> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 2'07

Елена Шарова

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Елена Шарова

Учение с увлечением

Вот уже пятнадцать лет каждый год, 4 ноября, юные художники республики получают награду за победу в творческом конкурсе, который носит имя Алексея Александровича Кузнецова. Это же имя присвоено художественной школе №1. Не так давно она отметила свое 45-летие. На сегодняшний день это признанный в Башкортостане центр художественно-эстетического воспитания детей и юношества.
О ее прошлом, настоящем и будущем рассказывает директор школы Рамиль Хайруллович Мустаев.
— Рамиль Хайруллович, с чего начиналась история старейшей в республике художественной школы?
— Школа была открыта в 1960 году, первым ее директором стал Наиль Гарифович Вагапов, выпускник Казанского художественного училища. Сначала она занимала всего три комнатушки в жилой квартире на улице Мира. В течение первого года Наиль Гарифович сам был и преподавателем, и директором, и столяром, словом, от скуки на все руки. Работал полгода на чистом энтузиазме — зарплату ему не платили, потому что даже не существовало такого документа, подтверждающего, что он — директор. Первый набор учеников — 15 человек — все же состоялся. Это были на редкость талантливые ребята. Их имена сейчас знают не только в республике, но и за ее пределами: Николай Калинушкин, Рафаэль Салимгареев, Лариса Решетникова... Желание творить было в них так велико, что многие ездили в школу через весь город по проспекту Октября, который был тогда еще не проспектом, а пустырем.
В 1962 году при школе открылось вечернее отделение для работающей молодежи. Естественно, трех комнатушек не хватало — необходимо было помещение просторней, нужны были преподаватели. И случилась тут почти криминальная история. На улице Ульяновых был построен жилой дом, его уже заселили, а цокольный этаж пустовал. Там должно было размещаться Республиканское управление колхозов и совхозов. 1 сентября в глухую ночь Вагапов достал где-то лошадь, погрузил мольберты и прочее хозяйство и занял этот этаж, повесив на дверь замок и сургучную печать. Захватчика, конечно, вычислили быстро, пугали увольнением и арестом за незаконное занятие площади, но, видимо, приняв во внимание благородство цели, отнеслись человечно и официально передали помещение школе с формулировкой «как свершившийся факт».
Дом на улице Ульяновых служил юным художникам приютом до 1977 года. Александра Михайловна Графова, ставшая директором школы в 1964 году, рассказывала: «Ребята были какими-то одержимыми. Я иногда оставалась в школе ночевать, так как жила далеко, на улице Ветошникова. И вот такая ночь. Слышу шаги по коридору и тихий говор. Все, думаю, воры. Открываю дверь кабинета и вижу свет в одном из классов. Захожу — и перед глазами такая картина: сидят мои мальчики на скамеечке и…рисуют, а на другой скамеечке — черный хлеб и килька — их ужин».
Имена этих возмужавших мальчиков сейчас широко известны. Это Вячеслав Авдяков и Рафаэль Салимгареев. В новое здание пришли новые преподаватели, появились новые дисциплины, например, скульптура, история искусств. В 70-е годы количество учащихся достигло уже 600 человек, а учеба велась в 4 смены. В этот период работы наших учеников стали посылать на всесоюзные и международные конкурсы, и они никогда не оставались незамеченными.
Именно тогда в СССР появилась тенденция создавать школы искусств. В этом была, конечно, своя идеология: воспитать человека новой формации, всесторонне развитого, умеющего и рисовать, и танцевать, и петь. Пример был: такая школа существовала и существует в Каунасе, но она была и осталась единственной, а опыт в целом не удался: нужен педагогический коллектив высокого уровня. Что-то получалось на уровне малышей 5—7 лет: они еще могут с удовольствием немного попеть, немного потанцевать, а дети постарше уже тянутся к чему-то одному. У нас в Уфе на Нежинской, 5 открыли школу искусств: 3-й и 4-й этажи заняла художественная школа, а на первых двух этажах разместились музыканты.
Шли годы, менялись директора. А. М. Графова, трудившаяся на посту директора целых 20 лет, по семейным обстоятельствам ушла на преподавательскую работу. В 1983 году ее сменил С. В. Завражнов, в 1984 году директором стал В. Е. Данилов. И для художественного отделения начались драматические времена. Будучи по профессии музыкантом, Данилов предпочтение отдавал музыкальному отделению. В результате началось сокращение числа преподавателей — художников, учеников. Неизвестно, чем бы кончилось противостояние, если бы в школу с просьбой посодействовать организации республиканской конференции по проблемам художественного образования не зашел известный художник А. А. Кузнецов. Я знаю многих художников, но художника с такой активной жизненной позицией, как А. А. Кузнецов, пожалуй, не встречал. К нам в школу он пришел в 1987 году, а через три года его, к сожалению, не стало, но за это время именно он помог нам разрешить ту тупиковую ситуацию, в которой мы оказались. Школа искусств была разделена, а Детская художественная школа № 1 восстановлена в прежнем статусе самостоятельного учреждения.
В память о человеке, так много для нас сделавшем, и по предложению нашего преподавателя, сменившего А. А. Кузнецова на посту председателя республиканского общества изобразительного искусства Ю. Н. Григорьева в 1991 году был учрежден конкурс детского художественного творчества, носящий имя художника. Уже в 1992 году конкурс приобрел статус республиканского, а с 2002 года — Открытого республиканского. Работы шлют из разных уголков России, и количество их доходит до 1500—2000. С 2002 года, с тех пор, как в Орджоникидзевском районе Уфы открылся выставочный зал «Ижад», принадлежащий Нестеровскому музею, работы лауреатов конкурса экспонируются именно там. Их число достигает 200 — творения керамистов, художников, юных мастеров декоративно-прикладного искусства. Обладателю «Гран-при» вручается керамический приз — сосуд с крыльями, выполненный бывшим преподавателем ДХШ №1 Верой Георгиевной Деркач. Такой же сосуд получает лучший преподаватель года, бескрылый человек творить не может!
Могу без стеснения похвастаться — уровень подготовки наших учащихся самый высокий. Они изучают 6 дисциплин, нагрузка — 13 часов в неделю. От 20 до 30 процентов наших выпускников поступает в ведущие художественные вузы Башкортостана и России.
Традиционной стала «Черниковская котовасия» — Открытый республиканский конкурс детских работ, который, начиная с 1998 года, проводится детской художественной школой №1 и республиканским обществом изобразительного искусства. Идея его также принадлежит Ю. Н. Григорьеву, основная мысль конкурса — юмористическое изображение кошачьего мира, проводится он в День юмора — 1 апреля. С недавнего времени «Черниковская котовасия» выпускает каталог работ победителей с цветным воспроизведением их творений.
— Рамиль Хайруллович, к сожалению, бытует мнение, особенно среди преподавателей вузов и училищ, что детей, приходящих из художественных школ, приходится переучивать, что им-де неправильно ставят руку…
— Не в первый раз я это слышу и, конечно, совершенно с этим не согласен. Ведь мы занимаемся по проверенной годами академической программе: те задачи, которые ученики решают в школе, они решают и в училище, и в Академии искусств. Конечно, у ученика могут быть отклонения от общих правил — каждый человек индивидуален. Здесь уместно сравнение с музыкантами. На каком-либо конкурсе одно и то же произведение каждый участник интерпретирует по-своему. Это нормально. Так и мои дети: пишут один и тот же натюрморт, но все по-разному — в зависимости от видения, настроения даже, характера, темперамента. Думаю, тут сказывается еще и та несогласованность, отсутствие тесных связей, преемственности между работой художественных школ, училищ и вузов, о которых давно говорится, да мало что делается.
— Многие психологи любят использовать в работе с людьми тесты, связанные с рисованием, изображением. Вы давно работаете с детьми, как вам кажется, насколько изменились дети, если судить по их работам?
— Сами дети стали несколько аморфными, несамостоятельными, менее энергичными. Потом, ведь не секрет, что количество детей нездоровых чуть ли не от рождения значительно увеличилось. У нас в школе дети уже с утра идут на какие-то лечебные процедуры, потом к нам на занятия. Кто-то уже и операции перенес. В отличие от детей прошлых поколений они не воспринимают школу как ступеньку, по которой они будут двигаться дальше и дальше: многих просто привели родители, чтобы не болтались без дела на улице. Они не спорят о художниках, о творчестве. Это сказывается и в их работах, особенно в композициях: работы какие-то бездушные, механические. Компьютеры тоже особой пользы не приносят. Если раньше дети рисовали то, что видели, с натуры, то сейчас дети живут в виртуальном выдуманном компьютерном мире. Задаешь, например, тему «Мой двор», в их работах все равно чувствуется что-то ненатуральное, видимо, связанное с какой-то игрой или мультфильмом. Очень часто мир в их работах не первичный, а вторичный, кем-то выдуманный.
— Как всякая организация, особенно творческая, ваша школа, конечно, не стоит на месте. Что в перспективе?
— Последние несколько лет деятельность школы получила особый размах. Пришли новые преподаватели: Салават Мухаметович Гилязетдинов, Юлай Сахиевич Басареев, Ольга Владимировна Сазонова. Благодаря их увлекательным урокам, у детей усилился интерес к использованию новых техник в рисунке, к печатной станковой графике, к художественной обработке различных материалов в декоративно-прикладном искусстве. Ю. С. Басареев много экспериментирует с учащимися в акварели. Композиции они выполняют в различных графических техниках. С. М. Гилязетдинов увлек детей занятиями линогравюрой и бумагой ручного литья. О. В. Сазонова (продолжая традиции керамистов М. Ф. и И. В. Таран, В. Г. Деркач) успешно работает с детьми над освоением таких видов декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье, печворк и обработка бересты. Многие наши преподаватели, члены Союза художников России — постоянные участники республиканских, всероссийских и международных выставок, их призеры и лауреаты, так же, как и наши воспитанники. Ребята принимали участие в самых престижных конкурсах детского художественного творчества, проходивших в разные годы в Канаде, Германии, Индии, Македонии, Сомали, Филиппинах и в различных городах России. Восемь наших учеников награждены медалями разного достоинства.
Неосуществленных задумок еще много. Мы уже давно мечтаем ввести такой предмет, как компьютерная графика. Не хватает места. На 360 учащихся у нас всего 9 кабинетов. В общем-то, неплохо бы нам получить собственное здание. В начале 90-х годов был разработан проект и даже выделено место недалеко от нас, во дворе, но это был 94-й год, страну лихорадило, было не до нас. И план, и макет нашей желанной школы до сих пор пылится где-то в мастерских «Башпромстройпроекта». Правда, в последние годы наши хождения по инстанциям возымели некоторый эффект. На улице Калинина собираются строить жилой дом, и первый этаж обещают отдать нам. Вот тогда, думаю, воплотятся мечты о классе компьютерной графики. Может быть, организуем два класса по скульптуре, и дети будут не только лепить из пластилина, но и резать по дереву. Хочется дать побольше места тем ребятам, которые занимаются декоративно-прикладным искусством, обзавестись швейными машинками, печкой для обжига, хотелось бы заняться и дизайном. Словом, были бы площади, а занять мы их с пользой для дела сумеем.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле