> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 7'05

Зугура Рахматуллина

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ РЕФОРМ:

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Зугура Рахматуллина, министр образования Республики Башкортостан

Многие изменения, происходящие в настоящее время в республиканской системе образования, обусловлены общей тенденцией модернизации российского образования в целом, а также вхождением России во Всемирную торговую организацию и Болонский процесс. Кардинально изменяется законодательство, требующее коренной перестройки структуры и содержания всех образовательных ступеней, разграничения управленческих и финансовых компетенций между федеральным центром и субъектами Федерации.
Выступая перед Государственным Собранием – Курултаем – Республики Башкортостан 19 мая 2005 года, Президент республики Муртаза Губайдуллович Рахимов в своем Послании «Стратегия Башкортостана – созидание во благо народа» также серьезное внимание уделил развитию образовательной сферы. В числе важнейших отмеченных задач – борьба с социальными пороками: наркоманией, алкоголизмом и табакокурением. Требуют решения и другие не менее важные проблемы: незавершенного строительства объектов образования, проведения их капитального ремонта, укрепления материально-технической базы.
К решению отдельных задач мы уже приступили, в том числе к подготовке квалифицированных кадров для республики, созданию нормативной базы, механизмов межведомственного взаимодействия, системы прогнозирования потребностей отраслей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах и специалистах.
Приоритетными направлениями деятельности системы образования в нынешний год, объявленный в нашей республике Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, стали охрана здоровья детей и молодежи, профилактика социально обусловленных заболеваний, переход к здоровьесберегающему образованию. Разработаны и приняты республиканская программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», Концепция национального образования и принципов обучения на родных языках.
Не вызывает сомнения, что судьба всех реформ, начатых как в стране, так и в нашей республике, прежде всего зависит от того, какими людьми, с какими целями и жизненными установками, ценностями и нравственными идеалами войдут во взрослую жизнь наши дети. Глубоким кризисом морали, который переживает сегодня российское общество, обеспокоен и Президент России Владимир Владимирович Путин. По его мнению, суть демократической политики в сфере построения гражданского общества заключается в создании «свободного общества свободных людей».
Соответственно, восстановление приоритета воспитания, приобщение детей к духовным ценностям народов нашей многонациональной страны, родной республики, воспитание современного интеллектуального и высоконравственного поколения должны стать основными задачами системы образования.
Еще в 1856 году великий врач, педагог и просветитель Н.И. Пирогов в эпиграфе к своей знаменитой статье «Вопросы жизни» задавал вопрос: «К чему вы готовите вашего сына – быть негоциантом, солдатом, механиком, моряком, врачом, юристом?». И отвечал на него: «Быть Человеком». Идейными вдохновителями современных образовательных реформ сформулировано принципиально новое предназначение образования – перейти от сырьевой экономики к экономике знаний. Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, выступая на открытии научно-технологического симпозиума в американском университетском городе Стэнфорд, заявил: «Качество образования в России падает, и мы теряем конкурентоспособность, но признание этого позволит изменить ситуацию к лучшему». Суть же новых приоритетов государственной политики в области образования он выразил следующим образом: «От термина «бесплатное образование» надо уходить, так как бесплатного образования не бывает, за него платит либо государство, либо бизнес, либо сам обучающийся». Соответственно, проекция этих изменений существенно меняет подходы к государственной региональной образовательной политике по всем уровням образования, от дошкольного до профессионального.
Система дошкольного образования привлекает в последнее время особое внимание в связи с введением образования предшкольного. Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев населения – задача непростая, о чем говорилось и на совещании руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации в начале этого года. Не всеми эта идея принимается однозначно, поскольку для ее практического воплощения потребуется значительное ресурсное, содержательное, кадровое обеспечение.
Дошкольное образование республики включает в себя 1904 учреждения, но им все еще не охвачены сорок три процента детей республики (по России – сорок один процент), в то время как в детских садах нуждаются семнадцать тысяч детей. Учитывая, что за последнее десятилетие количество дошкольных учреждений сократилось почти на треть, существующую сеть требуется расширять за счет развития новых форм. Экономически целесообразно внедрять, наряду с традиционными, и вариативные формы дошкольного образования, в том числе группы кратковременного пребывания. Есть смысл апробировать и модель «предшкольного образования» (нулевой класс), но в экспериментальном режиме и на базе наиболее подготовленных детских садов.
Объективно назревшая инновация в системе общего профессионального образования – профильная дифференциация довузовской подготовки учащихся старших классов, которая является наиболее актуальным направлением модернизации школы. Профильное обучение предоставляет большие возможности для выбора учащимся школы, служит удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся и призвано обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Как и предшкольное обучение, профилизация осуществляется в экспериментальном режиме, по мере готовности школ республики. Так, с 2004—2005 учебного года предпрофильная подготовка учащихся 8—9-х классов введена только в 30 районах и городах, функционируют более 280 профильных классов. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения также вызывает определенную тревогу, связанную с финансовым, кадровым и учебно-методическим обеспечением данного нововведения.
Требуется выработать механизм разграничения профильных и непрофильных школ, классов и групп, равно как и программно-методических, учебных комплексов и учебников с разноуровневыми заданиями для учащихся. Недостаточно разработана нормативно-правовая база профильного обучения (стандарты, требования к уровню подготовки выпускников средних школ по профильным и непрофильным предметам, оплата труда педагогов в соответствии с новым Базисным учебным планом, расчеты часов при сетевой организации, оплата элективных курсов и пр.). Слабая материально-техническая база образовательных учреждений также является серьезным препятствием в организации обучения по профильным дисциплинам на должном уровне.
К сожалению, многие процессы реформирования происходят в предельно сжатые сроки, как это было с ускоренным (до 1 января 2005 года) приемом на региональный уровень 107 учреждений начального и 18 – среднего профессионального образования. Смысл передачи учреждений начального и среднего (а впоследствии и высшего) образования с федерального бюджета на республиканский состоит в приближении образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена практически для всех отраслей экономики, к непосредственным потребителям – предприятиям, организациям, учреждениям, поскольку абсолютное большинство этих образовательных учреждений обеспечивают локальные потребности регионального рынка труда.
Такой прагматичный подход отчасти может быть оправдан, если принять во внимание объективные экономические реалии, но абсолютно соглашаться с курсом, направленным прежде всего на коммерциализацию государственной образовательной системы, зная социальный состав обучающихся, финансовые возможности их родителей, потребности регионального рынка труда, мы не можем. До 40 процентов детей из малообеспеченных семей обучаются только в учреждениях начального профессионального образования, основная функция которых больше социально защищающая, нежели образовательная. Поэтому мы не планируем сокращения сети профессиональных лицеев и училищ.
Часть учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования войдет в состав образовательных комплексов. Но создание комплексов – дело будущего. Сегодня же подавляющее большинство учреждений образования сохранит свой статус. Отдельные будут объединены, закроются лишь нерентабельные филиалы. Прорабатываются вопросы обучения профессиям по сокращенным программам. В любом случае, наши школы готовы принять 1 сентября в 10-е классы всех, кто не пойдет учиться в профессиональное училище или техникум.
С началом рыночных преобразований, в условиях формирования республиканского рынка труда в средних специальных учебных заведениях открыты более 40 новых специальностей, в высших учебных заведениях – более 60 специальностей.
Вузы республики обеспечивают подготовку специалистов современного квалификационного уровня практически для всех отраслей промышленности, науки, культуры, образования, сферы услуг, инновационных технологий. Они осуществляют подготовку дипломированных специалистов по 38 направлениям и 205 специальностям (срок обучения, как правило, 5 лет). В отдельных вузах получила развитие и двухступенчатая подготовка, обеспечивающая реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» (+2 года).
Установление двухуровневой системы высшего профессионального образования предполагает дифференцированный подход к проблемам подготовки специалистов в различных областях знаний. Разветвленная схема дает возможность обеспечивать необходимое содержание подготовки при меньших ресурсных затратах, оптимизировать образовательный процесс, а также расширить возможности студента по выбору образовательной траектории на старших курсах.
В целом переход к двухуровневой системе высшего образования даст возможность России стать полноправным партнером государств – участников Болонского процесса, что, в свою очередь, будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества, расширению мобильности студентов и преподавателей, признанию дипломов отечественных вузов легитимными и конкурентоспособными на европейском рынке труда.
Вместе с тем, кардинально изменить систему российского, в том числе и республиканского, высшего образования в ближайшие годы может разрабатываемое и активно обсуждаемое сегодня разделение вузов на категории. Предполагается, что статус привилегированных национальных университетов получит ограниченное число учебных заведений, составляющее по стране 10—20. Им обещают предоставить полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику, в том числе решать, переходить или нет на двухступенчатую систему бакалавриата-магистратуры, которая в ближайшие годы будет введена повсеместно, а также определять круг и программу экзаменов. Статус федеральных получат около двухсот вузов, выполняющих социальные заказы на подготовку кадров крупных отраслеобразующих предприятий и финансируемых на паритетной основе из федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных доходов.
Оставшаяся, самая крупная категория вузов, которые в основном удовлетворяют потребности регионального рынка труда, смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. А это значит, что подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов, закон о которых только-только начинает разрабатываться на федеральном уровне. Есть над чем задуматься.
Задача учреждений профессионального образования сегодня – максимально проявить экономическую мобильность и самостоятельность, подтвердить соответствие образовательным запросам общества, выработать адаптационные механизмы и усилить маркетинговое обеспечение собственной деятельности.
Безусловно, потребуется законодательное закрепление практики оказания дополнительных платных услуг, форм социального партнерства, привлечения дополнительных инвестиций в систему образования. Обращение к крупным предприятиям за оказанием финансовой поддержки учебному заведению, которое готовит для него профессиональные кадры, является объективной необходимостью, закономерным этапом в развитии как образовательного учреждения, так и общества. Однако важно обеспечить «прозрачность» использования внебюджетных фондов, чтобы эффективность потраченных средств не вызывала сомнения. Такая практика позволит полностью исключить поборы в любых формах.
Наша республика заинтересована и в развитии новой структуры непрерывного образования в виде создания университетских комплексов и образовательных округов, в развитии специальностей и дополнительных образовательных услуг в соответствии с потребностями региона, запросами общества и личности.
Такой шаг будет способствовать рациональному и эффективному использованию учебно-материальной базы и социальной инфраструктуры, проведению комплексных совместных научных исследований, осуществлению подготовки реально востребованных кадров. Вместе с тем, эти перспективные направления также до сих пор не подкреплены правовой базой на федеральном уровне. Мы очень рассчитываем на поддержку руководства республики, понимание и содействие руководителей учреждений высшего профессионального образования в решении сложнейших вопросов интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний, в преодолении существующего между ними разрыва.
Социологические исследования показывают, что формирование иерархии позитивных ценностей современной учащейся молодежи требует эффективной координации воспитательной деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, включая учреждения дополнительного образования. В нашей республике содержание воспитательной политики строится с учетом богатейшего духовного потенциала, накопленного многими поколениями народов Башкортостана.
Обеспечение непрерывного образовательного и культурно-воспитательного процесса в работе учреждений образования – от дошкольных до вузовских – проходит через календарь знаменательных событий: юбилеев Салавата Юлаева, Мифтахетдина Акмуллы, Мажита Гафури, Шахидзады Бабича, Хадии Давлетшиной, а также через традиционные праздники, связанные с именами Сергея Аксакова, Федора Шаляпина, Михаила Нестерова, Тараса Шевченко, Марины Цветаевой, Якова Ухсая и др.
Трудно переоценить духовно-нравственный потенциал праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Будем и дальше работать над проблемами духовного здоровья молодого поколения.
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан начата подготовка к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России, которое не сводится к проведению пышных мероприятий. Средства направляются прежде всего, на объекты которые будут реально полезны образованию.
Опыт преобразований свидетельствует, что политику реформ в любой сфере общественной жизни (экономической, социальной, политической, образовательной и культурной) невозможно осуществлять без учета духовных ценностей. Нельзя создать сколько-нибудь серьезных и перспективных планов преобразования системы образования, игнорируя нравственные аспекты воспитания юных граждан Республики Башкортостан.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле