> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 8'07

Тахир Аминов

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Тахир Аминов

Краткий очерк становления и развития системы образования в Башкирии до 1917 года

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Становление и развитие организованных образовательных институтов в Башкирии первоначально связано с мусульманской религией, проникновение которой на территорию Южного Урала началось еще на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Проникновение ислама сопровождалось распространением в крае письменности на основе арабской графики и мусульманских учебных заведений: мектеб и медресе. Целью этих коранических школ были религиозно-нравственное воспитание детей и подготовка духовных наставников. Мектеб формировался как начальное учебное заведение, в его программу входили чтение, письмо, счет, заучивание основных молитв. Медресе же являлось учебным заведением повышенного типа, основу содержания которого составляло богословие, включавшее этимологию и синтаксис арабского языка, логику, философию, догматику и мусульманское право. Общеобразовательных предметов было немного, они носили вспомогательный характер и должны были служить для лучшего понимания и усвоения вероучения. Мусульманские школы открывались при мечетях, иногда и на дому учителя (мугаллим) и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли и костяк учительского контингента.

Вплоть до середины XIX в. в коранических школах отсутствовала стройная единая система образования: не было точно определенного содержания и методов обучения, общих требований и даже сроков обучения. Такое положение не могло удовлетворить потребности мусульманского общества. Поэтому прогрессивно настроенные преподаватели медресе начали самостоятельные поиски путей обновления и реформирования школ. Их деятельность способствовала изменению программ, включающих более широкий круг научных дисциплин, нацеленных на формирование разносторонних знаний, не ограниченных лишь сферой исламского богословия и арабистики. Наиболее передовые мусульманские школы стали обеспечивать своих воспитанников сравнительно высоким уровнем подготовки. Неслучайно известный педагог А.Н.Ильминский ставил медресе «не ниже» правительственных гимназий, а ученый-востоковед В.В.Радлов в 1872 г. писал, что у выпускников медресе умственное развитие «довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирд стоит умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ».

Но таких очагов просвещения было относительно мало. Поэтому в 90-х гг. XIX в. под влиянием изменений в экономической сфере, образа жизни и хозяйственной деятельности башкирского и татарского народов, распространения в массах просветительной джадидской идеологии, мусульманские учебные заведения стали реформироваться на новых прогрессивных началах.

Реформа школ началась с замены буквослагательного метода обучения грамоте (так называемой «иджики») звуковым. С введением нового метода стал реформироваться весь образовательный процесс: был осуществлен переход к классно-урочной системе, установлен твердый учебный план, введены расписание занятий, переходные и выпускные экзамены, практика выдачи аттестатов, появляется школьная мебель, создаются учебные кабинеты, используются карты, схемы, таблицы, картины. В учебный курс вводятся новые предметы (физика, химия и др.), начинается целенаправленное изучение родного и русского языков, расширяется программа естествознания, математики, истории, географии и других светских дисциплин. Языком обучения постепенно становится татарский язык, что было важным прогрессивным явлением в развитии мектебов и медресе. По сути, новая реформированная школа становится светской национальной школой мусульманского сообщества края.

В 20-е гг. XX в. большинство мектебов и медресе были закрыты или реорганизованы в национальные советские школы. Новое возрождение мусульманских школ в Башкирии начинается с 90-х годов XX века.

 

РУССКОЯЗЫЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА

Первая действительная попытка создания государственных светских общеобразовательных школ в России, в том числе и Башкирии, была сделана при Петре I. Так, в 1714 г. по всем епархиям был разослан петровский указ об открытии цифирных школ для детей всех состояний. По этому указу в 20-е годы XVIII в. в Уфе было организовано первое русскоязычное учебное заведение — цифирная школа, где детей обучали грамоте, письму, арифметике, элементарным сведениям алгебры, геометрии и тригонометрии. В 1735 г. в Уфе были созданы еще две начальные школы — арифметическая (цифирная) и словесная. В эти же годы в России и Башкирии стали создаваться архиерейские и гарнизонные начальные школы.

Хотя в первой половине XVIII в. стали развиваться общеобразовательные школы, системы начального образования еще не существовало. Поэтому в 1786 г. правительством был опубликован «Устав», согласно которому в городах предписывалось открывать малые и главные народные училища. В соответствии с законом, в 1789 г. в Уфе было учреждено главное народное училище с 5-летним курсом обучения, а в уездных городах стали создаваться малые народные училища. Эти училища были всесословными учебными заведениями и имели преемственную связь. Впервые в истории отечественной школы в новых училищах была введена классно-урочная система, появилось расписание занятий, стали проводиться выпускные экзамены.

Следующим значительным шагом в реформировании системы образования были законы, принятые в 1802—1804 годах. По сути, эта реформа завершила строительство единой государственной системы образования в России. Согласно новым «Уставам» страна была поделена на шесть учебных округов, в один из которых, Казанский, и вошла Башкирия. Сфера образования представляла собой четырехступенчатую систему взаимосвязанных между собой учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Претворение в жизнь новых законов в Уфимской губернии шло относительно медленно, тем не менее, реформа дала толчок становлению целостной не только начальной, но и средней школы.

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Накануне отмены крепостного права в крае наметилась сеть начальных школ: уездные училища, городские и сельские приходские училища МНП, училища церковного ведомства, школы различных правительственных и неправительственных ведомств.

Следующим шагом в развитии этой сферы образования стало принятие новых законов: «Положения о начальных народных училищах» (1864 г.), «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1872 г.) и др. Сложившаяся в пореформенные годы система начальных школ Башкирии была сложной и многообразной: учебные заведения отличались друг от друга ведомственной принадлежностью, источниками финансирования, продолжительностью обучения, программами и др. Преобладающими типами начальных школ в губернии стали земские, школы городских и сельских самоуправлений, «образцовые» училища МНП, церковно-приходские школы и школы грамоты. В отличие от Центральной России в Башкирии действовали еще русско-башкирские, русско-татарские, русско-чувашские, братские, миссионерские, школы башкиро-мещеряцкого войска, русские классы при медресе и др. В целом, начальная школа была одно- и двухступенчатая. В одноступенчатой, с 3-х летним учебным курсом, изучались закон божий, русский язык, церковно-славянская грамота, арифметика, чистописание. В двухступенчатой, с 4—6-летним курсом обучения, преподавались закон божий, русский язык, литература, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, рисование, черчение, пение.

На рубеже XIX—XX вв. в системе начального образования края происходят ощутимые позитивные изменения. Так, был поднят и стал прорабатываться вопрос введения всеобщего начального обучения. На основе законопроектов, принятых Государственной думой, Уфимское губернское земство стало получать и использовать денежные средства под реализацию планов всеобщего обучения. Поэтому, кроме общего прироста начальных школ, увеличивается их число с более длительным сроком обучения. В 1912 г. возникают высшие начальные училища, предполагающие 7-летнее обучение.

Таким образом, в системе начального образования края в дореволюционный период происходит не всегда равномерное, тем не менее, неуклонное поступательное движение вперед.

 

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Становление среднего образования края начинается с открытия в 1828 году Уфимской мужской гимназии, которая представляла собой 4-годичное учебное заведение, готовившее воспитанников к поступлению в университет или к гражданской службе. В ней преподавались русский, латинский, французский, немецкий языки, математика, физика, история, география, естествознание, рисование, черчение, чистописание и закон божий. Обучение было платным, в нее принимали всех желающих без сословных и национальных ограничений, сдавших экзамены уровня начальной школы. В 1835 г. гимназия была преобразована в 7-классное, а в 1873 г. в 8-классное учебное заведение. В эти годы расширяется учебная программа, вводятся новые предметы (греческий язык, логика, законоведение и др.). Также в 1853—1864 гг. в гимназии преподавался татарский язык. В дальнейшем структура гимназии сохранялась без существенных изменений вплоть до советского периода.

Разновидностью среднего учебного заведения стали реальные училища, открытые в Уфе, Белебее и Бирске в начале XX в. Училища были 6-летними заведениями, в основу которых было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от гимназии в реальном училище отсутствовали древние языки, главное место отводилось предметам естественно-математического цикла.

В 1860 г. в Уфе была открыта первая мариинская гимназия, положившая начало среднему женскому образованию в крае. В последующие годы министерские женские гимназии были открыты в Уфе, Бирске, Благовещенске, Белебее. Гимназии были открытыми всесословными платными учебными заведениями, состоявшими из семи основных и 8-го педагогического класса. Объем общеобразовательных предметов названных школ был ниже по сравнению с мужскими средними учебными заведениями. Учебному курсу женской школы, «применительно к будущему предназначению женщины», придавался практический характер. Окончившие полный курс женской гимназии получали право на преподавание в начальной школе.

К неполным средним учебным заведениям относят министерские и частные прогимназии, организованные в Уфе, Стерлитамаке, Благовещенске, Бирске, Месягутове и др. Прогимназии были мужскими и женскими 4-летними учебными заведениями, повторявшими курс гимназии.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Становление профессионального образования Башкирии тесно связано с промышленным и сельскохозяйственным освоением края, которое более интенсивно протекает с середины XIX в. В целом, к 1918 году на территории Уфимской губернии были сформированы педагогические, духовные, сельскохозяйственные, технические, ремесленные, медицинские, коммерческие и другие типы профессиональных учебных заведений.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система педагогического образования была очень разнообразна. В неё входили девять типов учебных заведений: 1) учительские институты (Оренбург, Уфа); 2) учительские семинарии (Благовещенск, Белебей, Стерлитамак); 3) русско-инородческие учительские школы (Уфа, Бирск); 4) педагогические курсы и классы при общеобразовательных заведениях; 5) педагогические классы при женских гимназиях и прогимназиях; 6) мусульманские педагогические учебные заведения (ПУЗ); 7) ПУЗ православного ведомства (с. Николо-Березовка, Бакалы и др.); 8) педагогический экстернат; 9) нетрадиционные формы подготовки учителей. Семь первых типов были стационарными, два последних — нестационарными учебными заведениями. Также, кроме мусульманских ПУЗ, все остальные являлись государственными. Каждый тип учебного заведения был неоднороден, имел свои особенности, тем не менее, в организации их деятельности было много общего. В целом, ПУЗ были 3-годичными непривилегированными средними специальными учебными заведениями, имевшими целью «доставить педагогическое образование молодым людям (15-17 лет) всех сословий, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах». В ПУЗ преподавались педагогика, закон Божий (Магометанское вероучение в мусульманских ПУЗ), русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, черчение, чистописание, пение, гимнастика и ремесла. Предметом особого внимания учебных заведений, готовящих учителей, была педагогическая практика, специально для которой при ПУЗ состояли так называемые «образцовые» народные училища. Вся организация педагогической практики служила образцом будущей учительской деятельности. Длительная беспрерывная практика давала будущим педагогам возможность ознакомиться с системой обучения в начальной школе, приобрести необходимое количество практических умений, достигнуть определенной сноровки и такта, представить свою будущую работу в целом.

Если в целом сравнить весь уральский регион, то в Уфимской губернии были самые лучшие условия для подготовки учительских кадров. Так, в губернии к началу XX века находилось 62%, а к 1918 г. — 53% всех педагогических учебных заведений учебного округа, куда, кроме Уфимской входили Оренбургская и Пермская губернии, а также Уральская и Тургайская области. В Башкирии действовали разнообразные типы средних учебных заведений, готовящих учителей. Существовавшее в регионе их разнообразие представляет собой уникальное явление.

 

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональными мусульманскими учебными заведениями являлись медресе. Наиболее известными в XIX — начале XX вв. были медресе в деревнях Стерлибаш (ныне Стерлибашевский р-н РБ), Куганакбаш, Балыклыкуль (ныне Стерлитамакский р-н РБ), Каргалы (ныне Оренбургская обл.), «Усмания», «Султания», «Хакимия», «Галия» (г.Уфа), «Расулия» (г.Троицк), «Хусаиния» (г. Оренбург) и множество других.

«Галия» становится известным медресе начала XX в., состоявшим из трех подготовительных и трех основных классов с годичным обучением каждый. Принимались в подготовительные классы юноши, окончившие курс в обычном медресе. Наряду с богословскими дисциплинами в «Галие» глубоко изучались математика, геометрия, русский, татарский и арабский языки, история, география, естествоведение, гигиена, физика, химия и педагогика. В целом, общеобразовательный курс медресе, за исключением иностранных европейских языков и черчения, намного превышал программу мужских гимназий МНП (министерства народного просвещения).

Известной женской мусульманской учительской школой являлась «Дарлмугаллимат», состоявшая из пяти классов. В ней кроме широкого круга общеобразовательных предметов мусульманского вероучения изучались педагогика, психология, гигиена и методика обучения всех предметов начального мектеба. Содержание образования, организация и принципы учебного процесса «Дарлмугаллимат» дают основание приравнять ее к восьмым педагогическим классам женских гимназий МНП.

К православным профессиональным учебным заведениям края относились мужские духовная семинария и училище, а также женское епархиальное училище. Срок обучения в духовной семинарии, открытой в 1800 г., был 6-летний. В нее по конкурсу принимали юношей, показавших знания не ниже духовного училища. В семинарии изучались поэзия, риторика, философия, богословские предметы, история, математика, физика, древние языки (греческий, латинский, еврейский), один из новых иностранных языков по выбору (немецкий или французский), местные языки (чувашский и татарский), а также педагогика. Для педагогической практики при семинарии вначале была открыта воскресная, затем образцовая церковно-приходская школа. Как свидетельствуют документы, «воспитанники семинарии более других удовлетворяли потребностям школы».

Уфимское епархиальное училище, открытое в 1862 г., являлось 6-летним, а с 1909 г. — 7-летним учебным заведением. Целью училища являлась подготовка будущих помощниц священника, а также учительниц женских начальных школ. В училище изучали закон божий, русский язык, литературу, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, историю, географию, физику, естествознание, пение, музыку, рукоделие, а также педагогику и методики начального обучения.

Таким образом, духовные учебные заведения являлись профессиональными, так как готовили в первую очередь священнослужителей, а также будущих учителей в собственных религиозных школах.

 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В системе сельскохозяйственного образования в дореволюционный период были сформированы средние и начальные учебные заведения. К средним относится землемерное училище, к начальным — землемерно-таксаторские классы, низшие и другие сельскохозяйственные школы.

В 1913 г. в стране было всего 14 землемерных училищ, одно из них находилось в г. Уфе (откр. в 1879 г.). Цель этого училища была обозначена как «образование техников для производства межевых и землемерных работ, а также… работ по коренным улучшениям земельных угодий и таксационных исследований». Курс обучения 4-летний, принимались юноши 15—20 лет, окончившие городские училища по Положению 1872 г. Теоретическая часть учебного плана включала в себя общеобразовательные предметы, повторяющие и углубляющие дисциплины городского училища (закон божий, русский язык, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, космография, рисование) и специальные (геодезия, законоведение, межевые законы, почвоведение и растениеводство, улучшение земельных угодий, сельскохозяйственная и лесная таксация, черчение планов, каллиграфия). Практические занятия организовывались весной и летом, продолжительностью не менее двух месяцев в учебном году. Лица, окончившие училище, получали звание землемера-таксатора. Надо отметить то, что желающих поступить в названное учебное заведение было всегда очень много. Например, в 1912 г., при 30 бюджетных вакансиях в Уфимское училище было подано 297 заявлений.

Землемерно-таксаторские классы, открытые в 1859 г. при уфимской мужской гимназии, были первым сельскохозяйственным учебным заведением Башкирии с двухлетним сроком обучения. Принимали в названные классы юношей с 15 лет, успешно сдавших экзамены, соответствовавшие объему знаний на уровне не ниже курса уездного училища. Окончившие классы и 6 лет проработавшие по профилю получали аттестат на звание частного землемера и таксатора. Воспитанники в классах изучали только специальные предметы, а практические занятия проводились ежегодно в течение трех месяцев в поле.

В конце XIX — начале XX века в Уфимской губернии стали интенсивно открываться низшие сельскохозяйственные школы (НСШ), что было связано с переходом экономики на новые капиталистические отношения, поэтому возрастал спрос на квалифицированных специалистов. НСШ, учрежденные в Мензелинске, Аксенове, Белебее, «имели целью распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных знаний по сельскому хозяйству вообще, и, в частности, по скотоводству, садоводству, огородничеству и пчеловодству, а также ремеслам: слесарному, кузнечному и плотничному». Причем, ремесла изучались применительно к сельскому хозяйству. Срок обучения в НСШ был 3-летним, в нее принимались лица всех сословий с 14 лет, окончивших двуклассное сельское училище. Учебный курс НСШ делился на теоретические, учебно-демонстративные, практические по с/х и ремесленные занятия. В теоретическом курсе изучались общеобразовательные и специальные предметы (закон Божий или Магометанское вероучение, русский язык, арифметика, геометрия, черчение, география, история, физика, метеорология, ботаника, зоология, химия и минералогия, пение, земледелие, скотоводство и скотоврачевание, молочное хозяйство, пчеловодство, огородничество, сельскохозяйственная экономия и счетоводство, законоведение). Практическим занятиям в школе уделяли большое внимание. Даже в период с сентября до 15 апреля, когда проводились теоретические занятия, практике уделялось до 50% учебного времени.

В рассматриваемый период были открыты и другие типы сельскохозяйственных учебных заведений, курс которых был нацелен в первую очередь на практическую подготовку. В них отсутствовал или был незначительным общеобразовательный цикл предметов. К этой группе с/х школ относятся следующие: Березовская школа маслоделия, сыроварения и животноводства, Биклянская низшая лесная школа, Аикинская с/х школа для девочек-магометанок, Ляховская школа огородничества, пчеловодства и плодоводства, Ивановская школа садоводства, огородничества и пчеловодства, Ключаревская практическая школа огородничества и полеводства, Новотроицкое с/х отделение и другие.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Становление капиталистических предприятий обусловили развитие технического образования края. Единственным учебным заведением, готовившим техников в губернии, было Златоустовское среднее механико-техническое училище (ЗСМТУ), открытое в 1907 г. Действовало оно вначале как частное учебное заведение, но с августа 1909 г. училище переходит в ведение МНП. Училище состояло из четырех основных и одного подготовительного класса. В первый основной класс принимались юноши, окончившие 5 классов реального училища, т.е. образовательный ценз, предъявляемый к абитуриентам ЗСМТУ, был достаточно высок. Теоретический курс училища состоял из общеобразовательного цикла (алгебра, геометрия, русский и немецкий языки, физика, химия, политэкономия, география, рисование, гимнастика), который изучался на уровне старших классов реального училища. Кроме того, эти предметы изучались так, чтобы знания способствовали усвоению специальных дисциплин. Теоретический курс специальных предметов был достаточно обширным. Так, учащиеся изучали: механику, геодезию, минералогию, устройство машин, механические производства, строительное искусство, счетоводство, мукомольное дело, электротехнику, металлургию, химическое производство, узаконения. Большое внимание в училище уделяли графическому мастерству, так, например, черчение разделялось на геометрическое, проекционное, техническое и строительное.

Особое место в педагогическом процессе училища занимала практическая подготовка будущих специалистов. На прохождение практики выделялось 25 % всего учебного времени. Эти занятия проходили в химической лаборатории, слесарной, литейной, кузнечной, столярной мастерских. Непрерывная практика учащихся училища проходила на заводах Златоуста, Миасса, Перми и др. Необходимо отметить, что спрос не только на выпускников, но и учащихся ЗСМТУ был очень большой. В эти годы многие заводы и фабрики Урала ходатайствуют о приеме в качестве специалистов (младших мастеров, чертежников, токарей, слесарей) учащихся училища. Выпускники же сразу принимались в должность мастера. Деятельность училища имела большое значение в подготовке кадров и развитии технического образования в крае. После Октябрьской революции училище было преобразовано в механический техникум.

 

РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Усиленный темп капиталистического развития в пореформенный период вызвал быстрый рост промышленных учебных заведений, к которым относятся и ремесленные школы. Оформленная к началу XX в. система ремесленного образования в Башкирии была достаточно разнообразна, в нее входили: ремесленные училища (Бирск, Уфа и др.), низшие ремесленные школы — НРШ (Аскино, Дуван, Красный Холм, Сим, Златоуст и др.), сельские ремесленные учебные мастерские, школы ремесленных учеников, ремесленные классы (Стерлитамак) и другие. Их деятельность регламентировалась «Основными положениями о промышленных училищах» 1888 г., «Положением о НРШ» 1895 г. и другими правовыми актами. Деятельность этих заведений была направлена на практическое обучение приемам какого-либо производства и сообщения знаний. Например, Дуванская НРШ конкретизировала цель следующим образом: «…образование нравственных и знающих свое дело ремесленников в области столярного и слесарно-кузнечного дела, особенно применительно к сельскохозяйственному машиностроению». Курс обучения был 3—4-летним, бесплатным; в эти учебные заведения принимались мальчики 14 лет, имевшие образование не ниже начального училища, или выдержавшие соответствующие этому курсу вступительные экзамены. Специализация ремесленных учебных заведений (РУЗ) края была широкой, в них готовились слесари, плотники, столяры, кузнецы, сапожники, портные, переплетчики, маляры. Их учебный план включал в себя общеобразовательные дисциплины (30% времени), графические (14%), специальные (4%), а также практические занятия в мастерских (52% времени). Кроме того, весь 4-й год обучения посвящался только практике. Как видно, слабостью РУЗ была сравнительно невысокая теоретическая специальная подготовка. В 1910 г. учебные планы изменились, время на теоретические предметы еще более сократилось. Сильной же стороной была основательная практическая подготовка будущих ремесленников. Как свидетельствуют факты, изделия учащихся охотно раскупались местным населением. Или, например, изделия учащихся Аскинской НРШ неоднократно выставлялись на Бирской сельхозвыставке, где, «…судя по интересу, с которым отнеслись посетители,.. можно было видеть, что школа произвела отличные впечатления постановкой ремесла… А экспертная комиссия выставки присудила школе за ученические изделия высшую награду — бронзовую медаль» (Центральный государственный исторический архив РБ. Ф.И.235.0.1.Д.4 л.36).

Таким образом, большой класс ремесленников, кустарей и даже рабочих для фабрик и заводов формировался в системе ремесленного образования.

 

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На Южном Урале медицинские учебные заведения стали открываться на сто лет позже, чем в центре. Связано это было с медленным ростом городов и слабыми темпами продвижения государственного образования на Восток. Инициатором организации первого на Южном Урале медицинского учебного заведения — фельдшерской школы (ФШ) — было военное министерство, так как многочисленное население, относящееся к этому ведомству в первую очередь нуждалось в образованных медиках. Школа была открыта в 1826 г. при Оренбургском военном госпитале. В ней стали обучаться 25 кантонистов, а также выбранные по одному из каждого кантона башкирские и мишарские мальчики.

В 1838 году вышло Положение о фельдшерских школах при военных госпиталях, которое, по сути, должно было упразднить Оренбургскую школу. Но руководство Оренбургского и Башкиро-мещерякского войска во главе с военным губернатором В.А. Перовским, ссылаясь на острую потребность в медиках, добились сохранения фельдшерской школы в г. Оренбурге. Более того, в 1841 г. было утверждено особое «Положение о фельдшерской школе при Оренбургском военном госпитале». По этому Положению ФШ была организована как учебное заведение с 5-летним сроком обучения, в отличие от подобных 3-годичных школ.

Итак, на этом этапе медицинское образование развивалось только военным министерством, другие ведомства и общественность, не имея материальных и законодательных возможностей, не проявляли особой активности в этом вопросе.

Следующий этап медицинского образования в крае начинается с 60-х годов XIX в., когда общественная инициатива все более активизирует свои усилия в медицинском просвещении населения. Еще до введения в 1875 г. в губернии земских органов самоуправления отдельные лица, врачи становились инициаторами распространения знаний: читали лекции, раздавали листовки, организовывали беседы. Их деятельность носила просветительный характер. С введением земства это движение стало всячески поддерживаться и приобретать более оформленные очертания. Земство поддерживало инициативы врачей по изданию врачебно-санитарных известий, бюллетеней. Земство стало целенаправленно культивировать лекторскую и просветительскую деятельность медиков. Земство, совместно с врачами губернии, стало систематически организовывать массовые формы работы с населением, например, проведение «Дня белого цветка», различных выставок по туберкулезу и другим заболеваниям.

Надо отметить, что основной формой участия Уфимского губернского земства (УГЗ) в медицинском образовании в этот период было выделение стипендий и направление стипендиатов в медицинские учебные заведения других губерний. Причем, восемь лет (1876—1883 гг.) УГЗ выделяло стипендии только для медицинского образования, остальные направления профессионального образования земством никак не финансировались. На нужды медицинского образования расходовалось около 5—11% бюджета УГЗ, который предназначался на все образование. Видимо, из-за нехватки средств, а также того, что в последующие 13 лет (1884—1896 гг.) акцентируется внимание на с/х образовании, медицинские стипендии перестали земством финансироваться. Практика медицинских стипендий возобновилась только с 1897 г.

В целом, в пореформенные годы наблюдается относительный подъем, «всплеск» общественной инициативы в области просвещения, который может быть назван своеобразным медицинским «хождением в народ». Но какой бы активной ни была общественность, она не могла удовлетворить возрастающей потребности в квалифицированных медиках. В регионе давно назрела потребность в организации собственных медицинских учебных заведений. Поэтому открытие в 1904 г. в Уфе первой акушерско-фельдшерской школы всеми было воспринято с энтузиазмом. Школа была организована Попечительским Комитетом о бедных, который являлся общественным, а не правительственным учреждением, т.е. школа являлась частной и не финансировалась государством. Цель акушерской школы определялась как подготовка квалифицированных фельдшериц и «повивальных бабок» второго разряда. По аналогии с подобными учебными заведениями России, срок обучения в уфимской фельдшерской школе равнялся 4 годам. В школу были приняты девушки, образовательный уровень которых соответствовал 4-м классам женских гимназий, причем, был принят всего один поток учениц, следующий прием ожидался только в 1908 г.

Так как частная школа не могла удовлетворить потребности края в специалистах, на сессии губернского земского собрания было постановлено открыть с начала 1908—09 учебного года в г. Уфе женскую акушерско-фельдшерскую школу нормального типа. Ее целью было обеспечение земских медицинских учреждений сведущими и опытными фельдшерицами-акушерками первого разряда. Срок обучения в ней был определен в 4 года, принимались «лица женского пола всех состояний, без различия звания, национальности, вероисповедания, места происхождения, в возрасте от 16 до 36 лет». Обучение в школе для жительниц Уфимской губернии было бесплатное, представительницы других губерний должны были ежегодно вносить по 40 рублей.

В учебном плане школы были общеобразовательные (латинский язык, геометрия, зоология, ботаника, физика, закон Божий) и специальные предметы (физиология, фармакогнозия, анатомия, фармакология, хирургия, диагностика, фармацевтическая химия, фармация, частная патология и терапия, кожные и венерические болезни, детские болезни, гинекология, акушерство, гигиена, эпидемиология, глазные болезни, медицинская статистика, внутренние болезни, психиатрия, уход за больными). Большое внимание в школе уделяли практической подготовке будущих медиков, для чего были организованы фармацевтическая, химическая, гигиеническая лаборатории, анатомический и зоологический музеи. Практика учениц организовывалась непосредственно в медицинских учреждениях: больницах, родильном приюте, амбулаториях и аптеках. Так, например, только в родильном приюте каждая ученица дежурила до 14 дней в году, принимая до 20 родов. Так как спрос на квалифицированных медиков в крае был велик, земства обращались с просьбой отпускать учениц на летнюю практику в подведомственные им больницы. Поэтому ежегодно в летние месяцы ученицы старших классов направлялись во все уезды для работы в качестве фельдшериц и акушерок. После окончания практики ученицам выдавали характеристики.

В целом, деятельность Уфимской фельдшерско-акушерской школы была достаточно позитивной, ежегодно ее оканчивали до 30—50 квалифицированных фельдшериц и акушерок, большинство из которых заполняли вакансии медицинских учреждений.

 

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стало оформляться в Башкирии только с начала XX века. Торговые школы и коммерческие училища стали двумя основными типами учебных заведений, формирующих специалистов этой области. Цель торговых школ, открытых в Уфе (1909 г.) и Бирске, определялась как «подготовка учащихся к службе в торговых и промышленных учреждениях, давая необходимые для коммерческого деятеля познания». Торговая школа была средним профессиональным учебным заведением с 4-х летним курсом обучения (один подготовительный и три основных класса). В первый основной класс принимались мальчики 12—15 лет, имеющие образование не ниже двухклассных училищ МНП. При разработке устава, учебного плана и программ Уфимской торговой школы особое внимание было уделено сочетанию специального и общего образования. Поэтому «общеобразовательные предметы должны были быть связаны единством конечных целей, являясь необходимыми элементами успешного усвоения… специального курса». Из общеобразовательных предметов в школе изучали русский и немецкий языки, арифметику, геометрию, алгебру, историю, географию, природоведение, рисование, гигиену, пение, гимнастику, каллиграфию. К специальным предметам относились: коммерческая арифметика и география, коммерция, товароведение, корреспонденция и бухгалтерия.

Коммерческое училище, открытое в г. Уфе в 1912 году, являлось средним специальным учебным заведением. В отличие от торговой школы, кроме профессионального образования училище формировало также полное среднее образование на уровне реальных училищ. Весь курс училища состоял из 2 приготовительных и 8 основных классов и равнялся 10 годам. В училище по конкурсу принимались мальчики 8—9 лет, без предъявления требований к их образованию. Семь первых лет обучения в училище посвящали общеобразовательным предметам и только в трех последних классах учащиеся изучали специальные дисциплины. Программа специальных дисциплин коммерческого училища была схожа с подобной программой торговой школы. Ученики, окончившие полный курс торговой школы и коммерческого училища удостаивались звания личного почетного гражданина, те же, кто заканчивал с отличием — звания кандидата коммерции.

 

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одной из ярких страниц общественной инициативы в просвещении народов дореволюционной Башкирии является внешкольное образование. Термин «внешкольное образование» утвердился в конце XIX века и обозначал просветительскую деятельность различных общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Создаваемые на общественные и частные средства внешкольные учреждения не входили в систему государственного образования. В рассматриваемый период на территории Башкирии получили развитие следующие разновидности внешкольного образования: воскресные школы, повторительные классы, народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, музеи, стационарные и передвижные выставки, школьные дачи, детские сады и приюты, народный театр, кинематограф. К внешкольному образованию также можно отнести организацию досуга населения в форме концертов, благотворительных вечеров, спектаклей, танцев, различных праздников («Белого цветка», древонасаждений и др.).

В заключение нашего очерка необходимо сделать следующие выводы:

а) дореволюционное образование в Башкирии было целостным, имело все признаки системы;

б) в ней присутствовали две относительно независимые друг от друга системы мусульманского и государственного (русскоязычного) образования;

в) в системе государственного образования были сформированы начальное и среднее общее, а также начальное и среднее профессиональное; высшее образование не получило своего развития;

г) система образования в определенной степени учитывала интересы многонационального и многоконфессионального населения края;

д) обучение было бесплатным, исключение составляли гимназии и отдельные учебные заведения;

е) факты опровергают тезис о том, что до 1917 г. уровень системы образования был низким;

ж) в системе образования наблюдается не всегда равномерное, тем не менее, в целом, неуклонное позитивное поступательное развитие;

з) бездумное разрушение достаточно позитивной, сформировавшейся системы образования в советский период, к сожалению, отбросило отечественную школу на десятилетия назад;

и) в целом, система образования дореволюционной Башкирии представляет собой уникальное явление, таких регионов в России было немного.

 

Малоизвестные страницы истории учебных заведений дореволюционной Уфимской губернии

 

Сегодня Башкортостан является общепризнанным экономическим, политическим, культурным, образовательным центром России. Об этом свидетельствует множество фактов социально-экономической реальности, которая формировалась в стране в последние десятилетия. В частности, рассматривая только образовательный аспект, можно отметить, что в регионе сформирована целостная система общего, профессионального и дополнительного образования. В республике функционируют учебные заведения, готовящие специалистов почти для всех сфер человеческой деятельности. Многие средние и высшие специальные учебные заведения по праву входят в десятку лучших образовательных учреждений Российской Федерации. Но такое положение сложилось не за одно десятилетие, более того, мы считаем, не за одно столетие. Отсюда возникает правомерный вопрос: когда, при каких условиях происходило становление и дальнейшее развитие образовательной системы, в частности, сферы профессионального образования. Решению названных проблем было посвящено множество работ дореволюционных, советских и современных исследователей. Поэтому изучение вопроса на сегодня достигло определенного уровня. Тем не менее, история образования, особенно дореволюционного периода, таит в себе достаточное количество белых пятен. В связи с этим, предлагаем читателю историю отдельных малоизвестных учебных заведений дореволюционной поры.

 

ЗЕМЛЕМЕРНО-ТАКСАТОРСКИЙ КЛАСС

Первым в губернии профессиональным учебным заведением, готовящим специалистов сельского хозяйства, стал землемерно-таксаторский класс (ЗТК), открытый в 1859 г. при Уфимской мужской гимназии [1]. Названный класс финансировался из госказны, ежегодные расходы составляли 5000 рублей. Срок обучения в нем был определен 2-летний, окончившие курс «приобретали звание частных землемеров и таксаторов». Принимали в него юношей с 15 лет, представивших свидетельство об окончании уездного училища. Верхний предельный возраст абитуриентов ЗТК, наверное, не был жестко ограничен, так как в одном из свидетельств, на имя Ф.Сафиуллина, указано, что ему в год выпуска исполнилось 26 лет. Прием осуществлялся на основе экзаменов по арифметике, русскому языку, геометрии и географии. Так как прием был ограничен, учащихся в ЗТК было немного. Так, в 1866 г. в нем состояли 2 преподавателя, а учащихся было 25, а в 1870 г. первых было уже 4, вторых — 18. Из них, как свидетельствуют документы, 14 воспитанников являлись стипендиатами, двое не получали стипендии и еще двое были вольнослушателями. По вероисповеданию 16 из них были православными, двое — мусульманами.

В ЗТК изучали только специальные предметы, весь курс состоял из теоретических и практических занятий. В теоретический курс входили: топография, нивелирование, черчение, иллюминовка, «лонгиметрия», планиметрия, подписывание и накладка планов, таксация, межевые законы и естественные науки. Практические занятия проводились в течение мая-июля месяцев, когда воспитанники в полевых условиях формировали навыки таксации, составления планов, топографии, нивелирования и других видов деятельности будущего землемера.

Выпускникам ЗТК выдавали свидетельство, а после 6 лет работы по специальности свидетельство заменялось аттестатом. В целом, статус выпускников ЗТК был достаточно высок. Так, неподатные выпускники сразу зачислялись на действительную гражданскую службу с присвоением им 14-го разряда. Выпускники из податных сословий освобождались от платежей, податей, телесных наказаний и рекрутской повинности, а через 6 лет работы по специальности они получали право перехода на гражданскую службу. По законам того времени, представители податных сословий не имели права служить на гражданской службе. То есть землемерно-таксаторский класс, являясь, по сути, начальным профессиональным учебным заведением, уравнивал в правах своих выпускников с воспитанниками высшего Константиновского межевого института. В 1874 г. землемерно-таксаторский класс произвел последний выпуск, после чего был закрыт.

 

ЛЕСНАЯ ШКОЛА

Следующим учебным заведением, отнесенным к разряду сельскохозяйственных, была Биклянская лесная школа, открытая в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Школа находилась в ведомстве Министерства земледелия и государственных имуществ, которое почти полностью и финансировало её, например, в 1894 г. из 3545 руб., израсходованных на содержание за год, только 162 руб. составляли плату за обучение [2]. Школа являлась двухгодичным начальным профессиональным учебным заведением, цель которого определялась как «подготовка сведущих по лесной части лиц, для замещения должностей культурных надзирателей, кондукторов и прочих низших специалистов по лесному управлению». В неё принимали юношей всех сословий с 16 лет, окончивших курс не ниже двухклассного сельского училища. Прием осуществлялся один раз в год, только в первый класс, на основе вступительных экзаменов по русскому языку, арифметике, геометрии, географии и истории. Количество ежегодно принимаемых воспитанников было небольшим, всего 10 учащихся, т.е. их максимальное число могло доходить до 20. Из них 15 находились на полном казенном содержании, 5 — сами оплачивали обучение (150 руб. в год) и потому назывались «своекоштными». Кроме того, по усмотрению заведующего школой, могли быть приняты полупансионеры, оплачивающие половину суммы. Необходимо отметить, что все категории учащихся (казеннокоштные, полупансионеры и своекоштные) «получали от казны: помещение, стол, белье, платье, обувь, учебные пособия и вообще — полное содержание» [3]. Названные обстоятельства и возможности получения определенных привилегий после окончания школы делали её привлекательной и для привилегированных сословий. Например, в 1894 г. из 12 учащихся 4 были представителями личного дворянства, чиновничества и военных, 3 — мещан и 5 — крестьян. Заведующим школой в 1916 г. был А.И.Крупович, кроме него было еще два преподавателя и законоучитель. Трое из них имели высшее специальное образование, четвертый — среднее.

Обучение в школе носило практикоориентированный характер, оно состояло в ознакомлении учащихся с производством лесных работ, формированием знаний и умений, необходимых лесному кондуктору; теоретические сведения «сообщались в виде кратких положений». Поэтому в учебном плане предусматривались и теоретические и практические занятия. Из специальных дисциплин изучались: объяснения явлений природы, насколько это необходимо для уяснения основ лесоводства, краткий курс древоизмерения и лесоупотребления, элементарные сведения по строительному искусству с черчением, необходимые сведения из лесных законов и делопроизводства и сведения об охоте. Программа общеобразовательных предметов предусматривала повторение курса городского (уездного) училища. Большое место в обучении занимала практическая подготовка, которая проходила в лесных угодьях и дачах лесничества, кроме того, при самой школе содержался огород и небольшой лесопитомник. В лесных школах не было летних каникул, это время года полностью посвящалось практическим занятиям, состоявшим из съемок и нивелирования местности, составления технических смет, чертежей площадей, оценке делянок, ведения делопроизводства, а также выполнения работ на пришкольном участке, лесопитомнике и дачах. Кроме того, ученики выполняли множество индивидуальных и микрогрупповых практических заданий, по которым воспитанники отчитывались в процессе обучения и на переводных и выпускных экзаменах. По данным Н.Н.Кузьмина, приведенным им по отношению к Курганской лесной школе, выпускные экзамены «состояли в письменном изложении на заданную тему, в исполнении работ по съемке, лесоводству и древоизмерениям, в устных ответах по лесным законам и делопроизводству, в обьяснениях к представляемым на рассмотрение комиссии коллекциям, планам, чертежам» [4].

В целом, лесная школа была закрытым учебным заведением: воспитанники были обязаны жить в казенном помещении, не имели права покидать обозначенную территорию и должны были соблюдать установленные правила поведения. Жизнедеятельность воспитанников в общежитии и школе строилась на принципах самовоспитания и самообслуживания. Все работы, кроме подготовки пищи, выполнялись учениками самостоятельно, например, содержание в порядке и чистоте спальных и классных помещений, растопка печей, заготовка дров, стирка одежды, постельного белья и др.

После окончания школы казеннокоштные стипендиаты обязаны были прослужить в лесном ведомстве по 1,5 года за каждый год обучения. Выпускники получали свидетельства на звание лесного кондуктора, что приравнивалось к должности XIV класса по табелю о рангах и, после выхода на пенсию, пользовались правами IX разряда, но без права чинопроизводства. Надо сказать, что зарплата лесных кондукторов была относительно высокая — от 450 до 850 руб. в год, кроме этого им выдавались разъездные деньги (300 руб.), предоставлялось казенное жилье, дрова и 10 десятин земли. Более чем за четверть века деятельности школы ею было подготовлено, предположительно, около двухсот специалистов лесного хозяйства.

 

ВЕТЕРИНАРНО-ФЕЛЬДШЕРСКАЯ ШКОЛА

Одним из специалистов сельского хозяйства является ветеринар, деятельность которого направлена на лечение, сохранение и улучшение здоровья животных. В дореволюционной Башкирии, как в целом и в России, учебных заведений, готовящих специалистов-ветеринаров, долгое время не существовало. Необходимые знания и навыки ухода за животными первоначально формировались в низших сельскохозяйственных школах, которые фактически стали создаваться в 70-х годах XIX века. Тем не менее, развитие аграрного сектора, его дальнейшая специализация обуславливала организацию специальных ветеринарных школ. Первым и, пожалуй, единственным подобным учебным заведением в губернии в рассматриваемый период стала ветеринарно-фельдшерская школа, открытая в г. Уфе в 1890 году при Уфимской заводской конюшне. Школа была открыта на средства Уфимского уездного земства, её целью являлась подготовка специалистов по уходу и ветеринарному обслуживанию племенных лошадей названной конюшни. Впоследствии, по направлению земств, школа стала готовить ветеринаров и для других хозяйств губернии. Можно достаточно условно отнести данную школу к учебным заведениям в полном смысле. В ней не были четко определены многие атрибуты образовательного заведения: требования к уровню образования абитуриентов, сроки обучения, учебный план и программа. Имеющиеся скудные сведения дают основание полагать, что теоретическая подготовка воспитанников была относительно неглубока. На классные занятия отводилась незначительная часть времени. Основой всего обучения являлась практическая работа в конюшнях, где деятельность учащихся организовывалась под руководством педагогов. В целом, практическая работа воспитанников школы в конюшне носила не столько учебный характер, сколько решала хозяйственные задачи. Необходимо отметить, что недостатки в организации педагогического процесса в школе были следствием низкого уровня развития всего ветеринарного образования в России. Тем не менее, Уфимская ветеринарно-фельдшерская школа в определенной степени удовлетворяла потребности хозяйств в специалистах и, что самое важное, её опыт, безусловно, сказался в развитии этой сферы образования в последующие годы.

 

ШКОЛА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ

Основными источниками формирования контингента квалифицированных юристов и специалистов системы правопорядка в регионе являлись следующие: переселение (переезд) чиновников, получивших направление на службу; подготовка стипендиатов Уфимской губернии в других образовательных центрах; организация собственных учебных заведений.

Так, в Казанской гимназии и университете с 1836 г. резервировалось 20 мест для башкир и татар Оренбургского края, где стипендиаты получали чаще медицинское, филологическое, а также юридическое образование. Так, в университете в 1859—65 гг. юридическое образование получает М.Г.Кучуков [5]. Впоследствии количество обучающихся по этой специальности будет постепенно расти. Тем не менее, очевидно, что такой способ «выращивания» дипломированных юристов был достаточно долгим и малоэффективным. Но, при отсутствии собственных учебных заведений, у жителей нашего края не было иного выхода.

Оформление институтов названного образования в Уфимской губернии происходит после организации первого и единственного в дореволюционный период профессионального начального учебного заведения, готовившего низших чинов системы МВД. Этим заведением была Уфимская школа полицейских урядников, в которой осуществлялась профессиональная первоначальная подготовка будущих специалистов правопорядка. Полицейский урядник отвечал за соблюдение правопорядка на вверенном ему участке и выполнял функции, сравнимые с функциями современных участковых милиционеров. В Уфимскую школу принимались физически здоровые взрослые мужчины, имеющие положительные рекомендации, с образованием не ниже начального, в том числе полученного экстерном. Слушателями школы могли стать как рекомендованные стражники (низший полицейский чин), так и те, кто не имел никакого отношения к системе МВД. Обучение в школе было бесплатным, более того, слушатели ставились на содержание «по полицейской части», в неё принимали лиц без сословных, национальных и религиозных различий, успешно прошедших испытания. К сожалению, недостаточное количество сведений о школе не дает полной картины ее деятельности, в частности, неизвестно, каким испытаниям подвергались абитуриенты школы урядников. Но, тем не менее, по косвенным свидетельствам можно предположить, что у будущих слушателей проверялись знания основ начальной школы, а также их физическая подготовка. Учебный план школы включал четыре основных предмета: основы государственного устройства, свод законов Российской империи, курс общеполицейских обязанностей и сыскное дело. Срок подготовки в школе был непродолжительным, всего три месяца, но, судя по учебным программам, обучение было достаточно интенсивным. Например, при изучении курса сыскного дела, будущие урядники должны были усвоить такие узловые проблемы, как понятие о полицейском сыске, осмотр и описание места происшествия, обнаружение и допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств, допрос подозреваемого в преступлении, установление личности преступника, задержание подозреваемого, полицейское наблюдение, обнаружение и изобличение преступника по косвенным уликам, ознакомление с новейшими вспомогательными средствами обнаружения преступника (регистрация, фотография, антропометрия, дактилоскопия, словесный портрет, использование полицейских собак), приемы расследования основных преступлений (кража, мошенничество, поджог, подлог документов, подделка денежных знаков, убийство) [6]. Занятия в школе проводились в основном в форме уроков как теоретических, так и практических. Кроме этого проводились занятия непосредственно на местах реальных происшествий, слушатели привлекались к работе сыщиков (следователей) в роли пассивных наблюдателей. Большое внимание в подготовке уделялось практической направленности и наглядности. Так, сложные приемы и способы антропометрии, фотографии, дактилоскопии, работы с полицейской собакой, по высказываниям руководителя школы уфимского уездного исправника М.Нестерова, формировались «наглядно, с демонстрированием способов работы по каждому из этих отделов». В воспитании будущих полицейских акцент делался на развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности, а также на их нравственные качества. Например, говорилось, что «для сыскной службы необходимы, кроме безусловной честности и смелости, ещё особые, специального характера способности». Или, к примеру, «пользоваться при розысках возможно только приемами дозволенными, не прибегая к обманам, угрозам, не вымогая сознания подозреваемого, или показаний свидетелей… Правильные, беспристрастные розыски требуют внимательности, спокойствия, обдуманности». Как видно, школа урядников была нацелена на практически и теоретически хорошо подготовленных служителей правопорядка, которые после её окончания направлялись во все уезды Уфимской губернии. После Октябрьской революции Уфимская школа урядников была закрыта. Тем не менее, как мы полагаем, её правопреемником может считаться школа-резерв милиции, открытая 15 июля 1924 года в соответствии с приказом № 70 начальника милиции Башкирской республики.

Таким образом, Уфимская школа урядников в дореволюционный период была единственным учебным заведением края, формировавшим юридическое начальное образование. Оно было непривилегированным, всесословным, полузакрытым, практикоориентированным профессиональным учебным заведением, из стен которого выходили низшие чины правоохранительной системы.

 

КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ НА ПИШУЩИХ МАШИНКАХ

Расширяющаяся хозяйственная и другая деятельность людей, особенно в пореформенные и последующие десятилетия, обусловила возрастание потребности в специалистах, разбирающихся не только в определенной области, но и умеющих составить необходимые деловые бумаги, документы и пр. Возрастание делопроизводства всех социальных сфер естественно увеличивало потребность в людях, умеющих печатать на пишущих машинках, а также стенографировать. В дореволюционной России не существовало государственной сети специальных учебных заведений, готовящих делопроизводителей. Мы не встречали указаний и на то, что этим специально занимались отдельные учебные заведения губернии, хотя такая возможность не исключается. Обучить работе на пишущих машинках, в целом, было не сложно. Поэтому эта сфера профессиональной деятельности, в основном, находилась в руках частных лиц. Примерами подобной деятельности являются курсы обучения письму на пишущих машинках М.А.Миславской.

Жительница г. Уфы, вышеназванная потомственная почетная гражданка Мария Александровна Миславская, в 1916г. подает прошение: «Имею честь покорнейше просить Учебный отдел Министерства торговли и промышленности, не отказать, разрешить мне открыть в г. Уфе курсы для обучения письму на пишущих машинках, устав коих при сем представляется». О себе она сообщает следующее: «а) образовательный ценз: окончила 4 класса Уфимской Мариинской женской гимназии. От роду 21 год; б) работаю на пишущих машинках для собственной надобности и даю на них уроки уже давно и дело это прекрасно знаю; в) губернскому начальству известна с отличной стороны». После нескольких повторных прошений она все-таки получает согласие министерства и с июля 1917 г. официально набирает группу учеников. Цель курсов согласно Уставу была определена как «обучение письму на пишущих машинках по слепому американскому и простому методам». На курсы продолжительностью в два месяца принимались грамотные лица обоего пола, не моложе 15 лет, без различия национальности, вероисповедания и звания. Занятия организовывались на основе утвержденных Учебным отделом программы и учебного плана. Для каждой группы обучающихся составлялось расписание коллективных и индивидуальных занятий, которые строились на основе классно-урочной системы. На занятиях сообщались необходимые сведения, касающиеся конструкции и ухода за машинками, а также производились практические упражнения письму на них. Лица, окончившие курс и «выдержавшие соответствующий экзамен, получали о том свидетельство…с приложением печати курсов». Судя по отчетам руководительницы, деятельность курсов протекала успешно, и желающих обучаться было достаточно. Так, после девяти месяцев работы курсов, М.А.Миславская в Учебный отдел пишет следующее: «Занятия производились вполне согласно Устава. Состояло учеников 80 человек, из них: 15 магометан, 10 евреев, остальные православные. Плата за курсы взималась по 30 рублей. Преподавание производилось только лично мною».

В итоге хотелось бы обратить внимание на следующий факт: официальная общероссийская и даже местная статистика совершенно некорректно отражала количественные и качественные показатели всей образовательной системы Уфимской губернии. В силу объективных и субъективных причин количественные и другие показатели названной системы дореволюционной Башкирии были всегда ниже, чем это было в действительности. Поэтому рассмотренные выше учебные заведения не всегда находили место в статистических показателях.

 

Источники:

1. Краткий исторический очерк 75-летия Уфимской мужской гимназии (1828—1903). — Уфа, 1904. — С. 12.

2. Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящихся на территории Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894 года. — Оренбург, 1896. — Сс. 138—145.

3. Программа Биклянской низшей лесной школы Министерства земледелия и государственных имуществ. — Б.м.Б.г. — С.3.

4. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. — Челябинск, 1975. — С. 211.

5. Мирсаитова С. Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX века: В 2-х ч. — Екатеринбург, 2000. — Ч. 2. — С. 85.

6. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. — Уфа, 1914. — С. 3.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле