> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Николай Богданов

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Webalta

XPOHOC

 

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Николай Богданов

СЕРДЦЕ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО

Литературная судьба Иннокентия Федоровича Анненского – одного из самых крупных поэтов «Серебряного века» – поистине трагична, ведь он был совершенно не известен как поэт при жизни и умер всего за четыре месяца до выхода своей главной книги – сборника стихотворений «Кипарисовый ларец». Заслуженная, но запоздалая слава поэта пришла к Анненскому уже после смерти. Думается, на судьбу этого человека, как и на тональность его творчества, наложило свой отпечаток то печальное обстоятельство, что он был очень больным человеком. С детства Анненский страдал тяжелой болезнью сердца.
Не удивительно, в таком случае, что тема «сердца», и ощущений, непосредственно связанных с этим органом, проходит через все творчество поэта. Вот, например, несколько весьма характерных строк со страницы сборника «Тихие песни», анонимно выпущенного автором в 1904 г. Их невозможно читать без волнения даже здоровому, полному жизненных сил человеку. Те же, кто имеет несчастье страдать сердечными заболеваниями, наверняка сразу почувствуют в поэте родственную себе душу.

Эта ночь бесконечна была,
Я не смел, я боялся уснуть:
Два мучительно-черных крыла
Тяжело мне ложились на грудь.
На призывы ж тех крыльев в ответ
Трепетал, замирая, птенец,
И не знал я, придет ли рассвет
Или это уж полный конец…

Несомненно, речь идет о приступе грудной жабы или, выражаясь современным языком – стенокардии, нарушении нормальной деятельности сердечной мышцы из-за недостатка кислорода. Что и говорить, картина это драматическая, неизменно вызывающая у больного человека страх, близкий к панике. Но как же точно удалось найти Анненскому метафору для описания возникшего в этот момент приступа аритмии сердца! Скорее всего, это экстрасистолы – внеочередные сокращения сердца, сбивающие его нормальный ритм. Кажется, только так, максимально близко к реальным ощущениям, и можно передать их – это как бы еще неумелые, неуклюжие движения совсем неопытного, неоперившегося птенца. Птенца, противоестественным образом сменившего сильную взрослую птицу, обычно легко и радостно несущую на своих крыльях здорового человека. С поразительной точностью охарактеризована и возникающая за потоком экстрасистол компенсаторная пауза сердца – судорожно трепетавший птенец вдруг замирает. Увы, подобные ощущения возможны уже при значительных изменениях сердечной мышцы: ее гипертрофии – болезненном увеличении и склеротических явлениях. А это значит, что болезнь уже глубоко пустила свои корни в сердце поэта. Думается, нет смысла гадать, какой же в действительности недуг одолевал Анненского. Учитывая обстоятельства его жизни – болезнь была не врожденной, а приобретенной в детстве после перенесенного воспаления легких, из-за чего даже пришлось дублировать год обучения в гимназии. Скорее всего, это мог быть порок митрального клапана сердца, его сужение или, наоборот, неспособность полностью замкнуться при каждом сердечном сокращении. В этом случае сердцу приходится работать с повышенной нагрузкой, из-за чего и развивается гипертрофия его мышц. В большинстве случаев этот процесс осложняется хроническим воспалением перикарда – сердечной сумки, что только усугубляет все болезненные явления.
Но, даже абстрагируясь от этих, повторюсь еще раз, удивительно точных описаний нарушений сердечной деятельности, цитированное стихотворение следует признать болезненным. Дело в том, что здоровый человек обычно почти не ощущает своего тела, оно как бы растворяется в окружающем его мире. И, анализируя свои ощущения, он будет отталкиваться прежде всего от реакции на внешние раздражители. Для примера можно вспомнить пушкинские «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный…

Ночь. Мрак. Глаза не различают предметы в темноте, на что же отреагирует молодой, полный сил, хотя и испытывающий душевное беспокойство, человек? В атмосфере жилого дома скорее всего …на часы. И точно:
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близь меня…

К их мерному звучанью примешиваются и другие звуки. Растравленное тревогой воображение ассоциирует шорох ветра с бормотанием древнеримской богини судьбы, а неизбежная в условиях сельской жизни мышья беготня вызывает грустные мысли о бренности окружающего мира.
Сходный образ мы найдем и в стихотворении современника Анненского - Константина Бальмонта «Грусть»:

Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется,
Надо мною раздается мерный стук часов стенных…

Конечно, приведенные выше строки написаны поэтами в их молодые годы, а когда же и быть здоровым, как не в этом возрасте? Пожалуй, только у Тютчева, в последнюю пору его жизни, отыщется что-то родственное Анненскому. Вот, как звучит это в его «Бессоннице»:

Ночной порой в пустыне городской
Есть час один, проникнутый тоской,
Когда на целый город ночь сошла,
И всюду воцарилась мгла…

Кажется, еще ничто не предвещает тех трагических признаний, что через мгновение польются из измученной души поэта. И вдруг:

И сердце в нас подкидышем бывает,
И так же плачет и так же изнывает…

Но тщетно плачется и молится оно:
Все вкруг него и пусто и темно!
Час и другой все длится жалкий стон,
Но наконец, слабея, утихает он.

Эти строки написаны поэтом в апреле 1873 года, всего за несколько месяцев до смерти. В момент их рождения Тютчеву было уже за семьдесят. Цитированное выше стихотворение Аннеского не датировано, но в момент выхода сборника «Тихие песни», ему не было и 50.

Для любого человека, мало-мальски искушенного в медицине, не составляет секрета, что с сердечной недостаточностью тесно соседствует патология дыхательной системы. Естественно, такие люди очень чувствительны к чистоте и свежести воздуха. Действительно, у Анненского можно обнаружить такие, весьма показательные, метафоры и сравнения:

Я хотел бы любить облака
На заре… Но мне горек их дым…

Или
Гляжу на тебя равнодушно,
А в сердце тоски не уйму…
Сегодня томительно-душно,
Но солнце таится в дыму.

И здесь ему сродни оказывается поздний Тютчев (курсив мой – Н.Б.):

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Или

И жизнь над нами тяготеет
И душит нас как кошемар…

Увы, закономерным оказывается и впечатление, вынесенное Анненским из пещер Киево-Печерского монастыря, посещение которых обернулось для него настоящим кошмаром:

Чьи-то беззвучно уста
Молят дыханья у плит…

Нет, не хочу, не хочу!
Как? Ни людей, ни пути?
Гасит дыханье свечу?
Тише… Ты должен ползти…

Впрочем, посетившие это замечательное место в какой-либо большой праздник, когда в поземных лабиринтах оказываются сотни людей, желающих припасть к мощам святых угодников, вряд ли осудят поэта за такое, далекое от благоговейного умиления, признание.

***
Разумеется, взгляд врача на творчество Анненского – всего лишь один из ракурсов в его понимании. Пожалуй, даже ракурс экзотический. Важнее другое: именно сердце становится для поэта синонимом души – органом, определяющим, говоря языком Достоевского, «всемирную отзывчивость» поэта. Кажется, в русской литературе рубежа XIX-XX веков не найдется художника, равного в этом смысле Анненскому. Его сердце откликалось на горе людей, пусть даже и незнакомых автору, таких, как старые эстонки, чьи дети были замучены карателями в революцию 1905 года. Оно же воспринимало мýку литературных героев – гетевской Гретхен, погубившей своего ребенка и утратившей, от непосильной потери, разум. Ему была близка и понятна даже тоска бездушных вещей, будь то будильник или старый вал изношенной, почти лишившейся голоса шарманки. Удивительное и уникальное умение всех понять чрезвычайно расширило поэтический мир Анненского, сделав его провозвестником неведомых перед тем путей творчества. «Он нес в себе столько нового,» – писала Ахматова, «что все новаторы оказывались ему сродни…»
Увы, этот удивительный восприемник чужих страданий был совершенно одинок в своей реальной жизни. Лишенный, в силу болезненности, многих радостей бытия, Анненский был вынужден вести жизнь тихую и уединенную, как бы отгородившись от людей некоей завесой. В глазах окружающих это делало его облик почти таинственным. Именно так, по большей части, воспринимали его ученики и преподаватели учебных заведений в Петербурге и Киеве, где в разное время довелось служить поэту. Один из младших современников Анненского, впоследствии известный искусствовед Н.Н. Пунин так описывал свои впечатления: «Он шел очень прямой, в вицмундире, с черным пластроном вместо галстука; по обеим сторонам на лоб спадали слегка седеющие пряди волос, и они качались на ходу; широкие брюки болтались вокруг мягких, почти бесшумно ступающих штиблет; его холодные и вместе с тем добрые глаза словно не замечали расступавшихся перед ним гимназистов, и, слегка кивая головой на их поклоны, он торжественно проходил по коридору, как бы стягивая за собой пространство…»
Несмотря на слабое здоровье, Анненский всю жизнь занимался весьма нелегким трудом – преподавательской деятельностью. Его послужной список включает частную гимназию Ф.Ф. Бычкова (позже – Я.Г. Гуревича) и 8-ую мужскую гимназию в Петербурге, коллегию Павла Галагана в Киеве, Павловский институт, Высшие женские (Бестужевские) курсы, где он преподавал древние языки – латинский и греческий, а также читал лекции по теории словесности. С 1896 г. Анненский в течение десяти лет возглавляет Николаевскую мужскую гимназию в Царском селе под Петербургом, в стенах которой, в свое время, учился Пушкин. Правда, тогда это была не гимназия, а знаменитый Императорский лицей. Кроме того, поэт публиковал многочисленные статьи и рецензии в различных научных изданиях, в частности – в «Журнале Министерства народного просвещения», в журнале «Воспитание и обучение» и проч. Что и говорить, такие нагрузки и не всякому здоровому человеку по силам. Здесь же они были еще и мучительной помехой для поэтического творчества.
Видимо из-за перегрузок Анненский слыл чрезвычайно рассеянным человеком. Известен, например, следующий анекдот. Поэт возвращается домой в Царское село с какой-то лекции из Петербурга.
- Ваше превосходительство! – бросается к нему слуга, известный на все Царское великан Арефа. – Да ведь пальто-то – чужое!!!
Анненский снимает и удивленно рассматривает пальто.
- Действительно, не мое… То-то я всю дорогу из Петербурга ломал голову, что это за портсигар у меня в кармане появился?

Вместе с тем, благодаря мастерству преподавания и гуманному отношению к людям, Анненский был кумиром своих учеников. Детей не обманешь: они слишком хорошо чувствуют истинное отношение к себе. Положа руку на сердце, многие ли из современных педагогов смогут, не кривя душой, повторить во след за поэтом:

Вы несчастны, если вам
Не понятен детский лепет,
Вызвать шепот – это срам,
Горший – в детях вызвать трепет ?

Да, он общался с ними на равных, ничуть не чувствуя, что потерял авторитет или зря потратил время! Тяжелый недуг парадоксальным, на первый взгляд, образом, сделал этого человека не только необыкновенно внимательным к нуждам других людей, но и мужественным перед лицом многочисленных жизненных ударов. Пожалуй, наиболее ярко эти качества проявились в период Первой русской революции. Захваченные вихрем ее событий, многие учащиеся Николаевской гимназии оказались замешанными в волнениях молодежи, подписывали петиции с требованиями изменений в учебном деле, участвовали в уличных демонстрациях. В самой же alma mater 4 ноября 1905 года была проведена «химическая (! - Н.Б.) обструкция», после чего пришлось даже прерывать занятия. От директора потребовали объяснений, и, главное, списков участников беспорядков. Теряя драгоценное здоровье в объяснениях с власти предержащими, Анненский ухитрился все-таки сделать так, что требуемые списки поданы не были. Понятно, к чему бы это привело: все значащиеся в них были бы отчислены, как говориться, с «волчьим билетом», и путь к образованию им был бы закрыт. Мудрый наставник спас своих подопечных, пусть даже и не всегда поступавших разумно, на грани анархии и хулиганства, от участи изгоев, но самому ему это стоило директорского поста. И хотя увольнение было обставлено как перевод на другую работу, да еще с повышением, сам факт принуждения к смене деятельности был, по существу, оскорбительным. К тому же новая должность – инспектор Санкт-Петербургского учебного округа - требовала постоянных разъездов по губернии, что при расстроенном здоровье было не только обременительным, но даже опасным для жизни. Правда, теперь появилось время для раздумий - в долгие часы переездов по железной дороге. И некоторые стихи Анненского последних лет приобретают характерные дорожные пометы: «вологодский поезд», «почтовый тракт Вологда -Тотьма».
Удивительно благородный и терпимый в отношении других людей Анненский был чрезвычайно требователен к себе. Вот строки из знаменитого стихотворения «Старые эстонки», имеющего подзаголовок «Из стихов кошмарной совести», - это отклик поэта на массовые расстрелы рабочих в Ревеле; содержащийся в нем приговор, прямо-таки, обжигает своей жестокостью:

Ты жалел их… На что ж твоя жалость,
Если пальцы руки твоей тонки,
И не разу она не сжималась?

Спите крепко палач с палачихой!
Улыбайтесь друг другу любовней!
Ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий,
В целом мире тебя нет виновней!

***

Скоропостижная смерть Анненского ужасна своей безвременностью. Но в ней было и одно загадочное обстоятельство. Поэт скончался вечером 30 ноября 1909 года прямо на ступеньках Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Люди, поспешившие помощь к безжизненно оседавшему в снег господину, скорее всего даже не подозревали, кто перед ними. Между тем, до сих пор остается непонятным, почему Анненский оказался в это время на вокзале. По воспоминаниям одного из современников, незадолго перед этим поэт вышел из гостей на Загородном проспекте и должен был ехать совершенно в другую сторону – на Васильевский остров, где его ждали на лекции. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, чем он руководствовался в своих действиях. Свершилось, то чего поэт так опасался, признавшись в одном из стихотворений:

О сердце! Когда, леденея,
Ты смертный почувствуешь страх,
Найдется ль рука, чтобы лиру
В тебе так же тихо качнуть
И миру, желанному миру,
Тебя, мое сердце, вернуть?..

В реальной жизни чуда, увы, не произошло. Однако, через четыре месяца Анненского ожидало поэтическое бессмертие.

Впервые опубликовано:
Три века русской литературы. (Иркутск). 2002. Вып.1. С.77-83.
Публикуется по тексту иркутского сборника с некоторыми исправлениями.

 

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

 
Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев