гвардии лейтенант Клопкова предупредила в трубку:
— Марта, осторожно, артиллерия не дремлет.
— Ничего, Клавдеюшка, будет и на нашей улице праздник!
Магуба крепче держится за руль и, маневрируя «небесным тихоходом», подлетает к заданной цели. Смертоносный груз на врага сброшен. Как всегда вспыхивают пожары, значит, задание выполнено! Истратив боевые запасы, довольные летчицы поворачивают на базу.
С каждым вылетом рос фронтовой опыт летчицы. Она уже имела боевые награды — орден Красной Звезды и медаль «За оборону Кавказа».
Вскоре ее назначили заместителем командира эскадрильи. Боевые подруги любили свою комэска за смелость и отвагу, за то, что в трудные минуты она не теряется и принимает такое решение, которое приносит успех, за то, что в эскадрильи настоящий дух товарищества: «Один за всех и все за одного!»
С ходу сокрушить СССР в 1942 году гитлеровской коалиции не удалось. В июле 1943 года в ходе войны наступил коренной перелом, но враг был еще силен и надеялся на победу. Война на Северном Кавказе не утихала. Одним из важных районов борьбы за Кавказ оставался осажденный в начале 1942 года морской порт Новороссийск... Восемь экипажей женского гвардейского 46-го полка были направлены в помощь нашим наземным войскам и десанту морской пехоты, сражавшемуся под Новороссийском. На малой земле-плацдарме площадью в 30 квадратных километров уже 225 дней продолжались кровопролитные бои. По нему вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей противника. Используя морской десант, наземную пехоту и авиацию одновременно, советские войска нанесли сокрушительный удар по врагу.
Эскадрилья Сыртлановой методично бомбила вражеские силы, нанося им ощутимый урон.
Так, в ночь на 12 сентября 1943 года комэска и ее летчицы бомбили мотомехчасти гитлеровцев. Немцы встретили ненавистных «ночных ведьм» (так они называли их) зенитным огнем. Самолет гвардии капитана Поповой, летевшей в паре с Сыртлановой, вдруг накренился. «Держись, капитан!» — крикнула Магуба. Хотя та вряд ли услышала ее. Неожиданно для себя Сыртланова громко запела:

Тау башында балкый бер кала
Ул кала Офо тип атала...

И так с песней она повела свой самолет прямо в гущу артобстрела, отвлекая врага от боевой подруги и принимая огонь на себя. Башкирская девушка много летала в горах Северного Кавказа и маневрировала мастерски. Вот и сейчас пригодилось это умение. Сбросив бомбы, она повернула назад; кидая легкий ПО-2 из стороны в сторону, Сыртланова вывела его из-под огня. Гвардии майор Амосова и гвардии старший лейтенант Сыртланова, держа поврежденный самолет Поповой в середине и стреляя из ШКАСа по немцам, помогли ей долететь до базы.
Экипаж Магубы Сыртлановой ежедневно по десять-пятнадцать раз совершал боевые вылеты и бомбил по цели, вызывая панику среди противника.
Разгром гитлеровцев под Новороссийском явился началом крушения мощных укреплений противника на Таманском полуострове так называемой «Голубой линии» и изгнанием врага с полуострова. А «Малая земля», приковав к себе крупные силы врага, сыграла большую роль в разгроме его войск в этом районе в 1943 году. Враг так и не смог воспользоваться Новороссийским морским портом. В него не прошел ни один фашистский корабль. Разрушенный до основания, весь в дыму пожарищ, Новороссийск выстоял и победил. В октябре 1943 года в результате наступления войск Северо-Кавказского фронта было завершено освобождение Северного Кавказа от вражеских соединений группы армии «А», советские войска вышли на побережье Керченского пролива. Плацдарм противника, обеспечивший ему оборону Крыма, был ликвидирован. Очищение от вражеских войск Новороссийска и Таманского полуострова значительно улучшило базирование Черноморского флота и создало благоприятные возможности для ударов по Крымской группировке с моря и через Керченский пролив.
Полку, в составе которого сражалась отважная летчица Сыртланова, было присвоено еще одно почетное наименование в честь победы на Тамани. Теперь он назывался Гвардейским Таманским авиационным ордена Красного Знамени и ордена Суворова III степени ночным бомбардировочным женским полком. Сыртланова в числе других однополчанок удостоилась ордена Отечественной войны II степени.
31 октября 1943 года началась Керченско-Эльтиченская десантная операция войск Северо-Кавказского фронта, сил Черноморского флота и Азовской флотилии. Цель — развертывание боевых действий по освобождению Крыма.
Полк Сыртлановой базировался на Таманском полуострове. «Ночные ведьмы» не оставляли в покое врага. Так, в ночь на 1 января 1944 года экипажи летчиц Сыртлановой, Чечневой, Мегелиной летали на боевое задание на уничтожение скопления войск противника южнее Керчи. Точный бомбовый удар, произведенный Магубой, вызвал три сильных взрыва, произведя страшную панику среди немецких солдат. Такие задания были ежедневными. Девушки мечтали быстрее приблизить победу и зажить простой человеческой жизнью. Как-то, отдыхая за кружкой чая, после боевого вылета Женя Руднева спросила у Магубы:
— Марта, что ты собираешься делать после войны?
— Останусь жива — поеду в Башкирию, там мои родные. Соскучилась по степи, лесам, рекам, воздуху своей родины. Встречу горячего башкирского парня, выйду замуж, нарожу детей. Как видишь, желания у меня вполне прозаические.
— Так в этом вся наша жизнь. Человеческое счастье — это хрупкий сосуд, заполненный желаниями, чувствами, переживаниями... Сберечь его — вот назначение женщины. Я нарожу пятерых, Марта!
Но не довелось Жене Рудневой испытать женского счастья. Погибла она, направив свой горящий самолет на железнодорожные составы врага. Не вернулась с очередного боевого задания и Марина Чечнева, в последний момент успевшая врезаться горящим самолетом в танковые колонны врага...
Магуба и ее боевые подруги остро переживали каждую смерть однополчанок. Они поклялись отомстить за отважных летчиц и сдержали свою клятву.
В ночь на 11 апреля 1944 года советские войска овладели городом-портом Керчь. Начался третий, завершающий период Великой Отечественной войны (январь 1944 — 9 мая 1945 гг.).
Освободив Керчь, войска 4-го Украинского фронта, полки морской пехоты, авиация, в составе которой сражались экипажи 46-го ночного бомбардировочного полка, устремились к Крыму. Восемь месяцев удерживая полуостров, немцы сковывали значительные силы наших войск, ограничивая действия Черноморского флота, оказывая политическое давление на Турцию и своих союзников по блоку в странах Юго-Восточной Европы. Наши войска лавиной обрушились на противника. Волна за волной заходили на бомбометание эскадрильи краснозвездных самолетов, днем и ночью грохотала артиллерия, штурмовали сушу моряки и солдаты.
Ночью 3 мая 1944 года на Черном море разыгрался шторм. Тяжелые волны перекатывались, грозя смести все на свете. Небо заволокло тяжелыми черными тучами. Нелегко было экипажам гвардии старших лейтенантов Сыртлановой и Худяковой, младшего лейтенанта Клюевой лететь в эту штормовую ночь. К тому же на пути могли встретиться ночные «мессеры». Долететь с Таманского полуострова до Севастополя над бушующим морем могли только опытные профессионалы-летчицы вроде Сыртлановой и ее боевых подруг. При подлете к цели на железнодорожную станцию Пересыпь, где стояли эшелоны с боеприпасами, экипажи попали под сильный зенитный обстрел. Командиру Сыртлановой при любых обстоятельствах надо было выполнить боевое задание. Не теряя самообладания, она повела самолет в штопор и отбомбилась точно в цель. Взметнулось дымное пламя, полетели комья земли. Умело маневрируя, Магубе удалось уйти от зениток в сторону моря. Под покровом темной ночи летчицы благополучно возвратились на базу.
За мужество и отвагу Сыртланова была награждена орденом Красной Звезды. Парторг эскадрильи Магуба Сыртланова и на этот раз не подвела товарищей, проявив себя волевым, мужественным командиром.
9 мая 1944 года советские войска при поддержке массированных ударов авиации и артиллерии, в результате трехдневных наступательных боев прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев, состоящую из трех полос железобетонных оборонительных сооружений, и штурмом овладели крепостью и важнейшей военно-морской базой на Черном море — городом Севастополем.
Тем самым был ликвидирован последний очаг сопротивления немцев в Крыму, война на Черном море была закончена полным разгромом немецко-фашистских сил на земле, в воздухе и на море.
Одной из крупнейших стратегических наступательных операций, проведенных 23 июня — 29 августа нашими войсками совместно с Войском Польским, была Белорусская операция 1944 года. Окружив и уничтожив основные силы группы армии «Центр», войска вышли на западные границы СССР. 46-й полк в составе 1-го Белорусского фронта после завершения разгрома немцев в Белоруссии совместно со всеми родами войск сражался на территории Польши на Сандомирском плацдарме. В течение всего августа здесь шли ожесточенные кровопролитные бои с крупными силами немцев. Гитлеровцы впервые на земле Польши использовали новые тяжелые танки «королевский тигр». В составе авиации экипажи 46-го полка выводили из строя мотомеханические и живые силы противника. 29 августа Львовско-Сандомирская операция была завершена. Была освобождена большая часть Западной Украины, очищены от фашистов Юго-Восточные районы Польши и захвачен на Висле крупный плацдарм.
С 13 января по 25 апреля 1945 года началась Восточно-Прусская операция. Ее цель — разгром стратегической группировки врага в Восточной Пруссии и северной части Польши. В районе Данцига (Гданьск) шли упорные бои, немцы пытались сохранить за собой этот стратегический морской порт, для того чтобы далее использовать его как плацдарм для нападения на соседние государства.
В ночь на 26 марта 1945 года экипаж Сыртлановой сделал восемь боевых вылетов в район Данцига. Несмотря на заградительный огонь противника, Магуба умело отыскивала цель и в итоге уничтожила одну артиллерийскую батарею. Вскоре за мужество и отвагу Сыртланова была предоставлена к ордену Красной Звезды.
13—25 апреля был завершен разгром противника в Восточной Пруссии, ликвидирован форпост немецко-фашистских войск.
16 апреля 1945 года началось последнее, решающее наступление всех родов советских войск на Берлин. 46-ой воздушный полк в составе нашей авиации поддерживал наземные войска, непрырывно бомбя противника. Каждая пядь земли завоевывалась бесчисленными человеческими жертвами. 30 апреля Берлин пал, на рейхстаге заалело Знамя Победы СССР.
8 мая 1945 года в Берлине представители германского верховного командования подписали акт о безаговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
Первое мирное утро 1945 Магуба Сыртланова вместе с однополчанками встретила в столице Германии. Поднявшись на ступеньки поверженного рейхстага, она расписалась на его стене и выше вывела крупными буквами: «Уфа—Берлин».
Из наградного листа на М. Г. Сыртланову 7 августа 1945 года: «...За период Отечественной войны лично сама произвела 780 боевых вылетов, с боевым налетом 928 часов. Имеет общий налет 2340 часов. Сбросила по уничтожению войск противника 140 тонн бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж/д эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 арт. батареи, 2 прожектора и 4 автомашины с горючим...
Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава полка.
Является участницей разгрома немецских захватчиков на Северном Кавказе, Таманском и Крымском полуостровах, в Белоруссии, в Польше, в Восточной Пруссии и самой Германии...»
15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М.Г. Сыртлановой было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Из Башкирии на фронт ушли 795 тысяч человек, около 300 тысяч из них не вернулись с полей сражения. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 200 тысяч воинов Башкирии были награждены орденами и медалями страны, 279 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 37 воинов стали полными кавалерами ордена Славы.
Скромная девушка из Белебея Магуба Сыртланова — единственная женщина-летчица из Башкирии, удостоенная звания Героя Советского Союза.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле