> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 07'06

Владимир Базарный

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

Трагические последствия смешанного (бесполого) воспитания и обучения
Известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания детей была связана с полом ребенка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик. Это смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых и особенно девочек и женщин и т.д. Большое внимание мужеству и мужской героике уделялось в народном эпосе (сказках, мифах, легендах).
У девочек родители стремились воспитать иные качества: нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью и т.д. И все это соответствовало природным (генетическим) задаткам тех и других. Мальчики и девочки играли отдельно друг от друга в свои игры — в «мужские» и в «женские».
Учитывая разные интересы, мотивы, пристрастия, мальчиков и девочек учили и воспитывали отдельно друг от друга. Так поддерживалось здоровье народа и здоровье деторождения.
Вскоре после прихода в России к власти большевиков — 31 мая 1918 года выходит постановление «О введении обязательного совместного обучения», подписанное комиссаром просвещения А. Луначарским. Каким же мотивом руководствовались большевики? Они выступали за всеобщее равенство, в т.ч. биологическое. Хватит женщине быть детородной «курицей» и т.д.
Необходимо отметить тот факт, что вначале многие высказывались против комиссарского наскока на природу людей. Но кто против «равенства» — тот против советской власти. Мальчиков и девочек поместили в общие классы, смешали по календарному возрасту (хотя девочки по генетическому и духовному возрасту более зрелы, чем мальчики).
Постепенно «темный» народ смирился с нововведением, свидетельствующим о поступательном развитии цивилизации. Но уже в 30-е годы для многих стали видны негативные последствия «бесполого» обучения. Уже в те годы почувствовался дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что в те годы на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом «Быстрее! Выше! Сильнее!».
Осознав все негативные последствия смешанного обучения, Совнарком Союза СССР обязал Совнаркомы союзных и автономных республик ввести раздельное обучение мальчиков и девочек» (Постановление № 789 от 31 мая 1943 года). Какие же негативные последствия смешанного обучения были указаны в данном постановлении? Такое обучение «создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися». Кроме того, при совместном обучении «не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся…». Четко и ясно! Заметим, что после реализации данного постановления все заметили: дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако в 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы.
Мы должны осознать, что вокруг проблемы воспитания мальчиков и девочек ведется неосознаваемая большинством людей стратегическая тайная игра.
О чем идет речь? Оказалось (это подтвердили выполненные под нашим руководством многолетние исследования), что при смешении детей по календарному возрасту для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого «образца» — прилежность, послушание, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д.
Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее ценностями.
Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, привычки, мотивы.
В этих условиях мужское начало фактически было изъято из школы. А в итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла пололичностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.
В конечном счете присущие только мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытания воли и силы духа, жажда быть смелым и мужественным стали заглушаться и нейтрализоваться.
Учитывая, что эмоции имеют четкую и определенную гормональную активацию, речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Именно этим обстоятельством мы и объясняем тот факт, что в тех странах, которые пошли по такому же типу смешанного «бесполого» обучения, на протяжении всего периода такого воспитания на популяционном уровне (а это уровень эволюционно значимых изменений) наблюдаются следующие четкие тенденции:
а) постепенное «разрыхление» и перерождение у мальчиков «Y» хромосомы в «Х» хромосому;
б) постепенное уменьшение количества и угасания эффективности (в плане детородности) мужского семени. Так мальчики и юноши все больше и больше стали развиваться по женскому типу на всех уровнях организации жизни.
На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе. Женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.
Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при таком воспитании оказалась деформированной. Девочки, взявшие на себя роль лидеров (а это — ответственность, воля, сила духа, вечная борьба за удержание такого лидерства и т.д.), стали все больше развиваться по мужскому типу. У них появляются ранее присущие только мужскому полу привычки, в том числе и вредные. Это все больше проявление мужских, часто патологических эмоций (агрессия, злоба, грубая сила). И все это сопровождается системными гормональными перестройками.
На клиническом уровне — это вначале различные функциональные (а затем и патологические) нарушения в становлении вторичных половых признаков.
Это рост различных дегенеративных проявлений в яичниках, женских молочных железах, различные нарушения менструального цикла, рост доброкачественных и злокачественных новообразований, поражающих молочные железы, придатки.
Это рост бесплодия, а при беременности — различных патологий в процессе вынашивания плода.
В процессе родоразрешения — это либо преждевременные, либо запоздалые роды, слабость и «судорожность» (хаотичность) родоразрешающего ритма, рост врожденной и генетической патологии новорожденных, их слабая жизнеспособность, синдром внезапной («беспричинной») смерти младенцев и т.д. и т.п. Здесь речь идет не о единичных случаях. Согласно исследованиям научного Центра здоровья детей РАМН (А.А. Баранов), среди каждой тысячи младенцев, родившихся в крупных городах России, у 800—900 выявляются врожденная патология или аномалия развития. А ведь это общенациональное бедствие!
Все чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской «Х» хромосомы мужскую «Y».
Наконец, это угасание не только репродукции женского молока, но и материнского чувства. Вот они, подлинные корни поразившей Россию эпидемии беспризорных детей при живых матерях! Здесь рост молодых людей с неопределенной сексуально-«поисковой» ориентацией. Это гермафродизация, вначале по духу, а затем — и по телесной конституции.
Согласно имеющимся публикациям, среди американцев, которые одними из первых внедрили «бесполую» школу, а в итоге культуру, еще в 50—60 годах ХХ столетия 37% людей ощущали в себе противоположные природе реального пола ощущения и переживания. Вот почему во многих странах «цивилизованного» Запада сексуальные меньшинства уверенно набирают силу и вот-вот станут сексуальным большинством.
Многочисленные феномены быстрого и необратимого воплощения ребенка в тот или иной образ и, в частности, в зверя — Маугли, давно должны бы подсказать нам главное: нам изначально дана еще не осознанная наукой способность к перевоплощению в другие модели и даже формы жизни.
Оказался ребенок среди волков — через несколько лет он уже стал своим в волчьей стае. Оказался среди овец — воплотится в «тварь дрожащую» — агнеца. Оказались мальчики среди более зрелых по генетическому и духовному возрасту девочек — мы и не заметим, как они начнут воплощаться в женскую природу: вначале по духу, а затем и телесно.
В свете данного биогенетического закона у учителей и родителей давно должен бы встать естественный вопрос: а с какого образа сегодня в школе мальчики делают себя? Именно в школе, где проходит основная часть их взросления и где они оформляются эмоционально по закону подражания всему тому, что видят и слышат у более старших?
С какого образа мальчики делают себя, если они растворены в классах среди девочек? Если более развитые и зрелые девочки для них становятся тем примером, по образу и подобию которого они строят свою эмоциональную жизнь? В конце концов, в кого воплотятся наши мальчики, если вся их современная жизнь — это непрерывная эстафета передачи из одних женских рук в другие?!
Как показали исследования нашей научной лаборатории, год от года у мальчиков угасает воля, смелость, они все больше и больше перенимают сугубо женские пристрастия и привычки. И если на начальных этапах школьного обучения у них «оженовляются» только чувства и воображение (ядро духовной сущности людей), то к окончанию школы у 95 % юношей телесно-гормональная конституция имеет все признаки такого «оженовления» (Л.А. Алифанова, 2001)
Но стоило развести мальчиков и девочек в параллельные классы, как мальчики начали приобретать свойственные полу характеристики.
А теперь об ещё одной глобальной проблеме, которая затрагивает основы пологенетического воспитания. Дело в том, что ребенок в своем развитии обязательно проходит испытания на прочность сформированного на этапе детства надинстинктивного потенциала, который определяет меру его вочеловеченности. И это испытание решает раз и навсегда, стал ли и останется ли подросток человеком в своем истинном духе или нет. Это период гормонально-психического «цунами», связанного с периодом полового созревания. Этот период можно сравнить с путешествием на утлой лодочке сквозь бурлящий чувственно-эмоциональный океан, с прохождением между Сциллой и Харибдой.
Без предварительного многолетнего воспитания такое гормонально-психическое «цунами» у многих детей просто «смывает» еще очень нежный пласт «плодородия» человеческой духовной сущности.
Выполненные под нашим руководством исследования по возрастной психофизиологии чувств ребенка (а неграмотные люди все это хорошо знают и без наших исследований) убедили в главном: стратегия воспитания и подготовка к преодолению данного «цунами» у мальчиков и девочек совершенно разная. Мальчик может справиться с силой инстинкта и внутреннего хаоса волей тела и силой духа, а также если у него воспитано особое, трепетно-уважительное отношение к противоположному полу. Девочка же с пробудившимся инстинктом может справиться на основе воли тела, а также с помощью укорененного нравственного целомудрия и стыда перед мальчиками. И только долгое и кропотливое воспитание с раннего детства всех этих качеств и является гарантом, что у детей, проходящих сквозь горнило гормонально-психического «цунами», не будет смыт духовно-нравственный слой человеческого плодородия, что он уцелеет в период гормонально-инстинктивного половодья.
А что происходит в условиях смешанного обучения? Как показали наши исследования, у девочек, обучающихся вместе с мальчиками, разрушается нравственное чувство стыда. А мальчики развиваются по извращенно-психогенетическому варианту. В итоге тех и других захватывает инстинктивное «половодье», для которого нет никаких духовно-волевых преград.
Ну а если эти сугубо внутренние факторы усилить внешней стимуляцией инстинктов, т.е. тем, чем занимается сегодня так называемая «культура», в том числе средства массового растления? В итоге мы получаем: психические завихрения, сексуальный блуд, поиск вечных удовольствий и райских наслаждений, пиво, курево, наркотики и т.д. А в конечном счете — это разрушение здорового детородного потенциала.
Таким образом, игнорируя пололичностное воспитание, мы спровоцировали хронические дегенеративные процессы в своей телесной и духовной сущности, в том числе процессы самоликвидации.
Удивительно, но качественные отличия эмоциональных реакций у мальчиков и девочек (а в итоге у мужчин и женщин) на различные образы (предметы, объекты) хорошо знали уже в древнем мире. Вот как описывает тест на выявление мужского начала в юношах знаток древних греческих мифов А.Г. Петискус в книге «Боги и легенды Олимпа», который предложил сам Одиссей.
«С Ахиллом поступили иначе. Этому герою, сыну Пелея и богини Фетиды, было оракулом предсказано, что он может или наслаждаться долгим счастьем и невозмутимым спокойствием жизни, или же умереть скоро, но зато прославившись удивительными подвигами и затмив славой всех современников. Мать его, по понятному материнскому чувству, предпочла, конечно, первое и скрыла сына в женском платье среди дочерей царя Ликомеда на острове Скирос. Здесь он полюбил Деидамию и от брака с нею имел сына Неоптолема. (Тот также должен будет впоследствии явиться под Трою.) Собравшиеся греческие герои рассчитывали отыскать и склонить на свою сторону и Ахилла. И то и другое взялся сделать хитроумный Одиссей.
Одиссей с товарищами, переодевшись торговцами, прибыл на остров Скирос и в доме царя Ликомеда стал предлагать дочерям его различные безделушки. Царские дочери с жадностью набросились на украшения и со вниманием рассматривали красивые вещицы. Один Ахилл, одетый как и они, не обращал на эти дорогие вещи никакого внимания. Тогда Одиссей стал показывать военное убранство и оружие. При виде хвостатых шлемов и сияющих лат, при звуках военных музыкальных инструментов лицо Ахилла вспыхнуло, он схватил оружие и безоговорочно примкнул к героям, чтобы искать себе славы».
Для выяснения, как работает «Тест Одиссея», описанный А.Г. Петискусом, еще в конце 80-х — начале 90-х годов нами было проанализировано более 3000 рисунков. При этом оказалось, что у психически здоровых детей, развивающихся сообразно их природе, рисунки мальчиков и девочек отражают качественно отличающиеся эмоционально значимые образы (архетипы), которые никогда не смешиваются между собой. Для мальчиков эмоционально значимыми являются следующие образы-символы:
Символы свободы и путешествий в свободном пространстве. Это солнце, окно, ветер, месяц, луна, радуга, горы, мосты, горизонт, система дальней космической связи, космические полеты. Атрибутика путешествий: колеса, самолет, велосипед, машина, лодка, корабль, ракета и т.д.
Символы силы, мощи и воли: трактор, подъемный кран, штанга, ракета, машины, поезд, кит, бык, орел.
Символы врага: страшные драконы, змеи, волки, крокодилы, акулы, роботы, искусственные люди.
Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, камень, крепость, замок.
Символы борьбы: меч, копье, лук, стрелы, булава, шлем, щит, пистолет, автомат, танк, самолет.
Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура», салют, ордена.
Для девочек характерны иные символы:
Символы воскресения жизни: яйцо, круг, птенцы, колыбель.
Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски.
Символы женственности (нежности, изящества, легкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы-невесты.
Символы женской красоты: цветы, шляпа, очки, броши, яркие губы, глаза, губная помада, волосы.
Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, посуда, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная.
Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы, шкатулка и т.д.
В середине 90-х годов под нашим руководством кандидат медицинских наук Г.Л. Стюхина выполнила исследование, отвечающее на вопрос: а что, собственно говоря, происходит с пололичностным воображением при существующей смешанной «бесполой» модели дидактики и в условиях предложенной нами параллельно-раздельной модели образования (мальчики и девочки учатся отдельно, в параллельных классах). Были выявлены следующие четкие закономерности. При смешанной модели образования по мере нарастания школьного возраста все больше и больше у детей угасает пололичностное воображение на фоне нарастания воображения, характерного для противоположного пола (!). И, наоборот, при параллельно-раздельной модели образования у всех детей отмечается укоренение присущего полу воображения.
Известно и то, что именно содержание воображения как раз и определяет содержание нашей духовно-эмоциональной жизни, в том числе и стратегию поведения людей.
Все это послужило нам основанием начать еще в 80-е годы активную работу по разделению мальчиков и девочек на параллельные классы. Особо подчеркнем: речь идет не о прежней модели раздельного обучения, при котором мальчики и девочки учились в разных школах. Нет! Мы предлагаем для этого раздельное обучение в параллельных классах в пределах той же школы, т.е. параллельно-раздельную модель обучения. Первыми детскими садами, в которых была внедрена такая модель, были детские сады г. Стрижевого. Первой стала школа № 103 г. Железногорска, школа № 343 Москвы.
После организации параллельных групп (классов) для мальчиков и девочек сразу были замечены значительные внутренние эмоциональные, а в итоге и духовно-психические перестройки в благоприятном направлении. Улучшения в эмоционально-волевой и духовно-психической сфере особенно были заметны у мальчиков. В частности, у них сразу же проявилось эмоциональное высвобождение (у некоторых оно даже «зашкаливало»). Но постепенно все вошло в свои «берега». Спустя год у мальчиков достоверно уменьшилось проявление страхов, тревожности, депрессии, психокомплексов, закрепощения, снизились гиперреактивные-судорожные реакции и т.д. При этом учителя констатируют улучшение у мальчиков успеваемости. Психологи отмечают рост характеристик мужества, воли, способности к самостоятельному принятию решений, уважение к девочкам, готовность их защищать. В рисунках и снах стали преобладать символы и образы (архетипы), характерные для природы мужского духа.
У девочек возросло чувство духовно-нравственного стыда, уважения к мальчикам, для них стало характерным проявление нежности, женственности. В рисунках и снах стали преобладать символы, свойственные природе женского духа.
Удивляет всех и тот факт, что мальчики и девочки стали в 3-4 раза реже болеть!
Кроме того, мальчики стали лучше расти! К окончанию начальной школы мальчики из раздельных классов были на 4,1 см выше сверстников, занимавшихся в смешанных с девочками классах, а к 10 классу эта разница составила 7, 8 см. Эти данные подтверждают открытие, сделанное известным специалистом в области квантовой генетики П. Гаряевым (2002), который доказал геномодифицирующую роль слова (в данном случае полоориентированного, эмоционально значимого).
И, наконец, правовой подход к решению вопроса о смешанном, или параллельно-раздельном обучении. Официальной доктриной отечественной системы образования, закрепленной в законе РФ «Об образовании», является личностная ориентация учебного процесса. А личностная ориентированность предполагает в первую очередь пололичностную ориентацию, ориентацию на примерно равный уровень школьной зрелости детей в общих классах. Но кто хоть раз по-настоящему задумался: как можно строить личностную ориентацию учебного процесса, если в классе смешаны два мира с разными пристрастиями, интересами, фантазиями, смыслами?!
То, что интересно девочкам, совершенно не интересно мальчикам. И наоборот. Безусловно, здесь речь идет о нормальных мальчиках и девочках. Смешение детей разных полов в классах, не учитывающее их интересов, привело к тому, что были разработаны учебники, не опирающиеся на эмоциональную сферу. Занятия стали проводиться на основе инструктивно-программирующего принуждения. С первого класса вступает в свои права насилие, подавление и закрепощение. И закрепощение стало уже разворачиваться на генетическом уровне.
Итак, ситуация понятна. С чего начать? С приобретения рекомендованного Минобразованием кинофильма «Спасем детей — спасем Россию» и организации его просмотра учениками, учителями и родителями. С изучения многочисленных статей на эту тему, вышедших в 90-е годы в «Учительской газете». С проведения теста на оценку природосообразности. И, наконец, с реальной деятельности — в детском саду, школе, семье.
Тест на оценку природосообразности смешанного обучения мальчиков и девочек. Для ответа на сформулированную проблему руководитель образовательного учреждения издает приказ по созданию комиссии, в которую входят психолог, представитель администрации школы, родители, школьный врач. Комиссия обходит все классы. При этом, войдя в класс, просит выйти всех мальчиков. После этого психолог задает девочкам следующий вопрос: «Когда вы чувствуете себя свободнее, увереннее, эмоционально комфортнее: сейчас, когда вы одни, или когда вы были вместе с мальчиками?!»
После этого комиссия просит девочек удалиться и приглашает ребят. Мальчикам задается тот же вопрос.
Результат опроса фиксируется и оформляется в виде протокола. Полученные данные служат основой для решения главного требования закона РФ «Об образовании», вменяющего личностно-ориентированный подход в обучении.
Если кто-либо из вышестоящих инстанций будет рьяно защищать существующий статус-кво, руководитель образовательного учреждения может обратиться в Минобразования за методикой подбора и оценкой совмещения (индивидуальной совместимости) мальчиков и девочек при комплектации классов. Каждый директор школы должен знать: руководители системой образования не несут никакой юридической ответственности за продолжающиеся уже полвека реформы, а по сути — эксперименты над детьми. За все, что происходит с детьми в школе, юридически отвечает только директор школы.
Никакой бесполой дидактики, одинаковой для девочек и мальчиков, не должно быть — личностная ориентация начинается с ориентации на разные пололичностные миры.
В. Базарный, доктор медицинских наук

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Традиции раздельного обучения в системе европейского и российского образования имеют глубокие исторические корни. Обращение к педагогическому наследию прошлого — необходимое условие развития педагогической теории и образовательной практики. Принятием в 1992 году Закона «Об образовании» в Российской Федерации был создан ряд необходимых условий для воссоздания социокультурной ситуации, характерной для конца ХIХ — начала ХХ вв., более того — появились возможности для использования результатов всех предшествовавших реформ школы с целью ее дальнейшего развития.
Первым средним учебным заведением в Башкирском крае была мужская гимназия (ныне — Аксаковская), открытая в 1828 году в Уфе. Первоначально обучение в ней ограничивалось четырьмя классами, и лишь в 1835 году гимназия была преобразована в семиклассное учебное заведение с преподаванием Закона Божия, русской грамматики, словесности, логики, латинского, немецкого и французского языков, математики, истории, географии, статистики, физики, чистописания, черчения и рисования.
В 1864 году Педагогический совет, по предложению попечителя округа, обсуждал проект нового устава гимназии. Вопрос ставился о том, какой быть гимназии — классической или реальной. Все присутствовавшие на совете высказали свое пожелание увидеть эту гимназию реальной, однако политические события в стране, забастовки студенчества и усиление движения разночинства сыграли свою роль: гимназия стала классической. Правительство не желало видеть государственные общеобразовательные школы зараженными веяниями нигилизма. Начался процесс свертывания реальных учебных заведений. Таким образом, уфимская гимназия стала давать общее среднее образование классического направления.
Для гимназистов башкирской и татарской национальностей с 1869 года был введен курс основ исламской религии, а для всех учащихся организовано изучение татарского языка. Полезность введения этого курса была мотивирована большим количеством тюркского населения в губернии и необходимостью подготовить широко образованных чиновников, знающих местные языки. Здесь следует отметить, что в русской гимназии обучались и башкиры: в 1880 году — 7 человек, в 1890 году — 18, в 1900 — 25 человек.
Оценивая деятельность уфимской мужской гимназии, следует отметить, что она занимала особое место в развитии просвещения и культуры города. По тем временам гимназия являлась не только образовательным учреждением, но и своеобразным исследовательским центром. Преподаватели гимназии составили первую библиографию Башкирии, написали ряд работ по истории, географии и этнографии края.
Большинство выпускников гимназии продолжили образование в высших учебных заведениях России или посвятили себя государственной службе. Гимназия не носила привилегированный характер, несмотря на различные циркуляры, не избавлялась от детей из бедных семей и нерусской национальности, а наоборот — открывала доступ к образованию для всех, стремящихся получить его.
Среди выпускников гимназии — поэт-революционер, соратник Н.Г. Чернышевского М. Михайлов, историк русской культуры академик П. Пекарский, отыскавший список «Слова о полку Игореве», академик-геолог А. Заварицкий, писатель И. Авдеев, академик живописи М. Нестеров, полярный исследователь В. Альбанов, на дневниках которого основана книга В. Каверина «Два капитана», ректор Казанского университета профессор Н. Любимов, создатель глазной клиники в Уфе профессор В. Одинцов, академик-ботаник П. Овчинников, директор института ядерной физики имени Иоффе В. Тучкевич, академик права А. Венидиктов, бывший редактор «Учительской газеты» В. Матвеев, директор музея современного искусства в Нью-Йорке А. Глезер и другие не менее известные деятели науки и культуры — более 100 докторов и 300 кандидатов наук.
В эпоху царствования Александра II в России началось бурное развитие женского образования.
В дореволюционный период классическое воспитание и обучение осуществляли мужские и женские гимназии. «Правильное женское образование, — писалось в документах министерства просвещения, — должно ограничиваться такими предметами, которые, не отклоняя учениц от главного назначения, не стремились бы к излишнему напряжению умственных сил, в ущерб более важного для общественного благоденствия сохранения тех женственных качеств, которые должны украшать семейный очаг». В другом документе, уставе женских училищ, утвержденном по высочайшему повелению в 1864 году, главной педагогической целью ставилось «воспитание девиц в правилах благочестия и народном духе, с тем, чтобы воспитанницы впоследствии оказывали благотворное влияние на окружающую среду строгою нравственной жизнью и деятельным исполнением семейных обязанностей».
С 1858 года по представлению принца Ольденбургского стали учреждаться под особым покровительством императрицы Марии Александровны сначала в Петербурге и Москве, а затем и во многих губернских городах средние общеобразовательные женские училища, переименованные в 1862 году в гимназии.
После открытия мужских учебных заведений общественность Уфы подняла вопрос о создании училищ и гимназий для девочек. В.А. Новиков в «Сборнике материалов для истории Уфимского дворянства» (1879 г.) писал: «На губернском собрании 14 декабря 1856 года дворянство определило сумму, оставшуюся от расходов на оренбургское ополчение, из денег, внесенных отдатчиками и пожертвованных дворянами, обратить на устройство в г. Уфе женской школы».
В 1860 году было открыто первое в Уфе женское училище 1-го разряда по курсу, приближенному к гимназическому, — с шестилетним сроком обучения. Первоначально занятия посещали лишь 25 девочек. Через год их было уже 70, что не так уж много даже для Уфы тех лет. Дело в том, что плата за обучение была довольно высокой, и училище только формально считалось доступным для детей всех сословий.
Через короткий промежуток времени, 10 июня 1865 года, Министерство народного просвещения, по велению императора Александра II, уведомило директоров народных училищ, что царь соизволил даровать Уфимскому женскому училищу 1-го разряда высокий статус Уфимской Мариинской женской гимназии. Находилась гимназия в ведомстве Министерства народного просвещения, а также в ведении специального фонда Государыни Императрицы.
Здание Мариинской женской гимназии, спроектированное архитектором П.П. Рудавским, построено по канонам позднего классицизма, для которого характерна строгая симметрия в виде буквы «Т». Ныне в нем располагается гимназия № 3 Кировского района г. Уфы, здание которой в соответствии с постановлением Совета Министров БАССР от 19 июля 1976 года является памятником архитектуры, охраняемым государством.
Вплоть до начала ХХ века в г. Уфе проблема образования женщин из мусульманской среды была весьма острой. Поэтому наряду с созданием мужских медресе был поднят вопрос об образовании женщин-мусульманок. Обучение девочек на дому у абыстаев и в старомодных мектебах уже не могло удовлетворить образовательные потребности мусульманского населения.
Мусульманские женщины были несправедливо лишены возможности получить достойное образование в мектебе и медресе, и лишь когда началась усиленная европеизация Поволжского региона, подобное образование стало возможным. Большую роль в становлении и развитии женского образования через специальную систему школ сыграли Ф. Давлеткильдеева, Л. Хусаинова, М. Музаффария, Ф. Адгамова, Р. Амирхания, Ф. Гайнутдинова, Ф. Яушева-Аитова. Нередко образованные богатые мусульманки, выходя замуж, жертвовали свое приданое на строительство и открытие женских мектебов.
До этого представительницы слабого пола могли обучаться у абыстай (жены муллы, обычно являвшейся учительницей), которая за умеренную плату передавала девочкам свои знания по мусульманскому вероучению, основам арабской и старотюркской грамоты, а также элементарным навыкам счета.
В женском мектебе наряду с тюрко-башкирским, арабским, персидским и русским языками, литературой, математикой и историей дополнительно изучались гигиена, этика, основы ведения домашнего хозяйства, рукоделие и т.д.
В 1907 году в Уфе создается мусульманское благотворительное «Дамское общество», членами которого состояли жены и дочери национальной буржуазии, дворянства и духовенства. Задача общества заключалась в содействии образованию башкирок и татарок. С помощью общества в 1908 году в г. Уфе был открыт приют для 25 башкирских и татарских девочек-сирот, открыта также библиотека для женщин. К 1913 году мусульманское «Дамское общество» открыло семь учебных заведений, из них два средних, включавших 440 учениц и 14 учительниц, а в 1912—1913 учебном году 17 учениц завершили полный курс обучения с правом преподавания в женских школах.
Кроме того, с согласия губернских властей в 1915 году открываются двухмесячные женские педагогические курсы. Из 84 окончивших эти курсы 55 слушательниц получили свидетельство на право вести преподавательскую деятельность. Летом 1916 года вновь были организованы краткосрочные курсы, на которых занимались уже 137 слушательниц. В том же году в городе была открыта женская учительская семинария. Как сообщала в ноябре 1917 года газета «Уфимская жизнь», в начале 1917—18 учебного года в семинарии учились 179 девочек, из них 72 городские, 84 — из сельской местности, остальные из других губерний. Первый выпуск семинария осуществила в 1921 году, после чего прекратила свою деятельность. В эти же годы в Уфе также функционировало двухклассное башкирское женское училище, в котором обучалось около 30 учениц. Выпускницы по окончании учебы направлялись для работы в мектебе.
Таким образом, раздельное воспитание и обучение мальчиков и девочек вовсе не являлось недостатком образовательной системы дореволюционного периода, а, напротив, ее достоинством. Существовавшая концепция духовно-нравственных ценностей предусматривала дифференцированный подход в содержании, формах и методах педагогической работы, социализации личности и т.д. Закономерно возникает вопрос: зачем это нужно? Не проще ли и экономичнее осуществлять совместное обучение? Ответ был бы явно отрицательным. Девочки получали знания, которые более соответствовали их традиционной роли женщины, а мальчики изначально подготавливались к профессиональной деятельности, суровым мужским профессиям.
Возврат в чистом виде к традициям раздельного воспитания и обучения в рамках современного общеобразовательного учреждения невозможен, но создание женских и мужских гимназий, кадетских школ педагогами-новаторами, несомненно, внесло бы разнообразие в существующее образовательное пространство республики.
И. Малютин, кандидат педагогических наук

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле