> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Юрий Нечипоренко

Автор

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC

 

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Гоголь в Интернете

и Интернет в Гоголе

Ниже изложен доклад на шестых Гоголевских чтениях «Н.В. Гоголь в современном культурном пространстве», которые прошли в конце марта - начале апреля 2006 г. в Москве.

Доклад представляет как результаты поиска в сети Интернет, так и сопутствующие размышления. Мы не будем угощать читателя чрезмерной ученостью. Во-первых, попробуем дать ответы на вопросы, как Гоголь выставлен в пространстве Интернет, на каких полочках стоит, по каким коробочкам расфасован, в каких уголках висит, красуются иконки Гоголя, в каком окружении «засвечен», кто его выставляет и с кем он переглядывается? Во-вторых, попробуем представить, что же такое пространство Интернет, и здесь Николай Васильевич Гоголь нам поможет с точки зрения моделей описания этого нового мира. Матушка Гоголя считала, что ее сын изобрел телеграф, пароходы и прочие чудеса цивилизации. Мы, сохраняя уважение к этому материнскому мнению, постараемся показать, что Гоголь описал в своих произведениях определенные ситуации, которые позволяют глубже представить и осознать свойства того нового цивилизационного пространства, каковым является Интернет.

Итак, если первую часть можно озаглавить как Гоголь в Интернете, вторую - Интернет в Гоголе.

Пространство Интернет представляет собой переплетение сообщающихся сосудов, труб-коридоров, по которым бегут потоки слов и изображений, где слышны голоса и звуки и где каждый может себе найти пристанище, может завести себе милое местечко – сайт-уголок. В таком уголке человек может отдыхать душой после трудов праведных, а может и зарабатывать копейку. Как матросский сундучок, может уголок сей быть обклеен любимыми картинками: вот моя деревня, вот мой дом родной, школьные товарищи, любимая училка, дружки в баньке, пару фоток актрисок, Чапай с пулеметом и Тарас Бульба с ляхами.

Одоевский в «Городке в табакерке», Булгаков в «Театральном романе» описывали такие домики-шкатулки с ящичками, где живут людишки бойкие и милые. Вот в такие ящички с комнатками – отделениями позволим себе заглянуть и мы, благо в сети дверки и крышки этих ящичков частенько бывают отворены «нараспашку» - и не надо даже заглядывать в замочную скважину.

Обстановка ящика-домика многое говорит – если Гоголь «монтируется» с родной стороной, с одной стороны, и с воинскою славой, с подвигами – с другой – то мы имеем дело с "патриотическим" уголком.

Но Гоголь может монтироваться и с актрисками-модницами, с «Вечерами на хуторе», с чертом и Вакулой, с «Ревизором» и Чичиковым – и получается уже другая конфигурация «ящичка», по которой мы можем судить о вкусах хозяина, а если побываем во многих таких домках - то и о «востребованности» того или иного Гоголя в обществе. Гоголь многогранен, универсален, и внимание к той или иной его черте, к свойствам Гоголя может многое говорить о свойствах нашего времени, о его обитателях, которые строят для себя и потомков домики из песка электронов в Сети, на фундаменте из магнитных дисков-кирпичиков.

Можно многое сказать и о посетителях этих домиков: самое ценное, что есть у человека – это его внимание, именно внимание является энергией, которую расточает человек, отдавая себя миру, впуская мир в себя... Но довольно философии! Внимание сейчас очень легко измерить: достаточно посмотреть на «посещаемость» сайтов: чем больше народу заходит в гости в тот или иной уголок, тем больше внимания он вызывает.

Для измерения внимания есть простой способ: на то в Интернете есть "поисковые машины", которые готовы найти что угодно: быстро суются они, как собаки-ищейки во все дыры, и приносят результаты, "кости поисков" - сведения, где нашли они Гоголя. Результаты можно выстроить по ранжиру. Чем больше посетителей ходит в тот или иной гоголевский уголок, тем шибче в нем пахнет Гоголем, выше его популярность и статус, тем первее будет он стоять в списке таких мест-уголков.

Каждый может набрать в такой машине слово «Гоголь» и обнаружить, что самый посещаемый сайт (по версии поисковой машины «Яндекс») принадлежит питерским модникам! Это сайт http://gogol.niv.ru/

Немудрено, конечно: питерские считают Гоголя своим, потому как здесь он сделал первые шаги головокружительной своей карьеры, здесь сошелся с Пушкиным, здесь написал первые свои вещи, "Вечера на хуторе" и "Петербургские повести", здесь сочинил "Ревизора" - и отсюда двинул за границу…

На минуту отвлечемся от Интернета - в пользу "Ревизора". В пьесе проводится тотальная ревизия, которая начинается с саморевизии. Городничий описывает неподобства (как реальность и как свои страхи). Потом купцы и ходоки описывают свою версию неподобств. Создается буквально наэлектризованная атмосфера. Хлестаков – как курсор, который проносится от ситуации к ситуации, он "нажимает на линки", сам того не замечая, то есть выявляет скрытые связи человека с его тайным грешком!

Имея опыт жизни в мире Интернета, мы можем теперь попытаться "расшифровать" произведение Гоголя с помощью метафор этого мира.

Интернет формирует определенную среду, экспонирование информации в которой характеризуется смысловыявляющими свойствами.

На выставке в музее или галерее современного искусства могут быть представлены материалы исторические (этнографические или биографические) и творческие (художественные, литературные и музыкальные труды определенной личности). Интернет имеет свойства, сближающие его с музеем и галереей. Экспонирование материалов здесь сопровождается, как правило, разъясняющими комментариями.

Эти комментарии задают свойства контекстов, в которых являются зрителю, читателю и слушателю тот или иной материал. Контексты полны определенного смысла - и помещение похожего материала в разные контексты бросает свет на таящиеся в нем смысловые потенции.

Особый интерес возникает в ситуации, когда рассматриваются контексты погружения в сеть не «косного» материала, а определенной личности. В этом случае совокупные свойства этой личности, с одной стороны, проявляются в галерее сети, и с другой, сами высвечивают свойства этого пространства.

Отец Павел Флоренский указал на существование связи между религиозной традицией и материалом, с которым работают художники в русле этой традиции. Так, православию соответствует икона, католичеству – живопись маслом, протестантизму – графика.

Встает вопрос, какой религиозной системе может соответствовать компьютерная графика, представление иконок на мониторе… Что это за живопись такая – быстрыми электронами, жидкими кристаллами - светящаяся, как витраж? Легко возникающая и так же легко исчезающая, призрачная и виртуальная, неуловимая и беззащитная (стоит выключить электричество, как монитор потухнет и от Интернета не останется и следа…)

На первый взгляд кажется, что сеть Интернет соответствует мировоззрению глобализма, и способ представления информации в сети связан с образом жизни человека космополитических взглядов. Однако же прослушав на гоголевских чтениях 2006 доклад Юрия Барабаша, мы поднабрались ума – и можем предположить, что этот глобализм в случае Гоголя парадоксально связан с «локализмом»… Глобалокализм – то страшное слово, которое соединяет в себе противоположности и примиряет противников.

Рассмотрим первый сайт – самое популярное место Гоголя в сети (по версии Яндекса). Общее устройство сайта питерских модников вы найдете здесь http://gogol.niv.ru/. Вверху - сцены из "Тараса Бульбы", моменты битвы, полные экспрессии. Привлекает внимание одежда казаков и вид: характерный оселедец, усы, папаха… Ниже расположена фотография Гоголя римского периода - в виде прилизанного джентльмена с тростью.

Видно, что Гоголь является здесь в окружении цветов, билетов, знакомств и путешествий – то есть со всеми атрибутами праздника, отдыха и свободного времени. Желающий может кликнуть курсором на линк - и заказать себе букет цветов, билет в театр или даже тур в Рим. Таким образом, сайт содержит ненавязчивую рекламу - и может даже, организуя досуг культурного человека, зарабатывать диведенты.

Сайт этот доступен со всего мира, открыт - но хранится он на определенном сервере – вот вам и локализм! Создатели сайта проявили массу вкуса и определенной, я бы даже сказал, тороватости. Рассмотрим представленные здесь материалы о Гоголе - здесь наряду с классическими работами Манна и Воропаева я обнаружил и свой опус «Вокруг Гоголя» http://gogol.niv.ru/gogol/bio/vokrug-gogolya.htm, что было, конечно, лестно. Но встал вопрос - знают ли представленные авторы о том, что уважаемый сайт модников взял их работы? Сужу по себе: я об этом не знал, и даже не смог сообразить, откуда, с какого из мест, где я размещал свой материал он попал на сайт модников: следов найти невозможно. Это свойство Интернета: мгновенное обобщение, освоение и даже присвоение всего, что появилось в мире и сети. В этом смысле Интернет коммунизму подобен: и то светлое будущее, о котором мечтали наши предки, уже построено - но в виртуальном мире.

Заметим, что коммунизм был как раз один из самых "яростных" космополитических проектов - и реализация его в интернациональной сети вполне естественна.

Наряду со словами и текстами, поисковые машины выдают иконки: картинки, образы. Но при погружении в сеть образ Гоголя писаный маслом, рисованный карандашом или даже отображенный на фото принимает принципиально точечную, прерывистую, дискретную: атомарную форму записи - и волновую форму воспроизведения. Нельзя сказать, что эти формы являются чем-то очень необычным: на фотопластинке запись изображения происходит тоже дискретно - с помощью атомов серебра, и падающий на картины солнечный свет тоже имеет волновую природу. Но здесь, в Интернете, возникает особого рода квантование - на границе разрешения: определенная экономия, требования к объему информации делают разрешение иконок малым.

Изображения Гоголя получают не только двойную, квантованную – цифровую и волновую природы, но и сама подоплека этих изображений, квантовая крупнозернистость оказывается проявлена: изображение Гоголя предстает в виде соединения элементарных актов света и тьмы. Именно такие чуть не плюшкинские в своей основе "прорехи на человечестве" видны визуально на экране монитора.

Если искать "Гоголь" в картинках, то выскакивает из сети и птица-гоголь, селезень - тот прародитель фамилии, тотем, который дал имя писателю. Любопытно, что эта птица переливается всеми цветами радуги.

Хотелось бы сделать несколько замечаний относительно того, в какой степени можно вообще считать Гоголя прародителем Интернета. Дело в том, что Гоголь создал модели как локализма («Вечера на хуторе…») – так и глобализма, то есть тех явлений, которые по сути своей связаны с Интернетом. Действительно, «локальные» на первый взгляд "Петербургские повести ", которые считаются описанием Петербурга, одновременно описывает и искушения, которые поджидают человека не только в космополитической столице, но и в сети.

Иными словами, такие повести как «Невский проспект» и "Нос" могут быть рассмотрены как несущие черты того мировидения, которое дало в зрелом своем воплощении Интернет. Вспомним слова в конце "Проспекта": "всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется… " и "сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде".

В "Проспекте" показаны две модели столкновения с реальностью, образ действия художника и тип поведения поручика.

Художник ждет настоящего и большого, ищет красоты и святости в жизни – он хочет жениться на красивой девушке - но попадает на проститутку. Впечатлительный художник теряет сон, принимает опиум, кончает жизнь…

Поручик ищет приключений, интрижки, попадает на чужую жену, хочет добиться взаимности, склонить ее к измене – и оказывается высечен. Так как впечатлительность у поручика не та, что у художника – он забывает о своем унижении.

Обе модели поведения заключают в себе неверное истолкование увиденного, герои принимают дам не за тех, кем они являются.
Это ошибки, за которые герои расплачиваются.
Один – жизнью, другой – честью.
Тогда встает вопрос, почему автор настаивает на обмане?
Ни немка, ни гулящая девушка никого не обманывают.
Герои обманываются сами, их обманывает Петербург: город создает соединение невинных сердец с развратом, придает видимость чистоты пороку и видимость порока – чистоте.

Художник неверно прочитывает ситуацию, он чист - и не пошл.
Неверно понимает ситуацию и поручик – хотя он пошл и не чист…
То есть проспект обманывает всех.

При чем здесь Интернет, спросите вы… Дело в том, что "Проспект" с его непредказуемыми возможностями, со случайными встречами и заглядыванием в мирки мастеровых немцев, гулящих девок, поручиков и художников напоминает те возможности, которые предоставляет человеку Интернет. По электронной почте каждый пользователь получает так называемый "спам": письма с рекламой, в том числе предложениями интима, фотографиями красоток и адресами их прибежищ.

Этот поток для человека неопытного может показаться очень даже соблазнительным, но по отношению к нему как раз и можно применить слова Гоголя: "всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется… ".

Обратимся к повести "Нос" и попробуем ее рассмотреть с точки зрения этого самого носа.
Во-первых, никуда не спрячешься.
Хлеб, где нашел убежище - разрежут, с мостовой поднимут, из реки достанут, из храма своими приставаниями вытеснят, за границу не пустят…

Никакой свободы! Полный контроль: Петербург представлен как мир тотального контроля над каждым шагом человека, и даже части человека.

Нос хотел бы посоваться туда-сюда, да ему не особенно и дают. Нос этот опять чем-то напоминает курсор. Здесь можно развернуть такую аналогию: если "совать нос" в разные места-сайты, то всякое твое посещение любого места в Сети не остается незамеченным: везде стоят счетчики-датчики, и они фиксируют не только время визита, но и кто откуда приходил - с какой части света и с какого компьютера. Дело в том, что "бесхозных", ничейных компьютеров не бывает, и все они сосчитаны, все имеют свои имена- так называемые ИП адреса. И поэтому каждый ваш шаг в сети не остается незамеченным! Куда бы вы не сунули свой нос, вас везде вычислят и сосчитают! Так же точно, как и герою повести Гоголя в Петербурге, нельзя в Интернете спрятаться простому "пользователю"…

В заключение хочу заметить, что в Интернете есть сайт, который называется гоголь.ру (gogol.ru), и там представляется толковый - и озорной взгляд на современную культуру. Одни именования разделов чего стоят:

МАНИЛОВЩИНА И
ХЛЕСТАКОВЩИНА
О нас и наших прожектах

ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО

ГОГОЛЕВОДСТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕНОВАЛ
Начинающим авторам и
почитателям их таланта

Позволю себе процитировать слова из «Обращения к посетителям сайта»:

Мы предлагаем вам вместе с нами взглянуть на нашу культуру глазами современного человека, попытаться переосмыслить её, вместе отыскать те формы, в которых классическая культура и литература сегодня могут быть востребованы. Пусть наша, безусловно, великая культура станет для нас живой, смешной или грустной, вызывающей множество ассоциаций, воплощённой в современных идеях и проектах!

Давайте вместе сделаем так, чтобы нам и нашим детям просто захотелось взять с собой героев Гоголя, а не тащить за собой русскую классическую культуру как груз знаний или культурный багаж.

Ммы приглашаем Вас к живому диалогу о нашей живой и великой культуре. Давайте сегодня делать её вместе!

Появление этого сайта – отрадный факт, его делают энтузиасты, молодые люди. Сквозь творчество Гоголя, используя его модели, они смотрят на мир современной русской культуры.
Чего и вам желаю!

 

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

 
Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев