> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 6'07

Юрий Горюхин

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Юрий Горюхин

Убить Тарантино

Все случилось жарким июньским днем в далеком 2004-м году. К нам приехал Тарантино. Приехал, конечно, не буквально к нам, а на 45-летний почти юбилейный Московский международный кинофестиваль. В приезд великого Квентина не верил никто, даже, говорят, не верил председатель XXVI ММКФ Никита Михалков. Но мэтр приехал, и вся кинообщественность страны трое суток напряженно следила за передвижениями звезды по Москве. Не отрывался, помнится, от телевизора и я. Дружно, вместе с технической, творческой и прочей интеллигенцией смахнул слезу, когда маэстро с незаконченным средним образованием склонил голову над могилой поэта Пастернака. Удивился, что Квентина не подвезли к памятнику Лермонтова - шаркнуть ножкой писателю, поместившему 164 года назад героя своего времени в обратную композицию, изобретенную потом Тарантино. А когда в очередной раз услышал от очередной миловидной киноведши о потрясающей энергетике и многоцветной ауре двухсерийного фильма про Билла, с помпой представленного голливудским режиссером, то в одночасье выделил из своей жизни четыре часа времени, три сотни из семейного бюджета и отправился в ближайший кинотеатр наслаждаться искусством.

Искусство тогда меня ошеломило. Знаменитая актриса Ума Турман прыгала очень высоко, бегала очень быстро, дралась и фехтовала очень ловко и к концу фильма победила всех плохих девочек и тетенек, попутно покрошив несколько десятков второстепенных мужчин. Жалко, конечно, что ей не встретились Брюс Ли, Чак Норис и Джеки Чан - они бы показал ей и назло феминисткам, что такое мужское кун фу, но я не об этом.

Я о том, что такого нелепого двухсерийного винегрета из штампов не видел давно и даже готов был зааплодировать, ожидая умопомрачительную пародию на все виды «колотушек» сразу, но так и остался с раскрытыми ладонями, сжимающими воздух, до конца фильма. Фильм на пародию не тянул, на взрослый мордобой тоже, даже для почти половозрелых подростков не мешало бы еще посидеть за монтажным столиком.

В процессе долгого размышления над фабулой фильма возникла кощунственная мысль о том, что, может быть, Квентину не надо было бросать школу, тогда бы он четче сформулировал замысел своего фильма, потому что заявление «просмотрел тысячи гонконгских боевиков и спагетти-вестернов, а теперь покажу такое, что вы никогда не видели» предполагает либо сногсшибательный фарс, либо какого-нибудь суперспецэффектного «летящего тигра за ползущим драконом». На деле получился действительно фарс, только уже в метафорическом смысле.

Я честно попытался прояснить ситуацию у апологетов Квентина, но кроме тавтологических рассуждений о «сумасшедшей энергетики» болтливых фанатов с гуманитарным образованием и лаконичного «он прикалывается» бессмысленно хлопающих глазами фанатов без гуманитарного образования ничего внятного не услышал. Попробуем разобраться сами.

Свой первый сценарий к большому фильму «Настоящая любовь» (1993) продавец видеокассет из магазина с Манхэттена написал в 1987 году в возрасте 24 лет. Свой первый фильм «Бешеные псы» (1992) с первоначальным бюджетом в 35 тысяч долларов (sic!) снял, соответственно в 29 лет, тут же написал сценарий к «Прирожденным убийцам» (1994), и в 31 год снял самый культовый фильм конца ХХ века «Криминальное чтиво» (1994) за что был всеми признан и награжден «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.

Пока остановимся. Впрочем, если читателю это ничего не напоминает, продолжим. Сын индианки племени чероки, никогда не видевший отца, живет на окраине Лос-Анжелеса, постоянно торчит в автомобильном кинотеатре-стоянке, школа-колледж-университет отсутствуют в его судьбе, днем он продает видеокассеты туповатому мидл-классу, ночью – работает над сценариями, потом снимает два фильма, которые приносят грандиозный успех и мировую славу. То есть налицо воплощение американской мечты, а в нынешнем однополярном мире мечты народов всех стран и континентов.

Миф создан, и, если бы американский Звягинцев тогда умер (тьфу-тьфу-тьфу, конечно), то скольким киноведам можно было бы сокрушаться в своих диссертациях о том, как много выдающегося мог бы создать мэтр. Но мэтр живее всех живых, поэтому пишет сценарий и снимается в весьма странной пародии (сейчас уже задаешься вопросом, пародии ли, может это опять то, чего мы никогда не видели?) «От заката до рассвета» (1996), выпускает в 1997 году фильм «Джеки Браун», о котором стараются не вспоминать ни только критики, но и всеядные поклонники. Ну и сериал про Била с Умой Турман в главной роли. Миф как-то сам собой рушится, мечта испаряется, кинозритель из последних сил пытается высмотреть глубокий смысл между кадров и поймать в темном кинозале черную кошку. Я тоже долго ловил «черную кошку-мысль» в рассекающих со свистом тела злодеев японских мечах, но, к сожалению, как ни уговаривал сам себя, как ни таращил на экран «третий глаз», кроме голого короля, для политкорректности пусть тоже черного, не увидел ничего.

Не было бы необходимости так долго утомлять читателей, но реальность такова, что новое мифотворчество не так безобидно, как может показаться. Если все подчинено «такому, чего вы никогда не видели», то искусство стремительно движется в направлении, зовущимся профанацией. Косвенным подтверждением моих опасений может послужить кинофестиваль в Каннах того же 2004-го года, где великий Квентин Тарантино выступил уже в качестве судии. Я не поклонник Джоржа Буша-младшего, хотя его мимика симпатичного имбецила порой умиляет. Но отдать главный приз документальному фильму Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», однозначно заряженному на скандал, вызывает недоумение, а заявление председателя жюри, что фильм получил главный приз за его «высочайшие кинематографические достоинства», а не за "политическое содержание" вызывает застенчивую улыбку неловкости за говорящего. То есть, если Буша заменить вождем племени Мумба-юмба с Верхней Вольты, а Садама Хусейна вождем племени Юмба-мумба с какой-нибудь Нижней Вольты, то от этого эстетическая составляющая не изменилась бы и фильм все равно взял бы Гран-при? Сам Тарантино на аналогичный вопрос журналистов сказал, что пока не знает, но подумает. А член каннского жюри британская актриса Тильда Свинтон была более прямодушна в своем простодушии: «Фаренгейт 9/11» является радикальным политическим фильмом, который обращается через голову нынешних американских СМИ к народу США». Ну пусть обращается, кто же против, только причем здесь мировое киноискусство? Боюсь Тарантино сам оказался в творческой ловушке, когда от него ждут того, не знай чего, которое он снимет там, не знай где и так, не знай как. Будет ли привезенный на Каннский фестиваль нынешнего года фильм мастера «Доказательство смерти» ответом на наш скептицизм, говорить пока еще рано. Но весьма настораживает то, что это не самостоятельный фильм, а вторая серия общего с режиссером Робертом Родригесом фильма «Грайндхус» (Робригес снял первую серию «Планета страха»). Если можно безболезненно расчленять замысел, и выдвигать части на лавры по отдельности, то какой смысл в изначальном объединении?

Весь пафос этой заметки собственно не против Квентина, все-таки он внес значительный вклад в современный кинематограф, а против зашоренности сознания наших интеллектуалов, против, если хотите, той девочки в очечках с какого-нибудь «андеграундно-авангардного апокрифа», которая будет долго и замысловато разъяснять проникновенную игру и глубокий смысл переднего сальто, после двух рандат-флягов Умы Турман.

В интервью «Новым Известиям» Квентин Тарантино признался, что кино для него сродни женщине. Но стоит ли «преданно и нежно любимую всем сердцем» наряжать черти во что, чтобы только эпатировать публику. Женщины народ капризный – они не прощают такой любви.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле