> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Геннадий Старостенко

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

Webalta

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Геннадий СТАРОСТЕНКО

«Русская критика» Капитолины Кокшенёвой

Капитолина Кокшенева.

Вышедшая в издательском доме «ПоРог» книга Капитолины Кокшеневой «Русская критика» заявляет себя ценностью с одного только внешнего оформления – благородством дизайна. А раскроешь – ясно, что ценность эта из ряда абсолютных. Абсолютна она исповеданием традиционализма, апологией русской культуры, подлинной аналитичностью – проникновенностью метода и чистотой стиля.
Родом из-под срединно-сибирского Омска, получившая владетельное и редкое по красоте имя, Капитолина Кокшенева с этих же основ и наследует всему корневому, отсеянному временем, сильному и здраволюбивому в отечественной литературной критике и общественной мысли. Дар ясного ума и глазомер помножены на диалектичность идейно-образного ряда. Выверенная емкость понятий, микрохирургическая прецизионность дефиниций, целительная вера в приоритеты русской духовности и главенство принципа национального в культуре довершают творческий инструментарий автора.
Все пятьсот страниц текста (плод десятка лет радения о литературе, театре, искусстве вообще, о жизни самой) пронизаны сверхзадачей борьбы за высокое без эстетизма, за подлинное без упрощенности, за национально-историческое без самолюбования и обскурантизма.
Книга начинается с полемического эссе с работой В. Кожинова «И назовет меня всяк сущий в ней язык». Исследование посвящено поднятым Кожиновым дискурсам Чаадаева, Достоевского, иных о взаимодействии национального и «общекультурных» начал, о «всечеловечности» как свойстве русской души, - но и о перевоплощении логики всемирно-универсального доброхотения в культурный, религиозный и философский авангард.
«Кожинов рассматривал проблему всемирности в пространстве мысли Достоевского и Чаадаева, - пишет критик, - но не дал слова Страхову и Данилевскому. Не учел их точных наблюдений, что разнообразие народов есть глубинный факт, коренящийся в самой природе человечества (Н.Страхов). И тогда всемирная история предстает именно «как история народов».
Этот принцип дорог автору, его он считает основополагающим в разрешении коллизии природно-национального и беспочвенно-глобалистского. В полемике с Кожиновым манифестом звучит следующее утверждение критика: «нам нужно решительнее ставить вопрос о необходимости «национального эгоизма», если под этим понимать исторически реальную и творчески подвижную меру самобытности, если в «эгоизм» вместить лучшее – возможно лучшее понимание себя в каждую историческую эпоху…»
Замечательна научная эрудиция Капитолины Кокшеневой, привлекающей классиков национальной идеи (таких как Н. Данилевский и Н. Дебольский), адресующейся к мнению современного питерского философа Н.П. Ильина. При понятийной и терминологической насыщенности текстов - никакой игры в наукообразие. Главная цель – донести великие и смелые идеи до читателя, популяризовать их.
В статье «Элите захотелось портвеша» (из дискуссии в «Литгазете» - «Сумерки литературы: закат или рассвет») Капитолина Кокшенева дает «постмортем» либеральной литературе. Исчерпывающе, в тезисах.
Либеральное литературное пространство – это пространство без веры. Оно безыдеально. Убивает любовь к своей стране. Как и вообще – любовь к значительному и серьезному. Нет нормы, нет сдерживающего порядка, нет образца. Человек в ней – существо, изобретенное писателем…
И еще – прицельно, аналитически точно: «Либеральная литература произвела революцию инстинкта, и, апеллируя к нему, она неизбежно двигалась в сторону виртуального как дающего более сильные наслаждения, когда реальное человеческое чувство кажется пресным и слишком элементарным…»
Ярко подмечен автором и легкий дрейф либерального искусства в сторону игровой консервативности – как выгодный ему в силу исчерпанности эстетической, усталости от собственного этического релятивизма.
Капитолина Кокшенева точно структурирует литературное пространство – от либерального постмодернистского мейнстрима до новомодных мнимо оппозиционных «трендов» и «брэндов». При этом обнаруживает свою главную задачу в том, чтобы показать, что «новый реализм» (например, Сергея Шаргунова) – явление показное и пустое в своей сущности, а патриотизм его ненатурален и вообще имеет «химическую» природу. (За толкованием – к тексту Кокшеневой). Не стесняясь в оценках, разоблачает ничтожность «пост-чернушников». Сокрушается по поводу фиктивности нынешнего «литературного процесса» и писательской судьбы вообще: «Как и в прочем всём, молодое поколение в литературе тоже делают – делают его жизнь, его литературу, его взгляды».
Выводы подчас сногсшибательны – но с тем и правдивы: «Эта проза – урод, родившийся в ситуации убитой Большой Идеи».
От себя добавлю, что жесткость, цинизм и завиральный индивидуализм нынешних «сердитых молодых» в основе своей сервильны и вторичны, поскольку как принцип вытащены еще из англичан-пятидесятников, из «пропасти» Сэлинджера, предшествуемых прозой экзистенциалистов. Разница в том, что в первоисточнике это «отрицание всего» исполнено ненаших красивостей (отражает подростковую ломку под видом революционности), тогда как у «наших» «пост-чернуха» и «мрачнюха» - скорее самоцензура в сторону требований рынка либерального чтива. По большому счету, экзистенциализм этой плеяды молодых ядовит и смертоносен, о чем и свидетельствует исследователь.
Толкуя о подлинном и мнимом, Капитолина Кокшенева оставляет первое за теми в русской литературе, у кого достало сил и веры противостоять всякого рода деструкции и деконструкции – как в литературе, так и в жизни. Умозрения по поводу несовременности писателей-почвенников – даже и беловско-распутинской плеяды – уверенно сметаются следующими дискурсом критика: «И какой такой сверхсовременности мы хотим от наших писателей, если «не современен» весь наш русский народ – если он все эти годы находится за чертой государственного внимания». Не менее вразумительным силлогизмом Кокшенева защищает Валентина Распутина и от нападок ура-патриотов, готовых обвинить писателя чуть ли не в «продажности»: «…если хочется обесценить одно (сдвинуть Распутина на обочину русской литературы), то будет непременно обесценено и целое, чем, собственно, и занимаются все эти годы всевозможные акционеры от литературы модернистского толка».
В числе прочего в книге собраны и театральные рецензии последних лет. Полна свежих оценок и кино-рецензия на фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Однако большая часть хронологически собранных текстов посвящена прежде всего литературоведению.
Капитолина Кокшенева – не просто критик, но исследователь, и непросто исследователь, но поисковик. В основе ее творческого метода – отнюдь не бесстрастный анализ происходящего в искусстве, но заинтересованный поиск того, что поможет человеку обрести животворную связь с историческими судьбами своей страны. Поиск сил, что в конечном итоге свалят с русской культуры саркофаг, старательно натягиваемый на нее ревнителями трупного модерна и «универсальных ценностей».
В работе «Искать человека» это авторское кредо изложено обстоятельно – с привлечением сильного и доказательного научного оснащения. Особый интерес представляет глава «О национальном и христианском». Беря на вооружение религиозно-философскую публицистику Н. Дебольского и Н. Ильина, Капитолина Кокшенева указывает читателю на ошибочность некоторых абсолютизаций. Приводит, с одной стороны, мысль классика о том, что «стремясь к религиозному единству нации, мы решаем именно национальную, а не религиозную задачу», а с другой – говоря: «…если мы в качестве принципа, лакмусовой бумажки национального выберем только «православность», то большая часть нашего народа окажется выброшена на рынок потребителей общемирового культурного и религиозного продукта очень низкого качества (а многие и уже там!)».
Выступая в защиту культурного единства нации, критик открыто заявляет: «Мой главный культурологический пафос, основания для которого я нахожу не только в культуре, но и в реальности, уже многие годы состоит в том, что литература и культура – это охранительные оболочки человека. А сам человек, востребованный современностью только как исправный налогоплательщик, усердный избиратель и жадный потребитель, именно в литературе может сохранить свой полный образ как человека исторического и религиозно связанного пуповиной с традицией признания безусловных требований духовного мира».
Книга Капитолины Кокшеневой – настоящий подарок русскому сердцу. Есть все основания полагать, что для тех, кто населяет тверди русского пространства в литературе, она очень скоро настольной. Как, впрочем, и для многих иных.

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев